Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая




НазваниеИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая
страница1/4
Дата публикации23.09.2014
Размер0.49 Mb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая

Автор:

Торопова Елена Валериевна,

учитель русского языка

и литературы

г. Новоалтайск, 2007

Модули
Ι.Теоретическая интерпретация опыта

  1. Условия возникновения опыта

  2. Актуальность опыта

  3. Новизна

  4. Ведущая педагогическая цель

  5. Теоретическая база опыта

ΙΙ.Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств

1. Понятие информационной технологи

2. Классификация ИТ в зависимости от способа представления обрабатываемой информации

2.1. Видеотехнологии

2.2. Мультимедийные технологии в образовании

2.3.Дидактические особенности применения мультимедийных технологий

2.4. Принципы, реализуемые мультимедийными технологиями

2.5. Классификация мультимедийных уроков

3. Современные электронные пособия как средства обучения

3.1. Виды электронных учебных пособий

4. Уроки-презентации

ΙΙΙ.Технология опыта

1. Видеоуроки

1.1. Использование видеофильма на уроках литературы, истории и культуры Алтая

2. Уроки с использованием современных электронных пособий

2.1 Применение современных электронных пособий на этапе изучения нового материала

2.2. Применение современных электронных пособий на этапе закрепления изученного материала

3. Авторские уроки с применением мультимедийных технологий

3.1. Подготовка к уроку с использованием мультимедийных технологий

3.2. Урок изучения нового материала в форме лекции

3.3. Урок-диалог

3.4. Комбинированный урок

4. Защита исследовательской работы с использованием мультимедийной презентации

ΙV. Результативность

V. Доступность

VI. Трудоемкость

VΙI. Литература

VIII. Приложения

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны

или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должен

достигнуть этого собственной деятельностью, собственными

силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

Ι. Теоретическая интерпретация опыта
1. Условия возникновения опыта
Автор опыта – Торопова Елена Валериевна, учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж – 14 лет, в том числе в средней школе №1 – 13 лет. В 1991 году окончила БГПУ, получила высшее образование по специальности «учитель русского языка и литературы». Регулярно повышает свою профессиональную деятельность в АКИПКРО. Участвует в методической работе школы и города. Руководит школьной кафедрой русского языка и литературы. Работает в городской творческой группе «Урок в системе личностно-ориентированного обучения». Систематически занимается самообразованием. В настоящее время работает по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы, истории и культуры Алтая». В 2004 году прошла курсовую подготовку по теме «Формирование содержания и методов преподавания русского языка в условиях профилизации образования» в АКИПКРО.

Автор обучает учащихся 9 Б, 9 Г и 10 В (гуманитарный) классов.

Преподавание ведет по УМК:

  • «Русский язык.9 класс». В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М..2002

  • «Русский язык.10 - 11 классы». А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М., «Просвещение».2002.

  • «Русская литература ХIХ века. 10 класс (1 и 2 части)». Ю.В. Лебедев. - М., «Просвещение».2004.

  • «История культуры Алтая» под общей редакцией доктора философских наук С.А.Ан и В.Е.Фомина. – Барнаул: Пикет,1999.

Школа №1 расположена в центре города, в ней обучается около 1000 учащихся. Оснащенность учебного заведения дидактическим материалом, техническими средствами обучения соответствует современным требованиям.

Педагогический коллектив школы в течение 5 лет (2000 - 2005гг.) работал по теме: «Личностно-ориентированное образование учащихся». Учителя владеют современными образовательными технологиями: личностно-ориентированного обучения и воспитания, развития критического мышления через письмо и чтение, вузовской технологией, методиками проектного и интерактивного обучения, ИКТ.

Автор работает в личностно-ориентированной парадигме. В своей педагогической деятельности использует технологию развития критического мышления, ИКТ. Владеет основами современной педагогики, психологии, физиологии, валеологии.

Учитель имеет все необходимые условия для педагогической деятельности: учебный кабинет с постоянными и сменными стендами, маркерную доску, демонстрационный и дидактический материалы по русскому языку, литературе и культуре Алтая, КИМы, аудио- и видеотехнику, ТСО, личную творческую лабораторию и медиатеку.

Все это способствует развитию заинтересованности учащихся в предметах и делает процесс обучения более эффективным.
2. Актуальность опыта

Информатизация и компьютеризация образования являются ведущими направлениями модернизации современной школы с целью воспитания «современно образованных нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны»1.

Включение в учебный процесс аудиовизуальных средств позволяет более эффективно добиваться решения профессиональных задач.

Гуманитарная парадигма меняет не только методы работы с наглядностью, но и само содержание, структуру и форму наглядности, оказывающих активное влияние на образование смыслов. Расширение «дидактического ландшафта» за счет широкого внедрения средств мультимедиа также приводит к изменению требований к наглядным пособиям. В связи с этим для современной системы повышения квалификации возникает потребность не столько в чувственной, сколько в «интеллектуальной наглядности», которая позволяет раскрыть сущность изучаемых предметов, явлений через логическую или генетическую взаимосвязь фактов и теорий, мозаичное построение фрагментов картин мира, восхождение от абстрактного к конкретному и обратно.

Опыт использования информационных технологий позволяет решить противоречия, существующие в современном мире: между пониманием пути развития современного общества как совершенствования информационного пространства и неготовностью педагогов в условиях тотальной информатизации использовать ИКТ с целью формирования личности; между необходимостью логической упорядоченности учебного материала и требованиями к его художественно-образному воплощению в наглядной форме.

3. Новизна
Данная проблема недостаточно разработана в педагогической и методической литературе, в практической деятельности учителей-словесности, не сформирован передовой педагогический опыт.

В настоящее время еще нет банка приемов и методов работы с ИКТ на уроках литературы, русского языка и истории культуры Алтая.

«Средства обучения с использованием ИКТ должны быть одновременно наглядным средством, средством обучения (содержать учебную информацию, методику ее изложения и усвоения), средством познания (представлять методы научно-теоретического, философского, художественно-эстетического познания), средством воспитания, средством эмоционального воздействия»2.

Автор, обобщив свой опыт, делает попытку показать значимость использования ИКТ для развития человека как субъекта собственной стратегии жизни, умении ориентироваться в современном мире информационных технологий; предлагает свои приемы, методы и формы организации деятельности учащихся с использованием ИКТ.
4. Ведущая педагогическая цель
Создать условия для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности посредством использования компьютерных технологий на уроках русского языка, литературы и культуры Алтая.

5. Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта являются теории развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, Т.И.Шамовой и учебной деятельности В.В.Давыдова. Учитель реализует ведущие положения данных теорий посредством следующих современных образовательных технологий:

  • педагогической технологии на основе информационно-коммуникационных средств Г.К. Селевко

  • компьютерной технологии М.В. Булановой-Топорковой, А.В. Духавлева, В.С. Кукушкина.

Автор опыта опирается на работы ученых-дидактов Н.В. Алпатовой, Е.П.Велихова, Ю.А. Первина, А.А. Кузнецова, современных ученых, изучающих важность проблемы применения информационных средств в образовании.

ΙΙ. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств
1. Понятие информационной технологии
Педагогическая технология – явление многомерное: в теории и практике работы образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что у каждого автора имеется своя конкретная технология.

Научный подход к этому явлению должен опираться на классификацию упорядочения многообразия существующих технологий на основе общих и специфических, существенных и случайных, теоретических ,и практических и других признаков.

Среди этого множества технологий автор опыта выделяет педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.

«Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о совокупности и своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютернных средств».3

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационных технологий:

  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности – мотивы – цели – условия – средства – действия – операции);

  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности, программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;

  • коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системности мышления;

  • возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения;

  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Информационные технологии (ИТ) представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. В зависимости от способа представления обрабатываемой информации ИТ делятся на следующие виды (см. табл. 1).

2. Классификация ИТ в зависимости от способа представления обрабатываемой информации


Способ представления
информации

Текст

Графика

Звук

Данные

Знания

Объекты
реального мира

Виды ИТ

Тексто-
вые про-
цессоры

Графичес-кие про
цессоры

Средства
обработ-
ки звука


Алгорит-мические
языки,
табличные процессоры

Эксперт-
ные сис-
темы

Средства
мультимедиа
Таблица 1

С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации. Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин новые информационные технологии (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин информационно-коммуникационные технологии – ИКТ.

«Информационно-образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей».4

2.1.Видеотехнологии
Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделить и рассматривать видеотехнологию в качестве отдельной самостоятельной технологии обучения

Видеотехнологии представляют модернизацию учебного кино и учебного телевидения.

«Видеотехнологии служат не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняют все дидактические функции. Они предполагают как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускают различные способы управления познавательным процессом. По сути, речь идет уже не просто о наглядности, а комплексных дидактических технологиях».5

Обучающая и воспитывающая функции видеотехнологий обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Правда, развивающее воздействие наглядной информации в том случае, когда учащимся не предлагаются контрольные упражнения и тесты по ее восприятию и запоминанию, невелико. Киноэкран и телевизор стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности.
2.2. Мультимедийные технологии в образовании

Всякое обучение должно быть наглядно, наглядно!..

Понятие без наглядных представлений пусты и бессодержательны.

А. Дистервег
Мультимедиа в широком смысле этого слова незаметно, но стремительно вторглась в нашу школу, изменив всю образовательную среду. Мы понимаем мультимедиа как технологию, использующую текст, звук, изображение и позволяющую объединить все это в единое целое для создания интегрированных информационных образовательных ресурсов. Отсюда становится очевидной неразрывная связь информационного пространства учебного заведения и мультимедийных технологий.

Для учителя наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

  • во время проведения урока;

  • в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

  • при выступлении на собраниях, педсоветах и т.д.;

  • в процессе создания и передачи общешкольной информации;

  • в процессе научной деятельности;

  • при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая iconПлан работы шмо учителей русского языка и литературы моу верхнетимерсянской...
Методическая тема шмо: «Использование технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая iconИспользование современных педагогических технологий в формировании...
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением английского языка г. Ленска»

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая iconДоклад на тему: «Использование современных информационных технологий...
«Использование современных информационных технологий на уроках английского языка»

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая iconЗаседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
«а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая iconТолекова Мария Исабаевна Портфолио учителя Отчёт а группа №8 3 -го уровня Город Алматы 2013 год
Программы Кембриджского университета «Использование информационно-коммуникационных технологий» в серию уроков

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая iconПлан работы школьного методического объединения учителей гуманитарного...
...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая iconУроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая iconМастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая icon«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36
Использование икт на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способностей...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, истории культуры Алтая iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных...
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции