Скачать 92.73 Kb.
|
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе ТЕМА: «Величие простых сердец» (по рассказу А.Платонова «Юшка) Учитель русского языка и литературы Магомедова Фарида Алисултановна. Цели: Обучающие:
Развивающие: - включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы с параллельным ее сопоставлением с текстами из Евангелия; - развивать ассоциативное мышление. Воспитывающие: - Приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; -воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать; - попытаться донести до ребят мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям.» - прививать охоту к чтению Евангелия и серьезной классической литературы; - помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, Евангелие, высказывания великих людей о любви, об отношении к ближнему, опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями, видеопроектор, экран, презентация к уроку. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы и цели урока. (На экране проецируется портрет писателя и тема урока). Слайд №1 Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым. Попытаемся осмыслить содержание рассказа «Юшка», который вы прочитали к сегодняшнему уроку. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выясним те философские проблемы, которые ставит в своём произведении автор. А к концу урока мы попытаемся дополнить наше читательское представление о платоновской « формуле жизни». На экране - схема: (проецируется 2 слайд) Формула жизни по А.Платонову Любовь к Родине ЖИЗНЬ ? ? Любовь ко всему живому 3. Слово учителя. А) - Давайте вспомним те произведения довольно самобытного писателя, которые вы читали в 6 классе? - И что вы помните о его жизни из автобиографии, с которой мы тоже знакомились в прошлом учебном году? (Ребята называют в первую очередь такие произведения, как «Корова», в «Прекрасном и яростном мире», вспоминают народные сказки в переработке А.Платонова, например «Волшебное кольцо», «Финист – Ясный Сокол»). Б) Учитель дополняет биографические сведения о писателе. В) Перспективное задание ученику, работающему с карточкой, на которой эпизоды из жизни писателя. Учитель. «Родился в Ямской слободе на окраине Воронежа в 1899году. Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды и лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки и перезвоны колокола «Чугунной церкви» - окружал будущего писателя с раннего детства, и именно к нему он проникся такой большой и тёплой любовью. Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем железнодорожных мастерских, мать – домохозяйка, ведь семья была большая, состояла из 12 детей, а он был старшим, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет. Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе - литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста. В 1918 году учился в Воронежском политехникуме, откуда его мобилизовали в Красную Армию. Только в 1924 году он смог окончить Воронежский политехникум. Некоторое время учился на историко-филологическом факультете университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом. Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелёгкими, но в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах он был верен своему голосу художника, и , несмотря на сокрушительную критику, описывал жизнь, её трагические стороны так, как он видел и считал правильным. Первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы» появляется в 1927 году. С 1926 года работает над романом о революции «Чевенгур», который был опубликован только в 1988году, как и многие другие произведения писателя, которые увидели свет только в годы перестройки ( «Котлован», «Ювенильное море» и др.) Умер Платонов в 1951 году, как считают, от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном. Дополнение учащимся, работающим по карточке: КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР А.Платонов ещё подростком писал стихи, которые печатались в местных газетах и журналах. Начинал своё обучение в церковно-приходской школе, затем учился в городском училище до 13-летнего возраста, а потом - трудовая жизнь. «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона», он любил ёщё «паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу». А.Платонов был участником Гражданской войны. Служил на паровозе, выполнявшем военные перевозки, затем в частях особого назначения. После болезни тифом и воспалением лёгких был в 1924 году демобилизован из частей Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был специальным корреспондентом газеты «Красная Звезда». В 30-годы Платонов ждал ареста. В это время в период сталинских репрессий исчезали многие известные люди, писатели. Но власти нашли иной способ воздействия на писателя: был арестован его 15-летний сын, обвинённый в подготовке убийства Сталина. Хотя его сумели вызволить из заключения, сын всё же вернулся больным туберкулёзом и умер в 1944г. В последние годы жизни Платонов очень болел, но продолжал много работать. Умер Платонов в 1951 году, как считают, от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном. 3. Итоги 1 этапа урока. Как можно дополнить наше читательское представление о платоновской формуле жизни после знакомства с биографией писателя? - Это и любовь к «потному труду». 4.Работа по теме урока. А) - «Величие простого сердца»... Как вы понимаете эти слова? Слушаем 2-3 предположения ребят. Вывод учителя. Читая рассказ, вспоминаешь высказывание Ф.М.Достоевского «Человек есть тайна». За видимой «нагой простотой» главного героя Юшки, за такой его понятностью для всех, с кем он рядом живёт, скрывается настоящая его сущность, непохожесть на других, наделённых «слепым сердцем». Вот мы и попытаемся выяснить, в чём же проявляется его «величие»? Б) - Посмотрите на предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать в конце урока то, которое больше всего подходит к нашей теме. Проецируются на экран высказывания: ( Слайд №3) Великое – не умирает. И.В. Панфилов. Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине. А. Франс. Уважай в себе и других человеческую личность. Д.И. Писарев. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Б. Паскаль. Великие души переносят страдания молча. Ф.Шиллер. Гнев есть оружие бессилия. С Сегюр. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. М Горький. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. Д.И Писарев. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л.Н.Толстой. Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак. Я счастлив счастием мне чуждым И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. И. Суриков. В) Беседа учителя с классом по вопросам: 1.Ребята, давайте попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живёт рядом с ним? Каким видят его люди? Что знают о нём? Что думают? (Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «урод негодный». Как сказал столяр, «забраковали его люди». Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что о нём знают.) 2. Что не знают о нём люди? Каким никогда не видели? (В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек – брат всей твари». Приводятся цитаты из текста. Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, отказывает себе во многом, только, чтобы она имела всё, могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждый раз на месяц пропадает.) 2.Почему же люди так относятся к Юшке? Хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!» Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав? Чтобы ответить на эти вопросы, которые открывают тайну Юшки, давайте попробуем поработать в группах. Класс делится на три группы, и каждая группа работает со своими вопросами к отдельным эпизодам текста. (Проецируется 4 слайд ) 1 группа. Встреча Юшки с детьми. Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается ли он на них? (Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». «Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался». Он верил , что нужен им, для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу.) 2 группа. Встреча Юшки со взрослыми. Почему они обижают его? Чем отвечает им Юшка? (Молча сносит все оскорбления. Пример из текста. Юшка следует христианской заповеди. В ответ на удар подставит свою щёку. (Чтение отрывка из Евангелия от Матфея – Нагорная проповедь Христа.) Текст и иллюстрация проецируются на экран. Слайд №5-6. 3 группа. Встреча Юшки с прохожим. Чем он помешал этому человеку? Почему Юшка осерчал, наверное, первый раз в жизни? (Кто в этой жизни «годный», а кто «негодный» на существование, не этому весёлому прохожему решать, который покушается на саму жизнь. Следует цитата из текста.). Работа с иллюстрацией к данному эпизоду. Слайд проецируется на экран. (7 слайд) Когда узнали имя Юшки (Ефим Дмитриевич)? Стало ли лучше жить людям без него? Значение имени героя не случайно.(Ефим – благочестивый, благожелательный; Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зёрна , взращённые на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды) (Слайд №10) Добро и любовь, по Платонову, не уходят , не иссякают из мира со смертью человека. Добро прорастает и даёт свои плоды. Что подтверждает сказанное? (Врача называют дочерью доброго Юшки, она помогает людям, утоляет чужое страдание и горе). Какие чувства вызывает у вас рассказ? Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта. Работа со словарём. Значение слов: сострадание, сочувствие, милосердие. Запись в тетрадь (слайд № 8-9) Выяснить сходство и различие в значениях. Составить словарь с объяснением слов, передающих различные состояния, чувства человека: радость — …; обида — …; ярость — …; блаженный — …; слепое сердце — …; недуг — …; терзать — …; потешиться — …; глумление — …; утолять страдание — … . Как вы думаете, в чём смысл жизни Юшки? (Слайд 11) — Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком? (Нравственный человек - это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других. Юшка - нравственный человек. Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый. - Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. «Побеждай зло добром», — сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он нравственный человек. Выбор эпиграфа к уроку (обращение к цитатам) (13-16 слайды) Добавляем формулу жизни по Платонову (любить ближнего, уметь сострадать, иметь доброе сердце). Запись в тетрадь. Итоги урока. Домашнее задание. 1.Письменно ответить на вопрос: «Какого человека я считаю красивым»? 2.Прочитать рассказ Платонова «Неизвестный цветок» |
Урок литературы по проектной методике 7 класс. Тема: Н. А. Некрасов.... Тема: Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины |
Урок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный... |
||
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,... |
Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие» Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах |
||
План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением... Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут... |
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме |
||
Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема ... |
Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Познакомить учащихся с разноречивыми отзывами современников Пушкина и критиков ХIХ о романе «Евгений Онегин» и его героях |
||
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина) |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |