Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»




Скачать 74.76 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Дата публикации12.05.2014
Размер74.76 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 6 классе по теме:
«А.С.Пушкин «Станционный смотритель»».

Подготовила учительница

русского языка и литературы

Курамагомедова З.У.

с.Кижани 2014

Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

Цели урока:

1.Выявить нравственные проблемы повести.

2.Осмыслить понятие «нравственность»,

познакомить с понятием «маленький человек»

в литературе.

3.Развивать способность эмоционального

восприятия произведения.

4.Воспитывать любовь к родителям,

уважительное отношение к человеку.
Оборудование:

стенд «Сегодня на уроке», доска, стенд

с основными выводами урока

Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем.
Ф.М.Достоевский.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Звучит мелодия песни «Осенние листья».

Слово учителя.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

Ох уж эта Болдинская осень! Эта пора всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне,»- говорил поэт.

Осенью 1830 года Пушкин прожил в Болдине 3 месяца. За это время он закончил работу над романом в стихах «Евгений Онегин», написал около 30 лирических стихотворений, великолепные «Повести покойного И.П.Белкина», с одной из которых мы познакомимся сегодня.

Итак, А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Тема нашего урока. Запишите в тетради.

Мы с вами попробуем выявить нравственные проблемы повести;

Осмыслить понятие «нравственность»;

Познакомимся с понятием «маленький человек» в литературе.

-Дорогие ребята, нами прочитана повесть «Станционный смотритель». Закрыта последняя страница.

-Какое впечатление произвела она на вас?

-Я надеюсь, ребята, что вы внимательно прочитали эту повесть.

Проведём игру-викторину, которая поможет нам убедиться в этом.
3. Игра-викторина.
1. Сколько повестей написал Пушкин, объединив их названием «Повести

покойного И.П.Белкина»? Перечислите их.

2.Как вы думаете, почему за ваши правильные ответы я даю орехи?

3. На протяжении всей повести Пушкин только один раз упоминает имя и фамилию своего героя. Как же звали станционного смотрителя?

4. Кем по профессии был новый хозяин дома?

5.Сынишка пивоваров с теплотой вспоминает старого смотрителя, т.к. тот любил детей, часто угощал их чем – нибудь вкусненьким, например орехами. Но не только за это Ванька помнил его. Чему научил старый смотритель мальчика?

6. Из какого города ехал Минский в Петербург?

7. Чем была занята Дуня в тот момент, когда Минский ворвался в комнату, требуя немедленно лошадей?

-Молодцы, ребята! Мне не стыдно! Я горжусь вами!

4.Работа с текстом.

-Окунёмся же в мир пушкинской прозы.

-Почему вам жалко Вырина?

-Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки?

-Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.

Для начала посмотрим, что такое нравственность.

На доске: Нравственность-1.Совокупность норм, определяющих поведение человека.

2.Моральные качества, т. е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

-Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чьё поведение оцениваем?

-Как меняется главный герой на протяжении действия повести? Найдите эти эпизоды и прочитайте.

-Что же произошло с Выриным?

«Старик не снёс своего несчастья…»

-Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. Почему?

-Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

-Почему его попытки не увенчались успехом?

-Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

-Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошёл вон!»

-Почему Вырин не пошёл жаловаться на Минского?

-Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям?

Слово учителя.

В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

Кто такой «маленький человек»?

На доске: «Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников.

Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.

-Какой эпизод повести подчёркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми богатого сословия?

-Внимательный читатель в каждом произведении находит строки, которые волнуют его, трогают до глубины души, заставляют задуматься о главном в жизни. Это любимые строки. Мне, ребята, нравится последняя встреча Вырина, Дуни и Минского. Я сейчас прочитаю эти строки, а вы подумайте и ответьте на вопрос:

-Какой урок для себя вы извлекли?

Вывод: Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.

-Прошу всех встать! Мы вместе произнесём клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будете ей верны.

Любовь к родителям

В душе я сберегу.

Тепло родного дома

Навечно сохраню.

-Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.

Вырин Дуня Минский

Бедный Красивая Беспечный

Несчастный Прелестная Легкомысленный

Добрый Приветливая Удалой

Любящий Хозяйственная Счастливый

Забитый Печальная Богатый

«Маленький человек» С камнем на сердце Жестокий
5.Итоги урока.
-Чем отличается история блудного сына от истории блудной дочери?

-О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке?

На доске: 1. О проблеме «маленького человека».

2.О взаимоотношении отцов и детей.

3. Об ответственности за свои поступки.

4.О счастье и любви.

6.Оценки.
7.Слово учителя. Урок закончу словами Ф.М.Достоевского: «Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Продолжим разгадывать его тайну на следующем уроке, на котором будем знакомиться с романом «Дубровский».
Самоанализ урока.

Учитель словесности… Правда, в наши дни это определение

несколько устарело, но мне, если честно, оно очень нравится. В течение многих лет вхожу в класс. И с каждым годом всё больше убеждаюсь в том, до чего же это непросто – учить людей. На меня надеются, мне хотят верить, за мной идут. А если так, то я должна

соответствовать. Отвечать требованиям времени, иметь определённые цели, решать самые трудные задачи

Я всегда помню: от меня, именно от меня зависит, какими войдут в жизнь те, чьи тетрадки изо дня в день громоздятся на моём рабочем столе, кого веду я от темы к теме, из класса в класс.

Учитель, как бы ни был он интересен и ярок сам по себе, всё же больше привлекателен своим уроком, как поэт – стихом, певец – песней. «То, что далось мне, о том и пою», - писал Сергей Есенин.

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 классе по

теме: «А.С.Пушкин «Станционный смотритель»».

Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала

в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.

Свой урок я назвала бы уроком общения. Суть такого урока

заключается в следующем: анализируя книгу, я общаюсь с учениками и наоборот ( общаясь с детьми, я анализирую произведение). Он помог мне открыть прекрасные стороны детской души. Красной нитью на уроке проходит тема воспитания. В этом плане повезло учителям словесности, потому что литература – это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован прежде всего на формирование души.

Моя важнейшая задача – заставить работать одновременно

мысль и чувство ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока, ввожу какой – то «сюрприз», «изюминку». Учу слушать и говорить, мыслить и чувствовать. Эмоционально насыщенное начало данного урока создаётся включением фрагмента музыкального произведения, а также чтением строк А.С.Пушкина об осени.

На уроке я использовала игровую технологию. (Игра –

викторина). Она помогла мне проверить знание текста произведения учащимися. За правильные ответы я раздавала детям орешки. Почему? «Дедушка, дедушка! орешков!» - а он нас орешками и наделяет. Всё, бывало, с нами возится», - пишет А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель».

Я помогаю ученикам максимально раскрыть свои возможности,

поощряю поиск нестандартных решений, учу школьников вдумчиво читать, размышлять над прочитанным.

Я люблю выслушивать неожиданные ответы, без приготовления.

В моей речи в ходе работы над текстом отсутствует категоричная интонация: это не так! Ты не прав! На уроке общения всё правильно, потому что здесь, взаимно прислушиваясь друг другу, друг друга всё время дополняем, корректируем, размышляем и находим правильные варианты ответов.

«Изюминкой» моего урока стала клятва, которую мы произносили

вместе. Я попросила ребят встать, протянуть правую руку вперёд, затем направить её к сердцу и снова вперёд. Наши действия сопровождались словами:

Любовь к родителям

В душе я сберегу.

Тепло родного дома

Навечно сохраню.

Кроме всего этого, я использую и другие формы и методы, позволяющие мне решать проблему воспитания. Это творческое соавторство, отзыв о книге, творческое описание репродукции

картины и создание картины.

Постоянно произношу своим ученикам слова В.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Цели и задачи данного урока были полностью выполнены. Я считаю, что урок получился хорошим.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» iconСписок литературы на лето для 7 класса
А пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель». «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка»)

Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» iconСписок литературы на лето. 4 класс
А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. (Барышня-крестьянка. Станционный смотритель. Метель.)

Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» iconА. С. Пушкин Станционный смотритель, Выстрел, Метель Bibe ru

Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» iconУрока: 07. 03. 2014 ТЕМА урока: А. С. Пушкин "Повести покойного И....
Тема урока: А. С. Пушкин "Повести покойного И. П. Белкина". Повесть "Станционный смотритель". Притча о блудном сыне

Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» iconА. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»
А. П. Чехов «Ионыч», «Дама с собачкой» (поставил под сомнение саму возможность осмысленного соединения людей в семью)

Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» iconУрок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель»
...

Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение

Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» iconПервый период творчества А. С. Пушкина
«Станционный смотритель»: значение притчи о блудном сыне в образной системе повести

Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» iconО чем плакала Евдокия Самсоновна?
...

Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» iconУрок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе»
Открытый урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе» с приглашением военнослужащих

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции