Уроки
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Содержание образования
|
1.
|
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры, с.3-7
|
1
|
Лекция учителя с составлением тезисного плана; Вспомнить определения и характерные черты классицизма, сентиментализма и романтизма. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века - свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках идеала, борьба с угнетением человека.
|
Литература первой половины 19 века - 12 часов.
|
2.
|
Русская литература первой половины 19 века (Обзор).
с. 8-12, 16- 19,39-41
|
1
|
Лекция с элементами беседы. Исторический фон эпохи, полемика западников и славянофилов о путях развития России. Обзор лит. направлений и зарождение реализма. Национальное самоопределение рус. литературы.
|
3.
|
Романтизм В.А.Жуковского
с. 19-24,28-38 (Б. 14-3)
|
1
|
Краткий обзор творчества поэта. Переводы романтиков Запада и обращение к национальному, «местному колориту».Баллады «Людмила» и «Светлана». Роль поэта
|
4.
|
Художественные открытия лирики А. С. Пушкина.
с.48-56,56- 77,77-79,149-153
|
1
|
Беседа-повторение с чтением лирики и ее комментированием. Краткий обзор жизни и творчества поэта. Художественный мир А. С. Пушкина. Романтическая лирика. Особенности лирического героя и духовного мира человека («Погасло дневное светило», «Элегия»)
|
5.
|
Эволюция темы свободы в творчестве А.С.Пушкина.
с.64-65-75,81- 84,105-107.
|
1
|
Рассказ учителя (от «Лицинию»(1815) к «Из Пиндемонти»(1836)) с чтением и комментированием «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». Пушкин и декабристы. «Послание в Сибирь».
|
6.
|
Религиозно- философская лирика А. С. Пушкина.
С.60-61,109- 114,84,88-92,107- 109 (Б.5-1)
|
1
|
Лекция. «Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии А.С.Пушкина (любовь и дружба, свобода и творчество, человек и природа, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия). Анализ «Подражания Корану», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил». Сравнительный анализ текста молитвы преподобного Ефрема Сирина и стих. «Отцы пустынники и жены непорочных»
|
7.
|
«Великое» и «малое» в поэме «Медный всадник».
С.140-149. Чтение поэмы. (Б.25-3)
|
1
|
Лекция учителя. Конфликт личности и государства в поэме. В чем смысл представленного в поэме контраста «медного всадника» и «маленького человека»; разрешим ли конфликт частного лица и державной власти?
Образ Евгения и Петра. Художественная символика. Развитие реализма в творчестве А.С.Пушкина.
|
8.
|
Значение А.С. Пушкина.
С.98-104, вопрос 8 с. 157
|
1
|
А.С.Пушкин - начало всех начал, национальный русский поэт, солнце русской поэзии. Этот тезис уч-ся должны аргументировать статьей учебника и собственными рассуждениями: как сам поэт обосновывает свое право на бессмертие.
|
9.
|
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.
С.161-164.
|
1
|
Краткий обзор жизни и творчества поэта. Своеобразие художественного мироощущения Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви. Анализ «Нищего», «Молитвы» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Яне унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю». В чем причина трагического одиночества героя Лермонтова?
|
10.
|
Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова.
С.167-171,180- 185 (Б.6-1,8-1)
|
1
|
Беседа о своеобразии художественного мира поэта и об основных мотивах поэзии: мятежный порыв и одиночество, трагедия поколения и слияние мирозданием. Анализ «1-е января», «Валерик», »Сон» (В полдневный жар в долине Дагестана»), «Выхожу один я на дорогу»
|
И.
|
Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя
«Невский проспект» Чтение повести.
С.212-216,241- 246.
|
1
|
Краткий обзор жизни и творчества Н.В.Гоголя.. Своеобразие его творческой манеры. Петербург - бездушный и обманный город. Как в облике города сочетаются трагедийность и комизм, лирика и сатира?
|
12/ 13.
|
«Все мы выщли из «Шинели» Гоголя» (Ф.М.Достоевский). С.274-281
|
2
|
Творческая работа учащихся, используя в работе учебник. О чем последняя повесть писателя и в чем ее значение для литературы 2-ой половины 19 века?
|
Литература второй половины 19 века - 53 часов
|
14.
|
Русская литература и общественная мысль второй половины 19 века.
С.308-315
|
1
|
Лекция и составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы. Ист. Обстановка: Крымская война, смерть Николая 1, противостояние либералов и демократов, реформа 18661г. Демократизация русского искусства: «Могучая кучка», художники- передвижники, писатели-разночинцы.
|
15.
|
Обзор русской литературы 2-ой половины 19века. С.315-328.
|
1
|
Лекция. Русская журналистика данного периода и литературная критика. Полемика о целях и задачах литературы. Расцвет сатиры и становление реализма и романа как жанра.
|
16.
|
И.А. Гончаров (1812-1891) Жизнь и деяния господина де Лень.
С.330-337,346-349.
|
1
|
Рассказ учителя с чтением учебника. О своеобразии художественного таланта писателя, стремление осветить все глубины жизни, объяснить все скрытые стороны («Обыкновенная история»), старые и новые люди («Обрыв»)
|
17.
|
Роман «Обломов». Знакомство с содержанием и чтение отдельных глав. Чтение романа.
С.337-338, 346
|
1
|
История создания романа и знакомство с содержанием.
Фильм Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»
|
18/ 19.
|
Образ главного героя. Понятие «обломовщина» С.339-342 (Б. 1-3)
|
2
|
Беседа. Система образов в романе и особенности композиции. Жизнь Ильи Ильича на Гороховой и в Обломовке (краткий пересказ). «Сон Обломова» и роль сна в романе.
|
20.
|
Андрей Штольц как антипод Обломова.
С.342-343
|
1
|
Беседа о Андрее Штольце. Почему он терпит поражение в своем желании вытащить в свет Обломова.
|
21.
|
Тема любви в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. С.343-346. (Б. 17- 1)
|
1
|
С какой целью писатели подвергают своих героев «испытанию любовью»? «Испытание любовью» Обломова («головная» (рассудочная, рациональная) и духовно-сердечная) и ее решение в романе. Почему Обломов предпочел духовно- сердечную любовь?
|
22/ 23.
|
Роман И.А.Гончарова в русской критике.
С.338-342
|
2
|
Статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И.Писарева «Обломов» и А.В.Дружинина «Обломов», роман Гончарова». В чем критики сходятся в оценке И.И.Обломова и в чем они расходятся?
|
24.
|
А.Н.Островский (1823-1886).
Создатель русского национального
театра. Мир драматургии Островского.
Ч.2, с.3-1022- 26,34-35..
|
1
|
Обзор жизни и творчества драматурга. Его роль в создании русского национального театра
|
25.
|
Пьеса «Гроза». С. 10-14.
|
1
|
Творческая история и идейно-художественное своеобразие «Грозы». Содержание пьесы.
|
26 /27.
|
Город Калинов и его обитатели. Мир
«темного царства» и его трагичность.
(Б.8 - 3)
|
2
|
Комментированное чтение (с пересказом). Изображение «жестоких нравов» «темного царства». «Хозяева жизни» и их жертвы. В чем заключаются истоки самодурства как социального явления и что указывает на недолговечность самодурной власти?
|
28 /29.
|
Катерина в борьбе за свои права. Драма «горячего сердца».
С.14-20 (Б.13-1, 5-3)
|
2
|
Катерина в системе образов пьесы. Народные и религиозные истоки её характера. Катерина и Кабаниха как два полюса «тёмного царства». Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест – озорство Варвара, Кудряш) протест-терпение (Борис) и в чём своеобразие протеста Катерины. Что в нём превалирует: Ум или сердце? Как расценить покаяние героины: как смирение или как победу над ложью и своим грехом?
|
30.
|
Драматическое мастерство драматурга.
|
1
|
Рассказ о символики пьесы и в чем заключается мастерство речевой характеристики. Жанровое своеобразие: сочетание драматического, лирического и трагического.
|
31.
|
«Гроза» в оценке критики.
МЛЮ - упр.45 с.45
|
1
|
Анализ ст. Н.А.Добролюбова с записью основных положений. Знакомство с ст. Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы». Почему возникли разные трактовки образа Катерины у критиков, принадлежащих к одному лагерю?
|
32.
|
И.С.Тургенев (1818- 1883). Преходящее и вечное в художественном мире писателя. Жизнь и творчество. С.37-47,48-57, 81-83
|
1
|
Рассказ об удивительном таланте писателя чувствовать все новое, видеть жизнь в движении. Роль Тургенева как пропагандиста русской литературы на Западе. «Тургеневские девушки». Общественные взгляды.
|
33.
|
Роман «Отцы и дети».
С.57-64. Чтение романа.
|
1
|
История создания романа и отражение в нем общественно-политической ситуации в России. «Отцы» и «дети» - смысл названия. Почему автор сталкивает Базарова не с худшими, а с лучшими представителями дворянства? Содержание романа.
|
34.
|
Трагический характер конфликта отцов и детей и его разрешение в романе. С.61-64 (Б.14-1)
|
1
|
Композиция романа. Причины и сущность конфликта: «настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (И.С.Тургенев)
|
35 /36.
|
Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Две дуэли.
С.64-69 (Б14-1)
|
2
|
Образ Базарова и его роль в развитии конфликта. Павел Петрович - поборник европейской цивилизации. Первая их встреча: почему дворянин сразу невзлюбил нигилиста. Словесный поединок, перерастающий в дуэль (анализ глав романа) Авторская позиция и способы ее выражения.
|
37 /38.
|
Сила и слабость нигилизма Базарова.
С.66-73 (БЗ-З)
|
2
|
Черты личности, мировоззрения Базарова. Отношение его к общественно- политическим преобразованиям в России, к русскому народу, природе, искусству, естественным наукам, любви. Испытание любовью. Сущность внутреннего конфликта в душе героя: «Я нужен России...Нет, видно, не нужен».В чем, по мнению автора, заключается сила и слабость нигилизма и почему, сталкиваясь с жизнью, теория не выдерживает испытания на прочность?
|
39 /40.
|
Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. С.72-76
|
2
|
Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество и в лагере «отцов», и в кругу «детей»: почему он обречен на это одиночество и в чем трагедия Базарова? Испытанье смертью и его роль в романе (комментированное чтение эпизода «Смерть Базарова»), Как понимать слова Тургенева о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель».
|
41.
|
Письменная зачетная работа по роману.
МЛЮ- с.96(упр.140), 105(упр. 150)
|
1
|
Ответ на любой вопрос проблемного характера.
|
42
/43
.в/ч
|
Н.Г.Чернышевский (1828-1889)
|
2
|
Рассказ о нашем земляке, его жизни, романе «Что делать?» и о роли книги в истории русского освободительного движения. Чтение «четвертого сна Веры Павловны». Утопическая картина «светлого будущего» и оценка учащимися утопии писателя.
|
44 /45.
|
Поиск «призвания» в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
С.309-314, 320-328.
|
2
|
Художественный мир Н.С.Лескова. Повесть «очарованный странник». Смысл названия. Особенности сюжета. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий Ивана Флягина). Образ главного героя как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека. Почему писатель называет Ивана Флягина «очарованным странником»?
|
46.
|
Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Мир природы в поэзии Тютчева. С.157-163
|
1
|
Биографическая справка. Основные мотивы лирики (человек и природа, земля и небо). Чтение и анализ стихотворений «Не то, что мните вы, природа», «Нам не дано предугадать», «Силентиум». Как пейзажная лирика поэта помогает понять «душу и язык» природы? Идеал поэта (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость.
|
47.
|
Два лика России в лирике Тютчева.
С.164-168. (Б.15-1)
|
1
|
Тютчев-политик и Тютчев-поэт («более всего я люблю Россию и поэзию»). Две ипостаси образа России: край, благословенный «Царем небесным», и страна, где господствуют «растление душ и пустота». Чтение и анализ «Умом Россию не понять», «Эти бедные селенья»,»Над этой темною толпою». Почему именно Россию поэт считал страной, призванной спасти европейскую цивилизацию от неверия и духовного нигилизма?
|
48.
|
Любовная лирика Тютчева. С.163-164
|
1
|
Автобиографизм любовной лирики, предлагающий поэтизацию не событий, а переживаний. Любовь как стихийная сила и «роковой поединок любящих сердец. Чтение «О, как убийственно мы любим», «Я встретил вас», «Последняя любовь».
|
49.
|
А.А.Фет (1820- 1892). Место поэта в русской поэзии. С.170-175.
|
1
|
Фет и теория «чистого искусства».«Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о ее нравственном значении, о современности в данную эпоху («кошмары, от которых давно и навсегда отделался»). Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» как манифест «чистого искусства»
|
50.
|
Природа, любовь и красота в лирике Фета.
С.175-182. (Б.18-1)
|
1
|
«Вечные» темы в поэзии Фета. Философская проблематика и художественное своеобразие лирики Фета: психологизм переживаний, особенности языка. Чтение «Это утро, радость эта», «Одним толчком согнать ладью живую», «Я пришел к тебе с приветом», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали»
|
51.
в.ч
|
Художественный мир А. К. Толстого
|
1
|
Основные темы, мотивы, образы поэзии А.К.Толстого. Любовная лирика - восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчиненной закону неизбежности. Чтение «Не верь, мой друг, когда в избытке горя», «Средь шумного бала, случайно», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». В чем заключается своеобразие любовной лирики А.К.Толстого?
|
52.
|
Н.А.Некрасов (1821-1877). Народные истоки мироощущения. С.100-111
|
1
|
Биографическая и творческая справка, подводящая учащихся к теме урока.
|
53 /54.
|
Основные темы и идеи лирики Некрасова.
С.111-113,116-118 МЛЮ-с.118 (Упр. 170) (Б16-1)
|
2
|
Гражданский пафос поэзии Некрасова. Собирательный образ народа, его ментальные черты и их воплощение в лирике. Разительный контраст «двух миров». Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Чтение и анализ «В дороге», «Забытая деревня», «Влас», «Тишина», «Железная дорога», «размышление о парадном подъезде» Какие национальные черты народа нашли отражение в лирике поэта и какими предстают отношения народа и господ. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Интонация плача, стона как способ исповедального выражения. Сатира и ее место в поэзии Некрасова(«Современная ода»).
|
55.
|
Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. С.111-113
|
1
|
«Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ». «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь». Противоположность литературно- художественных взглядов Фета и Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Образ Музы в лирике Некрасова. Чтение «Вчерашний день , часу в шестом», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба». В чем видит поэт предназначение поэзии и долг поэта? Новаторство поэта в осмыслении данной темы.
|
56.
|
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблематика, жанр и композиция.
С.134-136. Чтение поэмы.
|
1
|
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие. Фольклорные мотивы и образы в поэме. Комментированное чтение пролога: почему возник спор о счастье? Как понимать человеческое счастье и где его искать?
|
57.
|
Первоначальное представление странников о счастье. С.136-140.
|
1
|
Комментированное чтение поэмы: встреча правдоискателей с попом (исповедь попа отвергает, что человеческое счастье - покой, богатство, честь);
|
58 /59.
|
Душа русского народа: Яким Нагой («Сельская ярмарка), Ермил Гирин («Пьяная ночь»), Матрена Тимофеевна и Савелий, богатырь («Крестьянка») С.140-148.
|
2
|
Комментированное чтение поэмы: представители народного мира, их судьба и их видение идеала счастья. Получили ли правдоискатели ответ на свой вопрос (заглавие поэмы). Тема народного бунта и ее отражение в истории Савелия.
|
60 /61.
|
Письменная работа. Народный представитель в поэме. Его судьба и представление о счастье.
|
2
|
Рассказ от лица одного из героев поэмы о его судьбе и видении им идеала счастья.
|
62.
|
Народ в споре о счастье. Идейный смысл притчи о двух грешниках С.148-150 (Б.9-3)
|
1
|
Комментированное чтение с пересказом: «Последыш», «Пир на весь мир».
|
63.
|
Народ и Гриша Добросклонов. Некрасовское понимание счастья. С.150-153
|
1
|
Образ Гриши Добросклонова - образ народного заступника. «Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю». Некрасовское понимание счастья.
|
64.
|
М.Е.Салтыков- Щедрин (!826- 1889). «Я писатель, в этом мое призвание». Мастер сатиры.
С.201-207
|
1
|
Сатира как вид искусства и судьба сатирика в обществе. Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова- Щедрина.
|
65 /66.
|
«История одного города». Проблематика и поэтика сатиры.
С.207-215 Чтение «Истории...» (Б.7-3)
|
2
|
Сатирическая летопись истории государства Российского. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев».Знакомство с главами: «Опись градоначальникам», «Органчик», «Голодный город», «Подтверждение покаяния». Исторические параллели (Павел 1 - Грустилов, Аракчеев - Угрюм-Бурчеев и др.). Обличение деспотизма, невежества власти и бесправия и покорности народа (механизм деспотической власти). Смысл финала «Истории». Согласны ли вы с мнением С-Щ : «Начальник есть зеркало своих подчиненных, если зеркало и кривое, то в обе стороны»? Согласны ли вы с Достоевским, который обвинял сатирика в антипатриотизме («мало стараться преследовать насмешкою отрицательные стороны народа», «надо уметь высказать любовь»)
|
67.
|
«Сказки» - синтез творчества сатирика. (Б.22-1)
|
1
|
Рассказ о»Сказках» и их тематике. Пересказ с чтением фрагментов №-4 сказок сатирика.
|
68.
|
Особенности сатиры
М.Е.Салтыкова - Щедрина.
|
1
|
Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.. Принципиальное новаторство Салтыкова- Щедтина и реализация в его творчестве традиций предшественников.
|
69.
|
Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.
|
1
|
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы и ее связь с общественными событиями эпохи. Поздний романтизм, Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
|
70.
|
О. де Бальзак. «Гобсек»
|
1
|
Жизнь и творчества писателя. «Человеческая комедия» - картина полувековой истории французского общества. «Гобсек» - тема пагубной власти денег над человеком. Пересказ повести.
|