Скачать 56.88 Kb.
|
Вводный урок по литературе в 6 классе по теме « О книге и чтении». Цели: - формирование знаний об устройстве книги, истории её создания; - вспомнить материал, изученный в 5 классе и рекомендованный для летнего чтения; - развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей; - воспитание любви к книге, чтению. Тип урока: вводный Вид урока: урок - беседа с игровыми элементами. Оборудование: слайды (репродукции картин) Врубель «Царевна-лебедь», Крамской «Русалки», В.Маковский «Свидание», В.Васнецов «Три богатыря», Пукирев «Неравный брак», В.М.Максимов «Всё в прошлом». Слайды с книгой «Апостол», с портретом Ивана Фёдорова Раздаточный материал (карточки со стихами); смайлики Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Вступительное слово. 2-3 мин. Постановка проблемы. Формулирование темы урока. На свете есть чудесная страна, Где книги добрые живут. Известна всем читателям она, И там всегда нас в гости ждут. В любой стране ты сможешь побывать, Не выходя из комнаты своей, Лишь стоит книгу в руки взять, Наедине оставшись с ней. - Ребята, а какое значение имеет книга для вас? (из книг можно узнать много интересного и полезного, с ней интересно коротать время, поездки становятся увлекательней с книгой, по-настоящему грамотным можно стать только благодаря книге) Сегодня на уроке мы будем говорить о книгах, о важной роли чтения в жизни человека, вспомним произведения, с которыми знакомились в прошлом году. 3. Работа по теме урока. А) Викторина «Знаете ли вы…» 5 мин. - Что вы знаете из истории создания книг? Предлагаю ответить на вопросы викторины. (За правильные ответы даю смайлики). - Из чего были сделаны первые книги? (камень, глина, шёлк, пергамент) - Как называлась первая печатная книга на Руси? («Апостол») - Кто является создателем первой печатной книги на Руси? (Иван Фёдоров) - Кто основатель первой древнерусской библиотеки? (Ярослав Мудрый) - Самая древняя книга на Земле? (папирус Присса был создан в 3350г. до н.э. Автор самой древней книги жалуется на то, что молодёжь невоспитанна и ленива) - Знаете ли вы самые читаемые в мире книги? пальма первенства, бесспорно, принадлежит Библии. Ее общий тираж – шесть миллиардов экземпляров. На втором месте – цитатник Мао Цзэдуна, а третье место досталось «Властелину колец». -Знаете ли вы самую дорогую в мире книгу? Самая дорогая в мире книга – «Лестерский кодекс». Это научный трактат Леонардо да Винчи, посвященный «воде, земле и небесным телам». В настоящее время его владельцем является Билл Гейтс. Он приобрел эту книгу за двадцать четыре миллиона долларов. Чтобы прочесть «Лестерский кодекс», обязательно нужно вооружиться зеркалом: книга напечатана зеркальным шрифтом. - Какие пословицы или поговорки о книге вы знаете? ( Книги не говорят, а правду сказывают. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Книга мала, а ума придала. Книги читать - не в ладушки играть. Книга-друг человека). За названные пословицы даются смайлики. Б) Работа со статьёй учебника. 10 мин. Как же устроена современная книга? Из каких частей она состоит? ( ребята читают статью учебника, на стр.5-6 перечисляют части книги, объясняют, что это такое на примере своего учебника литературы). В) Работа с картинами художников. 3-4 мин. (Приготовить слайды). Знаменитые русские художники не раз обращались к произведениям литературы. Определите, к каким художественные произведениям можно отнести следующие картины? Врубель «Царевна-лебедь» Пушкин « Сказка о царе Салтане…» Крамской «Русалки» Гоголь «Майская ночь» В.Маковский «Свидание» Андреев «Петька на даче» В.Васнецов «Три богатыря» Былины Пукирев «Неравный брак» Пушкин «Дубровский» В.М.Максимов «Всё в прошлом» Тургенев «Муму» Г) Игра « Наборщик типографии». 10 мин. - Ребята, а где же создаются книги, журналы, газеты? В типографии. Предлагаю вам сыграть в игру «Наборщик типографии». 1 вариант называет фамилию писателя или поэта, героя художественного произведения, книгу на каждую букву слова « Фронтиспис» , а 2 вариант - на каждую букву слова «Содержание» .Слово записано на доске. 1 ряд 2 ряд Фронтиспис Содержание Ф-Фет Р- Руслан, Родари, Робинзон О- Олеша, Онегин Н-Некрасов Т- Тютчев, Толстой,Твен И-Иван-царевич, Ирвинг С- Суриков, Скребицкий, Симонов П- Пушкин И- С- «Снежная королева» С- Сказки, Снежная королева О- «Остров сокровищ» Д- Добролюбов, «Дюймовочка» Е- Есенин Р- Ж- Жуковский, Жилин,«Живая шляпа» А- Андреев, Астафьев, Андерсен, «Аленький цветочек» Н- Носов И- Е- Д) Игра «Рассыпанное стихотворение» Работа наборщика в типографии непростая. В этом вам предстоит убедиться ещё раз. Вам даётся только первая строчка стихотворения, а остальные рассыпаны. Соберите их в правильном порядке. 1 ряд 2 ряд 3 ряд И только небо засветилось, Как хорошо ты, о море ночное,- Есть в осени первоначальной Всё шумно вдруг зашевелилось, Здесь лучезарно, там сизо-темно… Короткая, но дивная пора - Сверкнул за строем строй. В лунном сиянии, словно живое, Весь день стоит как бы хрустальный Полковник наш рождён был хватом: Ходит, и дышит, и блещет оно… И лучезарны вечера… Слуга царю, отец солдатам На бесконечном на вольном просторе Где бодрый серп гулял и падал колос, Да, жаль его: сражён булатом, Блеск и движение, грохот и гром Теперь уж пусто всё- простор везде,- Он спит в земле сырой. Тусклым сиянием облитое море, Лишь паутины тонкий волос Как хорошо ты в безлюдье ночном! Блестит на праздной борозде. Е) Литературное ассорти. 10 мин. Вы вспомнили писателей, произведения, с которыми знакомились ранее на уроках литературы. - Для кого же и о ком пишутся книги? Для человека и о человеке. Но ведь героями книг бывают и животные (басни), и природа (стихи), и обычные вещи (сказки Андерсена). Неужели здесь нет человека? - Как называется такой художественный приём, в котором животное наделяется человеческими качествами? (аллегория) природа очеловечивается? (олицетворение) Попробуйте определить, о каких героях идёт речь? Узнайте его по описанию. Тринадцатилетний мальчишка, в честь которого было названо озеро. Заблудившись, он мужественно преодолевал все трудности пути и даже сделал географическое открытие. ( Васютка, «Васюткино озеро», Астафьев) Девочка 16-ти лет помогала пленным: кормила лепёшками и молоком. (Дина, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой) Двенадцатилетний мальчик, которого ожидала тяжёлая жизнь у забулдыги-сапожника. А он стал бродячим артистом, знающим, что такое истинная дружба. ( Серёжа. «Белый пудель», А.И.Куприн) Девочка, лет 12, из-за своей нескладной фигуры, с длинными руками и ногами, некрасивого лица получила обидное прозвище. Однако для своего дедушки она была самой красивой. (Лена Бессольцева) Ж) Центон. Я зачитаю басню, в которой все герои перемешаны. Догадайтесь, из каких басен Крылова взяты эти герои? Однажды Лебедь, рак да Щука, Проказница Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка Везти с поклажей воз взялись. И вместе все в него впряглись. Достали нот баса, альта. Две скрипки- И сели на лужок под липки,- Пленять своим искусством свет. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. («Лебедь, Рак и Щука», «Квартет») Зубастой щуке в ум пришло За кошачье приняться ремесло Да призадумалась. А сыр во рту держала. На ту беду Лиса близёхонько бежала. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»- И вмиг ворота на запор. («Щука и кот», «Ворона и Лисица», «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне») 4. Знакомство с программным материалом 6 класса. 4 мин. Вы вспомнили книги и их героев, с которыми мы знакомились в 5 классе. Давайте обратимся к содержанию нашего учебника и назовём, с какими произведениями нам предстоит познакомиться в этом году. 5. Выводы по уроку. 2 мин. Сегодня мы говорили о книге. Узнали несколько интересных фактов истории её создания. Прочитали, из каких частей состоит книга. Вспомнили книги, изученные в прошлом году, и ознакомились со списком книг, с которыми встретимся в этом году. Напоследок я хочу дать вам небольшое напутствие: Я желаю всей душой, Вам девчонки и мальчишки, С книжкой ладить и дружить. Пусть любовь к хорошей книжке С вами вместе будет жить. 6. Д/з. написать на каждую букву слова «оглавление» фамилию писателя или название произведения. |
Урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе» Открытый урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе» с приглашением военнослужащих |
Организатор Обсуждаемые вопросы Состав и количество участников По теме «Соблюдение правил безопасности около водоемах во время таяния льда. Открытый урок по литературе в 6 «Б» классе |
||
Урок по теме «Великие русские писатели» Познавательные: учить строить высказывания в устной форме; развитие монологической речи обучающихся; учить передавать своё настроение... |
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение |
||
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,... |
Урок по русскому языку в 9-м классе по теме "Лексика и фразеология" (урок-обобщение) Повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы) |
||
План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением... Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут... |
Урок в 4Б классе по теме: «Путешествие в чудесный мир классики» «Родная речь» 2 части, авторы-составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова |
||
О книге и о чтении Добрая улыбка матери, ее нежные руки, загадочный голос, уводящий меня в удивительное и прекрасное |
Все сочинения по литературе за 7 класс В этой книге представлены варианты сочинений по литературе за 7 класс. Используя ее при подготовке к написанию сочинения, школьники... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |