Скачать 0.49 Mb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая Автор: Торопова Елена Валериевна, учитель русского языка и литературы г. Новоалтайск, 2007 Модули Ι.Теоретическая интерпретация опыта
ΙΙ.Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств 1. Понятие информационной технологи 2. Классификация ИТ в зависимости от способа представления обрабатываемой информации 2.1. Видеотехнологии 2.2. Мультимедийные технологии в образовании 2.3.Дидактические особенности применения мультимедийных технологий 2.4. Принципы, реализуемые мультимедийными технологиями 2.5. Классификация мультимедийных уроков 3. Современные электронные пособия как средства обучения 3.1. Виды электронных учебных пособий 4. Уроки-презентации ΙΙΙ.Технология опыта 1. Видеоуроки 1.1. Использование видеофильма на уроках литературы, истории и культуры Алтая 2. Уроки с использованием современных электронных пособий 2.1 Применение современных электронных пособий на этапе изучения нового материала 2.2. Применение современных электронных пособий на этапе закрепления изученного материала 3. Авторские уроки с применением мультимедийных технологий 3.1. Подготовка к уроку с использованием мультимедийных технологий 3.2. Урок изучения нового материала в форме лекции 3.3. Урок-диалог 3.4. Комбинированный урок 4. Защита исследовательской работы с использованием мультимедийной презентации ΙV. Результативность V. Доступность VI. Трудоемкость VΙI. Литература VIII. Приложения Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег Ι. Теоретическая интерпретация опыта 1. Условия возникновения опыта Автор опыта – Торопова Елена Валериевна, учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж – 14 лет, в том числе в средней школе №1 – 13 лет. В 1991 году окончила БГПУ, получила высшее образование по специальности «учитель русского языка и литературы». Регулярно повышает свою профессиональную деятельность в АКИПКРО. Участвует в методической работе школы и города. Руководит школьной кафедрой русского языка и литературы. Работает в городской творческой группе «Урок в системе личностно-ориентированного обучения». Систематически занимается самообразованием. В настоящее время работает по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы, истории и культуры Алтая». В 2004 году прошла курсовую подготовку по теме «Формирование содержания и методов преподавания русского языка в условиях профилизации образования» в АКИПКРО. Автор обучает учащихся 9 Б, 9 Г и 10 В (гуманитарный) классов. Преподавание ведет по УМК:
Школа №1 расположена в центре города, в ней обучается около 1000 учащихся. Оснащенность учебного заведения дидактическим материалом, техническими средствами обучения соответствует современным требованиям. Педагогический коллектив школы в течение 5 лет (2000 - 2005гг.) работал по теме: «Личностно-ориентированное образование учащихся». Учителя владеют современными образовательными технологиями: личностно-ориентированного обучения и воспитания, развития критического мышления через письмо и чтение, вузовской технологией, методиками проектного и интерактивного обучения, ИКТ. Автор работает в личностно-ориентированной парадигме. В своей педагогической деятельности использует технологию развития критического мышления, ИКТ. Владеет основами современной педагогики, психологии, физиологии, валеологии. Учитель имеет все необходимые условия для педагогической деятельности: учебный кабинет с постоянными и сменными стендами, маркерную доску, демонстрационный и дидактический материалы по русскому языку, литературе и культуре Алтая, КИМы, аудио- и видеотехнику, ТСО, личную творческую лабораторию и медиатеку. Все это способствует развитию заинтересованности учащихся в предметах и делает процесс обучения более эффективным. 2. Актуальность опыта Информатизация и компьютеризация образования являются ведущими направлениями модернизации современной школы с целью воспитания «современно образованных нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны»1. Включение в учебный процесс аудиовизуальных средств позволяет более эффективно добиваться решения профессиональных задач. Гуманитарная парадигма меняет не только методы работы с наглядностью, но и само содержание, структуру и форму наглядности, оказывающих активное влияние на образование смыслов. Расширение «дидактического ландшафта» за счет широкого внедрения средств мультимедиа также приводит к изменению требований к наглядным пособиям. В связи с этим для современной системы повышения квалификации возникает потребность не столько в чувственной, сколько в «интеллектуальной наглядности», которая позволяет раскрыть сущность изучаемых предметов, явлений через логическую или генетическую взаимосвязь фактов и теорий, мозаичное построение фрагментов картин мира, восхождение от абстрактного к конкретному и обратно. Опыт использования информационных технологий позволяет решить противоречия, существующие в современном мире: между пониманием пути развития современного общества как совершенствования информационного пространства и неготовностью педагогов в условиях тотальной информатизации использовать ИКТ с целью формирования личности; между необходимостью логической упорядоченности учебного материала и требованиями к его художественно-образному воплощению в наглядной форме. 3. Новизна Данная проблема недостаточно разработана в педагогической и методической литературе, в практической деятельности учителей-словесности, не сформирован передовой педагогический опыт. В настоящее время еще нет банка приемов и методов работы с ИКТ на уроках литературы, русского языка и истории культуры Алтая. «Средства обучения с использованием ИКТ должны быть одновременно наглядным средством, средством обучения (содержать учебную информацию, методику ее изложения и усвоения), средством познания (представлять методы научно-теоретического, философского, художественно-эстетического познания), средством воспитания, средством эмоционального воздействия»2. Автор, обобщив свой опыт, делает попытку показать значимость использования ИКТ для развития человека как субъекта собственной стратегии жизни, умении ориентироваться в современном мире информационных технологий; предлагает свои приемы, методы и формы организации деятельности учащихся с использованием ИКТ. 4. Ведущая педагогическая цель Создать условия для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности посредством использования компьютерных технологий на уроках русского языка, литературы и культуры Алтая. 5. Теоретическая база опыта Теоретической базой опыта являются теории развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, Т.И.Шамовой и учебной деятельности В.В.Давыдова. Учитель реализует ведущие положения данных теорий посредством следующих современных образовательных технологий:
Автор опыта опирается на работы ученых-дидактов Н.В. Алпатовой, Е.П.Велихова, Ю.А. Первина, А.А. Кузнецова, современных ученых, изучающих важность проблемы применения информационных средств в образовании. ΙΙ. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств 1. Понятие информационной технологии Педагогическая технология – явление многомерное: в теории и практике работы образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что у каждого автора имеется своя конкретная технология. Научный подход к этому явлению должен опираться на классификацию упорядочения многообразия существующих технологий на основе общих и специфических, существенных и случайных, теоретических ,и практических и других признаков. Среди этого множества технологий автор опыта выделяет педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. «Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о совокупности и своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютернных средств».3 Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационных технологий:
Информационные технологии (ИТ) представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. В зависимости от способа представления обрабатываемой информации ИТ делятся на следующие виды (см. табл. 1). 2. Классификация ИТ в зависимости от способа представления обрабатываемой информации
С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации. Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин новые информационные технологии (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин информационно-коммуникационные технологии – ИКТ. «Информационно-образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей».4 2.1.Видеотехнологии Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделить и рассматривать видеотехнологию в качестве отдельной самостоятельной технологии обучения Видеотехнологии представляют модернизацию учебного кино и учебного телевидения. «Видеотехнологии служат не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняют все дидактические функции. Они предполагают как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускают различные способы управления познавательным процессом. По сути, речь идет уже не просто о наглядности, а комплексных дидактических технологиях».5 Обучающая и воспитывающая функции видеотехнологий обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Правда, развивающее воздействие наглядной информации в том случае, когда учащимся не предлагаются контрольные упражнения и тесты по ее восприятию и запоминанию, невелико. Киноэкран и телевизор стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. 2.2. Мультимедийные технологии в образовании Всякое обучение должно быть наглядно, наглядно!.. Понятие без наглядных представлений пусты и бессодержательны. А. Дистервег Мультимедиа в широком смысле этого слова незаметно, но стремительно вторглась в нашу школу, изменив всю образовательную среду. Мы понимаем мультимедиа как технологию, использующую текст, звук, изображение и позволяющую объединить все это в единое целое для создания интегрированных информационных образовательных ресурсов. Отсюда становится очевидной неразрывная связь информационного пространства учебного заведения и мультимедийных технологий. Для учителя наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:
|
План работы шмо учителей русского языка и литературы моу верхнетимерсянской... Методическая тема шмо: «Использование технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое... |
Использование современных педагогических технологий в формировании... «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка г. Ленска» |
||
Доклад на тему: «Использование современных информационных технологий... «Использование современных информационных технологий на уроках английского языка» |
Заседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год «а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ |
||
Толекова Мария Исабаевна Портфолио учителя Отчёт а группа №8 3 -го уровня Город Алматы 2013 год Программы Кембриджского университета «Использование информационно-коммуникационных технологий» в серию уроков |
План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного... ... |
||
Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» |
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка... Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших... |
||
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 Использование икт на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способностей... |
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных... Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |