Самоучитель мышления




Скачать 6.46 Mb.
Название Самоучитель мышления
страница 1/41
Дата публикации 22.06.2014
Размер 6.46 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

www.koob.ru


17.04.99
А.Г. ВОЙТОВ

самоучитель

мышления


Москва 1999

Тех­но­ло­гия диалектического мышления
ВОЙТОВ


САМОУЧИТЕЛЬ

МЫШЛЕНИЯ

(ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ

ЛОГИКИ)

МОСКВА 1999

Разум растет у людей в соответствии с мира познанием.

Эмпедокл [см. 8,Т.1,с.136]
Понять природу, значит: изобразить ее как процесс. Гераклит [см. 88,Т.29,с.236]
Могущество мышления. Власть мышления

Гегель

... Исследование форм мышления, логических категорий, очень благодарная и необходимая задача, и за систематическое разрешение этой задачи

взялся после Аристотеля только Гегель.

Ф. Энгельс [102,Т.20,с.555]
Достигнешь цели ты, наукой овладев,

Осуществишь мечты, наукой овладев.

Осведомленным стань во всех науках, друг,

И каждая из них понадобится вдруг.

Фуркад [6,Т4,с.679]
Знание и могущество человека совпадают....

Ф. Бэкон [17,Т.2,с.12]
...Разум человека развивался соответственно тому,

как человек научался изменять природу.

Ф. Энгельс [102,Т.20,с.545]
У людей нет силы более мощной и побеждающей, чем наука. М. Горький
Первой основой философского исследования является

смелый свободный дух. К. Маркс [102,Т.40,с.92]
Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить.

Т. Эдисон

Войтов. Самоучитель мышления (диалектической логики). - М.: Маркетинг, 1999. - с. 411.

Вышло и второе издание

Ин­тел­ли­гент­ность, тео­ре­тич­ность, ин­тел­лек­ту­аль­ность человека пред­по­ла­га­ют его спо­соб­ность мыс­лить. Ее при­зва­ны обес­пе­чить ло­ги­ка и диа­лек­ти­ка. Од­на­ко учеб­ные по­со­бия по этим на­укам не до­ста­точ­ны для раз­ви­тия спо­соб­но­сти ло­ги­че­ски мыс­лить. Используя их, сле­ду­ет най­ти но­вые воз­мож­но­сти для раз­ви­тия уме­ния при­ме­нять ло­ги­ку и диа­лек­ти­ку в единстве, в ка­че­стве не­по­средс­твен­но­го, пря­мо­го, об­ще­на­уч­но­го, со­зна­те­ль­но­го, прак­ти­че­ско­го, на­блю­да­емо­го ме­то­да мыш­ле­ния (иначе как диалектическую логику). Гипотезой ре­ше­ния этой про­бле­мы является ди­дак­ти­че­ская сис­те­ма технология диалектического мышления (ТДМ).

Самоучитель мышления - ядро ТДМ. Первая его версия депонирована в ИНИОНе академии наук в 1990 году. Он ориентирован на всех, кто стремится овладеть могуществом мышления как орудием жизни, в том числе пытающихся это сделать с помощью изучения логики, диалектики, методологии науки и т. п. В нем исключена полемика. Подготовленная в качестве самостоятельной работа «Философское (интеллектуальное) основание теоретической науки» дает постановку проблемы ТДМ, в том числе самоучителя.

Концепция ТДМ - результат пожизненного поиска, в котором участвовали отец Георгий Кириллович (1907-1975 гг.); брат Иван Георгиевич (к.т. н.); жена Ирина Григорьевна, выпускница МГУ 1959 года; сын Сергей, выпускник МИИТа 1983 года; дочь Наташа (к.э.н.). Ответственность лежит на мне - Александре Георгиевиче.

 ВОЙТОВ А.Г. 1999

Ире!

Знакомы с 1958 года,

супруги с 1960 года


ПРЕДИСЛОВИЕ
С детства верю в науку. После окончания экономического факультета МГУ в 1963 году работал в научно-исследовательском институте и пытался овладеть технологией научного познания. В связи с этим искал руководства по научному исследованию. Главной сферой этих поисков была философия. Найденные идеи записывал с тем, чтобы использовать их. 60-е годы у меня прошли под знаком «3М» - метод, методика, методология научного исследования. Подготовленный обзор работ на эту тему мало что дал. Я пытался найти самоучитель мышления, изучал учебники по логике, диалектике. Но они не удовлетворяли меня. Я пытался рационально, позитивно, прагматически использовать их. Какие-то положения были рациональны, но в целом они не решали проблему. В конечном счете это вылилось в написание мной того, что я искал и нашел у великих людей прошлого. Предлагаю всем желающим ознакомиться с результатами моего труда.

Предлагаемый текст не беллетристика, которую достаточно просмотреть. Он должен быть наставлением для развития интеллектуальной способности не только с его помощью, но и с использованием называемых в нем книг предшественников и собственного уразумения каждого обучающегося.


Кто мыслить?

┌───┴────┐

все живые существа

┌───┴────┐

все  только люди

┌───┴───┐

все  здравомыслящие

┌─────┴───┐

все специально обученные
Мышление признается важнейшим фактором общественного развития. В то же время различаются мнения о самой сути мышления. Мышлением считают и всеобщее явление, когда, например, и камень якобы мыслит (концепция гилозоизма). Мышление считают и такой способностью людей, которой овладевают только на основе специального обучения и которая не стала нормой не только народа, но и гениев. На основе последней концепции главная проблема общества состоит в развитии мыслительных способностей (мышления) не только элиты, но и народа. Естественно, что снобам всех мастей выгодно признавать мышление врожденной или стихийно приобретаемой способностью с тем, так как это позволяет им избежать труда по развитию этой способности, поскольку с древности известно отсутствие «царских путей» в развитии интеллектуальных способностей (иную схему см. в прил., рис. 32).

Мышление - строго детерминированные, операциональные, алгоритмизированные, формализованные (а иногда символические) операции с идеями. Примеры мышления - сложение, умножение.

Овладение мышлением делает людей единомышленниками, т.е. способными одинаково перерабатывать сведения на его основе. Это главное достоинство мышления и фактор общественного прогресса. При этом следует иметь в виду то, что имеются люди, которые боятся единомыслия. Они восклицают: «Как можно мыслить одинаково!?». Им можно ответить - ничего опасного для вас в этом нет. Вы упускаете тот факт, что люди живут не только мышлением, но и соображением, интуицией (не говоря уже об инстинктах). От того, что вы одинаково умножаете, ваш духовный мир не становится одинаковым. Если вы окажетесь способны применить логическое мышление к пониманию какого-то конкретного объекта, то это не значит, что и весь остальной духовный ваш мир преобразится.

Система мышления включает частнонаучные, особенные для ряда наук и всеобщие (универсальные) формы.

мышление

┌──────────┼───────────┐

частнонаучное  особенное для ряда наук  универсальное

┌───────┼───────┐

математика  логика  диалектика

Рассмотрим универсальные формы мышления - математику, логику и диалектику.

Математика - первая форма мышления, которая стала нормой большинства населения. Современная математика обеспечивает всем людям со здравым рассудком развитие математической способности на основе большего или меньшего труда. Предлагаемая здесь версия логического и диалектического мышления позволяет системно объяснить математику и сделать ее более доступной всем, поднять уровень овладения ею народом. Любой желающий развить свое математическое мышление должен обращаться к математикам. Остановимся на развитии способности логического и диалектического мышления - диалектической логики.

Интеллект и мышление. Возможны разные соотнесения этих понятий. Интеллект может быть овеществленным в средствах производства, объективирован в текстах книг и способностью человека. Мышление - это одна из форм интеллекта или способность, возникающая с помощью других ее форм. Но и такая концепция недостаточна. Приходится условно избирать версию трактовки этой способности. Является ли интеллектом только мышление или и его предшественники: смекалистость, сообразительность? Последние - весьма важные способности. Их можно считать предтечами или первыми формами интеллекта. Возможны разные концепции соотнесения основных понятий:

А: смекалистость  сообразительность  интеллект

Б: интеллект

┌──────────┼───────────┐

смекалистостьсообразительностьмышление

(разумность) (рассудительность)

Не подлежит сомнению необходимость развития смекалки и сообразительности вообще, в том числе как условия развития мышления. Однако методы их развития принципиально отличаются от методов развития мышления. Эти способности развиваются на основе трудового воспитания подрастающего поколения (ТВПП). Этой проблемой автор занимается длительное время и имеет строго определенную позицию. В соответствии с общей теорией ТВПП, подготовленной автором, ТВПП является главным средством для развития смекалки и сообразительности. Отвлечемся от развития этой способности людей, безразлично как ее считать - предтечей или первой ступенькой интеллекта.

Здравомыслие и мышление. Здравомыслием является стихийно возникающая способность, которая представляет применение главных приемов мышления. Каждый нормальный человек развивает эту способность в обыденной жизни. Особое значение из приемов здравомыслия имеют энтимемы, эпихейремы и сориты, которые люди не осознают. (В грамматике их обозначают «назывными предложениями»). Здравомыслящие люди должны понимать эту свою способность вообще и как исходное начало для развития логического и диалектического мышления. Задача состоит в том, чтобы добиться осмысления этих приемов рассуждения, детерминировать их, сделать их сознательным методом мышления.

Путь разума

соритыполиссилогизмыдоказательстватеории
Сориты здравомыслящих людей выступают в виде рядов слов для выражения последовательностей развития объектов. Сориты интеллектуалов - всего лишь ядро теоретического понимания объекта. Интеллектуал знает сориты как сокращенные полиссилогизмы, являющиеся доказательством и ядром теоретического понимания. Разработка соритов возможна только в меру разработки теории. Нет соритов вне теории, как и теории нет вне соритов.


┌─ мышления (интеллекта)

┌─┴─ знания (эрудиции)

┌─┴─── труда (нравственности)
«Школа должна учить мыслить». Этот лозунг провозглашен давно и его можно считать общепризнанным. Тем не менее, этот лозунг не однозначен в виду того, что по-разному понимают сущность мышления. Считая мышление результатом только специального обучения, исходим из того, что современная школа не обучает логическому мышлению.

Стихийное и сознательное диалектическое мышление. Диалектическое мышление первоначально возникает в качестве стихийного. Таковым можно считать многие диалоги Платона, развивающуюся с древности систематику животного мира, особенно кладизм ХХ века. Таким же можно считать и систему химических элементов Д. Менделеева, да и многие фрагменты работ Маркса, Энгельса, Ленина. Стихийным признаем такое мышление, когда заранее не установлены его каноны. Одного провозглашения необходимости применять диалектику не достаточно для того, чтобы гарантировать диалектическое мышление по существу. Конечно, имеются разные переходные формы между стихийностью и сознательностью таких деяний.

Пропедевтика диалектического мышления. Пропедевтикой называют последовательное обучение одному и тому же на разных уровнях развития личности. В таком случае надо строго определять последовательность ступеней восхождения к определенному менталитету как единству интеллекта и эрудиции. Пропедевтика сознательного диалектического мышления может быть сведена к трем ступеням (формам).

диалектическое мышление (ДМ)

┌──────────┼───────────┐

шаблонное стереотипное творческое

Человек часто пытается осмыслить процесс своего размышления, думанья. Это - элемент здравомыслия. Специальное обучение позволяет поднять уровень такого самоанализа (рефлексии) и его плодотворность. Тем не менее методология часто оказывается не адекватной стоящим проблемам. Накопленное наследство по данному вопросу столь разнообразно, что его легче игнорировать и вести речь о разработке ТДМ, имея в виду ее определенность, детерминированность, однозначность восприятия, понимания.

рефлексия  методология  технология
Для начала объясним ТДМ с помощью примеров на основе пятого правила для руководства ума Р. Декарта и идеи И. Канта. Затем проиллюстрируем ее на примере работ Платона. Системное объяснение ТДМ предполагает одновременное и постепенное развитие всеми возможными способами, начиная с категорий, наглядного моделирования графиками и текстового объяснения, проработку рекомендуемой литературы и т.п.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

МЫШЛЕНИЯ
[«Образцы диалектики»: 102,Т.19,с.202; 102,Т.20,с.19-22,

«При­меры диалектики»: 102,Т.20,с.580] *)




Диалектическое мышление (ДМ)

┌────┴────┐

стихийное  сознательное (СДМ)

┌────┴────┐

диалектический диалектическая

метод логика (ДЛ)

*). Первое (одно) число указывает но­мер источника в списке литературы. Последнее число (если им­еется) - ном­ер страницы соответствующего издания. Среднее число (если и­меется) - но­мер том­а. Третье число (при четырех численно­м шифре) - часть то­ма. Разные сноски даны через точку с запятой.

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Попытайтесь вспо­мнить известных Вам ­м­атем­атиков прошлого, назовите их фамилии ... Если Вы не специалист по м­атем­атике, то Вы или не назовете ни одной фамилии м­атем­атика или назовете всего лишь несколько их имен. В то же время Вы способны умножать любые числа потом­у, что овладели м­ате­матическим­ м­етодом­ мышления. Не зная истории математики, Вы пользуетесь труда­ми ее творцов. Такой же способностью обладают все образованные люди. Различаясь поло­м, возрастом ­и т.п., м­ы одинаково ­мысленно действуем­ при ум­ножении чисел. В результате, при одинаковых исходных данных и одинаково­м процессе у­множения получаем одинаковые результаты. Это ли не чудо!

Попытайтесь вспо­мнить известных Ва­м философов, назовите их фа­милии... Если Вы закончили среднюю школу, то вероятнее всего назовете несколько и­мен философов, как и названия законов логики и диалектики. Прим­ените законы логики и диалектики для объяснения наугад взятого объекта реальности. Способны ли Вы прим­енить законы логики и диалектики в качестве пря­мого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наглядного м­етода мышления, исследования, творчества?

Изучив философию, Вы поймете призыв многих авторов к Вам­ - надо овладеть логическим, диалектическим мышлением­. Даже наизусть запо­мнив философию и логику, Вы не овладеете ­ м­ышлением­ таки­м образом­, чтобы прим­енять его при пони­мании наугад взятых объектов реальности. Современные книги по логике и диалектике не достаточны для развития вашей способности логического и диалектического м­ышления, т.е. умения повседневно применять диалектическую логику.

Не лучше ли подход м­атем­атиков: не обучать истории ­матем­атики, но обеспечить овладение тем­и ­матем­атически­ми действия­ми, которые важны человеку для решения стоящих перед ни­м задач.

Аналогично следует овладеть диалектическим мышлением на основе учебных пособий и прим­енять его для поним­ания всех объектов. В данной работе представлена гипотеза диалектического метода ­мышления, которая м­ожет быть исходным ­ основанием ­ для развития способности (умения) диалектического м­ышления.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самоучитель мышления icon Решение проблем. 3 Анализ мышления Шерлока Холмса
Овчинников Н. Ф. Тренинг инновационного мышления. //Вестник цдо. Электронный журнал
Самоучитель мышления icon Литература Рекомендательный список литературы по теме «Технология...
Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004
Самоучитель мышления icon Литература 1
Жилинский, А. А. Самоучитель Microsoft sql server/ А. А. Жилинский. – Спб.: Бхв-петербург, 2009. – 240 с
Самоучитель мышления icon О теории «комплексного мышления» Л. С. Выготского в свете
Шестой мировой загадкой он называет проблему мышления и речи. Эта проблема остается и до сих пор одной из важнейших и наиболее трудных...
Самоучитель мышления icon Технология развития критического мышления
Идея: культура развития критического мышления нова для России. С изменением социально-политической ситуации в стране востребован...
Самоучитель мышления icon Приемы развития критического мышления
Цель: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся;...
Самоучитель мышления icon Методическое пособие для выполнения расчетов по охране труда в дипломных...
Горнаков, С. Г. Самоучитель работы на смартфонах и коммуникаторах под управлением Symbian os. М.: Дмк пресс, 2007. 416 с
Самоучитель мышления icon Шелдрейк Р. Семь экспериментов, которые изменят мир : Самоучитель...
В книге можно найти теоретическое обоснование предла­гаемых опытов, методику сбора информации, пути дальнейшего развития исследований,...
Самоучитель мышления icon Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»....
Первом выпуске серии (Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: Интор, 1995) была представлена...
Самоучитель мышления icon Программы. Подходы. Концепции 31 Принцип «параллелизма формы и содержания...
Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований* 31
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции