Аксиология политического брендинга россии




Скачать 165.85 Kb.
НазваниеАксиология политического брендинга россии
Дата публикации21.09.2014
Размер165.85 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
М.П. Бочаров, вице-президент Академии политической науки, зам. гендиректора МПК, зав. кафедрой связей с общественностью МАБиУ, доктор социологических наук, профессор
АКСИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО БРЕНДИНГА РОССИИ

Сколь бы четкой ни была бренд-программа имиджа любой страны, на нее неизбежно накладываются дополнительные и многочисленные внутренние и внешние эффекты, способные усилить или ослабить запланированное влияние на массовое сознание.

Поэтому разработанная и реализованная аксиологическая программа бренд-имиджа страны заведомо является проектом-гипотезой, который объективно не может быть до конца исчерпывающим. Такие проекты есть у ряда стран: например, у Хорватии он реализуется под слоганом «A small country for a great vacation» («Маленькая страна для больших каникул»), у Словении – «The green peace of Europe» («Зеленый мир Европы»), у Латвии – «The land that things» («Земля, которая поет»). Однако у России в начале XXI века подобного рода программа отсутствовала. Поэтому надо представить описание методологических параметров, по которым данная программа могла бы готовиться для России; а затем – модель построения имиджа страны.
Глобальная цель. Если говорить о глобальной цели политического бренд-конструирования применительно к России, стоит вспомнить предложенную Президентом России В.В. Путиным в начале 2000-х годов амбициозную установку – упрочить имидж России «как уверенной в себе державы с большим будущим и великим народом», то есть обеспечить продвижение бренда «Сильная и богатая Россия» для россиян и иностранцев.

Такая цель требует вначале анализа всего позитивного, что составляет сегодня бренд России, потом совершенствования и систематизации наработанного, а затем формирования новых символов и их смыслов с подверсткой к этому соответствующих социально-экономических программ. Здесь подразумевается комплекс элементов внешнего и внутреннего имиджа России, рассматривающихся в диалектическом единстве, а не только локальные экспортные варианты в виде выставок, праздников и т.п.

Старые символы.

Стержнем политического брендконструирования являются старые символы. Под брендом «Россия» всегда понимались купола соборов, березки, бескрайние просторы полей, водка, продукты сельхозпроизводства, матрешки, балалайки, сувениры народных промыслов. За рубежом говорили о «загадочной русской душе», которая выражалась в русской классике литературы и искусства, «Русских сезонах», Большом и Мариинском театрах, красоте русских женщин, которая спасет мир.

В советскую эпоху это трансформировалось в бренды «Водка столичная», «Золотое кольцо», ансамбль и магазины «Березка», сувениры Хохломы, Жесткова, Палеха, икру красную и черную, крабы «Чатка», масло «Вологодское». Загадочная русская душа сделала СССР космической державой, а советские спортсменки наполнили содержанием понятие красоты. Красные флаг, звезда, серп и молот, Октябрь, Аврора и силуэт Ленина прочно вошли в сознание как советские символы-бренды.

Сейчас многое из этого продолжает работать, как, например, красное знамя Российской Армии и Гимн на музыку Б. Александрова, а что-то навсегда ушло в небытие вместе с Советским Союзом.

Весьма показателен сегодня опыт реконструкции ценностей русской политической традиции, провозвестниками которой стали «единороссы»:

  • государство важнее этноса;

  • идея главнее выгоды (склонность к идеократии);

  • порядок выше прогресса;

  • консолидация нации вокруг лидера;

  • потребность в широком общественном консенсусе (соборность);

  • стремление к справедливости (соответствующее моральному чувству распределение);

  • близость человека к воле, а не свободе, которая появилась как понятие только в 20 веке;

  • чуждость русского народа европеизму и изоляционизму («Россия вбирает народы, сохраняя их»).

(см. статью С. Шишкарева «Идеология пораженчества» 16.06.06 в «Коммерсанте»; выступление А. Исаева в РГГУ 2.06.06; статьи Ю. Лужкова «Мы и Запад» в «Российской газете» 15.06.06; губернатора Д.Зеленина «Прорыв после развала» в «Коммерсанте» 23.06.06).

Такой чуть ли не политический мейнстрим требует по логике реконструкции традиции до конца - вплоть до идеи монархии.  Но как с этим всем быть, если действующая российская Конституция утверждает республиканскую форму правления, а высшей ценностью - человека, его права и свободы?!

Поэтому без ревизии, как это многие делают, формируя новый ценностный образ России из недр русской политической традиции, сегодня нельзя просто отталкиваться от опыта постройки положительного имиджа дореволюционной России и СССР, когда формировалась своеобразная витрина общества, чтобы ею заслонить жесткую реальность авторитаризма и тоталитаризма.

Новые символы. Разумеется, уже закрепленные в сознании бренды стоит использовать, однако неизбежно встает и параллельная задача формирования новых символов. К сожалению, не успев создаться, новые российские символы стали испытывать трудности. Например, недавний социологический опрос показал, что о празднике 12 июня 80% столичных школьников не знали, что это День России, праздник ее суверенитета. То есть провозглашенный символ (бренд) не прошел и начальной стадии этапа brand awareness.

Налоги за использование государственной символики привели к тому, что понятия Герб России, Флаг России, Россия, Москва постепенно ушли из широкого внутреннего употребления. Или Петербург – самый ликвидный бренд России, по данным ВТО, известен лишь 15% населения Земного шара.

Шаги по продвижению положительного имиджа России.

Еще более сложная ситуация с восприятием нового бренда России наблюдается за рубежом.

Например, с 2001 года над улучшением образа России трудилось тогдашнее Минпечати. Тогда говорилось о мощной пропагандистской кампании в США и Китае, о конкурсе среди ведущих западных PR-компаний и о размещении некой социальной рекламы в зарубежных СМИ. В этом отношении работал также Российский союз промышленников и предпринимателей, продвигающий за рубежом образ России как страны, в которой нужно делать бизнес. Это дало результат – повышение инвестиционного рейтинга в России на 2 пункта. Правда, атака на ЮКОС перечеркнула достигнутое.

Да, некоторые PR-структуры занимались вопросами формирования современного имиджа России через информационную поддержку выступлений наших спортсменов на международных соревнованиях и PR-обеспечение международных спортивных соревнований в России. Бренд старой-новой России активно продвигался через искусство - например, через аукцион русского искусства в Швеции; открытие филиалов «Эрмитажа» в ряде стран; PR-сопровождение участия России во Франкфуртской международной книжной выставке-ярмарке,  где предпринимались усилия по представлению России на мировом книжном рынке как страны традиций А. Пушкина, Л. Толстого и Ф. Достоевского, которые продолжаются современными российскими писателями.

Определенные шаги в направлении продвижения положительного имиджа России предпринимаются. Но они не системны, не опираются на признанные во всем мире технологии брендмаркетинга и брендинга..

Созданием положительного имиджа России за рубежом занимается и современное российское кино. И «Сибирский цирюльник», и «Русский ковчег» рассчитаны на внешнее потребление. И Сокуров, и Михалков лакируют отечественную историю для продажи на экспорт. Знаменитый слоган «Цирюльника» «Он русский. Это многое объясняет». - Объясняет – кому? Объясняет – зачем? Не американским же сержантам, плохо переносящим Моцарта. Во внутреннем строе таких произведений уже содержатся проговорки, показывающие, что без заграничной публики они не состоялись бы. Но даже такие вещи кажутся сегодня прорывом на фоне общего бездействия.

Можно вспомнить довольно неуклюжие примеры кобрендинга, работающие не столько «за», сколько «против» имиджа России как самостоятельного и предсказуемого государства. Так, в 2004 году к 300-летнему юбилею коронации Наполеона в течение трех месяцев в государственном национальном музее-панораме «Бородинская битва» проводилась выставка «Вершитель роковой безвестного веленья…», посвященная Бонапарту. Комплекс ощущений дополняли уличные перетяжки «Бонапарт», рекламирующие обувь из Франции, и бренди «Наполеон» в супермаркетах...

К сожалению, работа по созданию положительного имиджа России носит характер разрозненных островков, она бессистемна.

Стереотипы гипертрофированного имиджа России. Часто от предпринятых усилий мы имеем отрицательный эффект. Посмотрите, как по старинке работают «Голос России» или РИА «Новости», которые создавались как инструменты для этих целей. А созданный недавно телеканал « Russia today», сделанный по иностранным лекалам, с американскими ведущими, может ли он помочь иностранцам избавиться от стереотипов западного массового сознания? Напротив, мы сегодня можем наблюдать, как в массовом сознании Запада укореняются новые символы России, которые явно не рассчитаны на ее положительный имидж. Это – «Русская мафия», «Гиперпреступность в России», «Криминализация русского бизнеса», «Российская коррупция», «Плохой инвестиционный климат», «Управляемая демократия», «Всемогущий Роман Абрамович – владелец «Челси», «Россия – сырьевой придаток Запада»,«Спецслужбы и генералы у власти», «Синдром Ходорковского».

А это значит, что не создано системы «информационной защиты», обеспечивающей эффективные действия по нейтрализации шагов по подрыву престижа России за рубежом. С другой стороны, любые удары по имиджу любой крупной российской компании внутри страны автоматически, нередко в большей степени или более болезненно, сказываются на имидже других. Ухудшается общий инвестиционный, культурный и политический облик страны, ее возможности по продвижению своих интересов, защите интересов российского капитала за рубежом.

Направления деятельности. Что же делать? Как, используя технологии брендмаркетинга, политического брендинга, добиться заметного продвижения в позиционировании положительного имиджа России?

Международный пресс-клуб имеет опыт в разработке подобных технологий.

Остановлюсь только двух примерах.

В прошлом году мы реализовали проект «60-летие Победы – имидж Волгоградской области». Суть его заключалась в том,  чтобы найти символическую визуальную идентификацию региона для целевых аудиторий и акцентировать с помощью символов губернаторские программы в привязке к ним. Как зонтичный бренд, была взята Победа, и не только в Великой Отечественной войне, но и победа в труде, науке, спорте, искусстве – все то уникальное, что было характерным для данного региона. Была также графически переосмыслена существующая символика «Родина –мать», локальный областной бренд исторического периода, предложена геральдическая обработка губернского и городского гербов в виде скрещенных Андреевским крестом осетров. В результате был создан трехсюжетный логотип, бренд области с федеральным звучанием – Победа (графический орден Победы), Царицын – Сталинград – Волгоград и Победа. Царицын – Сталинград – Волгоград. Мы подготовили хронологическую поддержку этим символам, создали новую оптимизированную историю-легенду области. Были актуализированы в привязке к символам три губернаторских программы:

- Царицын – Великое междуречье России (для инвесторов, хозяйствующих субъектов, по международному сотрудничеству).

  • Сталинград – забота и память (для военно-патриотического воспитания и социальной работы).

  • Волга – новая экологическая политика (по экологии, а также для молодежи).

Помимо адаптации программ к основным целевым группам, удалось разработать стратегию вовлечения для их реализации общественности с их публичным утверждением на форуме общественных сил в Волгограде.

Конечно, этот проект имеет свою региональную специфику, но технология его подготовки и реализации универсальна и применима для любого субъекта РФ.

Аналогичная технология использовалась на Камчатке, когда с помощью экологического брендинга 4-х особо охраняемых природных территорий, вошедших в мировое природное наследие ЮНЕСКО, удалось акцентировать сознание общественности Камчатки на восприятие области как уникального по биоразнообразию уголка Земного шара. Вопреки стереотипам «Камчатка – область землетрясений, катастроф, лишенная тепла и электроэнергии».

Другой пример. Это - креативная технология проведения Всероссийского открытого конкурса работников электронных СМИ «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности», направленная на пропаганду «великого и могучего» языка межнационального общения. Она разрабатывалась для Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Был найден слоган «Как наше слово отзовется». С помощью символического удалось уйти от трафаретного функционала в награждении и премировании. В качестве символов и призов-статуэток конкурса были выбраны образы русских писателей – классиков, которые работали в журналистике под псевдонимами «Дядя Гиляй (Гиляровский)» – приз за слово корреспондента, «Антоша Чехонте (Чехов)» – приз за слово обозревателя, «Феофилакт Косичкин (Пушкин)» – приз за слово ведущего (диктора), «Казак Луганский (Даль)» – приз за программу о русском языке, а также использовались кобренды популярных русских журналов «Современник» и «Отечественные записки» для призов за слово телеканала (радиостанции) и программы. На церемонии награждения победителей В. Гиляровский, А. Чехов и А. Пушкин предстали на сцене одного из наиболее русских театров - Малого - в образе его актеров.

То есть Россия и русский язык прочитывались в ходе конкурса и закреплялись в сознании как страна и носитель – лучших традиций литературы и искусства, произведенных в наиболее благоприятные периоды их развития.

75 электронных СМИ из 48 городов соревновались в этом конкурсе, лучшие научные филологические силы России были вовлечены в процесс оценки в качестве экспертов и жюри.

Более широкое – «трансобразное» и «трансисторическое» ценностное бренд-прочтение России и отечественного патриотизма реализовывалось в ходе конкурса СМИ Роспечати «Патриот России», приуроченного к году 60-летия Великой Победы.

Главная премии - “За глубокое, яркое и систематическое отражение патриотической тематики” – получила название ГЕОРГИЙ ЖУКОВ.

Премия «За циклы передач и публикаций на тему героического прошлого нашей страны» – АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.

Премия «За циклы передач и публикаций, посвященных жизни современной армии и флота» – АЛЕКСАНДР СУВОРОВ.

Премия «За циклы передач и публикаций, направленных на патриотическое воспитание детей и молодёжи» – АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ.

В ряд российских патриотов были включены и журналисты, ставшие узнаваемыми брендами для сообщества: КОНСТАНТИН СИМОНОВ (приз «За циклы передач и публикаций, посвященных судьбам ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил России»); РОМАН КАРМЕН (приз «За циклы передач и публикаций, подготовленных на базе архивных /документальных/ материалов»); СЕРГЕЙ СМИРНОВ (приз «За организацию и проведение патриотической акции в электронных и печатных средствах массовой информации»).

В нынешнем году подведение итогов «Патриота России» пройдет в Нижнем Новгороде. Поэтому призы носят региональную специфику:

Главный приз - НИКОЛАЙ КАРАМЗИН (выдающийся писатель и историк, автор «Истории Государства Российского»). ("За глубокий и яркий творческий вклад в освещение патриотической темы" присуждается коллективу редакции электронного и печатного СМИ).

Специальные призы присуждаются автору или авторскому коллективу в номинациях:

ЮРИЙ ГАГАРИН. («За разработку темы о наших современниках»).

КУЗЬМА МИНИН И ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ. («За разработку темы истории родного края»).

ПАВЕЛ БАЖОВ (писатель, краевед, исследователь народных традиций) («За разработку темы народных традиций.»).

Данная технология является модельной и может быть использована для аналогичных смотров, продвигающих отечественные духовные ценности.
Хотелось бы подчеркнуть, что за последние 15 лет, в течение которых Россия мечется в поисках своего очередного пути, для которых и звезда, и орел, и триколор, и Пушкин, и Чехов, и Шолохов – только исторические и культурные символы. Причем, история – и та, дореволюционная,  и советская – что-то одинаково далекое, и потому – почти безразличное.

Что воспринималось бы в качестве позитивных действий по продвижению имиджа России? Как технологии брендинга могут способствовать его адекватному позиционированию?
1. Необходимо провести «инвентаризацию» символов по следующим категориям:

  • бренды – исторические названия (города, здания, памятники);

  • бренды – персоналии (государственные деятели, писатели, ученые, полководцы, спортсмены);

  • бренды – товары (одежда, продукты питания, изделия народных промыслов);

  • бренды – собственно символы (красный флаг, кремлевская звезда, двуглавый орел) и т.д.

Смысл «инвентаризации» - определить, какие из старых и новых символов реально работают (не работают) сегодня; на позитив или на негатив; что нужно продвигать (нейтрализовывать).

Новые бренды, которые необходимо продвигать, могли бы ускоренно и эффективно «выращиваться» на поле старых и позитивно известных брендов

2. Разработать бренд-концепцию России

То есть выполнение задачи «Россия – великая держава» предстает перед нами в виде формализованного глобального бренд-поля, состоящего, в свою очередь, из более локальных полей: исторического, персонального, товарного и других.

Отдаленные примеры подобного конструирования можно обнаружить в искусстве – например, на картине «Мистерии XX века» И. Глазунова, где художник изобразил 100-летний период мирового существования в виде группы исторических персоналий-брендов.

Такого рода задача уникальна и в принципе не решалась никем и никогда. Но она вызвана на повестку дня как особенностями развития рынка, так и состоянием массового сознания. Так, опросы ВЦИОМ начала 2000-х годов убедительно свидетельствуют: отказываться от мифа о «великой державе» россияне не хотят; признавать Россию слабой и второстепенной страной общественное мнение не желает. И… требует нового позитивного мифа, который позволил бы обеспечить гармоничное прочтение современного контекста. С учетом этих реалий новое креативное бренд-решение становится посильным и, разумеется, интересным.

При этом, конечно, нельзя допустить, перефразируя слова одного современного российского политика, чтобы Россия как бренд, вроде бы патриотичная и самодовольная, выглядела не лучше девки на панели, безуспешно пытающейся торговать собой и буквально навязывающейся клиенту-иностранцу.

Начать эту работу можно было бы с построения бренд-концепции принятых Президентом и правительством приоритетных национальных проектов, которые в массовом сознании пока никакого наполнения, кроме денежного, не имеют. Схему действий здесь можно представить на примере реальной разработки, подготовленной Агентством «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг» по предложению Британского Совета – организации, продвигающей имидж Великобритании за рубежом через образовательные, культурные и другие программы.

Вот каким образом представлялась логика этой бренд-программы:


А. Концептуальные историко-культурные предпосылки, которые позволяют создать и реализовать программу под названием «Российское лицо Британского Совета».


Британский Совет хорошо известен в России как благотворительная, просветительская, неполитическая организация, занимающаяся укреплением российско-британских связей в сферах образования, науки и культуры. Он упоминается в оперативном информационном контексте: чаще - в той его части, которая относится к новостям образования, науки; реже – культуры.

Однако, как показывают исследования, на восприятие Британского Совета в массовом сознании воздействует ряд старых и новых стереотипов.

Среди них:

  1. «Британия: бесплатных пирожных не бывает». Вкладывая в обучение российской молодежи, Британия восполняет свой собственный кадровый голод.

  2. «Британия - европейский филиал Америки»; страна, сокрушенная глобализмом транснациональных корпораций, забывшая о своей многовековой истории.

  3. «Британия – страна, традиционно пренебрежительно относившаяся к «дикой» России, и не связанная с ней длительными дружественными отношениями.


Задача, которую следует решить в этой связи - укрепить и поднять доверие молодых россиян к просветительской деятельности Британского Совета, открыть его возможности более широкому кругу потенциальных потребителей, расширить пространство для культурного диалога.

За счет чего? За счет совмещения и модернизации двух образов Британии, предъявляемых российской аудитории.

Образа Британии как древнейшей, самобытной и фундаментальной культуры, не нуждающейся в донорстве, но готовой для обменов, и образа современной, прогрессивной, демократической страны, опирающейся на вечные моральные ценности, на идеалы гуманизма.

Речь должна идти и о персонификации образов, символизирующих Британию, и об их сугубо общенациональных особенностях, и о мировой, абсолютной значимости этих образов, и конечно же, о поиске российского отзвука, британо-российских историко-культурных мостиков, связывающих наши народы и страны.



Б. Стратегические направления деятельности.
Вечные ценности, традиции – то, что может способствовать взаимной культурной идентификации. Возврат вечных ценностей, открытие их для молодежи в качестве мировых культурных ценностей.

Брендирование вечных ценностей за счет персонификации - включения в используемую Британским Советом на российской площадке символику хорошо знакомых литературных образов.

Например, наряду с четырьмя кружочками символики Британского Совета на его документах и публикациях могли бы появиться хорошо знакомые по книжным иллюстрациям профили мистера Пиквика или сэра Уинстона Черчилля, Шерлока Холмса или Уильяма Шекспира.



Мосты - это более активное использование в качестве брендов исторических событий, связывающих наши народы. В 2005 году главное для нас - юбилей общей победы над фашизмом. Союзнические усилия на суше и на море, отдельные сюжеты, посвященные общей борьбе, человечные истории – все то, что связывало нас во время войны.
Вечно современное, мода – в России периодически наблюдались всплески моды на определенные британские образы-бренды.

«Биттлз»: внутренняя свобода, неформальная культура, молодежный протест против номенклатурного, коммунистического застоя.

Л. Кэролл и «Алиса в стране чудес»: спектакли, пластинки, рестораны, фестивали.

Д.Р. Толкиен и «Властелин колец». Клубы любителей Толкиена («толкинисты»).

Дж. Роулинг и Гарри Поттер.

Модная литература, модные герои, модные имена.

Включение в подобную просветительскую работу брендов (звезд) - спортсменов, актеров или политиков, безусловных авторитетов и на британской, и на российской площадках.
В. Кобрендинг – позиционирование существующего бренда Британского Совета рядом с дополнительными имеющимися или разработанными британскими или британско-российскими символами.

  1. Существующий бренд (логотип) остается без изменения, доминирует и продолжает использоваться во всех случаях как зонтичный бренд

  2. В дополнение к нему и в единой стилистике с ним разрабатывается второй, дополнительный (параллельный) ряд брендов (логотипов), символизирующих направления деятельности Британского Совета и привязанный к узнаваемой историко-культурной символике Великобритании, например:

    1. Британский Совет – образование

    2. Британский Совет – наука

    3. Британский Совет – культура

    4. Британский Совет – технологии

    5. Британский Совет – информация

    6. Британский Совет – инновации

Возможна разработка и третьего дополнительного (параллельного) ряда символов, символизирующих историческую и современную связь Великобритании и России.

Каждый из этих брендов используется затем вместе с существующим брендом Британского Совета в ходе кампаний по соответствующим темам.

Вокруг каждого из брендов формируются (на основе как исторического, так и современного социально-культурного контекста) ключевые сообщения и информационные подборки, которые затем находят отражение в пресс-релизах и информационных мероприятиях.

В заключении хочу подчеркнуть, что сегодня из Кремля идет много высказываний о необходимости развития идеологии «суверенной демократии», в частности исходящих от замглавы президентской администрации Владислава Суркова. Одно из его высказываний хотелось бы процитировать:

«Я не совсем идеологию имею в виду, а говорю скорее о системе ценностей, о мировоззрении. Нация не может существовать без системы ценностей. Бюрократическое скрепление страны недолговечно. Невозможно удерживать административно то, что должно удерживаться образом будущего, идеалами,  ценностями, верой».

Эти справедливые слова об идеалах и ценностях требуют подкрепления новаторскими концептуальными и практическими разработками, в которых должны обязательно принимать участие представители нашего научного политологического сообщества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аксиология политического брендинга россии iconС. В. Иванова о политическом проектировании и проектной деятельности в сфере политики
Почему возникает проблема относительно термина политическое проектирование? При обсуждении вопросов политического проектирования,...

Аксиология политического брендинга россии iconФилософские идеи русского марксизма конца 19 начала 20 века Плеханов и Ленин
России, невозможно не упомянуть и о марксистской ветви ее развития (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Главной особенностью развития марксизма...

Аксиология политического брендинга россии iconРеализация комсомолом государственной функции политического контроля...
Ческого союза молодёжи в реализации государственной политики в отношении религии и политического контроля в данной сфере. Сделан...

Аксиология политического брендинга россии iconГосударственная культурная политикА современной России: региональное измерение
Москва 2007 Работа выполнена на кафедре политического анализа факультета государственного управления Московского государственного...

Аксиология политического брендинга россии iconА. Л. Бредихин аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин...
Особое внимание уделено характеристике политического и юридического суверенитета и их взаимосвязи. Автор формулирует определения...

Аксиология политического брендинга россии iconКнига это не просто мемуары политического деятеля. Это поучительные...
«Сингапурская история. Из «третьего мира» – в первый»: мгимо (У) мид россии; М.; 2005

Аксиология политического брендинга россии iconАктуальность обращения к евразийским идеям о сущности российского...
Щества, так что возникла необходимость иного осмысления социально-политического и культурного своеобразия и нового национально-исторического...

Аксиология политического брендинга россии iconПодготовка к неделе чтения (команда 6-9 классов)
«История России для детей», «Города России», «Народы России», «Великие люди России», «Природа и география России», «Культура и быт...

Аксиология политического брендинга россии iconКнига С. И. Поварнина русского ученого, известного специалиста по...
Наше время в России особенно богато горячими спорами общественного и политического характера. Между тем нет книг, которые могли бы...

Аксиология политического брендинга россии iconКонтрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,...
Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции