Скачать 0.68 Mb.
|
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе составлена на основе: 1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. 2. Обязательного минимума содержания образования. 3. Программы по литературы для 10-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) . 4. Учебника литературы под редакцией В.П.Журавлева ( Москва, «Просвещение» 2011г.) Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Результаты изучения предмета «Литература» (из Новых образовательных стандартов) Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: - умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа); -владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; - понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
Методы и формы обучения Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей. В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.
Учащиеся должны уметь:
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен Знать \ понимать:
Уметь:
Произведения для самостоятельного чтения: И.А.Бунин. «Тёмные аллеи», «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева» А.М.Горький. «Дело Артамоновых» А.Блок. «Скифы», «Возмездие» Поэты есенинского круга: П.Карпов, П.Васильев, П.Радимов В.Маяковский. Лирика, поэмы, пьесы (по выбору) М.А.Булгаков. «Бег», «Театральный роман» А.П.Платонов. Рассказы, повести, очерки (по выбору) М.Шолохов. «Поднятая целина» В.Белов. «Кануны» Б.Можаев. «Мужики и бабы» Ч.Айтматов. «И дольше века длится день…» В.Д.Дудинцев. «Белые одежды» Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион» Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» Произведения для заучивания наизусть Н.С.Гумилёв «Перстень», «Много есть людей…» М.И.Цветаева «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну», на выбор М.Горький. Монолог Сатина из пьесы «На дне», «Песня о Буревестнике» А.Блок «О, Весна без конца и без краю», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе», отрывок из поэмы «Двенадцать» С.Есенин «Письмо матери», «Спит ковыль», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы» (одно на выбор), отрывок из поэмы «Анна Снегина» В.Маяковский «Нате», «Послушайте», отрывок из поэмы «Во весь голос» Н.Заболоцкий. На выбор А.Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», стихотворения на выбор А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» (отрывок) Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «О, знал бы я, что так бывает…», стихи из романа «Доктор Живаго» Н.Рубцов. На выбор Стихи Б.Окуджавы или В.Высоцкого (на выбор как автор, так и стихи) И.Бродский. На выбор Учебно-методический комплект.
|
Пояснительная записка Данная программа по литературе составлена на... Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования... |
Примерная программа среднего (полного) общего образования по Литературе... Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |
||
Рабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... |
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе составлена... Настоящая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования... |
||
Базовый уровень Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, сайта Министерства... |
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального... Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |
||
Примерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |
Примерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |
||
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального... Авторская программа среднего (полного) общего образования по географии 10-11 класс под ред.– В. П. Максаковский «Экономическая и... |
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена... Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |