Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения




НазваниеПояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения
страница1/6
Дата публикации06.06.2014
Размер0.62 Mb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Лекции > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6


Содержание



  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….…3-4

  2. Учебно-тематический план 1года обучения…………………………..5

  3. Содержательная часть 1 года обучения………………………………….6-7

  4. Учебно-тематический план 2года обучения……………………….….8

  5. Содержательная часть 2 года обучения….………………………………..9-10

  6. Учебно-тематический план 3года обучения………………………….11

  7. Содержательная часть 3года обучения ……………..………….………12

  8. Методическая часть…………………………………………………………..….…13-14

  9. Диагностическая часть…………………………………………………………....15-16

  10. Список литературы………………………………………………………………….17

  11. Приложения……………………………………………………………………………..18

№1 Беседа «Рациональное питание»……………………………………….19-20

№2 Беседа «Закаливание»…………………………………………………….….21

№3 Примерный комплекс упражнений при заболеваниях ССС……………………………………………………………………………………..22-23

№4 Примерный комплекс упражнений при заболеваниях ОДА ………………………………………………………………………………………………….24-25

№5 Примерный комплекс упражнений при заболеваниях ЖКТ………………………………………………………………………………………….27-28

№6 Индивидуальная карта………………………………………………………29

№7 Психологические тесты……………………………………………………..30

Пояснительная записка

Актуальность. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самого заботиться о своем здоровье. Вот почему в дошкольном учреждении и дома следует воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России. Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья школьников можно рассматривать проведенную в 2002 г. Министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. Из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15-17 лет.

Программа носит преимущественно оздоровительный характер с ориентацией на здоровый образ жизни. Данная программа имеет статус модифицированной, за ее основу взято учебное пособие «Частные методики адаптивной физической культуры» / под редакцией Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003 и «Справочник по лечебной физкультуре»/ Под редакцией профессора, доктора мед.наук Т.А. Евдокимовой., И.В Милюкова, 2003. Изменения коснулись количества часов (увеличилась частота занятий, и уменьшилось время проведения занятий). Также изменения коснулись особенности усвоения материала, в большинстве случаев теория преподносится в виде презентаций. В отличие от других программ, по физкультурно-оздоровительной направленности, данная программа отличается тем, что имеет целевую направленность на обучение и развитие двигательных умений и навыков для коррекции функциональных нарушений организма, а также на сохранение и укрепление здоровья. Программа рассчитана на детей и подростков 7-17 лет. Группы формируются с учетом возраста и нозологии. Предельная наполняемость группы, для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - 10 человек (Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49), общие положения п.16 Количество классов (групп) и их наполняемость).

Занятия проводятся 4 раза в неделю по 45минут, т. е 144 часа в год. Учебный год: сентябрь-май. Для достижения таких результатов как, коррекция осанки, улучшение функций желудочно-кишечного тракта и повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, оптимальная частота занятий не реже 4 раз в неделю в течение нескольких месяцев, а может и нескольких лет, в зависимости от степени функциональных нарушений.

Цель программы: Коррекция функциональных нарушений у детей и подростков 7-17 лет страдающих заболеваниями: опорно-двигательного аппарата (ОДА), желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и сердечно сосудистыми заболеваниями (ССС) средствами адаптивной физической культуры (АФК).
Задачи первого года обучения

        1. Обучать и сохранять здоровье детей и подростков;

  1. Обучать основам анатомии, физиологии, детей и подростков;

  2. Корректировать функциональные нарушения систем ЖКТ, ССС, ОДА у детей и подростков;


Задачи второго года обучения

  1. Обучать детей и подростков технике движений и совершенствовать их двигательный опыт;

  2. Углублять знания анатомии, физиологии и гигиены у детей и подростков;

  3. Ознакомить с основами заболеваний ЖКТ, ССС, ОДА детей и подростков;

  4. Корректировать и укреплять функции систем ЖКТ, ССС, ОДА;


Задачи третьего года обучения

  1. Совершенствовать различные формы двигательной активности;

  2. Развивать здоровье сберегающую компетенцию, обучающихся на основе разработки индивидуальных программ;

  3. Корректировать и совершенствовать функции систем ЖКТ, ССС, ОДА средствами АФК;

  4. Ознакомить детей и подростков с принципами оказания первой помощи при травматизме;


Ожидаемый результат

Коррекция функциональных нарушений у детей и подростков 7-17 лет страдающих заболеваниями: опорно-двигательного аппарата (ОДА), желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и сердечно сосудистыми заболеваниями (ССС). Контроль осуществляется с помощью функциональных проб.

Учебно-тематический план занятий

1 год обучения


№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение: вводное занятие

2

2







1.1 Правила поведения и технику безопасности на занятиях в и правила обращения на занятиях с инвентарем

1

1







1.2 Реабилитация и ее значимость для детей и подростков

1

1




2

2.1 Основы анатомии, физиологии, гигиены

6

6







2.2 Знакомство с анатомическими и физиологическими особенностями опорно-двигательного аппарата (ОДА), желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и сердечно-сосудистой системой (ССС) у детей и подростков. Показ слайдов.

2

2







2.3 Традиционные виды закаливания

2

2







2.4 Сбалансированное питание у детей и подростков с учетом конкретной патологии.

1

1







2.5 Профилактические беседы о рецидивах заболеваний


1

1




3

Функциональные исследования и пробы

8

1

7

4


Адаптивная физическая культура


127


6


121


4.1 Лечебная гимнастика

105

4

101

4.2 Общеразвивающие упражнения

22

2

20

5

Заключительные занятия

1




1




Всего:

144

15

129


Содержательная часть 1 года обучения

Введение: вводное занятие(2) беседы о значимости реабилитации детей и подростков с конкретной патологией. Снятие функциональных проб, заведение индивидуальной карты. Правила поведения и технику безопасности на занятиях в и правила обращения на занятиях с инвентарем.

Основы анатомии, физиологии гигиены(6) Знакомство с анатомическими и физиологическими особенностями опорно-двигательного аппарата (ОДА), желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и сердечно-сосудистой системой (ССС) у детей и подростков. Показ слайдов. Беседы о способах поддержания здоровья, сохранения и укрепления здоровья. Традиционные виды закаливания. Сбалансированное питание у детей и подростков с учетом конкретной патологии. Профилактические беседы о рецидивах заболеваний

Функциональные исследования и пробы(8)

  • Антропометрические измерения (рост, вес) измеряются 3 раза (в начале учебного года в середине и в конце учебного года)

  • Контроль АД у группы с НЦД измеряется 2 раза (до и после занятия), а пульс-3 раза (до, во время и после занятия)

  • Функциональные пробы:

  1. Подвижность позвоночника И.П. ос­новная стойка, стопы параллельно, пациент должен наклонить туловище и кос­нуться пола пальцами, а лучше ладонями, не сгибая ног в коленях. Расстояние от пола до пальцев измеряется сантиметровой лентой. Для оценки подвижности позвоночника назад измеряется расстояние от ос­тистого отростка 7 шейного позвонка да начала ягодичной складки. Затем это же расстояние измеряется при максимально возможном наклоне головы и ту­ловища назад (ноги прямые). Полученная разница в сантиметрах и будет показателем подвижности.

  2. Боковая подвижность определяется так: сначала отмеряют расстояние от кончика третьего пальца каждой руки до пола, затем тоже при максимальном наклоне туловища в сторону. Разница между первым и вторым измерением ха­рактеризует амплитуду и ассиметрию боковой подвижности. В каждом отдель­ном случае учитывается длина рук, ног и туловища.

  3. Для оценки силы мышц спины исследуемый должен лечь лицом вниз попе­рек кушетки так, чтобы верхняя часть туловища до гребешка подвздошных кос­тей находилась на весу, руки на поясе (ноги удерживают обследователь).Время до полного утомления мышц определяется по секундомеру. При оценке силы мышц правой и левой стороны туловища, исследуемый ложится поперек кушетки набок.

  4. Сила мышц брюшного пресса определяется числом переходов из положе­ния лежа на спине (руки на поясе) в положении сидя и обратно (ноги удержи­вает обследователь). Темп медленный Функциональное обследование подвижности позвоночника и состояние мышц туловища позволяет оценить эффективность применяемых упражнений.

  5. Ортостатическая проба проводится так: обследуемый ложится на кушетку (са­дится), через 3-4 минуты в течение 15 секунд подсчитывают пульс, затем об­следуемый встает и в течении первых 15 секунд после перехода в вертикальное положение частоту пульса подсчитывают снова. Учащение пульса, пересчитан­ное на 1 минуту при нормальном тонусе и возбудимости симпатической нерв­ной системы не должно превышать 12-18 ударов. Увеличение частоты пульса менее чем на 12, или более чем на 18 ударов свидетельствует соответственно о понижении или повышении возбудимости тонуса симпатического отдела ве­гетативной нервной системы.

  6. Клиностатическая проба: исследование состояния парасимпатического отдела нервной системы. Она основана на том, что при переходе из вертикального по­ложения в горизонтальное повышается тонус парасимпатического отдела нерв­ной системы, что проявляется в урежении сердечных сокращений. Клиностатическую пробу проводят в обратном порядке по сравнению с преды­дущей. Нормальная возбудимость парасимпатического отдела вегетативной нервной системы выражается в урежении пульса на 4-12 ударов в пересчете на 1 минуту. Более заметное урежение пульса указывает на повышенную возбу­димость этого отдела нервной системы. На каждого ребенка заводится индивидуальная карта , где вносятся антропометрические данные, результаты функциональных исследований и проб.

Адаптивная физическая культура (127):

Лечебная гимнастика Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; упражнения с палками, мячами. Комплексы спец упражнений на коррекцию и укрепление мышечного корсета у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, улучшение работы желудочно-кишечного тракта и нормализации АД у лиц с нейроциркуляторной дистонией (НЦД). Обучение дыхательной гимнастике по Стрельниковой.

Общеразвивающие упражнения (учитывая индивидуальные особенности детей): упражнения для профилактики некоторых заболеваний; упражнения для развития координации, чувства ритма, внимания, памяти и психорегуляции. Обучить детей навыкам самоконтроля во время занятий (и после). Подобные упражнения должны быть включены в каждое занятие. Некоторые упражнения можно рекомендовать детям для самостоятельного выполнения (дома).

Заключительные занятия (1) Выводы и динамическое наблюдение с помощью функциональных исследований и проб.

Знания и умения учащихся в конце первого года


  • Знать значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека

  • Знать анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата (ОДА), желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и сердечно-сосудистой системой (ССС) у детей и подростков.

  • Знать правила поведения и технику безопасности на занятиях в спортивном зале и на открытом воздухе.

  • Уметь правильно и последовательно выполнять комплексы

Учебно-тематический план занятий

2 год обучения


№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение: вводное занятие

2

2







1.1Правила поведения и технику безопасности на занятиях в и правила обращения на занятиях с инвентарем.


1

1







1.2 беседы о значимости реабилитации детей и подростков с конкретной патологией.

1

1




2

Основы анатомии, физиологии и гигиены

4

4







2.1Знакомство с основами заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА), желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и сердечно-сосудистой системой (ССС), учитывая особенности детей и подростков. – Показ презентации

1

1







2.2 Нетрадиционные виды закаливание

1

1







2.3 Самомассаж – как способ укреплении иммунной системы.

1

1







2.4Вопросы питания. Вред трансгенных продуктов на организм

1

1




3

Функциональные исследования и пробы

7

1

6

4

Адаптивная физическая культура


130


4


126


4.1 Лечебная гимнастика

115

3

112

4.2 Общеразвивающие упражнения

15

1

14

5

Заключительные занятия

1




1




Всего:


144

11

133

Содержательная часть 2 года обучения

Введение: вводное занятие(2) беседы о значимости реабилитации детей и подростков с конкретной патологией. Снятие функциональных проб. Правила поведения и технику безопасности на занятиях в и правила обращения на занятиях с инвентарем.

Основы анатомии, физиологии и гигиены(4) Знакомство с основами заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА), желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и сердечно-сосудистой системой (ССС), учитывая особенности детей и подростков. – Показ презентации Нетрадиционные виды закаливание, Самомассаж – как способ укреплении иммунной системы. Сбалансированное питание у детей и подростков с учетом конкретной патологии. Беседы о вреде трансгенных продуктов на организм детей и подростков.

Функциональные исследования и пробы(7):

  • Антропометрические измерения измеряются 3 раза (в начале учебного года в середине и в конце учебного года)

  • Контроль АД у группы с НЦД измеряется 2 раза (до и после занятия), а пульс-3 раза (до, во время и после занятия)

  • Функциональные пробы: полное описание проб в плане, в содержательной части 1-го года обучения.

Подвижность позвоночника

Боковая подвижность

Оценки силы мышц спины

Сила мышц брюшного пресса

Ортостатическая проба

Клиностатическая проба:

Адаптивная физическая культура(130):

Лечебная гимнастика Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; упражнения с предметами. Комплексы специальных упражнений на коррекцию и укрепление мышечного корсета у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, улучшение работы желудочно-кишечного тракта и нормализации АД у лиц с Нейроциркуляторной дистонией (НЦД). Комплексы спец упражнений с элементами йоги на коррекцию и укрепление мышечного корсета у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, улучшение работы желудочно-кишечного тракта и нормализации АД у лиц с Нейроциркуляторной дистонией (НЦД). Совершенствование дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.

Общеразвивающие упражнения (учитывая индивидуальные особенности детей): упражнения для профилактики некоторых заболеваний; упражнения для развития координации, чувства ритма, внимания, памяти и психорегуляции. Обучить детей навыкам самоконтроля во время занятий (и после). Подобные упражнения должны быть включены в каждое занятие. Некоторые упражнения можно рекомендовать детям для самостоятельного выполнения (дома).

Заключительные занятия(1) Контрольные снятие функциональных проб. Выводы и динамическое наблюдение с помощью функциональных исследований и проб.

Знания и умения учащихся в конце второго года

  • Знать правила поведения и технику безопасности на занятиях в спортивном зале и на открытом воздухе

  • Знать способы закаливания

  • Уметь выполнять специальные упражнения

  • Уметь правильно и последовательно выполнять комплексы

  • Уметь правильно выполнять дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой


Учебно-тематический план занятий

3-й год обучения



п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение: вводное занятие

1

1







1.1 Правила поведения на занятиях и правила обращения на занятиях с инвентарем.


1

1




2

Основы гигиены

2

2







2.1 Здоровый образ жизни. Режим дня.

1

1







2.2 Профилактике травматизма. Первая помощь.


1

1




3

Функциональные исследования и пробы

8

1

7

4

Адаптивная физическая культура

132

3

129

4.1 Лечебная гимнастика

120

2

118

4.2 Общеразвивающие упражнения

12

1

11

5

Заключительные занятия

1




1




Всего:

144

7

137
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения iconПояснительная записка. Программа I года обучения. Учебно тематический план I года обучения
Данная образовательная программа рекомендована для детей в возрасте 13-17 лет с гуманитарным складом ума, умением грамотно владеть...

Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения iconПояснительная записка 3-4 Учебно-тематический план на 2013 2014 г. 5-6
Новизна состоит:- в вовлечении в активную социальную деятельность. Это способ самореализации каждого ребёнка, она иллюстрирует работу...

Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения iconПрограмма «Лыжные гонки»
Учебно-тематический план занятий по лыжным гонкам 1-й год обучения стр

Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения iconПояснительная записка Тематический план
Таможенным кодексом Российской Федерации и соответствующими постановлениями Правительства РФ

Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...

Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития...

Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Пояснительная записка учебно-тематический план 1года обучения iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции