Скачать 156.94 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» Филологический факультет УТВЕРЖДАЮ И.о .ректора НГПУ ________________Л.Е.Шапошников "_____"__________________20__ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Направление подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль «Русский язык и Литература» Квалификация (степень) выпускника - бакалавр Нормативный срок освоения программы – 5 лет Форма обучения - очная Нижний Новгород 2011
Целями освоения дисциплины (модуля) «История русской литературы» являются: 1. Осуществление профессионального образования, самообразования и личностного роста студента. 2. Формирование историко-литературных представлений о закономерностях литературного процесса в России XI-XXI вв. в свете национального духовного самосознания. 3. Формирование у студентов знаний теоретических основ современной науки о литературе и навыков их практического применения при конкретном анализе художественных текстов русской литературы. 2. Место дисциплины в структуре ООП Для освоения курса «История русской литературы» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении предмета Литература в общеобразовательной школе. Содержание предмета и знания, умения, навыки, сформированные в ходе его изучения, в дальнейшем применяются в практике школьного преподавания. 3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля) Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1). 2. Способность анализировать мировоззренческие, специально и личностно значимые проблемы (ОК-2). 3. Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3). 4. Способность логически-верно строить устную и письменную речь (ОК-6). 5.Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). 6. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1). 7. Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2). 8. Владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3). 9. Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: закономерности русского литературного процесса, базовые термины и теоретические понятия, необходимые для осмысления истории русской литературы, периодизацию русской литературы, сущность понятия "традиция"и закономерности его функционирования в литературном процессе, основные факты творческих биографий русских писателей, основные этапы творческой эволюции изучаемых авторов. Уметь: анализировать художественные произведения различных жанров в единстве формы и содержания с учетом авторских философско-эстетических открытий ,выявлять структурные компоненты художественного текста, различные средства художественной выразительности , определять их место и функцию в тексте, сравнивать тексты и определять их место в творчестве конкретного автора и в литературном процессе в целом ,понимать сущность взаимодействия различных типов художественного сознания в литературном процессе, соотносить художественное творчество различных авторов с литературно-эстетическими теориями эпохи, синтезировать различные методологические подходы в их разнообразных сочетаниях мифологического и этимологического предметов исследования, культурологического, сравнительно-исторического литературоведения, психологии и психоанализа, феноменологии, структурализма и т.п. Владеть понятийным аппаратом современного литературоведения и умением его использовать при анализе художественных произведений, навыками самостоятельного анализа текстов художественной литературы ,культурой филологического мышления,способностью оценивать роль и место конкретного художественного произведения в литературном процессе. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
5. Образовательные технологии Лекции, лекции с элементами эвристической беседы, коллективное выполнение типовых творческих заданий, поисковая работа в микрогруппах, самостоятельный анализ текста, создание текста по заданным параметрам, семинары. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Виды самостоятельной работы: Составление глоссария по материалам лекции, конспектирование научной литературы, выполнение заданий репродуктивного характера, выполнение творческих домашних заданий. Работы выполняются в соответствии с рейтинг-планом дисциплины 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) I. Древнерусская литература а) основная литература: 1.Повесть временных лет. 2. «Поучение» Владимира Мономаха. 3.Сказание о житии Бориса и Глеба. 4.Житие Феодосия Печерского. 5. «Хождение» игумена Даниила. 6. Слово о полку Игореве. 7.Повесть о разорении Рязани Батыем. 8.Повесть о житии Александра Невского. 9.Задонщина. 10.Слово о житии Дмитрия Донского. 11.Сказание о Мамаевом побоище. 12.Житие Стефана Пермского. 13.Житие Сергия Радонежского. 14.Повесть о Петре и Февронии Муромских. 15.Житие Протопопа Аввакума. 16.Повесть о Горе-Злочастии. 17.Повесть о Савве Грудцыне. 18.Повесть о Фроле Скобееве. 19.Повесть о Ерше Ершовиче. 20.Повесть о Шемякином суде. б) дополнительная литература: 1.Лихачев Д.С. Развитие русскойлитературы Х-ХУ11 веков: эпохи и стили.-Л.,1973. 2.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М.,1979. 3.Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского Средневековья и системе жанров русской литературы Х1-ХУ1 вв. .// Литература Древней Руси .:.-М.1975. 5.Робинсон А.Н. литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья Х1-Х111 вв.: Очерки литературно-исторической типологии. –М.. 1980. 6.Кусков В.В. История древнерусской литературы. –М., 2002. 7.Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987. 8. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор – Л., 1971. 9. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре.-М., 1998. 10. Федотов Г.П. Святые Древней Руси.- М., 1990. II. Русская литература XVIII века а) основная литература: Русская литература XVIII века / Сост. Г. П. Макогоненко. Л.. 1970 Русская литература XVIII века 1770-1775 / Сост. В. А. Западов. М., 1979 Русская литература последней четверти XVIII века/ Сост. В. А. Западов. М., 1985 Федоров В. И. Русская литература XVIII века. М., 1990 Орлов П. А. История русской литературы XVIII века М., 1991 Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М.., 2000; М., 2003 б) дополнительная литература: Западов А. В. Гаврила Романович Державин, М., 195Он же. Поэты XVIII века: А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков. М. Херасков. М., 1984. Морозов А. А. Ломоносов М., 1965 Серман И. З. Державин. Л., 1967. Он же. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л.. 1973. Он же. Литературное дело Карамзина. М.. 2007. Гордин М. А., Гордин А. Я. Театр Ивана Крылова. Л., 1983 Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М., 1989 Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.. 1982 Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979 Демин А. С. Русская литература второй половины XVII- начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977. Шенле Андреас. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий 1790-1840. СПб.., 2004. Тюпа В. И. Новелла и аполог//Русская новелла: проблемы истории и теории СПб.. 1993. С.13-26. Топоров В. Н. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина Нарративная структура// Русская новелла: проблемы истории и теории. СПб.. 1993. С.26-62. Проскурина В. Ю. Мифы империи. Литература и власть в эпоху Екатерины II. М.. 2006 в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Русская виртуальная библиотека// Электронная библиотека XVIII- начала XIX века// XVIII век. В. Литвинов, И. Пильщиков: www. rvb/18 vek Е. М. Дзюба «Славенские» древности, или Жанр романа в творчестве М. Д. Чулкова, М. И. Попова и В. А. Левшина: Монография. – Н. Новгород: НГПУ, 2006. Дзюба Е. М. Жанр повести и его художественное осмысление в русской литературе XVIII века// Типология художественного сознания в русской литературе XVIII- XXвв.: Учебное пособие. – Н. Новгород, 2010 Дзюба Е. М. Жанровая ситуация «порог романа» в русской литературе конца XVIII- первой трети XIX в// Типология художественного сознания в русской литературе XVIII-XXвв.: Учебное пособие. – Н. Новгород, 2010 Текстовый раздаточный материал Аттестационные измерительные педагогические материалы Задания и материалы на сайте кафедры русской литературы НГПУ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Текстовый раздаточный материал. Аттестационные измерительные педагогические материалы в виде тестов закрытого типа, заданий. Задания на сайте НГПУ Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Литература и Русский язык». Авторы: докт. филол. наук, проф. каф. русской литературы Захарова В.Т., докт. филол. наук, проф. каф. русской литературы Дзюба Е.М., канд. филол.наук, доц. каф. русской литературы Дергунова Н.Г., канд. филол.наук, доц. каф. русской литературы Кашкина Л.И., канд. филол.наук, доц. каф. русской литературы Комышкова Т.П., канд. филол.наук, доц. каф. русской литературы Курочкина-Лезина А.В., канд. филол.наук, доц. каф. русской литературы Легошина Л.Л., канд. филол.наук, доц. каф. русской литературы Торопкина Т.И., канд. филол.наук, доц. каф. русской литературы Эрастова А.В. Рецензент (ы) Зав. каф. русской литературы Захарова В.Т. Программа одобрена на заседании ____________________________________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от ___________ года, протокол № ________. |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... ... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Отечественная история Направление... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа дисциплины Введение в языкознание Направление подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации... Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... |
Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации... Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... |
||
Программа учебной практики фольклорная направление подготовки 050100... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа дисциплины Латинский язык и античная культура Направление... Чтение текстов древних латинских авторов классического периода и ближайшего к нему времени |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |