Скачать 0.88 Mb.
|
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для подготовки к государственным аттестационным испытаниям по направлению подготовки бакалавров 050300 – Филологическое образование Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература
Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Русский язык
Развернутые планы ответов на экзаменационные вопросы по литературе 1. Русский фольклор как основа национального самосознания народа. Система жанров УНТ. Расшифровка международного термина «фольклор». Фольклор как важнейшая составная часть традиционной русской культуры. Участие фольклора в формировании национального самосознания; отражение русского национального характера, особенностей русского менталитета и мирочувствования в произведениях фольклора. Три аспекта отражения национального самосознания русского народа в произведениях фольклора: аспект общности, аспект «самости» (самостоятельности) и аспект внутренней конкретики. Фольклорный жанр как основа художественности и фундамент письменной литературы. Возникновение жанров в фольклоре как тип внутренней композиционно-структурной организации. Основные признаки жанра. Система жанров русского фольклора. Пословицы и поговорки, структура и тематика. Сказка как отражение русского национального характера. Своеобразие воплощения в сказке темы мечты. Специфика героя русской волшебной сказки. Воплощение самобытных черт русского национального характера в былинах. Специфика героя-богатыря. Былины новгородского цикла. «Торжественное прославление – апофеоз – Новгорода» (В.Белинский) как идейный центр былины «Садко». Мысль о достоинстве и славе родной земли. Осуждение новгородской знати, поступившейся независимостью родного города, как концептуально определяющее в былине «Василий Буслаев». Идея любви к родине, к родной земле в былинах «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей». Проявление идей самостоятельности и общности в исторических песнях как основа патриотического содержания. Литература
2. Эволюция жанра трагедии в античной литературе; вклад греческих и римских трагиков в становление жанра. Возникновение трагедии из обрядовых песен в честь Диониса – дифирамбов. Роль хора в формировании структуры древнегреческой драмы. Структурные элементы трагедии: пролог, парод, эписодии, стасимы, эксод, эпилог – и их значение для театрального представления. Эсхил – «отец трагедии». Структура трагедий Эсхила; особенности драматической техники Эсхила. Изменения в трагедии, внесенные Эсхилом. Внесение в спектакль драматического конфликта, специфика построения характеров. Софокл. Изменение роли хора; специфика связи сцен. Перипетии. Система персонажей, исследование психологии персонажей. Прием «трагической иронии». Трагедия «Эдип-царь» и проблема трех единств. Мотив рока, трагической судьбы и нравственной ответственности человека за свои поступки у Софокла. Еврипид. Две группы трагедий Еврипида: собственно трагедии («Медея», «Ипполит») и социально-бытовые драмы («Алкеста», «Елена», «Ион»). Интрига и ее роль у Еврипида, прием Deus ex machina. Ярко выраженный психологизм трагедий, специфика обрисовки характеров. Отражение философских идей. Существенное падение роли хора в его трагедиях. Римская трагедия. Творчество Луция Аннея Сенеки Младшего. Связь между философскими сочинениями Сенеки и трагедиями. Тема победы над страстями и преодоления жизненных испытаний. Отличия греческой и римской эстетики. Появление трагедии не для постановки, а для чтения и следующее за этим изменение структуры трагедии. Литература
3. Основные жанры литературы русского Средневековья. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Историческая сущность категории литературного жанра. Связь жанровой системы литературы Древней Руси с практическими потребностями древнерусского общества. Верховное положение жанров богослужебной литературы (гимны, слова, жития святых). Зависимость жанрового определения от объекта изображения в древнерусской литературе (летописи – документальная история феодального общества, жития – жизнеописание святого, воинская повесть – ратные подвиги русичей, хождения - путешествия по святым местам). Возникновение новых жанровых модификаций в недрах древнерусской литературы. Деление жанров на «первичные» и «объединяющие». Взаимодействие литературных жанров с жанровой системой фольклора. Особенности существования жанров переводной литературы в русле древнерусской литературы. Секуляризация литературы Древней Руси в 1 половине ХVII века. Трансформация средневековой системы жанров и зарождение новых литературных форм: бытовая и сатирическая повесть, плутовская новелла. Пополнение жанровой системы древнерусской литературы во 2 половине ХVII века новыми жанрами: стихотворство и драматургия. «Слово о полку Игореве» как памятник литературы Древней Руси. 1. Место «Слова о полку Игореве» в историко-литературном процессе первого этапа формирования ДРЛ:
2. «Слова о полку Игореве» как памятник первого монументального историзма:
Литература
4. Западноевропейский героический эпос Эпос – слово, рассказ, песня. Отражение в эпосе законченной картины мира, объяснение его происхождения и судьбы, изображение примеров достойной жизни и достойной смерти. Сочетание в эпосе реальности и фантастики, истории и нравоучения, время «библейского» (от сотворения мира и до его конца), время сказочного (подвиги героя-богатыря), и время исторического (упоминания об исторических событиях и лицах). Центр эпического произведения - эпический герой, в котором сосредоточены лучшие черты народного характера. Два этапа развития западноевропейского эпоса средних веков. Эпос раннего Средневековья, эпохи разложения родового строя: ирландский, скандинавский, англосаксонский («Песнь о Беовульфе»). Эпос зрелого Средневековья, феодальной эпохи: средневерхненемецкий, французский, испанский («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде»). Изображение в эпосе раннего Средневековья отношений древних обществ и племен. В центре повествования – воин-богатырь Беовульф, превосходящий остальных силой и мужеством, воплощающий в себе черты подлинного народного героя, совершающий подвиги для блага многих людей. Освобождение Беовульфом народ от страшных чудовищ (Гренделя, его матери, дракона). Пространство англосаксонского эпоса (противоположные миры): защищенное и окультивированное пространство Хеорота (постройка Хеорота как центра героического мира, его вещность, этикетность поведения) и дикий мир чудищ (нерукотворность их обиталища, «вненаходимость пещеры», антигероический пир Гренделя или «пир наоборот»). Основа композиции – конфликт добра и зла. Фантастическое и реальное обозначение зла. Ассоциация чудовищ с определенным природным фоном, сочетание реалистических элементов северной природы с фантастическими образами (спуск Беовульфа в логово чудовищ). Синтез языческого и христианского мировосприятия в эпосе раннего Средневековья (образы чудищ, их родословная от Каина, упоминание в тексте поэмы Судьбы, Рока и Бога, мотив языческого золота, восприятие Беовульфом дракона как Божью кару и др.). Формирование классического эпоса (эпос зрелого Средневековья) в эпоху национальных обществ и государств; его предмет (предание национально-историческое - о борьбе славных предков с исторически существовавшими завоевателями, иноплеменниками, иноверцами и др.) Усложнение психологической характеристики образа, небезупречность его поведения (Роланд, Зигфрид). Влияние фольклорных мотивов и рыцарского романа. Основа эпоса зрелого Средневековья – исторический факт: битва при Ронсевальском ущелье («Песнь о Роланде»), падение бургундского королевства («Песнь о Нибелунгах). Поэтика поэмы «Песнь о Роланде»: контраст, гиперболизация, детализация, эпическое повторение, параллелизм. Превалирующая роль христианских мотивов. Значение эпоса для последующего развития литературы. |
Вопросы к государственному экзамену по направлению подготовки 050300... Вопросы к государственному экзамену по направлению подготовки 050300 – филологическое образование |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300.... |
||
Рабочая программа дисциплины операционные системы для подготовки... ... |
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44.... ... |
||
«история русского языка (история русского литературного языка)» «История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое... |
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300. 62 Филологическоеобразование,... |
||
Организация работы с молодежью И с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров |
Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника... |
||
Литература Основные этапы подготовки выпускных квалификационных работ бакалавров |
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |