Скачать 7.74 Mb.
|
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2007. — 416 с. — (В помощь школьному учителю). От авторов…………………………………………………………………………………………………………5 РАЗДЕЛ I ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОГРАММЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. Я. КОРОВИНОЙ Тематическое планирование учебного материала………………………………………………………………6 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА Урок 1. Вводный………………………………………………………………………………………………… 8 Уроки 2—3. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник Древнерусской литературы…………… 9 Информация для учителя. Значение «Слова о полку Игореве». Образ Русской земли в «Слове…»……… 10 Информация для учителя. Композиция «Слова о полку Игореве»……………………………………………14 Урок 4. Литература ХVIII века (общий обзор) Классицизм в русском и мировом искусстве…………… 16 Уроки 5—6. Пьеса эпохи классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»………………………… 19 Информация для учителя……………………………………………………………………………………… 20 Урок 7. Д. И. Фонвизин «Недоросль»………………………………………………………………………… 22 Урок-семинар 8. «Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности………………………… 24 Урок 9. Образование и воспитание в комедии…………………………………………………………………26 Урок 10. «Петр Великий русской литературы» (В. Г. Белинский)………………………………………… 27 Урок 11. Ода «На день восшествия...» — типичное произведение в духе классицизма……………………29 Урок 12. Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина……………………………………………31 Урок 13. Стихотворения Державина……………………………………………………………………………34 Информация для учителя (материал для углубленного изучения)……………………………………………36 Урок 14. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме……………………………………………………… 40 Урок 15. Н. М. Карамзин — писатель и историк…………………………………………………………….. 42 Дополнительный урок. Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»…………………43 Урок 16. Итоговый по разделу I……………………………………………………………………………… 44 Урок развития речи. Литературная игра……………………………………………………………………… 46 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА Урок 17. «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму……… 50 Урок 18. Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси» (В. Г. Белинский). Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского……………………………… 52 Информация для учителя. Творческий путь В. А. Жуковского. Элегии и баллады Жуковского……………54 Урок 19. Романтическая лирика начала ХIХ века. К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, К. Ф. Рылеев, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский (на выбор). Защита литературных газет……………………………………… 56 Урок 20. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум……………………………………… 57 Урок 21. Грибоедов: личность и судьба……………………………………………………………………… 58 Информация для учителя. Творческий путь А. С. Грибоедова (1795/94/90-1829)………………………… 60 Урок 22. Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия…………………… 62 Урок 23. II действие комедии. Обучение анализу монолога………………………………………………… 64 Урок 24. III действие комедии. Анализ сцены бала………………………………………………………… 65 Урок 25. IV действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии……………………………………………68 Уроки 26—27. Семинарское занятие. Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова…………………………… 71 Информация для учителя……………………………………………………………………………………… 76 Вариант уроков 21—27 по комедии «Горе от ума»………………………………………………………… 79 Урок 1. А. С. Грибоедов. Личность и судьба. «Горе от ума» и его творец……………………………79 Урок 2. Художественное совершенство комедия. Персонажи, исходные мотивы сюжета………… 83 Урок 3. «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии…………………… 85 Урок 4. Чацкий в поединке с «обществом»…………………………………………………………… 86 Урок 5. Смысл названия комедии……………………………………………………………………… 88 Урок 6. Итоговый урок……………………………………………………………………………………89 Урок 28. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение конспектированию………………………………91 Урок 29. Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба…………………………………………………………… 91 Информация для учителя. Лицейский период (1813— май 1817 г.). Петербургский период (июнь 1817 — начало мая 1820 г.). Период южной ссылки (май 1820 — июль 1824 г.). Ссылка в Михайловское (август 1824 — сентябрь 1826 г.). Творчество конца 20-х годов (сентябрь 1826— начало сентября 1830 г.). Болдинская осень (1830). Творчество 1830-х годов (1831—1836)…………………………………………………………… 94 Урок 30. Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина………………………………………………………… 99 Информация для учителя………………………………………………………………………………………102 Вариант урока 30. Путешествие по Пушкинским местам………………………………………………… 104 Урок 31. Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина………………………………………………………… 108 Информация для учителя. Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд...». Анализ стихотворения «Анчар»………………………………………………………………… 111 Урок 32. Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина……………………………114 Анализ стихотворения «Анчар»……………………………………………………………………………… 117 Вариант урока 32. Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина…………………………………………… 118 Урок 33. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина…………………………………………………… 123 Информация для учителя. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»………...125 Урок 34. Образы природы в лирике А. С. Пушкина. Семинарское занятие……………………………… 129 Информация для учителя………………………………………………………………………………………133 Урок 35. Обучение анализу лирического стихотворения. Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка………………… 133 Информация для учителя. Как читать стихотворение «На холмах Грузии…»………………………… 136 Урок 36. Урок-концерт в Поэты ХХ века о Пушкине»………………………………………………………137 Урок 37. «Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками. Замысел и композиция романа……………………………………………………………………138 Информация для учителя. Композиция «Евгения Онегина»…………………………………………………139 Урок 38. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа……………………142 Информация для учителя………………………………………………………………………………………146 Урок 39. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин)… 147 Урок 40. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Лекция…………150 Урок 41. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»………………… 155 Урок 42. Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 156 Информация для учителя………………………………………………………………………………………160 Урок 43. Подготовка к классному сочинению. Судьба поколения 1830-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова……………………………………………………… 161 Урок 44. Классное сочинение обучающего характера. Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»…………… 164 Урок 45. «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин — «портрет поколения»………………164 Информация для учителя. «Герой нашего времени» в критике. Своеобразие сюжета и композиции романа…………………………………………………… 166 Урок 46. Век Лермонтова в романе……………………………………………………………………………168 Урок 47. Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»)……………………………………………….... 169 Информация для учителя. Тема судьбы и случая в романе «Герой нашего времени»…………………… 170 Урок 48. Итоговый по творчеству М. Ю. Лермонтова……………………………………………………… 172 Урок 49. Н. В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи………………………………………172 Уроки 50—51. Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие……………………………………..173 Урок 52. «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики………………………………………………………… 176 Информация для учителя. Структурные принципы «Мертвых душ». Контраст живого и мертвого. О композиции поэмы………………………………………… 177 Урок 53. Деталь как средство создания образов…………………………………………………………… 183 Информация для учителя. Жанровое своеобразие «Мертвых душ»……………………………………… .185 Урок 54. Диспут. Образ Чичикова (по главе 11)…………………………………………………………… 187 Информация для учителя………………………………………………………………………………………188 Уроки 55—56. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета………………………………189 Урок 57. Подготовка к домашнему сочинению «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии»… 191 Урок 58. И. С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь»……… 192 Урок 59. История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм И. С. Тургенева. Образ героя-повествователя……………………… 193 Информация для учителя………………………………………………………………………………………194 Урок 60. Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева……………………… 195 Урок 61. Роль главы ХII в повести «Первая любовь»……………………………………………………… 196 Урок 62. А. Н. Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность не порок»……………………… 197 Урок 63. Основной конфликт комедии. Работа с текстом драматического произведения……………… 200 Урок 64. Любим Торцов — главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе………………………… 200 Урок 65. Ф. М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». Место в творчестве…………………………………………………… 201 Урок 66. Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей………… 203 Урок 67. Петербург Достоевского…………………………………………………………………………… 204 Урок 68. Личность Л. Н. Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого………………………………… 205 Урок 69. Подлинные и мнимые ценности жизни…………………………………………………………… 206 Урок 70. Особенности повествования А. Н. Толстого. Приемы психологического самоанализа героя. Глава «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинению…………………… 206 Урок 71. Как писать сочинение-очерк? Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мой современник»…………………………………………207 Информация для учителя………………………………………………………………………………………209 Урок 72. Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика………………………… 211 Урок 73. «Маленькая трилогия»……………………………………………………………………………… 214 Вариант урока 73. Особенности рассказа «Анна на шее»………………………………………………… 216 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА Урок 74. Пути русской литературы ХХ века…………………………………………………………………217 Урок 75. М. Горький. Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя. «Макар Чудра»………… 220 Урок 76. М. Горький. Анализ рассказа «Макар Чудра»…………………………………………………… 221 Урок 77. Сочинение по романтическим произведениям Горького………………………………………… 223 Урок 78. История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»……………………… 224 Урок 79. Проблемы и художественные особенности повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»………225 Уроки 80-81. Сочинение по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»……………………………… . 228 Урок 82. Русская поэзия Серебряного века………………………………………………………………… 228 Уроки 83—84. Творчество А. А. Блока……………………………………………………………………… 228 Уроки 85—86. Творчество С. А. Есенина…………………………………………………………………… 228 Урок 87—88. Творчество В. В. Маяковского…………………………………………………………………229 Уроки 89—90. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского………………………………… 229 Урок 91. Творчество А. А. Ахматовой……………………………………………………………………… 229 Урок 92. Штрихи к творческому портрету Марины Цветаевой…………………………………………… 229 Урок 93. Человек и природа в поэзии Н. А. Заболоцкого……………………………………………………232 Урок 94. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»………………………………………………………236 Урок 95. Слово о Твардовском. Лирика поэта……………………………………………………………… 238 Урок 96. Военная лирика Твардовского. Поэма «Василий Теркин»……………………………………… 241 Урок 97—98. Герои и проблемы современной литературы (семинарское занятие)……………………… 244 Уроки 99—100. Тест по программе 9 класса………………………………………………………………… 245 ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Уроки 101—102. Уильям Шекспир. «Гамлет»……………………………………………………………... 245 РАЗЛЕЛ II ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОГРАММЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ Тематическое планирование учебного материала……………………………………………………………246 Урок 75. Обзор творчества И. А. Бунина…………………………………………………………………… 251 Урок 76. М. Горький. Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты»………………… 253 Урок 77. Элементы публицистики в повести М. Горького «Мои университеты»…………………………255 Урок 78. Сочинение по повести М. Горького «Мои университеты»……………………………………… 256 Урок 79. Комедия М. А. Булгакова «Мертвые души» по поэме Н. В. Гоголя. Чичиков и его окружение в изображении Булгакова…………………256 Урок 80. Художественные особенности комедии М. А. Булгакова «Мертвые души»…………………… 258 Уроки 81-82. М. А. Булгакова «Мертвые души»…………………………………………………………… 258 Урок 83. Поэзия Серебряного века (обзор)………………………………………………………………… 259 Урок 84. Личность и творчество Александра Блока. Женские образы в лирике поэта……………………264 Урок 85. Тема родины в творчестве А. А. Блока…………………………………………………………… 270 Урок 86. Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта…………………………………… 272 Информация для учителя. С. А. Есенин «О себе». 2. Жизнь и творчество С. А. Есенина (по А. Козловскому). 3. Образ России в лирике С. А. Есенина………………… 274 Урок 87. Тема любви в лирике Есенина………………………………………………………………………276 Урок 88. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви………………… 278 Урок 89. Сатира В. В. Маяковского………………………………………………………………………… 280 Уроки 90—91. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского………………………………… 282 Урок 92. Обзор творчества А. А. Ахматовой…………………………………………………………………282 Урок 95. Русская литература 60—90-х годов ХХ века. Рассказ В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин»… 286 Урок 96. Нравственные проблемы повествования в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»………… 288 Урок 97. Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии»…………………… 290 Урок 98. Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын»……………………………………… 292 ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Уроки 99—100. Уильям Шекспир. «Гамлет»…………………………………………………………………294 ТЕСТЫ Тест 1. Древнерусская литература и классицизм……………………………………………………………298 Тест 2. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»………………………………………………………… 302 Тест 3. Творчество А. С. Пушкина……………………………………………………………………………304 Тест 4. Творчество М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………………… 308 Тест 5. «Мертвые души» Н. В. Гоголя……………………………………………………………………… 312 Тест 6. Творчество И. А. Бунина, М. Горького, М. А. Булгакова………………………………………… 314 Тест 7. Поэзия Серебряного века…………………………………………………………………………… 316 Тест 8. Творчество М. А. Шолохова и А. Т. Твардовского…………………………………………………319 Тест 9. Русская литература 60-х—90-х годов ХХ в………………………………………………………… 321 Тест 10. По программе 9 класса………………………………………………………………………………322 От авторов Предлагаемое 4-е издание поурочных разработок по литературе полностью переработано и дополнено новыми материалами. Основными задачами при переработке являлись: — Универсализация пособия, связанная со спецификой преподавания литературы в 9 классе (для многих учащихся это заключительный этап обучения в школе, поэтому необходимо дать обзорное представление всех ведущих направлений и литературных произведений). — Возможность использования пособия практически всеми учителями в школах с неуглубленным изучением литературы, оправданного сходством программ по литературе для 9 класса. — Привлечение нетрадиционных методов обучения и дополнительных материалов для углубленного изучения литературы. Пособие рассчитано на преподавателей литературы, работающих по следующим учебникам-хрестоматиям для 9 класса:
В данном пособии учителю предлагаются подробное описание хода каждого урока, а также дополнительные вопросы и рекомендации по домашнему заданию. Обращаем ваше внимание на то, что пособие является полностью автономным. В принципе его одного достаточно для хорошей подготовки урока (хотя оно может быть использовано и в комплексе с другими методическими пособиями). Это объясняется нашим стремлением максимально облегчить работу преподавателей в поиске дополнительной справочной информации. Это стремление возникло на основе длительного изучения опыта составления подобных пособий, каждое из которых, на наш взгляд, лишь отчасти помогает педагогу в организации занятия. Мы попытались учесть и объединить в нашем пособии все полезные элементы, содержащиеся в других пособиях. Пособие поможет в работе как начинающим преподавателям литературы, так и опытным педагогам. Педагог может строить собственный урок, полностью воспроизводя сценарий пособия или используя его частично. Мы надеемся, что предложенные планы уроков будут переосмыслены учителями и индивидуализированы творческим отношением к своему делу и любовью к литературе. РАЗДЕЛ I ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОГРАММЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. Я. КОРОВИНОЙ |
Поурочные разработки по литературе, 7 класс Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368... |
Поурочные разработки по литературе, 7 класс Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368... |
||
Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2005.... |
Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр... |
||
Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. — М.: Вако, 2005. — 176 с. — (В помощь школьному учителю) |
«Сложное предложение» Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец.... |
||
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 «Музыка» Т. И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т. И. Обучение... |
Реализуемые программы 2013-2014 учебный год Русский язык Программа... ... |
||
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |