ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Программа рассчитана на 102 часа / 1 час в неделю в 9, 10, 11 классах / ; программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны:
Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Учебно-тематический план. 9 класс (34 учебных часа)
№
|
Тема занятия
|
1
|
Требования к экзаменационному сочинению. Анализ примера сочинения о Бабе-Яге
|
2
|
Редактирование и редакторские знаки. Нормы оценки сочинений.
|
3
|
Требование №1 – соответствие теме. Повторение теории «Тема».
|
4
|
Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения
|
5
|
Самостоятельность мышления
|
6
|
Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике.
|
7
|
Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат.
|
8
|
Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.
|
9
|
Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование.
|
10
|
План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов.
|
11
|
Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач.
|
12
|
Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их.
|
13
|
Тип сочинения – характеристика одного литературного героя. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала.
|
14
|
Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя
|
15
|
Составление планов характеристик одного литературного героя.
|
16
|
Тип сочинения – сравнительная характеристика. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала.
|
17
|
Написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.
|
18
|
Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Установление их типологии.
|
19
|
Составление планов – сравнительных характеристик.
|
20
|
Стилистические упражнения
|
21
|
Нормы литературного языка
|
22
|
Тип сочинения – групповая характеристика. Составление плана. Подбор фактического материала.
|
23
|
Редакторская правка и написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ.
|
24
|
Совершенствование черновика сочинения
|
25
|
Составление планов – групповых характеристик
|
26
|
Повторение теории стихосложения. Практикум нахождения языковых средств.
|
27
|
Анализ лирического произведения. Задачи, предполагаемые ошибки, технология написания, анализ образцов.
|
28
|
Постановка вопросов к анализу стихотворения. Составление плана
|
29
|
Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов.
|
30
|
Стилистические упражнения.
|
31
|
Нормы литературного языка
|
32
|
Предупреждение речевых ошибок
|
33
|
Повторим теорию. Контрольная работа по теории литературоведения
|
34
|
Практикум анализа стиха
|
Учебно-тематический план. 10 класс (34 учебных часа)
№
|
Тема занятия
|
1
|
Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя.
|
2
|
Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления
|
3
|
Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
|
4
|
Предупреждение речевых ошибок
|
5
|
Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода.
|
6
|
Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления.
|
7
|
Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного.
|
8
|
Стилистические упражнения
|
9
|
Сочинение – характеристика образа автора.
|
10
|
Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления.
|
11
|
Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
|
12
|
Нормы литературного языка
|
13
|
Сочинение – характеристика лирического героя
|
14
|
Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления.
|
15
|
Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.
|
16
|
Практикум анализа стиха.
|
17
|
Темы. Частные темы.тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.
|
18
|
Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения.
|
19
|
Совершенствование написанного.
|
20
|
Определение темы прозаических и стихотворных произведений.
|
21
|
Предупреждение речевых ошибок.
|
22
|
Сочинение – обобщение по теме.
|
23
|
Подготовительный этап к сочинению – обобщению по теме.
|
24
|
Совершенствование написанного.
|
25
|
Стилистические упражнения
|
26
|
Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения.
|
27
|
Подготовительный этап к сочинению по проблеме и идее произведения
|
28
|
Совершенствование написанного
|
29
|
Нормы литературного языка
|
30
|
Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы.
|
31
|
Сочинение о жанровой природе литературного произведения
|
32
|
Подготовительный этап к сочинению о жанре
|
33
|
Обсуждение работ.
|
34
|
Редактирование отрывков из сочинений.
|
Учебно-тематический план. 11 класс (34 учебных часа)
№
|
Тема занятия
|
1
|
Конфликт, сюжет.,композиция в литературном произведении.
|
2 .
|
Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции.
|
3.
|
Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища…
|
4.
|
Составление планов сочинений по конфликту, сюжету,композиции..составление планов,выделениелучшего.
|
5.
|
Лирические отступления и их роль в произведениях Пушкина., Гоголя. Составление плана сочинения по лирическим отступлениям.
|
6.
|
Классицизм, сентиментализм, реализм. Сочинение о литературном направлении или его чертах в произведении.
|
7.
|
Подготовка к сочинению по литературному направлению.
|
8.
|
Нормы литературного языка
|
9.
|
Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии.
|
10.
|
Составление плана рецензии, написание вступления,знакомство с образцами рецензии
|
11.
|
Пейзаж. Практикум анализа пейзажа Сочинение – анализ пейзажа.
|
12.
|
Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении.
|
13.
|
Портрет. Практикум анализа портрета. Сочинение –анализ портрета.
|
14.
|
Предупреждение речевых ошибок.
|
15.
|
Повторим анализ стихотворения.
|
16.
|
Сопоставительный анализ стихотворений. Задачи, возможные ошибки, технология написания.
|
17.
|
Написание сопоставительного анализа стихотворения.
|
18.
|
Редактирование собственных работ.
|
19.
|
Анализ цикла лирических произведений. Составление планов к сочинению – анализу поэтических циклов.
|
20.
|
Стилистические упражнения.
|
21.
|
Редактирование собственных работ.
|
22.
|
Проблемно - обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века. Составление планов сочинений на данную тему.
|
23.
|
Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века.
|
24.
|
Нормы литературного языка.
|
25.
|
Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.
|
26.
|
Эссе как жанр ученического сочинения.
|
27.
|
Очерк как жанр ученического сочинения.
|
28.
|
Литературно – критическая статья как жанр ученического сочинения.
|
29-34.
|
Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению.
|
Список литературы
Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.:
Школа – Пресс, 1995
Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979
Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965
Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 1973
Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004
|