Скачать 107.6 Kb.
|
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. Урок-практикум по теме « Сложное предложение». Провела учитель русского языка и литературы Алиева З. 2013г План - конспект открытого урока. Класс: 9 Предмет: русский язык. Тема: урок-практикум по теме « Сложное предложение». Тип урока: обобщение и систематизация изученного. Дата: 29.10.13. Цели:образовательные: -закрепить умение отличать простые предложения от сложных , ставить знаки препинания в сложных предложениях. - обогащать словарный запас речи учащихся; -строить собственные высказывания в соответствии с нормами языка. развивающие: - развивать монологическую речь учащихся; -составлять сложные предложения разных типов; - пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста. воспитательные: -воспитывать интерес к урокам русского языка; - воспитание любви к чтению на примере художественных текстов великих классиков: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова; развитие творческих способностей учащихся. Оборудование: учебники, рабочие тетради, индивидуальные карточки для учащихся, тестовые задания по теме, портрет А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А.П. Чехова и тексты их произведений, таблица «Типы сложных предложений.» Ход урокаI. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы повторим и обобщим изученное по теме: « Сложное предложение». Целью урока является закрепление умения отличать простые предложения от сложных; ставить знаки препинания в сложных предложениях и строить схемы; составлять сложные предложения разных типов; строить собственные высказывания, используя их. II. Словарный диктант. Убирать ,выберу, блестеть, излагать, выращенный, задирать, растение, запереть, изложение, блистать, уберу, выращивать, взрослеть, сотворение ,полагать, растение, прикоснуться, касание. III. Повторение и обобщение изученного материала. 1. Беседа по схемам. -Определите схемы каких предложений вы видите? [ 0,0 и0 ] . [-=],[-=]. -Какие предложения называются сложными? -Какие знаки препинания разделяют части сложного предложения? 2.Работа у доски Запишем предложения, найдем разницу между ними. Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобожденные из-под снега. Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. -Чем различаются эти предложения? Найдите грамматические основы. -Обладают ли простые предложения в составе сложного интонационной законченностью? ( нет, они связываются по смыслу и особенностям произношения в одно целое) Выполните синтаксический разбор первого предложения. - Какие типы предложений различают?(таблица) 3.Тренировочные задания. -Схемы каких предложений вы видите? [ ],но [ ]. [ ],[ ]. [ ],( ). Составьте предложения к этим схемам. -Что такое сложное предложение? -Какие знаки препинания разделяют части сложного предложения? Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания. - Сколько знаков препинания в русской пунктуации? Всего в русской пунктуации 9 основных знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. - Что же такое пунктуация? Раздел науки о языке, изучающей правильную постановку знаков препинания. 1)Сообщение учащегося о пунктуации. Когда-то слово «пунктуация» означало буквально « постановка точек или учение о точках». Теперь же таким словом мы называем всю систему знаков препинания в целом. Рождение запятой на Руси относят к 15 веку; чуть позже родилась точка с запятой. В 16 веке появилось двоеточие, в 17 – восклицательный знак; в 18 веке появилось сразу 5 знаков препинания: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие. В наше время знаков препинания стало еще больше. Прибавились двойные запятые (обосабливающиеся запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие знаки препинания. Всего знаков препинания насчитывается более десяти. Вывод учителя: Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, необходимо уяснить себе, что основанием для их использования является интонация и этимология слова. 2)Сообщение ученика. Этимология слова содержит в себе следующее: 1. Звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звуков ( вопросительная интонация). 2. Манера произношения, отражающая какие-то чувства говорящего, тон. (угрожающий, доброжелательный). 3. Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении ( чистая, верная, фальшивая) Вывод учителя: Но все-таки ориентироваться на интонацию нельзя. Нужно руководствоваться правилом. Учитель: Первый текст, который мы прочитаем на уроке, принадлежит перу замечательного русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. Это не случайно. Известно, что А.П.Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”. Последуем же совету писателя: поучимся. Задания к тексту:
Учитель: Послушайте стихотворения и определите, какими знаками препинания чаще всего пользовался А. С. Пушкин, основоположник русского языка? 1. Полки ряды свои сомкнули, В кустах рассыпались стрелки, Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки. (А. С. Пушкин «Полтавский бой») 2. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. 4. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (Пушкин «Зимняя дорога») Следующее задание-письмо по памяти. Продолжите стихотворение А. С. Пушкина «Осень». Унылая пора! Очей очарованье! (Приятна мне твоя прощальная краса: (-) Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. IV.Выполнение заданий по группам. 1 группа. Найти БСП.
2 группа. Подобрать пословицы и поговорки, представляющие собой бессоюзное сложное предложение. 1. Не учи безделью – учи рукоделью. ( Противопоставление) 2. Слово молвит – соловей поет. ( Сравнение) 3. Восходит солнце – слепнут ночные птицы. (Времени) 4. Нет умного соседа - с книгой беседуй. ( Условие) 5. Лето припасает – зима поедает. ( Противопоставление) 3 группа. Конструирование предложений. Простые предложения соединить в сложные предложения. 1. Уж зашло солнце. Начало смеркаться. ( Когда вошло солнце, начало смеркаться). 2. Глухо гремел гром. Подуло свежестью. (Подуло свежестью, когда глухо гремел гром). 3. Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи. Чуть слышно погромыхивал гром. ( Громоздились тяжелые грозовые тучи, которые были далеко за Доном, и чуть слышно погромыхивал гром). 4 группа. Определить вид связи предложений между простыми предложениями в составе сложного предложения, начертить схемы , расставить знаки препинания. 1. Весь день хотелось пить, и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. (А.П.Чехов) 2. Лес стоит темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели. 3. Пока мы собирались на экскурсию, началась гроза. 4. Встаёт заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк; С своей волчицею голодной Выходит на дорогу волк 5 группа Расставить знаки препинания.
V. Орфоэпическая пятиминутка. Игра Синквейн на тему «Осень». Синквейн (от французского слова пять)-стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам. Правила написания синквейна. 1.Первая строка- тема называется одним словом(обычно существительным) 2.Вторая строка-описание темы в двух словах(двумя прилагательными) 3.Третья строка-описание действия в рамках темы тремя словами(глаголы) 4.Четвертая строка- фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме(чувство) 5.Последняя строка-это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Пример: Школа Современная и красивая, Обучает, развивает, воспитывает. Ты даешь нам прочные знания, Храм науки! VI. Выполнение теста. - Ребята, сейчас вы выполните тест. Время на выполнение заданий отводится 10 минут. Тест по теме «Сложное предложение». 1.Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены). 1) И колючей веткой ель в окно стучала как стучит порой спутник запоздалый. 2) Осенью как водится бывает по ночам много падающих звезд. 3) Как я счастлив сознавать что понимаю теперь песенку любой птицы следы зверюшек. 4) После того как я стал много читать я многое узнал о жизни. 5) Это я придумал соловья чтоб вздохнула милая моя. 6) Земля еще как смутный негатив она никак не может проявиться. 2.Вставьте подходящее по смыслу союз или союзное слово. Грош цена тому, … не может сломить дурной привычки. А) который Б) кто В) если Г) когда 3. Необходимы запятые на месте цифр. Надо сказать (1) что произведения Чаадаева охотно печатали (2) в те периоды (3) когда в русском обществе бурлила жизнь (4) и запрещали (5) когда царил застой и реакция. А) 1,3,5 Б) 2,4 В) 1,2 Г) 1,3,4,5 V. Проверка выполнения теста. Вывод учителя: ребята, вы все справились с тестом. Подведем итоги. Слово учителя. Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они, по словам К. Паустовского, «как нотные знаки твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. VI. Итог урока. Сегодня, ребята, вы показали хорошие знания по теме « Сложное предложение». Надеюсь, что вы будете на практике применять их. Спасибо вам за хорошую работу на уроке. VII. Домашнее задание: придумать 4 предложения с различными видами связи. |
Урок по русскому языку в 9-м классе по теме "Лексика и фразеология" (урок-обобщение) Повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы) |
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,... |
||
Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание... Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» учителя Васильевой... |
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» Образовательная: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением;... |
||
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
||
Урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе» Открытый урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе» с приглашением военнослужащих |
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
||
План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением... Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут... |
Урок внеклассного чтения в 3 б классе по теме: «Стихотворения русских поэтов о зиме» Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. И сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице зиме. В чем же её волшебство... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |