Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина




Скачать 268.9 Kb.
Название Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина
страница 1/3
Дата публикации 24.09.2014
Размер 268.9 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Ы.АЛТЫНСАРИНА

Учебная программа

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2-4 классы

Астана 2010

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для 2-4 классов общеобразовательной школы

Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.
Авторы программы: Павленко В.К., Сафронова Л.В., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.


Учебная программа «Литературное чтение» для 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 22 стр.



© Национальная академия образования

им.Ы.Алтынсарина, 2010

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Учебный предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература». Роль предмета, его место в ряду других учебных предметов определены первостепенными для обучения задачами воспитания и развития личности ребенка, формирования навыков осмысленного чтения и грамотного письма.

Учебный предмет «Литературное чтение» – это целостная, комплексная система обучения видам речевой и письменной деятельности (восприятия, чтения, устного и письменного воспроизводства текста).

Формирование представления о человеке и окружающем его мире происходит посредством чтения художественных произведений русской и мировой литературы. При этом необходимо обратить внимание учащихся 2-4 классов на особенности национального характера персонажа произведения, мотивацию его поступков, для того, чтобы лучше узнать традиции и культуру данного народа. Учащийся, постигая разные национальные миры, начинает лучше понимать своеобразие своего этноса, духовные искания и морально-этические представления родного народа, соотнося их с нравственными ценностями всего человечества. Осознание того, что все культуры равнозначны и самобытны, вырабатывает у младшего школьника толерантность и уважение к представителям всех национальностей.

Основными целями изучения литературы в началь­ной школе является знакомство учащихся с произ­ведениями мирового фольклора и мировой детской литера­туры; формирование гражданской и нравственной позиции, личностного отношения к окружающей действительности; эс­тетическое воспитание; развитие навыков связной речи, твор­ческого воображения, образного мышления, служащих ос­новой для собственного литературного творчества учащих­ся; формирование элементарных представлений по теории литературы.

В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «Литературное чтение»

  • формировать творческую личность, имеющую определенный исследовательский потенциал, готовую к выработке начальных индивидуальных суждений;

  • формировать гражданскую и нравственную позицию, ориентированную на национальные приоритеты Республики Казахстан и мировые гуманистические ценности в целом;

  • воспитывать любовь и уважение к национальной литературе и культуре народов Казахстана и мира на примере лучших образцов фольклора и классических произведений литературы;

  • прививать первичные навыки художественного анализа литературного текста: выделения идейно-тематического комплекса, проведения элементарного стилистического анализа (выделения эпитета и метафоры;

  • формировать экологическое мышление и поведение на примере анализа фольклорных и литературных произведений с высоким гуманистическим потенциалом;

  • развивать творческие способности в работе с текстом на примере анализа классических литературных произведений;

  • воспитывать у учащихся потребность в проявлении нравственных качеств, патриотического духа, ориентировать обучение предмету на национальные приоритеты Республики Казахстан и мировые гуманистические ценности на основе произведений отечественного и зарубежного словесного искусства.

Отбор содержания учебного предмета «Литературное чтение» подчинен основным дидактическим принципам целостности, последовательности, преемственности, доступности, что обеспечивает психофизиологическое здоровье обучаемых, соответствует возрастным особенностям учащихся 2-4 классов.

Так как задачи учебного предмета «Литературное чтение» решаются на материале произведений устного народного творчества и литературного творчества русских и зарубежных авторов, входящих в круг детского чтения, то отбор и распределение содержания учебного предмета подчинены научному принципу, в соответствии с которым обучающиеся овладевают сначала элементарными принципами анализа фольклорного и литературного текстов, а затем синтеза на основе полученных знаний об их структуре и функциях собственных информационных сообщений (устного и письменного воспроизводства текста, мини-сочинений и т.д.).

Учебная нагрузка по предмету «Литературное чтение» составляет:

во 2 классе 4 часа в неделю, общее количество – 136 ч.;

в 3 классе 4 часа в неделю, общее количество – 136 ч.;

в 4 классе 4 часа в неделю, общее количество – 136 ч.

Вариативная часть содержания учебного предмета в целях более глубокого изучения предмета «Литературное чтение» может быть представлена дополнительными занятиями. Например:

2 класс: «Юные поэты и поэтессы», «В мире сказки»;

3 класс: «Юмор в сказках и литературных произведениях»;

4 класс: «Поэтические изюминки», «Знатоки литературы».

II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отобранное в соответствии с дидактическими принципами обучения содержание предмета «Литературное чтение» структурировано на 8 разделов.

Содержание разделов расширяется и углубляется на каждом следующем этапе обучения. Отсюда вытекает необходимость, кроме изложенных выше дидактических принципов, учитывать принцип от простого к сложному. Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведениям, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста. В целом, предложенный подход к структурированию базового содержания предмета «Литературное чтение» продиктован также принципом преемственности, соблюдение которого позволит в течение трех лет обучения отбирать изучаемые произведения в строгом соответствии с тематикой, обозначенной в названиях разделов.

1. Родные просторы. Произведения отечественных писателей и по­этов, направленные на воспитание казахстанского патриотиз­ма; знаменательные события в истории Родины; патриоти­ческие произведения русских писателей и поэтов; граждан­ская, пейзажная лирика и проза классиков русской, казахс­кой и зарубежной литературы; произведения об истории, на­стоящем и будущем, природе, искусстве, людях Казахстана, их труде и мастерстве; о ратных и трудовых подвигах в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны; произведения казахского героического эпоса, мирового фольклора о защи­те Родины, о подвигах во имя Родины.

2. Фольклорные мотивы. Малые жанры мирового фольклора; народные сказки; прославление в произведениях устного народного творчества лучших человеческих ка­честв: любви к Родине, мужества, верности, доброты, чест­ности, трудолюбия и мастерства, отзывчивости и т.д.; про­явление народной мечты о лучшей, справедливой жизни.

Литературные сказки русских, казахских и зарубежных писателей, воплощение в них мыс­ли о могуществе дружбы и верности, о торжестве добра над злом, человеколюбия над равнодушием и эгоизмом, о всепо­беждающей силе любви и т.д.

3. Мои друзья. Семья, дружба и товарищество. Добрые взаимоотно­шения в семье; ровесники в своей стране и за рубежом; чут­кое, внимательное отношение к друзьям, к младшим по воз­расту, взрослым людям и др.; поддержка и взаимопомощь, ответственность и безответственность, честь и справедли­вость и т.д.

4. Мы и природа. Прозаические и стихотворные произведения русской и переводной литературы о временах года, расти­тельном и животном мире, необходимости бережного отно­шения человека к природе; отражение в художественных про­изведениях любви писателей и поэтов к Родине, родному краю, идея единения человека и природы.

5. Хочу все знать. Произведения об окружающем мире, о людях труда, о профессиях. Красота человеческого созидательного труда на благо других людей. Пробуждение интереса младших школьников к личности мастера своего дела, к устройству окружающего мира, к взаимоотношениям людей, вещей, предметов.

6. Золотая душа. Прозаические и стихотворные произведения русской и переводной литературы о красоте и благородстве человеческой души. Обозначение по­люсов добра и зла, мужества и трусости, долга и совести, бла­городства и непорядочности, жадности и щедрости и т.д.

7. Мир приключения и фантастики. Произведения о приключениях, путешествиях; фантастика в произведениях мировой детской литературы. Дух авантюризма и жажда поисков нового, неизведанного.

8. Наша планета – Земля. Мир вокруг тебя. Художественные и научно-популяр­ные произведения об окружающем мире и людях, знаменательных событиях в жизни страны, праздни­ках, природе вещей и явлений, о растениях и животных; расширение кругозора детей; раскрытие картины мира в дви­жении, в противоречиях, во взаимосвязях.

В каждом из восьми выше названных разделов присутствует подраздел «Поэтический родник», который включает в себя лучшие стихотворные произведения русской, казахской и мировой литературы, в первую очередь, предназначенные для детей младшего школьного возраста.

2 КЛАСС – 136 часов

Вводный урок. 1 час. Понятие о «Литературном чтении» как учебном предмете. Цели и задачи «Литературного чтения» на предстоящий учебный год.
1. Родные просторы14 часов.

Осень в городе. (По И.Есенберлину). 3 часа.

Родник. (По Д.Досжанову). 2 часа.

И.Соколов-Микитов. Охота с беркутом. 3 часа.

Поэтический родник. Стихи об осени. 2 часа:

А.Плещеев. Осень наступила.

Е. Трутнева. Осень.

О.Высотская. Осеннее утро.

Понятие об олицетворении.

Внеклассное чтение. 2 часа.

Развитие речи. Сочинение о Родине. 2 часа.
2. Фольклорные мотивы – 15 часов.

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки. 3 часа.

Понятие о малых жанрах устного народного творчества.

Лисица и дрозд. Русская народная сказка. 2 часа.

Понятие о народной сказке.

Лиса и муравей. Казахская народная сказка. 3 часа.

Айога. Нанайская сказка. 2 часа.

Внеклассное чтение. 3 часа.

Развитие речи. Сочинение-сказка. 2 часа.
3. Мои друзья – 15 часов.

В.Драгунский. Друг детства. 4 часа.

И.Чапек. Трудный день. 3 часа.

Поэтический родник:

Стихи о дружбе: С.Михалков. Песенка друзей. З.Петрова. Качели. А.Горбунова. Встреча. 2 часа.

Стихи о зиме: С.Сейфуллин. Зима. А.С.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… Я.Аким. Первый снег. 2 часа.

Внеклассное чтение. 2 часа.

Развитие речи. Изложение по отрывку из изученных произведений (на выбор). 2 часа.
4. Мы и природа – 15 часов.

Туве Янсон. Первый снег. 3 часа.

В.Даль. Девочка Снегурочка. 2 часа.

М. Зверев. В ночь под Новый год. 2 часа.

В.Степанов. Серебряный ключик. 2 часа.

Поэтический родник. Стихи о зиме и Новом годе. 2 часа:

А.С.Пушкин. Буря мглою небо кроет…

С.Есенин. Пороша.

И.Никитин. Зима.

К.Чуковский. Елка.

Понятие о сравнении.

Внеклассное чтение. 2 часа.

Развитие речи. Сочинение-описание о зиме. 2 часа.
5. Хочу все знать – 19 часов.

Н.Носов. Как Незнайка катался на газированном автомобиле. 4 часа.

Как слона лечили. По В.Коржикову. 3 часа.

Понятие о рассказе.

Г.Снегирев. Меховые лыжи. 3 часа.

Зима. По Ю.Ковалю. 3 часа.

Поэтический родник. Стихи о зиме. 2 часа:

И.Никитин. Зима.

А.Блок. Ветхая избушка.

А.Яшин. Покормите птиц.

А.Барто. Два снежка.

Внеклассное чтение. 2 часа.

Развитие речи. Изложение по отрывку из изученных произведений (на выбор). 2 часа.
6. Золотая душа – 19 часов.

Верблюд и мальчик. По К.Тангрыкулиеву. 3 часа.

Понятие об описании.

В.Железников. Рыцарь. 3 часа.

Р.Погодин. Клад. 3 часа.

Понятие о повествовании.

К.Ушинский. Ветер и солнце. 3 часа.

Поэтический родник. Стихи о весне и маме. 2 часа:

В.Руссу. Моя мама.

М.Пляцковский. Ты на свете лучше всех.

И.Токмакова. Весна.

Г.Ладонщиков. Медведь проснулся.

Г.Виеру. Подснежник.

Внеклассное чтение. 3 часа.

Развитие речи. Сочинение на тему нравственности. 2 часа.
7. Мир приключений и фантастики – 19 часов.

В.Бианки. Как мышонок попал в мореплаватели. 3 часа.

А.Линдгрен. Малыш и Карлсон. 4 часа.

Понятие о рассуждении.

Дж.Родари. Как Алиса в море побывала. 4 часа.

Поэтический родник. Стихи о весне. 3 часа:

Ф.Тютчев. Зима недаром злится…

А.Плещеев. Деревья весело шумели…

Е.Благинина. Черемуха, черемуха…

С.Маршак. Апрель.

Внеклассное чтение. 3 часа.

Развитие речи. Сочинение об одном из героев изученных произведений. 2 часа.
8. Наша планета Земля – 18 часов.

М.Пришвин. Ребята и утята. 2 часа.

В.Берестов. Честное гусеничное. 4 часа.

Развитие понятия о рассказе.

Ю.Яковлев. Белые журавлики. 4 часа.

Поэтический родник. Стихи о лете. 2 часа:

В.А.Жуковский. Жаворонок.

И.Суриков. Лето.

Б.Заходер. Когда приходит лето.

Внеклассное чтение. 3 часа.

Развитие речи. Сочинение о Родине. 3 часа.

Заключительный урок. 1 час. Предмет «Литературное чтение» как ступенька на пути постижения лучших творений классиков русской, казахской и мировой литературы.
Учащиеся должны читать наизусть 11-12 стихотворений, 2-3 небольших логически законченных отрывка из прозаи­ческих произведений (15-20 строчек).
Всего – 136 часов.

Из них на:

вводный урок – 1 час;

чтение и изучение произведений – 97 часов;

внеклассное чтение – 20 часов;

развитие речи – 17 часов;

заключительный урок – 1 час.

3 КЛАСС – 136 часов

Вводный урок – 1 час. Повторение пройденного литературного материала во 2 классе. Цели и задачи учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе.
1. Родные просторы14 часов.

С.Сейфуллин. Родная земля. Кокшетау. 3 часа.

Понятие о пейзаже.

М.Ауэзов. Возвращение. 4 часа.

Поэтический родник. Стихи об осени. 2 часа:

А.Фет. Ласточки пропали.

М.Лермонтов. Листья в поле пожелтели…

С.Козлов. В сентябре.

И.Токмакова. Осенние листья. 2 часа.

Понятие о метафоре.

Внеклассное чтение. 3 часа.

Развитие речи. Сочинение об осени. 2 часа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина icon Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол №3 от 24 мая 2013...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина icon Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина...
В общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование)
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина icon Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
«Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году»
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина icon «сложносочиненные предложения»
...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина icon Моу сош №3 имени Героя России Сергея Ромашина
«Национальная образовательная инициатива «наша новая школа», программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина icon Проект программы «Национальная культура народов Дагестана» (5-9 кл.)
«Национальная культура народов Дагестана» ориентирована для расширения углубления и систематизации знаний базового курса ктнд, истории...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина icon Российской Федерации Российская Академия художеств
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи,...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина icon Тема: "Моя Родина Казахстан"
Формирование знаний о природе, полезных ископаемых Казахстана, знакомство с деятельностью и достижениями Ы. Алтынсарина
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина icon Российской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Основная образовательная программа, реализуемая вузом по специальности подготовки 080103. 65 «Национальная экономика» и специализации...
Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина icon Правила приема в военно-космическую академию
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, являясь политехническим вузом Министерства обороны рф, готовит высококвалифицированных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции