Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова




Скачать 152.94 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова
Дата публикации 24.09.2014
Размер 152.94 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Филологический факультет

Кафедра всемирной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.15 Детская литература




Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и педагогика дошкольного образования

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 3года

Н. Новгород

2012

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, утвержденного Минобрнауки РФ 22 марта 2010 г. №200.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, профилю Психология и педагогика дошкольного образования, утвержденного 26 апреля 2012г.


Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол № 5 от 29 июня 2012 г.


Разработчик: к.филол.н., доцент М.А.Маслова

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой всемирной литературы

_________________/ Н.М.Ильченко /

«____»_______________201__г.
СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой дошкольной педагогики
________________/ Н.Г.Комратова /

«___» ___________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/_Т.А.Ефимова /

«____»_______________201__г.


Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Детская литература» является подготовка к профессиональной деятельности в области образования, социальной сферы и культуры.

Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов знания о специфике детской литературы в контексте истории и критики детской литературы;

- сформировать умение самостоятельно оценивать произведения детской литературы в соответствии с психологическими особенностями дошкольного возраста;

- сформировать умение анализировать произведение детской литературы в контексте других видов искусств и в контексте детского творчества, находить связи детской литературы с устным народным творчеством и мировой литературой.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: «Детская литература» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Психология дошкольного возраста», «Педагогическая риторика».

Дисциплин, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Теория обучения и воспитания».
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

- ОК-1 – способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

- ОПК-5 – готов организовать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую.

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

- содержание и художественные особенности произведений детской литературы, переводы зарубежной классики детской литературы на русский язык, этапы истории детской литературы и современные тенденции её развития;

уметь:

- анализировать произведения детской литературы как художественно-эстетическое явление с учетом возрастных психологических особенностей;

владеть:

- навыками выразительного чтения детской литературы и диалогического общения с ребёнком о прочитанных произведениях.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 2

Общая трудоемкость дисциплины

2

72

72

Аудиторные занятия

36

36

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

2

2

Лекции

14

14

Практические занятия

22

22

Самостоятельная работа

36

36

Вид итогового контроля

Зачет (КСР 9ч.)


5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

  1. Раздел 1. Специфика детской литературы. Произведения дописьменной культуры в детском чтении.

3

4

8

15

1.1. Предмет и задачи детской литературы. Специфика детской книги

2




3

5

1.2. Мифы и библейские легенды в детском восприятии

1

4

5

10

  1. Раздел 2. Фольклор и литературная сказка

4

6

9

19

2.1. Жанры детского фольклора, особенности фольклорной сказки

2

3

4

9

2.2. Литературная сказка и её особенности. Русская и зарубежная сказка 19 века

2

3

5

10

Раздел 3. Особенности детской поэзии. Реалистическая познавательная проза для детей

4

6

9

19

3.1. Тема детства в русской и зарубежной литературе

2

2

4

8

3.2. Особенности поэзии для маленьких. Тенденции развития отечественной детской литературы первой половины 20 века

2

4

5

11

Раздел 4. Современная детская литература

3

6

10

19

4.1. Европейская литературная сказка 20 века, жанр фэнтези

1

3

5

9

4.2. Особенности развития и жанры современной детской литературы

2

3

5

10

  1. Итого:

14

22

36

72


5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Специфика детской литературы. Произведения дописьменной культуры в детском восприятии

  1. Предмет и задачи детской литературы. Специфика детской книги.

Соотношение детской и взрослой литературы. Понятия «детская литература», «детское чтение». Особенности детской книги и её функции. Особенности восприятия художественного текста ребёнком дошкольного возраста. Роль иллюстрации в книге для дошкольника.

  1. Мифы и библейские легенды в детском чтении.

Возникновение мифов, их особенности. Сходство мифа и сказки, их различия. Привлекательность мифов для детей. Библия как памятник мировой культуры. Нравственная проблематика библейских легенд, их значимость в воспитательном процессе. Различные переложения Библии для детей, их особенности.

Раздел 2. Фольклор и литературная сказка

2.1. Жанры детского фольклора. Особенности фольклорной сказки

Устное народное творчество – один из источников детской литературы. Жанры детского фольклора ( колыбельные, пестушки, потешки, небылицы и др.) Жанровые признаки фольклорной сказки, классификация фольклорной сказки, её художественные особенности. Кумулятивные сказки для маленьких. Сказки народов мира, их национальное своеобразие.

2.2.Литературная сказка и её особенности. Русская и зарубежная сказка 19 века

Жанровые признаки литературной сказки. Ш.Перро как основоположник литературной сказки. Развитие немецкой, скандинавской и английской сказки 19 века: бр.Гримм, Гауф, Гофман; Андерсен, Лагерлёф; Кэрролл, Уайльд). Русская литературная сказка на основе фольклора (Ершов, Даль). Психологическая сказка А.Погорельского, научно-познавательная сказка В.Одоевского. Синтез фольклорной традиции и литературности в сказках А.С.Пушкина. Особенности русской сказки второй половины 19 века (Аксаков, Гаршин, Мамин-Сибиряк).

Раздел 3. Особенности детской поэзии. Реалистическая познавательная проза для детей

3.1. Тема детства в русской и зарубежной литературе

Ч.Диккенс как основоположник детской темы в мировой литературе. Образ ребенка в творчестве Дж.Гринвуда, Г.Мало, М.Твена. Образ ребенка в русской литературе: Л.Толстой, С.Аксаков, Григорович, Куприн, Чехов, Андреев

3.2. Особенности поэзии для маленьких. Основные тенденции развития отечественной детской литературы первой половины 20 века

Формирование традиций детской поэзии в литературе 19 века: сюжетные картинки, пейзажная лирика, фольклорные мотивы ( Пушкин, Плещеев, Никитин, Некрасов, Тютчев и др.) Развитие этих традиций в поэзии 20 века (Маршак, Михалков, Барто, Берестов, Благинина, Токмакова и др.)

М.Горький и С.Маршак как теоретики детской литературы. Борьба за сказку в 20-30 годы 20 века. Новые особенности советской сказки (Ю.Олеша, А.Толстой, А.Волков, Л.Лагин, Бажов). Сказки К. Чуковского для маленьких. Психолого-педагогическая значимость книги Чуковского «От двух до пяти».

Развитие познавательной литературы для детей (В.Бианки, К.Паустовский, М. Пришвин, Е. Чарушин и др.).

Раздел 4. Современная детская литература

4.1. Европейская литературная сказка 20 века, жанр фэнтези

Разновидности приключенческой литературы в детском чтении, специфика жанра фэнтези. Разнообразие форм зарубежной сказки: мифологические сказки Киплинга, игрушечный мир в сказке Милна, дидактическая сказка Трэверс, новая интерпретация фольклорных образов в сказках Пройслера и Янссон. Особенности сказочного мира А.Линдгрен.

4.2. Особенности развития современной отечественной детской литературы

Основные направления и типология жанров современной детской литературы. Отечественная проза для детей, её тематика (рассказы Астафьева, Яковлева, Алексина и др.) Тенденции развития литературной сказки: сказки-циклы Э.Успенский, Крапивин), «кукольные» сказки (Носов, Успенский), «недетские» сказки (Петрушевская). Современные обучающие книги, их комическое начало( Токмакова, Остер).
5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

ОК-1

+

+

+

+

ОПК-5

+

+

+

+


6. Образовательные технологии

Технологии проблемного обучения.

Темы занятий в активной и интерактивной формах

1. Сказки народов мира ( сравнительный анализ «бродячих» сюжетов, выявление их национальной специфики) – 2ч.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2009.

  2. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М., 2008.

  3. Детская литература / под ред. Е.О.Путиловой. – М., 2008.

  4. Зарубежные детские писатели в России: Библиографический словарь / под ред. И.Г.Минераловой. – М., 2005.

  5. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2007.


7.2. Дополнительная литература:

  1. Бегак Б.А. Классики в стране детства. – М., 1967.

  2. Бегак Б.А. Правда сказки. – М., 1989.

  3. Будур Н.В., Иванова Э.И. Зарубежная детская литература. – М., 2000.

  4. Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. – М., 1985.

  5. Демурова Н.М. Что читать детям. Спасательные книги. – М., 1995.

  6. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги. – М., 1998.

  7. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины ХХ века. – М., 1997.

  8. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века. История, классификация, поэтика. – М., 2003.

  9. Павлова Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. – М., 1987.

  10. Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь: в 3 ч. – М., 1989-1999.

  11. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. – М., 1990.


7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

ОК-1 – способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды

Знает:

- специфику детской литературы, особенности восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста;

Умеет:

- анализировать произведение детской литературы как художественно-эстетическое целое с учетом возрастных психологических особенностей;

Владеет:

- навыками диалогического общения с ребенком о прочитанных произведениях.

Тест

Анализ художественного произведения

Творческое задание

Доклад

ОПК-5 – готов организовать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую

Знает:

- содержание и художественные особенности произведений детской литературы;

Умеет:

- отбирать произведения детской литературы для работы с детьми с учетом возрастных особенностей;

Владеет:

- навыками выразительного чтения произведений детской литературы.




Творческое задание

Анализ художественного произведения

Подготовка доклада





Контрольные вопросы к зачету

1. Предмет и задачи детской литературы, специфика книги для детей.

2. Особенности мифологии. Античные мифы о богах и героях в детском чтении.

3. Особенности славянской мифологии.

4. Библия как памятник культуры. Библейские легенды в детском восприятии.

5. Переложения Библии для детей, их особенности.

6. Жанры детского фольклора.

7. Фольклорная сказка, её признаки, виды ( на примере анализа 2-3 произведений).

8. «Бродячие» сюжеты в сказочном фольклоре: сопоставление 2-3 сюжетов, выявление национального своеобразия.

9. Литературная сказка, её особенности.

10. Ш. Перро как основоположник литературной сказки.

11. Немецкая литературная сказка 19 века (авторы по выбору).

12. Английская литературная сказка 19 века (авторы по выбору).

13. Скандинавская литературная сказка. Художественный мир Г.Х.Андерсена.

14. Русская литературная сказка перво1 половины 19 века, тенденции её развития ( авторы по выбору).

15. Художественное своеобразие сказок А.С.Пушкина.

16. Русская литературная сказка второй половины 19 века, тенденции развития (авторы по выбору).

17. Тема детства в русской и зарубежной прозе 19 века ( авторы по выбору).

18. Лирика 19 века в детском чтении (авторы по выбору).

19. Русская литературная сказка 20-30 гг 20 века, особенности её развития (авторы по выбору).

20. Классика советской детской поэзии: Маршак, Михалков, Барто ( автор по выбору).

21. Стихи и сказки К.Чуковского для маленьких.

22.Психолого-педагогическая значимость книги Чуковского «От двух до пяти».

23. Познавательная книга для детей ( автор по выбору).

24. Юмористические произведения для детей (автор по выбору).

25.Современная отечественная детская поэзия: Берестов, Благинина, Усачев, Аким и др.(автор по выбору).

26.Современная отечественная проза в детском чтении, её темы, особенности развития (автор по выбору).

27.Современная отечественная сказка, её особенности ( Носов, Успенский, Медведев, Токмакова, Прокофьева, Петрушевская и др. – по выбору).

28.Особенности зарубежной сказки 20 века. Английская сказка (Киплинг, Милн).

29.Своеобразие сказки А.Экзюпери «Маленький принц».

30.Особенности сказочной трилогии А.Линдгрен о Малыше и Карлсоне.

31.Приключенческая литература, её особенности. Специфика жанра фэнтези.

33.Типология жанров современной детской литературы.

34.Особенности развития отечественной детской литературы 20 века, модели детства.


Формы отчетности по дисциплине «Детская литература» (ЦИПС)
Кол-во баллов

Мин. Мак.

Устный ответ на практическом занятии 2 6

Проверочная работа на знание терминов 5 10

Конспект глав 1,2,6 из книги К.Чуковского «От двух до пяти» 8 14

Конспект монографии по теме «Современная поэзия для детей» с анализом

2-3 поэтических текстов ( автор по выбору) 10 15

Доклад по теме «Природоведческая и познавательная книга для детей»

(автор по выбору) 10 15

Итоговая контрольная работа 20 40
Поощрительные баллы (посещение занятий и работа на них) 2

Штрафные баллы (пропуск занятий без уважительной причины, сдача

задания после указанного срока) 2
Количество баллов для зачета 55 100



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова icon Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова icon Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова icon Рабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова icon Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова icon Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова icon Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от 29 июня 2012 г. Разработчик: к филол н., доцент М. А. Маслова icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции