Скачать 268.9 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ы.АЛТЫНСАРИНА Учебная программа ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2-4 классы Астана 2010 Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для 2-4 классов общеобразовательной школы Астана 2010 Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367. Авторы программы: Павленко В.К., Сафронова Л.В., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д. Учебная программа «Литературное чтение» для 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 22 стр.© Национальная академия образования им.Ы.Алтынсарина, 2010 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУчебный предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература». Роль предмета, его место в ряду других учебных предметов определены первостепенными для обучения задачами воспитания и развития личности ребенка, формирования навыков осмысленного чтения и грамотного письма. Учебный предмет «Литературное чтение» – это целостная, комплексная система обучения видам речевой и письменной деятельности (восприятия, чтения, устного и письменного воспроизводства текста). Формирование представления о человеке и окружающем его мире происходит посредством чтения художественных произведений русской и мировой литературы. При этом необходимо обратить внимание учащихся 2-4 классов на особенности национального характера персонажа произведения, мотивацию его поступков, для того, чтобы лучше узнать традиции и культуру данного народа. Учащийся, постигая разные национальные миры, начинает лучше понимать своеобразие своего этноса, духовные искания и морально-этические представления родного народа, соотнося их с нравственными ценностями всего человечества. Осознание того, что все культуры равнозначны и самобытны, вырабатывает у младшего школьника толерантность и уважение к представителям всех национальностей. Основными целями изучения литературы в начальной школе является знакомство учащихся с произведениями мирового фольклора и мировой детской литературы; формирование гражданской и нравственной позиции, личностного отношения к окружающей действительности; эстетическое воспитание; развитие навыков связной речи, творческого воображения, образного мышления, служащих основой для собственного литературного творчества учащихся; формирование элементарных представлений по теории литературы. В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «Литературное чтение»
Отбор содержания учебного предмета «Литературное чтение» подчинен основным дидактическим принципам целостности, последовательности, преемственности, доступности, что обеспечивает психофизиологическое здоровье обучаемых, соответствует возрастным особенностям учащихся 2-4 классов. Так как задачи учебного предмета «Литературное чтение» решаются на материале произведений устного народного творчества и литературного творчества русских и зарубежных авторов, входящих в круг детского чтения, то отбор и распределение содержания учебного предмета подчинены научному принципу, в соответствии с которым обучающиеся овладевают сначала элементарными принципами анализа фольклорного и литературного текстов, а затем синтеза на основе полученных знаний об их структуре и функциях собственных информационных сообщений (устного и письменного воспроизводства текста, мини-сочинений и т.д.). Учебная нагрузка по предмету «Литературное чтение» составляет: во 2 классе 4 часа в неделю, общее количество – 136 ч.; в 3 классе 4 часа в неделю, общее количество – 136 ч.; в 4 классе 4 часа в неделю, общее количество – 136 ч. Вариативная часть содержания учебного предмета в целях более глубокого изучения предмета «Литературное чтение» может быть представлена дополнительными занятиями. Например: 2 класс: «Юные поэты и поэтессы», «В мире сказки»; 3 класс: «Юмор в сказках и литературных произведениях»; 4 класс: «Поэтические изюминки», «Знатоки литературы». II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Отобранное в соответствии с дидактическими принципами обучения содержание предмета «Литературное чтение» структурировано на 8 разделов. Содержание разделов расширяется и углубляется на каждом следующем этапе обучения. Отсюда вытекает необходимость, кроме изложенных выше дидактических принципов, учитывать принцип от простого к сложному. Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведениям, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста. В целом, предложенный подход к структурированию базового содержания предмета «Литературное чтение» продиктован также принципом преемственности, соблюдение которого позволит в течение трех лет обучения отбирать изучаемые произведения в строгом соответствии с тематикой, обозначенной в названиях разделов. 1. Родные просторы. Произведения отечественных писателей и поэтов, направленные на воспитание казахстанского патриотизма; знаменательные события в истории Родины; патриотические произведения русских писателей и поэтов; гражданская, пейзажная лирика и проза классиков русской, казахской и зарубежной литературы; произведения об истории, настоящем и будущем, природе, искусстве, людях Казахстана, их труде и мастерстве; о ратных и трудовых подвигах в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны; произведения казахского героического эпоса, мирового фольклора о защите Родины, о подвигах во имя Родины. 2. Фольклорные мотивы. Малые жанры мирового фольклора; народные сказки; прославление в произведениях устного народного творчества лучших человеческих качеств: любви к Родине, мужества, верности, доброты, честности, трудолюбия и мастерства, отзывчивости и т.д.; проявление народной мечты о лучшей, справедливой жизни. Литературные сказки русских, казахских и зарубежных писателей, воплощение в них мысли о могуществе дружбы и верности, о торжестве добра над злом, человеколюбия над равнодушием и эгоизмом, о всепобеждающей силе любви и т.д. 3. Мои друзья. Семья, дружба и товарищество. Добрые взаимоотношения в семье; ровесники в своей стране и за рубежом; чуткое, внимательное отношение к друзьям, к младшим по возрасту, взрослым людям и др.; поддержка и взаимопомощь, ответственность и безответственность, честь и справедливость и т.д. 4. Мы и природа. Прозаические и стихотворные произведения русской и переводной литературы о временах года, растительном и животном мире, необходимости бережного отношения человека к природе; отражение в художественных произведениях любви писателей и поэтов к Родине, родному краю, идея единения человека и природы. 5. Хочу все знать. Произведения об окружающем мире, о людях труда, о профессиях. Красота человеческого созидательного труда на благо других людей. Пробуждение интереса младших школьников к личности мастера своего дела, к устройству окружающего мира, к взаимоотношениям людей, вещей, предметов. 6. Золотая душа. Прозаические и стихотворные произведения русской и переводной литературы о красоте и благородстве человеческой души. Обозначение полюсов добра и зла, мужества и трусости, долга и совести, благородства и непорядочности, жадности и щедрости и т.д. 7. Мир приключения и фантастики. Произведения о приключениях, путешествиях; фантастика в произведениях мировой детской литературы. Дух авантюризма и жажда поисков нового, неизведанного. 8. Наша планета – Земля. Мир вокруг тебя. Художественные и научно-популярные произведения об окружающем мире и людях, знаменательных событиях в жизни страны, праздниках, природе вещей и явлений, о растениях и животных; расширение кругозора детей; раскрытие картины мира в движении, в противоречиях, во взаимосвязях. В каждом из восьми выше названных разделов присутствует подраздел «Поэтический родник», который включает в себя лучшие стихотворные произведения русской, казахской и мировой литературы, в первую очередь, предназначенные для детей младшего школьного возраста. 2 КЛАСС – 136 часов Вводный урок. 1 час. Понятие о «Литературном чтении» как учебном предмете. Цели и задачи «Литературного чтения» на предстоящий учебный год. 1. Родные просторы – 14 часов. Осень в городе. (По И.Есенберлину). 3 часа. Родник. (По Д.Досжанову). 2 часа. И.Соколов-Микитов. Охота с беркутом. 3 часа. Поэтический родник. Стихи об осени. 2 часа: А.Плещеев. Осень наступила. Е. Трутнева. Осень. О.Высотская. Осеннее утро. Понятие об олицетворении. Внеклассное чтение. 2 часа. Развитие речи. Сочинение о Родине. 2 часа. 2. Фольклорные мотивы – 15 часов. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки. 3 часа. Понятие о малых жанрах устного народного творчества. Лисица и дрозд. Русская народная сказка. 2 часа. Понятие о народной сказке. Лиса и муравей. Казахская народная сказка. 3 часа. Айога. Нанайская сказка. 2 часа. Внеклассное чтение. 3 часа. Развитие речи. Сочинение-сказка. 2 часа. 3. Мои друзья – 15 часов. В.Драгунский. Друг детства. 4 часа. И.Чапек. Трудный день. 3 часа. Поэтический родник: Стихи о дружбе: С.Михалков. Песенка друзей. З.Петрова. Качели. А.Горбунова. Встреча. 2 часа. Стихи о зиме: С.Сейфуллин. Зима. А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… Я.Аким. Первый снег. 2 часа. Внеклассное чтение. 2 часа. Развитие речи. Изложение по отрывку из изученных произведений (на выбор). 2 часа. 4. Мы и природа – 15 часов. Туве Янсон. Первый снег. 3 часа. В.Даль. Девочка Снегурочка. 2 часа. М. Зверев. В ночь под Новый год. 2 часа. В.Степанов. Серебряный ключик. 2 часа. Поэтический родник. Стихи о зиме и Новом годе. 2 часа: А.С.Пушкин. Буря мглою небо кроет… С.Есенин. Пороша. И.Никитин. Зима. К.Чуковский. Елка. Понятие о сравнении. Внеклассное чтение. 2 часа. Развитие речи. Сочинение-описание о зиме. 2 часа. 5. Хочу все знать – 19 часов. Н.Носов. Как Незнайка катался на газированном автомобиле. 4 часа. Как слона лечили. По В.Коржикову. 3 часа. Понятие о рассказе. Г.Снегирев. Меховые лыжи. 3 часа. Зима. По Ю.Ковалю. 3 часа. Поэтический родник. Стихи о зиме. 2 часа: И.Никитин. Зима. А.Блок. Ветхая избушка. А.Яшин. Покормите птиц. А.Барто. Два снежка. Внеклассное чтение. 2 часа. Развитие речи. Изложение по отрывку из изученных произведений (на выбор). 2 часа. 6. Золотая душа – 19 часов. Верблюд и мальчик. По К.Тангрыкулиеву. 3 часа. Понятие об описании. В.Железников. Рыцарь. 3 часа. Р.Погодин. Клад. 3 часа. Понятие о повествовании. К.Ушинский. Ветер и солнце. 3 часа. Поэтический родник. Стихи о весне и маме. 2 часа: В.Руссу. Моя мама. М.Пляцковский. Ты на свете лучше всех. И.Токмакова. Весна. Г.Ладонщиков. Медведь проснулся. Г.Виеру. Подснежник. Внеклассное чтение. 3 часа. Развитие речи. Сочинение на тему нравственности. 2 часа. 7. Мир приключений и фантастики – 19 часов. В.Бианки. Как мышонок попал в мореплаватели. 3 часа. А.Линдгрен. Малыш и Карлсон. 4 часа. Понятие о рассуждении. Дж.Родари. Как Алиса в море побывала. 4 часа. Поэтический родник. Стихи о весне. 3 часа: Ф.Тютчев. Зима недаром злится… А.Плещеев. Деревья весело шумели… Е.Благинина. Черемуха, черемуха… С.Маршак. Апрель. Внеклассное чтение. 3 часа. Развитие речи. Сочинение об одном из героев изученных произведений. 2 часа. 8. Наша планета Земля – 18 часов. М.Пришвин. Ребята и утята. 2 часа. В.Берестов. Честное гусеничное. 4 часа. Развитие понятия о рассказе. Ю.Яковлев. Белые журавлики. 4 часа. Поэтический родник. Стихи о лете. 2 часа: В.А.Жуковский. Жаворонок. И.Суриков. Лето. Б.Заходер. Когда приходит лето. Внеклассное чтение. 3 часа. Развитие речи. Сочинение о Родине. 3 часа. Заключительный урок. 1 час. Предмет «Литературное чтение» как ступенька на пути постижения лучших творений классиков русской, казахской и мировой литературы. Учащиеся должны читать наизусть 11-12 стихотворений, 2-3 небольших логически законченных отрывка из прозаических произведений (15-20 строчек). Всего – 136 часов. Из них на: вводный урок – 1 час; чтение и изучение произведений – 97 часов; внеклассное чтение – 20 часов; развитие речи – 17 часов; заключительный урок – 1 час. 3 КЛАСС – 136 часов Вводный урок – 1 час. Повторение пройденного литературного материала во 2 классе. Цели и задачи учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе. 1. Родные просторы – 14 часов. С.Сейфуллин. Родная земля. Кокшетау. 3 часа. Понятие о пейзаже. М.Ауэзов. Возвращение. 4 часа. Поэтический родник. Стихи об осени. 2 часа: А.Фет. Ласточки пропали. М.Лермонтов. Листья в поле пожелтели… С.Козлов. В сентябре. И.Токмакова. Осенние листья. 2 часа. Понятие о метафоре. Внеклассное чтение. 3 часа. Развитие речи. Сочинение об осени. 2 часа. |
Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол №3 от 24 мая 2013... |
Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина... В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) |
||
Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году» |
«сложносочиненные предложения» ... |
||
Моу сош №3 имени Героя России Сергея Ромашина «Национальная образовательная инициатива «наша новая школа», программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение... |
Проект программы «Национальная культура народов Дагестана» (5-9 кл.) «Национальная культура народов Дагестана» ориентирована для расширения углубления и систематизации знаний базового курса ктнд, истории... |
||
Российской Федерации Российская Академия художеств Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи,... |
Тема: "Моя Родина Казахстан" Формирование знаний о природе, полезных ископаемых Казахстана, знакомство с деятельностью и достижениями Ы. Алтынсарина |
||
Российской Федерации Негосударственное образовательное учреждение... Основная образовательная программа, реализуемая вузом по специальности подготовки 080103. 65 «Национальная экономика» и специализации... |
Правила приема в военно-космическую академию Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, являясь политехническим вузом Министерства обороны рф, готовит высококвалифицированных... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |