3. 3 Группы




Название3. 3 Группы
страница1/7
Дата публикации22.06.2014
Размер1.16 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ТЕМА 3.3 Группы
Группа - социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности или характеру общения. Группы могут быть реальными или условными. По объему группы людей могут быть большими и малыми.

По уровню развития Л.И. Уманский предложил различать следующую иерархию видов групп: коллектив; группа-автономная, группа-кооперация, группа-ассоциация, номинальная группа, группа-конгломерат.

Группа автономная (греч. autos - сам, homos - закон) - группа, поднявшаяся в своем развитии как коллектив выше группы кооперации, достигшая единства группового сознания как МЫ, противопоставленного ОНИ, но еще не всегда осознающая единство целей своей деятельности с целями общества. Поэтому автономная группа может быть не только минимумом коллектива, но и корпорацией.

Группа-ассоциация (лат. associare - соединяю) - группа поднявшаяся в иерархии развития групп выше номинальной, поскольку цели деятельности ее членов уже начинают соединяться в единую цель и влиять на межличностные отношения.

Группа-конгломерат (лат. conglomeratus - скопившийся) - низший уровень развития коллектива: собравшаяся (или собранная) группа, еще не осознавшая единой цели своей совместной деятельности.

Группа контактная - группа, объединенная общением на одной территории (бригада, школьный класс, спортивная команда, рота и т.д.).

Группа-кооперация (лат. cooperatio - сотрудничество) - группа, осуществляющая совместную деятельность, при которой много лиц планомерно работает рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производства. Ее межличностные отношения четко подчинены цели совместной деятельности.

Группа реальная - группа, конкретно существующая в определенном пространстве и времени и являющаяся общностью. Эта группа может являться контактной группой или может ею стать (большой завод, вуз и т.д.). В этом ее отличие от условной группы.

Группа условная - группа, реально не существующая, а подобранная по определенному признаку (школьники 1 класса, наладчики, пенсионеры и т.д.).

Группа эталонная (фр. etalon - образец) или референтная (лат. referentus - сообщающий) - группа реальная или воображаемая, цели деятельности и ценностные ориентации членов которой выступают в качестве эталона для личности считающей ее для себя реальной группой.

Групповая деятельность - социологический и социально-психологический феномен, продукт общения, не равный механической сумме деятельности людей, входящих в группу. Различают: коллективную и совместную деятельность, деятельность вместе, одновременную деятельность.

Групповая позиция (лат. nositio - положение) - свойство группы, обобщающее групповые мнения и групповую оценку, которая может принять форму нормы. Она проявляется в групповой деятельности, взаимодействуя с уровнем развития группы.

Групповая совместимость - социально-психологическое явление, означающее различные аспекты и уровни совместных индивидов в группе, объясняющее, почему не любые люди, собранные в группу, дают одинаковую эффективность групповой деятельности.

Групповое мнение - групповое оценочное суждение по вопросам, имеющим значение для общества и для данной группы, обычно взаимодействующее с нравственными нормами данной группы. Различают групповое мнение малых (контактных) и больших групп.

Групповое сознание - промежуточная форма сознания между индивидуальным и общественным.

Диффузная группа - группа, межличностные отношения в которой не опосредованны содержанием совместной деятельности.

Коллектив - группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.

Конформность - внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым ее влияниям при внутреннем несогласии, сознательное приспособленчество.

Корпорация - группа, цели деятельности которой замкнуты внутри нее, «работающая только на себя».

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ведущим компонентом социализации является воспитание.

Социометрия - социально-психологический метод, предложенный Я. Морено, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов.

Условная группа - объединение людей по некоторым признакам (возраст, пол, профессия).

Референтная группа - группа, на которую ориентируется человек в своих ценностях и поведении, “эталонная” группа может быть как реальной, так и воображаемой.

Ценностные ориентации - система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

Ядро коллектива - группа членов коллектива, формирующая общее мнение, установки и производственные решения которой замкнуты внутри ее, работающая только на себя.

Лидер - член группы, осуществляющий руководство. Групповое давление - воздействие группы на мнение и поведение отдельного ее члена.

Малая группа - группа, члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

Межличностные отношения - вид социально-психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения.

Межличностные отношения в группах и коллективах

Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем внутри групповых отношений. Значимость группы для личности в том, что группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного распределения труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует.

Группа - это ограниченная в рамках общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции или уровня развития. Группы делятся на большие и малые, микрогруппы.

Большие группы могут быть реальные (контактные), т.е. сложноорганизованные значительные группы людей, вовлеченные в ту или иную деятельность (коллектив школы, завода). Большие группы могут быть и условными, включая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, но иметь общие социальные и психологические характеристики (национальные, возрастные, половые). Например, большая условная группа - студенты СИБАГС. Изучение больших групп позволяет прогнозировать развитие входящих в них членов и строить свою стратегию отношений с ними.

В отличие от больших групп малые группы - это всегда контактирующие индивиды, объединенные общими целями или задачами. В малой группе, если группа неофициальная, есть авторитетный лидер, или руководитель.

Дифференцируя группы по характеру их организации, регулирующей взаимодействие члена группы, следует отметить, что официальная организация предполагает заданность структуры группы, неофициальная организация группы регулируется внутренними структурными особенностями.

Малые группы делятся : по степени близости отношений между членами группы на первичные (семья, близкие друзья) и вторичные (учебные, производственные контакты);в зависимости от тех прав на паритетные (все члены группы имеют равные права) и непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей). В зависимости от ценностей группы для индивида - на группы членства (где индивид присутствует в силу обстоятельств, хотя и не разделяет с ней установок, отношений) и референтные группы (выступающие для индивида как эталон, образец для поведения и самооценки).

Роль малых групп увеличивается в жизни человека, потому что увеличивается необходимость принятия групповых решений.

Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры против воздействия сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности группы и зависимость ее от размеров, от стиля руководства, комфортность личности в группе и независимость ее от группы - все это стало предметом изучения социальной психологии.

Малая группа рассматривается в свете отношений эмоционального характера (симпатия, антипатия, безразличие, изоляция, податливость, активность, подчинение, агрессия).

Разработана стратометрическая концепция групповой активности. Она представляет собой группу, состоящую из трех страт (слоев).

  1. Центральное звено групповой структуры (А) образует сама групповая деятельность, ее содержательная, общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива

  2. Ядерная страта фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

  3. В третьей страте локализуются характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной деятельности (ее целями, задачами), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями.

Четвертый слой межличностных отношений предполагает наличие связей (эмоциональных).

Были выделены три критерия оценки группы как коллектива: 1) выполнение коллективом основной общественной функции (в общественном труде); 2) соответствие группы социальным нормам; 3) способность группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития.

Коллектив - это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-значимым и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Исследователи пришли к выводу, что это объединение людей во имя достижения определенной социально ориентируемой цели:

  1. объединение людей во имя достижения цели;

  2. это объединение носит добровольный характер, т.е. сознательное, активное формирование межличностных отношений на основе общей деятельности;

  3. существенными признаками коллектива является целостность;

  4. коллектив представляет собой форму взаимоотношений между его членами, обеспечивающую принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

Групповые отношения многоуровневые. Выделяются пять крайних позиций, в которых может находится каждая группа.

  1. Максимальная степень опосредованности и максимальная социальная ценность факторов деятельности, опосредующих межличностные отношения - это коллектив (например, бригада);

  2. Минимальная степень опосредствования при максимально просоциальных факторах, которые могли бы опосредствовать межличностные отношения, если бы в группе была совместная деятельность - это просоциальная ассоциация (например, дружеская компания студентов).

В основе типологии развития групп Л.И. Уманского предложен континуум, имеющий не только “нулевую точку” (момент создания группы), но и отрезок “отрицательной протяженности”, где конец группы асоциального и антиасоциального характера. С точки зрения Уманского, это не обязательно фиксированные антиобщественные группы (например, шайки преступников, группы тунеядцев), но своеобразной модификации социально-позитивных групп, для которых существует угроза переродиться в социально-негативные образования. В типологии обозначены условия, при которых группа может уклониться от пути развития к коллективу. К этому ведут дезинтегративные процессы, возникновение особого группового эгоизма.

Вторая координата в типологии Уманского, предназначенная для определения и фиксации меры влияния группы на личность. В целом, типология приобретает такой вид:

корпорация

зона отрицательного влияния

Коллектив

автономия

кооперация

зона положительного влияния

группы на личность

дезинтеграция

интраэгоизм

антиколлектив

группы на личность


В соответствии с концепцией деятельности опосредованных межличностных отношений А.В. Петровский выделяет в своей типологии групп 2 вектора: 1)наличие или отсутствие опосредованных межличностных отношений, содержание групповой деятельности (ОС) и 2) общественная значимость групповой деятельности (ОА) или негативное направление групповой деятельности (ОВ). Векторы образуют пространство, в которое можно расположить все группы функционирования в обществе. Вектор “опосредованность” (ОС) имеет одностороннюю направленность, вектор “содержание деятельности” позволяет расположить группы по обе стороны от “нулевой точки”, что показывает возможность двух принципиально различных содержаний деятельности: соответствующие общественному прогрессу (ОА) и препятствующие ему (ОВ). Схема приобретает такой вид:



А




2 1

О С

5






В 4 3
Пять обозначенных фигур соответствуют разным типам групп: фигура 1 обозначает коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования деятельностью межличностных отношений; фигура 2 - общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только созданная группа, где отношения не развились еще до коллективных); фигура 3 представляет антиобщественную по содержанию своей деятельности группу, где тем не менее высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, типа мафии); фигура 4 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа “опасна” в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпретирована как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов.

Авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана для классификации реальных естественных групп, а среди них найти пример не так то просто.

Социально-психологическая классификация групп по уровню их развития


Наименование группы

Структура

Форма

деятельности

Цели

деятельности

1. Неорганизованные группы (ассоциации: случайная группа, толпа)

Нет или

стихийная

Самостоятельная

Личные

2. Внешне организованная группа (организация: производственная, учебная, партийная, комсомольская, профсоюз, армейская и др.)

Регламенти-рована извне

Определяется как внешней, так и внутренней организацией данной группы

Общие

3. Внутренние организованные группы:

  • Корпорации (группа бизнесменов, религиозная община, шайка, секта, псевдоколлектив)

  • Коллективы (семья, бригада, цех)



Внутренняя



Вместе

Совместно



Личные через групповые
Общие, вынесены за пределы группы


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. 3 Группы iconПриказ заведующего. 2 Изучение членами рабочей группы Федерального...
Создание рабочей группы для разработки мероприятий по введению фгос к структуре и условиям реализации основной образовательной программы...

3. 3 Группы iconЗадачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной...
Й группы с целями и задачами, стоящими перед ними. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной...

3. 3 Группы iconИнформационный бюллетень n 171 от 15. 08. 2012г
Прибытие группы в г. Псков, встреча на вокзале. Размещение группы в гостинице ( при наличии свободных комнат)

3. 3 Группы iconЛитература глухов М. М., Елизаров В. П., Нечаев А. А. Алгебра, Т. 1, Т. М.: Гелиос арв, 2003
Группа. Подгруппа. Разложение группы по подгруппе. Теорема Лагранжа и ее следствия. Порядки элементов и экспонента группы

3. 3 Группы iconЗаседания рабочей группы по введению фгос начального общего образования
Задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени

3. 3 Группы iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Посещение комнат общежития, где проживают студенты 11 «ф» группы, с целью проверки бытовых условий проживания, выполнения ими правил...

3. 3 Группы iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Посещение комнат общежития, где проживают студенты 21 «ф» группы, с целью проверки бытовых условий проживания, выполнения ими правил...

3. 3 Группы iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Численность учащихся на 1 сентября 2013г составляла 72 ученика и 23 воспитанника дошкольной группы. На 01. 12. 2013 года число учащихся...

3. 3 Группы iconЭкспертное заключение Рабочей группы Общественной палаты РФ по ситуации...
Рабочая группа создана после обращения в апреле 2007 г. Группы студентов социологического факультета мгу (od-группа), неудовлетворенных...

3. 3 Группы iconМеждународная выставка-конференция лицензионных технологий и товаров. Основные группы товаров
Основные группы товаров: лицензионные программы и договора, лицензионные товары, технологии и услуги, реклама лицензионных товаров,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции