Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение




Скачать 5.15 Mb.
Название Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение
страница 1/40
Дата публикации 23.09.2014
Размер 5.15 Mb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


 

Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская
ЛИТЕРАТУРА

10 класс

Поурочные разработки

Книга для учителя

Особенности работы учителя на уроках литературы разных типов
Уроки 1—2. Введение
Уроки 3—4. Гавриил Романович Державин
Уроки 5—6. Романтизм в Европе и в Америке
Уроки 7—8. Василий Андреевич Жуковский
Уроки 9—10. Константин Николаевич Батюшков
Урок 11. Художественный мир русской романтической поэзии
Уроки 12—31. Александр Сергеевич Пушкин
Уроки 32—45. Михаил Юрьевич Лермонтов
Уроки 46—55. Николай Васильевич Гоголь
Урок 56. Обзор русской литературы 1850—1880-х гг.
Уроки 57—58. Николай Гаврилович Чернышевский
Уроки 59—67. Федор Иванович Тютчев. Афанасий Афанасьевич Фет
Уроки 68—69. Алексей Константинович Толстой
Урок 70. Анализ одного стихотворения русского поэта середины XIX века
Урок 71. Реализм в литературе Европы и Америки
Урок 72. Ги де Мопассан. «Ожерелье»
Урок 73. Генрик Ибсен. «Кукольный дом»
Уроки 74—78. Иван Александрович Гончаров
Уроки 79—80. Зачетная работа за первое полугодие
Уроки 81—90. Александр Николаевич Островский
Уроки 91—100. Николай Алексеевич Некрасов
Уроки 101—108. Иван Сергеевич Тургенев
Уроки 109—127. Лев Николаевич Толстой
Уроки 128—140. Федор Михайлович Достоевский
Уроки 141—145. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Уроки 146—150. Николай Семенович Лесков
Урок 151. Россия в 1880—1890 гг. Особенности  прозы и поэзии конца XIX в.
Урок 152. Осетинский поэт Коста Хетагуров
Уроки 153—154. Артюр Рембо. «Пьяный корабль». Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880—1890 гг.
Уроки 155—165. Антон Павлович Чехов
Уроки 166—167. Зачетная работа за второе полугодие
Уроки 168—169. Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX в.
Урок 170. Итоги года и задание на лето
Проблемные вопросы в формате ЕГЭ (С 3.1)

Особенности работы учителя на уроках литературы разных типов

      В 10 классе учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в увеличении количества уроков-лекций. Лекция — это форма ораторского искусства, подчиняющаяся определенным законам. Для качественной лекции необходимы:
      — индивидуальность и глубокие знания лектора, умение четко нести организованную информацию, личная заинтересованность лектора материалом;
      — строгость композиции лекции, ведущая слушателей к самостоятельным выводам;
      — живой литературный слог, свободное владение устной речью, так как лекция не диктант.
      Школьная лекция отличается от вузовской, так как психологически даже старшие школьники не готовы слушать ее в течение целого урока. Поэтому после 25—30 минут получения словесной информации необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией аудио- и видеоматериалов, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.
      Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с информацией учителя. Заранее следует спланировать индивидуальные сообщения учащихся. На таком уроке целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов.
      При подготовке уроков-семинаров важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. Тема и проблематика семинара должны быть сообщены учащимся заранее (за 2—3 недели); в ходе подготовки к нему школьники изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера. При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания. Семинарских занятий не должно быть много (4—6 в год), так как серьезная подготовка к ним требует длительного времени и определенных усилий и со стороны учителя, и стороны школьников.
      На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведений для текстуального анализа на практических занятиях не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения должен находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент направлен на выявление поэтики текста, определение специфики его содержания и смыслов, художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические, синтаксические, композиционные, изобразительно-выразительные особенности текста. При изучении лирики важно выявить особенности ритма, рифмы, строфики, слов в субъективно-авторском значении, заметить условность описаний, определить цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, так как, если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы. На уроках-практикумах оптимальна работа в группах, когда школьники делятся своими наблюдениями исследовательского характера, обсуждают мнения одноклассников, делают выводы и обобщения.
      Однако основным типом урока литературы в 10 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке должны звучать цитаты, школьники будут комментировать детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Живой, ненатянутой беседе помогают элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, объяснением своей позиции. В беседе эвристического характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Язык беседы не должен быть перегружен терминологической лексикой, но нельзя и снизить литературоведческий уровень разговора, для чего следует использовать специальные слова и понятия: сюжет, конфликт, композиция, ремарка и пр.
      Особое место занимают в курсе 10 класса уроки внеклассного чтения. Их цель — расширение читательского кругозора, выработка умения применять знания, полученные на уроках, в новой учебной ситуации. Содержание уроков внеклассного чтения в 10 классе целесообразно связать с основным курсом.
      Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, применяемые во внеклассной работе по литературе: инсценирование, театрализация, концертные номера, элементы конференций, диспуты и пр. Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень — выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок. В 10 классе в форме уроков внеклассного чтения можно изучить предлагаемые программой произведения литературы народов России и зарубежной литературы, а также некоторые тексты, обозначенные в образовательном стандарте по литературе курсивом.
      В 10 классе должно быть окончательно сформировано умение школьников создавать письменные высказывания, поэтому необходимы уроки обучения сочинениям. Письменная работа как форма итогового контроля необходима в конце изучения творчества каждого писателя, но 4—6 сочинений в учебном году нужно сделать классными, так как режим работы на таких уроках позволяет школьникам потренироваться в написании сочинения на выпускных и конкурсных экзаменах, подготовиться к выполнению части С Единого государственного экзамена по литературе.
      В конце каждого полугодия можно организовать уроки-зачеты в форме устных или письменных работ контрольного характера, тестирований, коллоквиумов, смотров знаний и т. п.
      На элективных занятиях по литературе возможно изучение курсов «Фольклор и литература» и «На подступах к риторике» (автор В. Я. Коровина) и др.

Уроки 1—2. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1

Введение. Выявление уровня литературного развития учащихся. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в. Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков. Обзор творчества с обобщением ранее изученного.

      Первый урок литературы в 10 классе — вводный. На нем учителю предстоит решить три задачи:
      — выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, то есть литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи;
      — во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературе первой половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики;
      — в классах базового уровня дать обзор поэтического творчества предшественников Пушкина, так как подробно их творчество будет изучаться только в профильных гуманитарных классах.
      Выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса в начале учебного года можно несколькими способами. Фронтальная беседа на уроке поможет выявить общий уровень развития класса. Для определения уровня каждого школьника можно предложить им дома письменно ответить на вопросы учителя, а затем проанализировать результаты анкетирования:
      1. Какие произведения русской литературы XIX в. вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
      2. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
      3. Какие герои литературы XIX в. вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
      Чтобы выявить: 1) общую начитанность и читательский кругозор учащихся; 2) навыки анализа текста; 3) уровень развития речи — на уроке возможна и небольшая письменная диагностическая работа, состоящая из трех заданий, например:
      1. Назовите русских писателей XVIII—XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.
      2. Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.
      3. Как вы понимаете выражение «общечеловеческие ценности»?

Критерии оценки заданий

      К заданию 1
      — Правильно ли учащийся называет писателей и произведения XVIII—XIX вв.?
      — Умеет ли определить их авторство, жанр и проблематику?
      — Называет ли произведения, не входящие в школьный курс?
      К заданию 2
      — Умеет ли ученик проанализировать стихотворение, выученное наизусть, определить способы и средства создания настроения и ключевых образов?
      — Понимает ли функции композиции и изобразительно-выразительных средств? Замечает ли роль пространственно-временнóй организации текста?
      — Отличает ли понятия автор и лирический герой?
      — Может ли составить историко-культурный или биографический комментарий?
      К заданию 3
      — Понимает ли учащийся содержание и эстетическое наполнение понятия общечеловеческие ценности?
      — Активно ли владеет литературоведческими понятиями и историко-культурной информацией? Приводит ли примеры?
      — Может ли излагать мысли ясно, точно и эмоционально и создать текст, отличающийся стилевым единством?
      — Есть ли в рассуждениях социально-нравственная зрелость?
      В ходе лекции учитель может подготовить с учащимися опорную схему:

Таблицу см. здесь

      Лекция учителя в классе базового уровня должна содержать обзор творчества предшественников Пушкина: Державина, Жуковского, Батюшкова. В профильных классах для изучения творчества этих поэтов будут проведены отдельные уроки.

Основное содержание обзорной лекции

      В конце XVIII — начале XIX в. русский классицизм переживает свой закат. Силы, разрушающие просветительство и классицизм, приводят к серьезным изменениям литературной ситуации. Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина. Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено чтение фрагментов из романа В. Ходасевича «Державин» и из автобиографических «Записок» самого Державина.
      Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки, обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя прежде всего не своей государственной службой, а литературным талантом.
      Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение «На смерть князя Мещерского», в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде «Бог» поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, «червем», но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.
      Рисуя в облике Фелицы «богоподобную» Екатерину II (ода «Фелица»), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человеческим порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и о демократизации литературы. Итогом творческого пути поэта становится его сборник «Анакреонтические песни», в который включено стихотворение «Русские девушки», наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.
      Василий Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 г. и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.
      В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье людей в их душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.
      В оде-элегии «Певец во стане русских воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 г., однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.
      В стихотворении «Море» живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые бушуют в его душе. Море лежит под небом и приковано к земле, поэтому ему свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте. Человек не может жить без идеала, отсутствие которого по воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.
      В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения от ее образов, что вызывает у читателя сильное эмоциональное впечатление. Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком.
      Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свой духовный мир.
      Однако в мире реальном правит сознание косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и социумом. Отсюда в творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя истинно человеческим свойствам.
      В балладе «Светлана» Жуковский наполняет сюжет как написанной ранее «Людмилы», так и «Леноры» Бюргера чисто русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее духовных сил зависит ее счастье. Фантастический образ дороги как символ движения от жизни к смерти сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают торжество злых сил. Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но «страшная» история жизни от счастливого соединения с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый финал. Вера в Бога, надежда на Божью помощь помогают Светлане не пасть духом, не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя от трагической участи.
      Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального характера русской девушки, что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и Л. Н. Толстого.
      Таким образом, творчество Жуковского открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство.
      Жизнь и творчество
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение icon Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы
Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе: кн для учителя / О. А. Ерёмина. – М.: Просвещение, 2008
Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение icon Книга Ветхого Завета
Тема, которая меня заинтересовала, звучит так: «Псалтырь на уроках литературы». Разумеется, я не предлагаю подменять изучение классических...
Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение icon Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...
Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение icon «Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы» I. Введение
Целью моей работы является: Развивать творческие способности учащихся; Создать условия для реализации личности ребенка
Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение icon Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...
Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение icon Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...
Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение icon Программа по курсу: теория и практика многопоточного программирования
Связность памяти и разные типы многопроцессорных систем (smp, numa), ее влияние на работу программ. Кэши процессора разных типов...
Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение icon Урок по русскому языку в 9 классе. Урок-практикум по теме «Сложное предложение»
Целью урока является закрепление умения отличать простые предложения от сложных; ставить знаки препинания в сложных предложениях...
Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение icon Концепция судьбы у древнекитайских философов в книге: Понятие судьбы...
Смысл этих понятий реконструируется на основании трех типов документов, в общем хронологически сменяющих друг друга. Это эпиграфика...
Уроках литературы разных типов Уроки 1 Введение icon Название мероприятия
Семинар практикум для педагогов "Интегрированные уроки" (уроки технологии и окружающего мира)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции