Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы»




Скачать 0.7 Mb.
Название Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы»
страница 1/6
Дата публикации 23.09.2014
Размер 0.7 Mb.
Тип Учебно-методический комплекс
literature-edu.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________Г. А. Папуткова

«__» _______20____г.
Факультет гуманитарных наук

Кафедра классической и современной литературы


ТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

_________________Г. А. Папуткова

«__» _____________20____г.



ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Нижний Новгород

2013 г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» принят на заседании кафедры классической и современной литературы

____________________ «___» _________________ 20___, протокол № __.

Рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению(ям) подготовки /специальности(ям) 050100 Педагогическое образование, профиль подготовки Русский язык и Литература

Разработчики:

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой классической

и современной литературы

_________________/Н.М.Ильченко/

«____»_______________2013 г.


1. Пояснительная записка
Курс «История русской литературы Серебряного века» предполагает изучение русской литературы первой четверти ХХ столетия как процесса, обусловленного как внутренними законами литературного развития, так и социально-политическими изменениями в стране. В его основу положен принцип историзма. УМК содержит программу курса, списки основной и дополнительной литературы, вопросы к экзаменам и зачетам, методические указания по подготовке к сессии. Программа соответствует действующим ГОС ВПО


II Рабочие программы дисциплины

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»
Факультет гуманитарных наук

Кафедра классической и современной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

___________________Г. С. Самойлова

«__» _______20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. В.13 История русской литературы

Направление подготовки: 050100 – Филологическое образование

подготовки: Русский язык и Литература

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 4 года

Нижний Новгород,

2013 г.
Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300 Филологическое образование, утвержденного «31» января 2005 г., №. 722

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль подготовки Русский язык и литература, утвержденного «24» мая 2006 г., протокол №7


Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской литературы, протокол № 1 от «31» августа 2006г., переутверждена на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «31» августа 2012 г.
Разработчики:

докт. филол.наук, проф. В.Т.Захарова

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой русской литературы

_________________/В.Т.Захарова/

«____»_______________20__г.
СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой всемирной литературы

_________________/Н.М.Ильченко/

«____»_______________20__г.
СОГЛАСОВАНО

Зав. библиотекой

_________________/ Парунова О.В./

«____»_______________20__г.

1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Целью освоения дисциплины (модуля) «История русской литературы» (Литература конца ХIХ- начала ХХ вв.) является изучение русской литературы в русле современных теоретико- и историко-литературных представлений о закономерностях литературного процесса России ХХ века.

Задачи дисциплины:

  • выявление культурных и художественных достижений русской литературы рубежа ХIХ – ХХ вв. и и введение их в контекст национальной традиции;

  • выявление в художественном творчестве специфических индивидуально-авторских доминант постижения мира и действительности;

  • осмысление основных тенденций движения художественной мысли в сложных взаимосвязях с социальными потрясениями ХХ века;

  • анализ творчества писателей и поэтов в соотнесённости с литературно-эстетическими теориями и тенденциями ХХ века;

  • изучение литературного творчества в аспекте исторической поэтики;

  • установление типологии художественного сознания различных этапов литературы ХХ века.


2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: вариативная часть профессионального цикла.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): «Введение в литературоведение», «Поэтика» «Устное народное творчество», а также предыдущие разделы дисциплины «История русской литературы».

Дисциплины, для которых данная дисциплина (модуль) является предшествующей: «История русской литературной критики», «Теория литературы», «История русской литературы» (последующие разделы).
3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1).

2. Способность анализировать мировоззренческие, специально и личностно значимые проблемы (ОК-2).

3. Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3).

4. Владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

В результате освоения данной дисциплины (модуля) студент должен:

знать:

  • закономерности русского литературного процесса,

  • периодизацию развития русской литературы в эмиграции,

  • основные факты творческих биографий писателей русского Зарубежья, основные этапы творческой эволюции изучаемых авторов, художественного мира каждого из изучаемых писателей, определять их в категориях теоретической и исторической поэтики;

уметь:

  • анализировать художественные произведения различных жанров в единстве формы и содержания с учетом авторских философско-эстетических открытий;

  • выявлять в художественном творчестве доминанты национального духовного самосознания, православной аксиологии и этики;

  • понимать сущность взаимодействия различных типов художественного сознания в литературном процессе, соотносить художественное творчество различных авторов с литературно-эстетическими теориями эпохи;

  • синтезировать различные методологические подходы в их разнообразных сочетаниях - мифологического и этимологического предметов исследования, культурологического, сравнительно-исторического литературоведения, психологии и психоанализа, феноменологии, структурализма и других современных подходов к анализу литературного процесса и произведени

владеть:

- использования понятийного аппарата современного литературоведения

и умением его использовать при анализе художественных произведений;

самостоятельного анализа текстов художественной литературы;

оценки роли и места конкретного художественного произведения в

литературном процессе.


4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы


Вид учебной работы


Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 6

Общая трудоемкость дисциплины

2

104

104

Аудиторные занятия

50

50

Лекции

14

14

Практические занятия,

семинары

36

36

Занятия в активной

и интерактивной формах







Самостоятельная работа

54

54

Вид итогового контроля

Экзамен


5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоя-тельная работа




14

36

54

104

Раздел 1. Современное содержание понятия «Серебряный век».

1

4

4

9

1.1. Сущность определения «Серебряный век русской поэзии», данного Н.Оцупом.

1.2. Яркий всплеск «русской талантливости» в различных сферах искусства.

1

4

4

9

Раздел 2. Проза Серебряного века: новый облик реализма.

10

25

44

79

2.1.Необходимость восприятия русской литературы ХХ века как полифонического единства. Введение русской культуры Серебряного века в органическое русло отечественных традиций

1

3

4

8

2.2. Проблема судеб русского реализма. Концепция литературного процесса в России К.Леонтьева.

1

3

4

8

2.3.Многообразие творческих индивидуальностей.

Ив.Бунин. Лиро-эпическая проза Бунина 1900-х годов: символико-

импрессионистическое воплощение драматического «рубежного» мироощущения.

1

3

6

10

2.4.М.Горький. Традиции «чеховского реализма, «одухотворенного до символа», в прозе М.Горького

1

3

6

10

2.5.А.Куприн. Стремление воплотить «бесконечную благодарность сердца за радость

существования», воспевание красоты «естественного человека».

1

3

4

8

2.6. Б.К.Зайцев. Светоносность зайцевской импрессионистической лирики в прозе.


1

3

5

9

2.7. И.С.Шмелев. Сказовый характер прозы. Обогащение реалистического письма виртуозной лейтмотивностью, цветописной образностью.


2

3

6

11

2.8. Л.Андреев. Стремление к интенсивному укрупнению образов, мыслей, настроений, сгущению, абстрагированию сущности явлений – своеобразие андреевского «экспрессионизма».

1

2

4

7

2.9. Дооктябрьское творчество А.Н.Толстого, В.В.Вересаева. Обзор. Сатирическая проза: А.Аверченко, Н.Тэффи. Обзор.


2

2

5

9

  1. Раздел 3. Поэзия Серебряного века: родство художественных исканий различных творческих направлений.

2

7

4

13

3.1.Расцвет поэзии. Сущность модернизма, его глубокое отличие от декаданса. История модернизма в России

2

7

4

13

Итого

14

36

54

104


5.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Сущность понятия «Серебряный век русской культуры».

1.1. Сущность определения «Серебряный век русской поэзии», данного Н.Оцупом. Своеобразие периода конца XIX – начала XX . Художественная жизнь в России в начале ХХ века: многообразие художественных исканий. Смысл определения эпохи данного Н. Бердяевым: «русский культурный ренессанс».

1.2. Яркий всплеск «русской талантливости» в различных сферах искусства. Мироощущение глобальной рубежности в самосознании деятелей русской культуры. Глубокие взаимосвязи литературы, искусства, философии, религиозной мысли. Литература и общественная жизнь. Особая роль писателя в русском обществе этого периода. Расцвет прессы.

Раздел 2. Исторические судьбы русского реализма начала ХХ века.

2.1. Необходимость восприятия русской литературы ХХ века как полифонического единства. Введение русской культуры Серебряного века в органическое русло отечественных традиций. Ускорившийся диалектический процесс «самообновления реализма» (Д. Лихачев) в русской литературе начала ХХ века.

2.2. Проблема судеб русского реализма. Концепция литературного процесса в России К.Леонтьева.

2.3.Многообразие творческих индивидуальностей. Ив.Бунин. Лиро-эпическая проза Бунина 1900-х годов: символико-импрессионистическое воплощение драматического «рубежного» мироощущения. Ранняя лирика. Поэма «Листопад» (1901). Пейзажная лирика как философско-поэтическое раздумье о всеобщих законах бытия. Лиро-эпическая проза Бунина 1900-х годов («Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Новая дорога»). Проблема духовных исканий личности («Над городом», «Надежда», «Тишина»). Человек и природа в ранней прозе Бунина («Заря всю ночь», «Сосны»). Философское постижение бытия через индивидуально-личностное осмысление прекрасного. Судьбы русского крестьянства в прозе 1910-х годов (Суходол», «Захар Воробьев», «Веселый двор», «Худая трава»).

Проблема трагического одиночества человека в мире («Легкое дыхание», 1916; «Сны Чанга», 1916). Экзистенциальное мировосприятие, утонченность психологического рисунка.

Субстанциональный и окказиональный конфликт в прозе Ив. Бунина («Старуха»,1916).

2.4. М.Горький. Традиции «чеховского реализма, «одухотворенного до символа», в прозе М.Горького. Литературный дебют Горького – рассказ «Макар Чудра» (1892). Его философская сложность, поэтическая красота. Истоки темы «задумавшихся русских людей» (рассказы «Коновалов», «Супруги Орловы», «Челкаш», «Бывшие люди» и др.).

Проблема красоты в натурфилософском аспекте («Мальва»). Проблема индивидуализма у раннего Горького. Решение ее в произведениях романтического плана – рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»: своеобразие композиции, значение автобиографического образа, способы передачи его мироощущения. Генезис образа Ларры. Пушкинская традиция в решении проблемы «герой и народ». Художественное воссоздание индивидуалистического характера в ранних реалистических рассказах («Скуки ради», «В степи», «Мой спутник»).

Повести «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900) – первые произведения крупной эпической формы.

Драматургия Горького 1900-х годов («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Влияние Чехова-драматурга. Стремление к реализму, «возвышенному до одухотворенного символа». Многомерное постижение жизни, сложность и противоречивость образов.

М. Горький и революция 1905 г. Причины заключения в Петропавловскую крепость. Обстоятельства отъезда за границу. Публицистика М. Горького американского периода.

Повесть «Мать»: проблема гуманизма, романтизация идеи революционного преображения мира и человеческой души. Библейские, апокрифические мотивы.

Горький на Капри. Повесть «Исповедь» (1908). «Окуровский» цикл («Городок Окуров», 1909; «Жизнь Матвея Кожемякина», 1911). Цикл рассказов «По Руси» (1912-1917). Автобиографические повести «Детство» и «В людях» (1913-1914) – вершина дооктябрьского творчества М. Горького. Драматургия («Зыковы», «Васса Железнова», «Старик») и публицистика Горького 1910-х годов, общественная и культурная деятельность Горького.

2.5. А.Куприн. Стремление воплотить «бесконечную благодарность сердца за радость существования», воспевание красоты «естественного человека». Ранняя проза Куприна: рассказы об армейских нравах («Дознание», «Брегет», «Прапорщик армейский», «Свадьба»); о прорыве личности к красоте («Погибшая сила», «К славе», «Осенние цветы», «Святая любовь», «Сентиментальный роман»), о тайне бытия («Одиночество». «Страшная минута»). Тяготение к воплощению неуловимых, тонких душевных переживаний. Повесть «Молох» (1896).

Повесть «Олеся» (1898). Образ подлинной красоты. Купринская интерпретация проблемы «естественного человека».

Роман «Поединок» (1905). Проблема нравственных исканий главного героя. Традиции Л. Толстого в передаче «диалектики души». повествования, символических подтекстовых лейтмотивов. Очерки «События в Севастополе» (1905), рассказ «Гамбринус» (1907). Философско-эстетическое осмысление любви («Суламифь», 1908; «Гранатовый браслет», 1911). Концепция любви как великой ценности, жизненного дара. Поэтизация красоты, гармонии бытия. Художественное совершенство рассказов. Воспевание «природного бытия человека» (очерки «Листригоны», 1911).

2.6. Б.К.Зайцев. Светоносность зайцевской импрессионистической лирики в прозе. Творчество 1900-х годов. «Лирический импрессионизм» раннего Зайцева: рассказы «Миф», «Молодые», «Полковник Розов», «Хлеб, люди, земля», «Деревня». Солярность, светоносность художественного сознания писателя.

Повести «Тихие зори», «Спокойствие». Ощущение всеединства жизненного потока. Осмысление соловьевской идеи красоты как одной из основных идей всеединства. Рассказы «Вечерний час» и «Актриса»: личность в постижении общечеловеческих связей. Овладение Зайцевым утонченными формами психологизма чеховского типа.

Лиризм как главное стилеобразующее средство в автобиографической прозе: рассказ «Заря». Камерность в интерпретации темы родины с акцентом на естественно-природное течение жизни («Лето»).

«Черные ветры» и «Завтра» - маленькая символико-экспрессионистическая дилогия о революции 1905 года.

Роман «Дальний край» (1913). Решение проблемы духовного поиска русской интеллигенции в эпоху социальных обострений в русле христианской идеи самовыражения. Неприятие идеи революционного террора. «Дальний край» как произведение «нового литературного исповедания» (Л. Войтоловский). Предоктябрьский сборник рассказов «Путники» (1916). Поиск духовно-нравственного идеала героями-интеллигентами. Художественное воплощение идеи странничества (Н. Бердяев) как коренной черты национального самосознания.

Повесть «Голубая звезда» (1918) – аккумуляция философско-эстетического поиска Б. Зайцева дооктябрьского периода.

2.7. И.С.Шмелев. Сказовый характер прозы. Обогащение реалистического письма виртуозной лейтмотивностью, цветописной образностью.

Уездная Россия в рассказах 1900-х годов «Патока», «В норе», «Гражданин Уклейкин». Мир и человек в аспекте социальных связей. Символико-импрессионистическая стилистика ранней прозы Шмелева.

Повесть «Человек из ресторана» (1911). Своеобразие эстетического осмысления темы «маленького человека»: роль исповедального начала в сочетании со сказовой манерой повествования.Самобытное осмысление «вечных тем» в рассказах 1910-х годов (Под небом», «Волчий перекат», «Росстани»).

Утверждение драматичности нарушения природной гармонии («Пугливая тишина», «Стена»). Угрожающе-экспрессивная интонация, символически-емкий, провидческий подтекстовый смысл.

Апелляция к нетленным ценностям, убежденность в существовании «великого этического смысла бытия» («Виноград», «Весенний шум», «Карусель»). Лиризм и поэтичность стиля.

Первая мировая война в осмыслении Ив. Шмелева: сборники рассказов «Суровые дни» (1916), «Лик скрытый» (1917). Вера писателя в грядущее преображение жизни по евангельским законам.

«Неупиваемая Чаша». Типологическая связь с древнерусским жанром жития и повестью Н. Лескова «Запечатленный ангел». Идея праведности и подвижничества русских иконописцев. Художественное воплощение высших идей православия.

2.8. Л.Андреев. Стремление к интенсивному укрупнению образов, мыслей, настроений, сгущению, абстрагированию сущности явлений – своеобразие андреевского «экспрессионизма». Сложность и противоречивость художественного сознания писателя. Гуманизм, сострадательное начало его ранней прозы 1890-х годов («Баргамот и Гараська», «Ангелочк», «Петька на даче»). Символический подтекст, экспрессивная акцентировка рассказов.

Философский смысл рассказа «Жили-были» (1901). Развитие экспрессионистической стилистики. Художественное исследование духовных бездн («Мысль», 1902; «Бездна», 1902).

Повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1903) – мастерская интерпретация древнерусского житийного жанра, своеобразное осмысление проблемы веры. Концентрация в стиле повести черт экспрессионистического обобщения.

Оригинальность интерпретации Андреевым библейского мифа об Иуде («Иуда Искариот» и др., 1907): снятие антагонизма между Иисусом и Иудой. Подчиненность художественной образности моноидее. Укрупненность средств психологизации, синтез символико-экспрессивных черт поэтики.

Отношение Л. Андреева к первой русской революции. Рассказы «Губернатор» (1905), «Тьма» (1907). Надежда на духовное преображение жизни и осознание губительности терроризма. Глубокий гуманистический пафос «Рассказа о семи повешенных» (1908). Мастерство композиции, многомерность психологического анализа, символическая лейтмотивность.

Театр Л. Андреева. Драмы «К звездам!» (1905), «Жизнь человека» (1906). Обращение к субстанциональным основам бытия. Экспрессионистическая доминанта поэтики. Принципы драмы «панпсихе».

2.9. Дооктябрьское творчество А.Н.Толстого, В.В.Вересаева. Обзор. Сатирическая проза: А.Аверченко, Н.Тэффи. Обзор. А.Н. Толстой. Цикл рассказов «Заволжье» (1911): новое слово в раскрытии темы дворянского оскудения. Романы «Чудаки» (1911), «Хромой барин» (1912). Психологическое мастерство, пластическая образность, языковая колоритность. Мифопоэтическая образность.

Сатирическая повесть «Приключения Расстегина» (1912). Военные рассказы А. Толстого («Обыкновенный человек», «На горе», «Под водой»). Изображение психологии человека на войне. Многообразие художественных поисков А. Толстого.

Сатирическая проза.

А.Т. Аверченко

Сборник рассказов «Круги на воде» (1912). Изобретательное разоблачение многоликой пошлости. Оригинальность построения парадоксальной ситуации. Разнообразие сатирического разоблачения.

Н.А. Тэффи

Широкий резонанс первых сборников: «Юмористические рассказы. Книга первая» (1910); «Юмористические рассказы. Книга вторая» (1911). Порочная бессмыслица опустошенной, бездуховной жизни в сатирическом осмыслении Тэффи.

Книга «И стало так…» (1912), «Карусель» (1913) и др. Антигерой Тэффи: необычайное разнообразие ситуаций, глубина сарказма.



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» icon Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии программирования»
Техническое задание по разработке дизайнерского проекта приложения «умк – учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность» подготовлен кандидатом исторических наук, профессором...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» icon Учебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления
Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» icon Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание
Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» icon Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» icon Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» icon Учебно-методический комплекс Санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Базы данных: учебно-методический комплекс /сост.: М. В. Копейкин, В. В. Спиридонов, Е. О. Шумова. Спб.: Изд-во сзту, 2010. – 175...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции