Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель»




Скачать 65.94 Kb.
Название Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель»
Дата публикации 09.06.2014
Размер 65.94 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Открытый урок по литературе

на тему :

«Нравственные проблемы повести

«Станционный смотритель».

Учитель

Русскогоязыка и литературы

Кухмазова

НаираЗейналовна

ТЕМА УРОКА:«Нравственные проблемыповести«Станционныйсмотритель».

Тема «блудныхдетей».СЛАЙД №1,2.
ЦЕЛИ УРОКА:1. Задуматься о вечных проблемах, поднятых в повести.

2. Воспитывать уважение к родителям, сознательное отношение к библейским заповедям, ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.

3. Работа над темой «маленького человека».

4. Повторение темы «блудных детей».

СЛАЙД №3.

ЗАДАЧИ УРОКА:1. Совершенствовать навыки самостоятельногоанализа произведения;

2. развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя ;

3. развитие речи.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:портретА.С.Пушкина; репродукции к повести «Станционный смотритель»; словарь С.Ожегова.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : словесные/ аналитическая беседа/;

наглядные/ репродукции, мультимедийная презентация;

практические / работа с текстом/.

ЭПИГРАФ:«Авось, приведу я домой заблудшую овечку мою». СЛАЙД №4

  1. Беседа.

Сегодня на урокемы с вами попытаемся определить нравственные проблемы повести, осмыслим понятие «нравственность», познакомимся с понятием «маленький человек» в литературе, постараемся понять и оценить поступки героев, вспомним тему «блудных детей».


  1. Словарная работа.



  • Обратите внимание на эпиграф. Кому принадлежат эти слова?

  • Вспомним с вами, что такое проблема? СЛАЙД № 6.

  • Вернемся к теме урока и объясним, что такое нравственность?

СЛАЙД № 5.

Нравственность -

1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах;

2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным.

  1. Работа с текстом.

  • Итак, главный герой повести это…..?

  • Так что такое станционный смотритель? СЛАЙД №7.

  • Вспомним, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционному смотрителю. Найти и зачитать.


Как видим, защитить этих людей некому, к унижению и издевательствам они привыкли. Главный герой – маленький,бессильный человек, никто его не послушает и не услышит.


  • Как зовут героя? Чьё имя носит?

Самсон – библейский герой богатырь.СЛАЙД № 8.

  • Соответствует ли имя героя его образу?

Нет. Автор иронизирует.

Ирония- скрытая насмешка.

  • Как выглядит Самсон в начале повести?

«…свежий и бодрый». Потому что у него дочь-красавица. Его гордость, его счастье. Дома уют, тепло, картины, изображающие историю блудного сына.

  • Но вот прошло несколько лет. Что мы видим с рассказчиком, который с нетерпением ждёт встречи с ними?Найти и зачитать.


«Как он постарел!...» В доме ветхость, пыль. Из бодрого и счастливого человека он превращается в дряхлого и несчастного человека. У него беда, боль. Его боль- его дочь.

  • Кто тому причина?

Гусар Минский.

  • Вдумаемся в поведение Минского. Какие детали выдают, что он здоров, притворяется? СЛАЙД № 9.

Хороший аппетит.

  • Как он поступил

Безнравственно. Он обманул.

  • Было ли это бегством со стороны Дуни?

Нет . Это было похищение.

  • Что стало с отцом?

  • Пробовал ли он вернуть дочь?

Дочь он нашел в Петербурге.

  • Почему его попытки не увенчались успехом?

Бороться с Минским он не может. Минский в первую встречу пытается откупиться от него. А во вторую- выгоняет его за дверь со словами : «Что ты за мной крадёшься как разбойник? Пошёл вон!»


  • Кто на самом деле является разбойником?

  • Какой мы видим Дуню на этом слайде? СЛАЙД № 10.

Счастливой.

  • Почему же она падает в обморок?

Совесть не даёт ей покоя.

  • В повести есть эпизод, в котором «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского? Какой это эпизод?

Когда Минский суёт ему смятые деньги. Он честный труженик, любящий отец, который знает, что не всё в этом мире продаётся и покупается. Да, он маленький человек, но гордый человек. Итак, Пушкин показывает нам судьбу «маленького человека»,
Запись в тетради понятия «маленький человек».СЛАЙД № 11.

Как хорошо было с дочерью и как плохо стало без неё. Нарушилась гармония в доме.


  • Что же осталось неизменным?

Картины, изображающие историю блудного сына. Сюжет повести и «Притчи о блудном сыне» во многом похожи. Дуня, как и блудный сын, покидает родительский дом. Дуня сравнивается с «заблудшей овечкой»/ Так сам Вырин называет её/.

  • Итак, какая тема звучит здесь?Тема «блудных детей».

  • Ребята, давайте поразмышляем над прилагательным “блудный”. Назовите однокоренные слова. Что означает это слово?

Заблудившийся, потерявший ориентиры, цель в жизни. Блудный сын- человек, потерявший семью, отчий дом, веру, родину.А также человек, нарушивший нравственные законы. Таким образом, блудный сын – человек, не просто потерявший семью, отчий дом, родину, но и заблудившийся на жизненном пути, утративший нравственный ориентиры в жизни.

  • Был ли выбор у Дуни?

Выбор всегда есть. Минский мог бы попросить её руки открыто. Дуня могла бы написать письмо отцу и сказать, что у неё всё хорошо. Трудность её выбора в том, что она любит и Минского, и отца.

  • Отличие истории блудного сына и блудной дочери?

Слишком поздно приехала. Не успела попросить прощения.

  1. Работа с иллюстрациями. СЛАЙД № 14,15.



  • Почему младший сын ушёл от отца?

Он хотел пойти своей дорогой, получить самостоятельность, вырваться из-под родительской опеки.

  • Чем отец жил во время разлуки?

Надеждой на возвращение сына.

  • Почему он простил младшего сына?

Отец любил его, долго не знал, что стало с его ребёнком, жив ли он, поэтому, вновь обретя, забыл все обиды.

  • Радостный или грустный финал притчи? Почему?

Радостный, потому что сын вернулся домой, успел попросить у отца прошение и получить его.

  • Как вы думаете, какие чувства наполняют душу отца?

Радость от возвращения сына, грусть, потому что он видит, в каком состоянии сын, чувствует, сколько ему пришлось пережить. Отец руками обнял сына, как бы защищая его от всего плохого, что случилось и могло ещё случиться.

  • У неё 3 детей - она счастливая мать. Она богата и любима – она счастливая жена. Но счастлива ли она как дочь?

СЛАЙД № 12, 13.



Да, Дуня стала богатой и любимой. Но отец навсегда потерял любовь, а вместе с нею и саму жизнь. Его оскорбили, растоптали его человеческое достоинство.

А счастье Дуни омрачено мыслью об оставленном и забытом отце. Если есть в человеке совесть, а в Дуне, я думаю, она есть ,совесть не даст ей покоя до конца дней. Поэтому она так безутешно плачет на могиле отца. Его не вернуть. На душе огромная тяжесть. Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть большой грех.


  • Каков пейзаж? Найти и зачитать.


Осень, серенькие тучи. Пейзаж сопереживает героине.


  • Вернёмся к словам А.С. Пушкина «Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце»? Как вы понимаете слова великого писателя?


v.Вывод.


  • Кто поступил безнравственно в данной повести?

И Минский, и Дуня.
Чтение нравственных уроков по священному писанию.СЛАЙД № 16.


  • Почему поступок Дуни можно посчитать безнравственным?

Нарушила нравственные каноны.
Как важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Сказать слова любви, не откладывая назавтра. Приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Не забывайте своих родителей, чтобы не было у вас горьких воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в невнимательности, неблагодарности по отношению к ним. Чтобы тот самый «когтистый зверь» не скрёб ваше сердце.

Сейчас пора, когда вы нуждаетесь в них, но придёт время, когда они будут нуждаться в вас.

Ваш долг – не забывать о них!

Подумайте об этом, пожалуйста.


  1. Проверка домашнего задания.

Синквейн 1вариант Минский,

2 вариант Дуня,

3 вариант Вырин.

  1. Работа с рисунками детей




  1. Домашнее задание. Напишите письмо Дуне.СЛАЙД № 17.

СПАСИБО ЗА УРОК! СЛАЙД № 18.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель» icon Урока: 07. 03. 2014 ТЕМА урока: А. С. Пушкин "Повести покойного И....
Тема урока: А. С. Пушкин "Повести покойного И. П. Белкина". Повесть "Станционный смотритель". Притча о блудном сыне
Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель» icon Первый период творчества А. С. Пушкина
«Станционный смотритель»: значение притчи о блудном сыне в образной системе повести
Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель» icon Список литературы на лето для 7 класса
А пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель». «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка»)
Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель» icon Список литературы на лето. 4 класс
А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. (Барышня-крестьянка. Станционный смотритель. Метель.)
Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель» icon О чем плакала Евдокия Самсоновна?
...
Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель» icon Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем
Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель» icon А. С. Пушкин Станционный смотритель, Выстрел, Метель Bibe ru

Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель» icon Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...
Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель» icon А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»
А. П. Чехов «Ионыч», «Дама с собачкой» (поставил под сомнение саму возможность осмысленного соединения людей в семью)
Урок по литературе на тему : «Нравственные проблемы повести «Станционный смотритель» icon Название проблемы и аргументация проблемы
Позиция автора: по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции