Начального общего образования




НазваниеНачального общего образования
страница1/21
Дата публикации18.05.2014
Размер3.07 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
literature-edu.ru > Лекции > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10

"Кадетский корпус юных спасателей"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей  начальной ступени образования МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10 "Кадетский корпус юных спасателей" рассмотрена и принята педагогическим советом образовательного учреждения (протокол № 2 от 14 марта 2011 года).

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), Примерной ООП НОО, а также социального заказа родителей младших школьников.

ООП НОО – объект проектирования, особой заботы для всего педагогического коллектива, администрации и родительской общественности школы. Новая школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Начальная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Назначение образовательной программы начальной школы МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10 "Кадетский корпус юных спасателей" в том, чтобы создать условия для раскрытия возможностей у каждого ученика, учитывая его склонности, чтобы он мог адаптироваться в условиях сегодняшней реальности.

Данная основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на:

  • формирование общей культуры;

  • духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;

  • создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;

  • развитие творческих способностей;

  • саморазвитие и самосовершенствование;

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения

Образовательная программа разработана коллективом школы на 2010-2015г.г.

Назначение программы определяет цель ее разработки, т.е. создание такой модели школы, которая:

- обеспечивает формирование оптимального образовательного пространства через развитие инновационной и экспериментальной деятельности с позиции доступности, качества и эффективности;

- воспитывает детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами;

- решает проблемы здорового образа жизни учащихся и их здоровья;

- создает психологически комфортную образовательную среду для развития личности, способствующую раскрытию учебных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.

Главный акцент в своей деятельности МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10 "Кадетский корпус юных спасателей" делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иначе говоря, технологии обучения подбираются так, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность, чтобы чувствовал себя в школе комфортно. В основе программы лежат принципы:

-от ребенка – к миру, от мира – к ребенку;

-мобильности (успевай за переменами, опережай);

-открытости (сотрудничай, помогай);

-уникальности (ищи свой путь).

Этапы и фазы реализации основной образовательной программы

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников, с основными направлениями образовательных систем «Начальная школа 21 века», «Школа России» начальный этап развивающего образования в МОУ "СОШ №10 "Кадетский корпус юных спасателей" соответствует 1-4 классам общего образования; основная образовательная программа начального образования условно делится на три этапа:

Первый этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

Цель: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности.
Второй  этап (вторая четверть 1 класса – первое полугодие 3 класса).

Цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной  деятельности в учебной общности класса.

Этот период характеризуется тем, что:

1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;

2) происходит формирование учебной деятельности в классе.

3) самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий он может и стремится выполнить сам, без посторонней помощи;

4) складывается коллектив класса как учебное сообщество;

Третий этап (второе полугодие третьего года обучения – четвертый год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

Цель данного периода начального образования - построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования

Учебный год представляет собой условный отрезок времени в календарном году, выделенный для систематического обучения детей. Учебный год соответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе. В связи с этим в нем выделяются три фазы:

- фаза совместного проектирования и планирования задач учебного года (фаза «запуска»);

-фаза постановки и решения учебных задач года;

-рефлексивная фаза учебного года.
Фаза совместного проектирования и планировани учебного года (сентябрь месяц)

Основными задачами первой фазы учебного года являются следующие:

-дать возможность младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения;

-провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва;

-создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения;

Для решения этих задач внутри первой фазы учебного года выделяется четыре последовательных этапа совместных действий учащихся и учителя:

1 этап – проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам;

2 этап – коррекция  необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе данных стартовых работ через организацию самостоятельной работы учащихся;

3 этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления;

4 этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний.

Фаза совместной постановки и решения систем  учебных задач (октябрь-первая половина апреля)

В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности для полноценного освоения следующих действий и систем действий:

 инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию;

 моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение частных задач;

 самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов выполнения задания;

 адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося (автономная оценка);

 самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием индивидуальных образовательных траекторий;

 содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

 самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений);

 понимания устных и письменных высказываний.

Рефлексивная фаза учебного года (вторая половина апреля – май).

Основными задачами заключительной фазы учебного года являются:

-определение количественного и качественного прироста (дельту) в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года;

-восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса (учениками);

-предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу).

Данная фаза имеет несколько этапов организации образовательного процесса:

1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов;

2 этап - проведение межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в форме проектной задачи;

3 этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год.

Целью реализации ООП НОО является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений и навыков и компетенций,
. определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

-личностные;

-метапредметные;

-предметные;

Задачи реализации ООП НОО:

 сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;

 развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;

 сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания;

дать им опыт осуществления различных видов деятельности;

 создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической и др.);

 дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

В основе реализации ООП НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества.

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

 Виды деятельности младших школьников

-учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность, в том числе коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

-индивидуальная учебная деятельность (в том числе самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

-игровая деятельность (в том числе и высшие виды игры – игра – драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

-творческая деятельность (в том числе художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив);

-трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

-спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях);

-деятельность по самоуправлению (участие в жизнедеятельности детской организации)

-свободное общение (самопрезентация, тренинг, дискуссия, беседа).


Периоды обучения

Этапы формирования младшего школьника как самоорганизующегося субъекта разных форм жизнедеятельности

1 класс

«Саморегуляция» (сознательная регуляция эмоций, накопление этических знаний, формирование компонентов учебной деятельности, интеллектуальное развитие, развитие процессов внимания и памяти, высокий уровень притязаний).

2 класс

«Самоорганизация» (самоорганизация, накопление этических знаний, формирование компонентов учебной деятельности, интеллектуальное развитие, развитие процессов внимания и памяти, высокий уровень притязаний).

3 класс

«Самопознание» (накопление этических знаний, развитие диапазона эмоциональных проявлений, формирование компонентов учебной деятельности, интеллектуальное развитие, развитие процессов внимания и памяти, высокий уровень притязаний).

4 класс

«Самовоспитание» (развитие степени эмоциональной восприимчивости, контактности, формирование компонентов учебной деятельности, интеллектуальное развитие, развитие процессов внимания и памяти, высокий уровень притязаний).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Начального общего образования iconПубличный доклад о введении Федерального государственного образовательного...
Федеральный государственный стандарт начального общего образования реализуется в 13 общеобразовательных учреждениях Ачитского городского...

Начального общего образования iconПояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального...

Начального общего образования iconПрограмма по информатике разработана в соответствии с требованиями...
...

Начального общего образования iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка программа...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития...

Начального общего образования iconПоложение о внедрении фгос
РФ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования...

Начального общего образования iconПоложение о внедрении фгос
РФ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования...

Начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

Начального общего образования iconПрограмма начального общего образования
Программы начального общего образования, разработанные с учетом психофизического развития воспитанников и обучающихся (VIII вид)

Начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Начального общего образования iconОбразовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования стр. 4

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции