МКОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом совете
от 30. 08. 2013 г.
Зам. директора по учебной работе: /Тихонова В. Ю./
Утверждено:
Директор: / О. А. Лавицкая/
Приказ № 38 от 30. 08. 2013 года.
по литературе
для 7 класса
учителя русского языка
и
литературы Галановой К. Д.
2013-2014уч. год
п. Кедровый
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе 7го класса (базовый уровень) составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03.2004, №1089).
2. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Коровиной В. Я.
(9е - издание. М. «Просвещение». 2007)
3. Методические рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области от 2013 .
4. Авторская программа Ереминой О. А. «Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс»
Методическое пособие для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2003.
5. Б. И. Турьянская и др. Литература в 7 классе. Урок за уроком. М.: «Русское слово». 2002 г.
Обоснование выбора программы и учебного комплекса
Программно-методический комплекс по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной соответствует требованиям
государственного стандарта общего образования. УК (авторы-составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И, Коровин,
И. С. Збарский) рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в Федеральный перечень учебников.
УМК строится на концентрической (5-8 классы) основе.
В программе определены ведущие направления литературного образования в основной школе.
7 класс – осмысление художественного мира писателя в контексте общекультурных ценностей. Это направление способствует развитию представлений
о критериях художественности и формированию литературного вкуса.
Главной целью школьного образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение литературе в данном УМК предусматривает возможность выбора современных подходов изучения литературы: деятельный, коммуникативный и личностно- ориентированный, которые на первый план выдвигают уроки сотворчества. Ученик с помощью учителя идет к целостному осмыслению историко-литературного явления. В то же время программа способствует реализации поисково-исследовательского метода анализа художественного произведения, стимулирующего познавательную и творческую активность учащихся.
Методические возможности УК позволяют строить урок с учетом выбранных целей и индивидуальных особенностей учащихся, их учебной мотивации. Так, например, рубрики «Вопросы и задания», «Литературные места России» обеспечивают возможность систематизации и обобщения знаний по изучаемым разделам, а рубрики «В творческой лаборатории писателя», «Развивайте дар слова», «Обогащайте свою речь» - активизации речемыслительной и творческой деятельности. Задания повышенной трудности ориентированы на школьников, мотивированных на участие в олимпиадах. Знакомясь с вопросами, ученик вступает в диалог с авторами учебника и может выбирать задания по интересам: готовить устное сообщение, учить наизусть, исследовать фрагмент текста или писать сочинение.
Учебные хрестоматии включают два блока: художественные тексты, несущие эстетическую информацию, и учебные, выполняющие дидактическую функцию.
Дидактический материал излагается сжато и содержательно, биографии писателей, поэтов сопровождаются портретами, фотографиями, иллюстрациями произведений. Учебники завершаются кратким словарем литературоведческих терминов и словарем имен, необходимыми в процессе самостоятельной работы над вопросами и заданиями. УК дополнен пособиям «Думаем, читаем, спорим» для учащихся 7го класса».
Важный акцент в программе под редакцией В. Я. Коровиной сделан на уроки внеклассного чтения, которые направлены на формирование у школьников читательской культуры и эрудиции. Обсуждение понравившихся книг - необходимый этап литературного образования.
Авторы УК среди основных задач литературного образования выделяют обучение умению выразительно читать, в том числе наизусть, ведь только через эмоционально- эстетическое переживание текста можно понять творческий почерк поэта, уловить его тон, темперамент, образную систему мышления.
Нормативно-правовые документы
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 уч. год.
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09. 03. 2оо4 года № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).
Приказ «О формировании учебных планов ОУ Челябинской области на 2013-2014 уч. год (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 2013 года. № ).
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература» в ОУ Челябинской области в 2013-2014 уч. году от
№ (Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО).
Учебный план МОУ «Первомайская СОШ» на 2013-2014 уч. год.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. «Просвещение» 2007.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию учебной программы.
УМК под редакцией В. Я. Коровиной не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного
содержания литературного образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт.
-
-
Учебный комплекс для учащихся
|
Методические пособия для учителя.
|
1. Литература. 7класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /(авт.-сост.В. Я. Коровина и др.);– М.; «Просвещение», 2011
|
1.Программы общеобразовательных учреждений. Литература.
5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией Коровиной В. Я. - Просвещение, – М.; 2007.
|
2. «Вокруг тебя - Мир…»: Книга для ученика. 7 класс/ К. Сухарев-Дериваз, Выборнова В. Ю. и др.. - М. : Международный комитет Красного креста, - М., 2000.
|
2. «Читаем, думаем, спорим…»: дидактические материалы по лит.: 7 кл./авт.-сост. Коровина В. Я. - М.: Просвещение, 2001.
|
3. Коровина В. Я. «Читаем. Думаем. Спорим.». Дидактические материалы по литературе. 7 класс – М. «Просвещение», 2001.
|
3. . Еремина О. А. Поурочное планирование. 7 класс. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Литература. кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. Коровина В. Я.. – 9-е изд. – М. Просвещение. 2002 Издательство «Экзамен» - М. :2003
|
4. Большой справочник «Литература» для школьников и поступающих в вузы. – М. «Дрофа», 1999
|
4. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия; Электронное учебное пособие на CD-ROM /Сост. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. –М.: Просвещение, 2010.
|
|
6. «Вокруг тебя - Мир…». 5-8 кл.: В помощь учителю. Сборник / Бурж И., Сухарев-Дериваз К., Выборнова В. Ю., Гуголев Ю. Ф. – М.: МККК, 2003
|
|
7. Коровина В. Я. «Методические советы» Литература. 7 класс. – М. «Просвещение»
|
|
8. Золотарева И. В., Егорова Н. В. «Поурочные разработки
по литературе 7 класс». – М. «Вако», 2007.
|
|
9. Турьянская Б. И., Комисарова Е. В., Холодкова Л. А. «Литература
в 7 классе». Урок за уроком. – М.: «Русское слово». 2002.
|
|
10. Коровина В. Я. Литература 7 класс. Методические советы. – М. «Просвещение», 2000
|
Цели и задачи литературного образования в основной школе
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта
и
программой основного общего образования по литературе.
Цели и задачи, связанные с развитием интеллектуальной деятельности:
- поддерживать познавательный интерес к предмету;
- развивать творческую инициативность учащихся;
-сформировать читательские, литературоведческие и коммуникативно-речевые компетенции.
с формированием мировоззренческой позиции:
- направлять учебную деятельность школьников на формирование эстетического идеала,
развитие эстетического вкуса, устойчивого интереса к книге как феномену национальной
культуры;
-способствовать овладению нормами нравственности, регулирующими поведение в обществе;
- ориентировать школьников на целенаправленное самосовершенствование в культурном,
интеллектуальном и нравственном плане;
с процессом учебной деятельности:
- организовать процесс обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей
учащихся;
- совершенствовать базовые умения и навыки по предмету;
- сформировать информационную культуру школьников: умение извлекать полезную и
нужную информацию из различных источников;
- применять в практике речевого общения (устного и письменного) полученные знания;
с формированием организационной деятельности:
сформировать у школьников умения:
- определять цели и задачи собственной деятельности;
- планировать свою деятельность;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента
Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10-15 % литературного образования:
Реализация НРК осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области
с целью приобщения учащихся к основам норм международного гуманитарного права.
Реализация НРК предполагает модульный курс «Вокруг тебя – МИР…», подготовленный Международным комитетом
Красного Креста (авторы: Выборнова В. Ю., Гуголева Ю. Ф. и др.)
УК «Вокруг тебя – МИР…», рассматривая общечеловеческие проблемы (добра и зла, нравственного выбора, сохранения мира и
культурных ценностей) на образцах мировой классики, позволяет расширить представления о правах человека, о справедливом
(несправедливом) устройстве мира, о жестокостях войны, о принципах гуманизма.
УК содержит художественные и публицистические тексты, произведения зарубежной литературы.
Материал курса позволяет дозировано включать правовую информацию.
Цель данного курса: сочетание правовой информации с воспитательными задачами; осознание учащимся
нравственно-гуманистического назначения произведения.
Методика данного УМК носит развивающий характер. Методические рекомендации содержат пояснительную записку,
характеристику УМК, планирование по проблемно-тематическому принципу.
В книгах для чтения содержатся тексты, к которым составлен словарь терминов, предусмотрены творческие и проблемные
задания.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному
изучению;
. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
. основные теоретико-литературные понятия;
. образную природу словесного искусства;
уметь:
. работать с книгой: воспринимать и анализировать художественный текст;
. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
. выявлять авторскую позицию;
. выражать свое отношение к прочитанному;
. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы
литературного произношения;
. владеть различными видами пересказа;
.строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
. писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; создание связного текста (устного и письменного)
на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
.определять свой круг чтения, давать оценку литературным произведениям».
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Содержание контрольно-измерительных материалов соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится
с требованиями к учебным умениям и навыкам. Назначение КИМов - осуществлять контроль за уровнем владения читательской,
литературоведческой и коммуникативно-речевой компетенциями. В связи с этим контрольно-измерительные материалы распределены
по блокам:
Блок №1. Читательская компетенция.
Диагностика умений комментировать и анализировать текст с учетом его идейно-художественных особенностей: темы, микротемы,
проблематики, сквозных образов, мотивов, сравнительной характеристики героев, соотнесённости с другими видами искусств.
Виды работ: анализ стихотворения, рассказа, фрагмента прозаического текста. Исследовательская работа, стилизация.
Блок №2. Литературоведческая компетенция.
Диагностика уровня знаний теоретико-литературных понятий и умений применения их в практике анализа текста.
Виды работ: стилистический анализ текста, литературоведческий диктант.
Блок №3. Коммуникативно-речевая компетенция.
Диагностика умений пересказывать текст (сжатый, подробный, выборочный и аналитический), в том числе от лица героя, предмета;
создавать текст различных жанров на заданную тему: устное и письменное высказывание, творческая работа «Проба пера»,
сочинение – комментарий произведений живописи, музыки.
При планировании контрольных и творческих работ за основу взяты следующие материалы:
1
1. Золотарева И. В. «Поурочные разработки по литературе». 7 класс. – М. «Вако», 2007.
2. Демонстрационные версии итоговых контрольных работ по литературе для 7 класса (см. приложение), разработанные
Челябинским ГОУ ДПО ЧИППКРО. 2011./ Авт.-сост. Пащук Н. М., Сементовская О. В., Суптелло Н. П., Трускова Е. А.,
Федотова Л. В.)
3. Литература. 7ласс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /(авт.-сост.В. П. Полухина и др.); под ред. Коровиной В. Я.
– М.; Просвещение, 2010. (Задания, предлагаемые авторами учебника после изучения каждого произведения).
4. Большой справочник «Литература» для школьников и поступающих в вузы. – М., «Дрофа», 1999. Разбивка содержания программы на отдельные темы и объем учебных часов
согласно календарно-тематическому плану
-
-
-
-
Количество часов
в год
|
Количество часов
в неделю
|
НРК
|
Внеклассное чтение
|
Программные произведения
|
68
|
2
|
6
|
3
|
59 (из них тестовые
и контрольные работы -8; уроков развития речи - 7).
|
-
-
-
-
№
П/п
|
Разделы программы
|
Количество часов
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
2
|
Устное народное творчество
|
5
|
3
|
Древнерусская литература
|
2
|
4
|
Произведения русских писателей XVIII века
|
2
|
5
|
Произведения русских писателей XIX века
|
25
|
6
|
Произведения русских писателей XX века
|
19
|
7
|
Из зарубежной литературы
|
4
|
8
|
Итоговое занятие за год
|
1
|
|
Всего:
|
58
|
|
НРК:
|
6
|
|
Внеклассное чтение:
|
3
|
|
Итого:
|
68
|
|