С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их




НазваниеС августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их
страница1/17
Дата публикации21.06.2014
Размер3.55 Mb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Лекции > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ВВЕДЕНИЕ

к появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера

для рабочих Гётеанума с августа 1922 г. по сентябрь 1924 г.

МАРИЯ ШТЕЙНЕР

Эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их содержание по настоянию Рудольфа Штейнера всегда определяли сами рабочие. Им было разрешено самим избирать темы, он побуждал их задавать вопросы и делать сообщения, поощрял их самопроявление, их возражения. Рассматривалось и дальнее, и ближайшее. Особенно интересными оказались терапевтические и гигиенические стороны жизни; видно, что об этих вещах рабочим приходилось заботиться каждый день. Но и все явления природы, бытие минералов, растений и животных затрагивалось, причем рассмотрение выводило в космос, к первоистоку вещей и существ. В конце рабочие просили дать им введение в духоведение, в познавательную основу для понимания Мистерии христианства.

Эта общая духовная работа сложилась на основе нескольких курсов, которые доктор Роман Боос проводил по окончании работ на стройке для интересующихся; позднее они проводились и дальше другими членами Антропософского Общества. Потом все же рабочие попросили Рудольфа Штейнера принять их и утолить их жажду знаний — и, если возможно, посвятить этому один час обычного рабочего времени, пока они еще бодры и могут сохранять восприимчивость. Это происходило в утренние часы после перерыва в работе. Могли придти также некоторые служащие в строительной конторе и еще двое или трое из узкого рабочего круга доктора Штейнера. Обсуждались практические вещи, например, разведение пчел для тех, кто интересовался пчеловодством. Когда Рудольфа Штейнера уже не было среди нас, экспериментальная агрогруппа опубликовала конспект этих лекций в виде брошюры для своих членов.

Многие проявляют все большее желание ознакомиться с этими лекциями. Однако они были рассчитаны на особую аудиторию, и в той особой ситуации были импровизацией на темы, продиктованные обстоятельствами и настроением рабочих-слушателей; при этом они не предназначались для печати. Однако именно та форма, в которой они были прочитаны, позволила им сохранить свежесть и непосредственность, которых не хотелось бы потерять. Была создана особая атмосфера взаимодействия того, что жило в душе спрашивающего и в душе дающего ответ. Не хотелось бы упускать этот колорит, эту окраску в ходе педантичной редакторской переработки. Поэтому мы отважились по возможности ограничить ее. Пусть не все здесь соответствует стилистическим литературным канонам, зато во всей своей непосредственности сохраняется настоящая жизнь.
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 30 мая 1923 года.

Доброе утро, господа! Поскольку сегодня вы не все в сборе, я, возможно, буду говорить так, чтобы отсутствующие не пропустили слишком много. Может быть, у вас есть вопросы?

Автор вопроса (господин Бурле) желал бы получить сведения о реинкарнациях. Ведь в настоящее время на Земле находится гораздо больше людей, чем было раньше!

Другой вопрос: ему часто приходило в голову, что люди охотно кружатся, будь то в танце или иначе. Даже собака когда бежит, всегда возвращается на то же самое место. Также если заблудишься в лесу или в тумане, снова приходишь не то же место.

Доктор Штейнер: это даже очень интересный вопрос!

Сначала вопрос, поставленный в отношении инкарнаций. Если мы ориентируемся на антропософскую духовную науку, то, не правда ли, приходим к тому, что каждый человек, живущий теперь, имеет известное число земных жизней, как в прошлом, так и в будущем, ибо каждая человеческая душа всегда возвращается обратно. Следует отказаться от представлений, что имеющееся в данном случае в виду каким-либо образом связано с тем, во что было широко распространенным верованием древности: что человек, якобы, проходит через тело животного и тому подобное. Такой взгляд нам приписывают наши противники. Об этом не может быть и речи. Однако против постоянного возвращения человека может быть выдвинуто два возражения. Первое из них выдвигает сейчас господин Бурле.

Обычно считают, что население Земли постоянно возрастает, что в Европе мы имеем в настоящее время значительно больше людей, чем, например, сто пятьдесят лет тому назад. Ведь, не правда ли, вы тоже так считаете? И если всех находящихся здесь сейчас, когда население многочисленно, проследить в обратном порядке до их прежних земных жизней, то получилось бы излишне много? Следовательно, надо говорить так: раньше жило гораздо меньше людей, а сегодня живет гораздо больше людей. Возможно ли тогда, чтобы люди из прошлого появлялись в современных телах? Вот в чем вопрос. Этот вопрос задают очень часто. В настоящее время слишком много людей и нельзя утверждать, что все они уже были здесь.

Тут надо принять к сведению ряд различных вещей. Первое: сбор статистических данных производится, как правило, в тех местностях, где население действительно прибывает исключительно быстро.; и вследствие этого складывается представление, что и по всей Земле население постепенно возрастает, что, например, три или четыре тысячи лет тому назад на Земле людей было совсем мало, а сегодня людей на Земле много.. Производят экстраполяцию. (Математический метод, наряду с интерполяцией часто применяемый статистике, когда по нескольким значениям функции, вычисленным на определенном интервале, например, временном, вычисляются промежуточные значения данной функции или значения, лежащие вне интервала — экстраполяция, или внутри интервала — интерполяция; при этом априорно предполагается «по умолчанию», что функция как внутри, так и вне интервала не претерпевает существенных изменений, скачков и т.д.то есть непрерывна. Так, например, устанавливают возраст Земли, горных пород по скорости радиоактивного распада, расстояния до звезд по величине спектральных смещений и т.п. Во всех данных случаях умалчивают простой факт, что исходная функция может претерпевать скачки, что делает все вычисления такого рода крайне ненадежными. Относительно статистики известен такой факт: русские статистики начала ХХ века считали, что в ХXI веке население России будет свыше 400 миллионов. Однако войны, нарушения территориальной целостности, миграция русского населения, геноцид, своего рода славянский холокост привели к тому, что население Российской Федерации составляет менее 150 миллионов, то есть меньше, чем было в Российской империи до 1917 года. — прим. перев.). Говорят, например, что в Европе за последние сто пятьдесят лет население возросло примерно вдвое. Производя экстраполяцию, говорят, что две, три тысячи лет тому назад людей на земле было страшно мало.

Однако, господа, все это находится в полном противоречии с фактами, которые нам известны из иных источников. Я обращаю ваше внимание хотя бы на следующее: видите ли, если мы возвратимся ко времени до рождения Христа, скажем, примерно за две тысячи лет, то тогда в области Нила, в Африке, в Египте сооружались гигантские пирамиды; Нил в целом регулировался (путем мелиоративных сооружений — прим. перев.). Если вы задумаетесь над тем, какие массы людей требовались для осуществления таких грандиозных сооружений, например, сфинксов гигантских размеров, которые должны были быть установлены в большом количестве — и они ведь устанавливались, — то у вас возникнет впечатление: совершенно неверно, что тогдашнее население Египта было незначительным, нет, в Египте должна была быть тогда высокая плотность населения, гораздо выше, чем, например, сегодня в Саксонии или Бельгии. Мнению о том, что обращалось к прошлому в земной эволюции, мы встречаем все меньше и меньше людей, — такому мнению решительно противоречат факты истории.

Кроме того, если мы углубимся подальше в Азию, мы найдем, что там проложены огромные каналы. Ведь, не так ли, если мы здесь имеем Европу (изображается на рисунке - рисунок отсутствует) — я уже рисовал это для вас однажды, — то здесь у нас будет Африка. Здесь находились бы Нил и Египет, а здесь, выше, мы имели бы Азию. Это необъятный континент, простирающийся все дальше. И здесь население прямо-таки кишело, оно строило пирамиды и тому подобное. Здесь выше располагается древнехалдейский регион в Азии. Вы знаете, в Библии об Аврааме говорится, что он пришел из Ура Халдейского (Бытие 11.31 «И взял Фарра Авраама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Авраама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского…» — прим. перев.). Эта страна халдеев существовала тогда. И в этой стране в древности — до сих пор еще существуют остатки — велось строительство гигантских каналов, для чего требовались огромные массы людей. Вы должны понять, что эти простые факты доказывают нам наличие огромных людских масс в Африке и Азии за несколько тысяч и за тысячу лет до Рождества Христова.

Далее вам надо обдумать следующее: когда европейцы пришли в Америку, они стали поселяться там. Но Америка не была незаселенной. То древнее индейское население, о котором я уже рассказывал вам,1 население с медно-красным цветом кожи, целиком вымерло. (Большей частью древнее население Америки было зверски уничтожено европейскими пришельцами, см., например, Де Ласкасас, «История Индий» — прим. перев.) Если посмотреть на частью рассеянные и лишенные прав остатки, можно придти к выводу, что тут было огромное население, которое не ужилось с европейцами.

Итак, совершенно неверно, что раньше на Земле людей было гораздо меньше. Представьте себе, что даже о современном населении точных данных нет, а есть только данные по известным районам. Разве современная статистика знает, как обстоит дело с населением в Китае в настоящее время и тысячи лет тому назад! Все то, что рассказывают об этом путешественники, указывает на то, что население в прошлом совсем не было меньше, как обычно считают, но было время, когда Земля была заселена исключительно плотно. Во всяком случае, затем наступило время, когда в некоторых областях население уменьшалось, но особого значения это не имело. Итак, в общем, даже на основе того, что может быть известно благодаря внешней науке, может быть отстранено возражение, состоящее в том, что если считать людей вновь воплотившимися из древних эпох, то их в настоящее время чересчур много. Но тут приходится рассматривать кое-что другое. Видите ли, рассматривая современных людей, приходишь к тому, что один, скажем, проводит, живя в духовном мире, между смертью и нынешним рождением тысячу лет, другой, может быть, пятьсот лет, еще один, возможно, тысячу пятьсот лет. Так люди, живущие сегодня, не все жили (в прошлом) в одно и то же время, но в разное время. Если иногда население Земли уменьшалось, то души дожидались вверху, пока снова население увеличится.

Это вполне согласуется с фактами, когда речь идет об инкарнации и реинкарнации, повторной инкарнации. Я часто говорил — ведь такое возражение в течение долгих лет моей лекционной деятельности делалось все снова и снова, — вот всего лишь один пример расчета: допустим, что в 800 году по Р.Х. где-то был один человек; затем в 1000 году после Р.Х. был другой человек (изображается на рисунке - рисунок отсутствует). Теперь у нас 1923 год. Теперь могло бы оказаться полезным, чтобы человек отсюда встретился, сошелся с человеком оттуда, поскольку он ведь проделал более короткий путь. Сейчас здесь в (1923) мы имеем двоих, тогда как здесь (800 и 1000 по Р.Х.) в разное время было по одному. Итак, нет необходимости всем появляться в одно и то же время и снова приходить в одно время. Так что для того времени, когда Земля была населена меньше, вполне могло быть так, что на Землю спускалось меньше душ.

Не правда ли, если человек не фантазирует, а мыслит правильным образом, ему должно быть совершенно ясно, что дело обстоит не так просто, когда вместо двух людей затем появляется четверо, затем — шестеро и так далее; нет, чем дальше мы уходим назад, исследуя население Земли, тем больше мы приходим к тому, что этот процесс протекает ритмически. Есть времена, когда на Земле находится много людей, и времена, когда людей на Земле снова становится меньше. Мы никогда не придем, возвращаясь назад, к «одной единственной паре», как это дано в Библии. Это не следует рассматривать таким образом. Об «одной паре», как это стоит в Библии, не может быть и речи. Если мы должны допустить, что когда-то существовало два человека, то их и всегда должно было бы быть только двое, а в промежуточное (между инкарнациями — прим. перев.) время вообще ни одного, но это не так. Здесь истинная наука вступает в противоречие с тем, во что верит сегодня наука, основанная на фантастике.

Но есть и еще нечто другое. Видите ли, необходимо иметь ясность относительно того, что должно пройти известное время, пока человек снова сойдет на Землю. Вы могли бы спросить: когда же он сходит снова, снова приходит вниз? Тем, кто действительно в полном объеме исследует эти вещи, открывается следующее: один человек, будучи на Земле, имел очень много дела, занимался с духовным миром, он легче врастает в духовный мир после смерти. Поскольку он имел много дел с духовным миром, ему затем требуется относительно долгое время между смертью и новым рождением. Вы можете быть удивлены тем, что я говорю: долгое. Он может пребывать в духовном мире долго, поскольку уже здесь он научился многому, касающемуся духовного мира. Те люди, которые здесь имели много дел с духовным миром, могут там развиваться лучше, они остаются там дольше и позднее возвращаются назад. Напротив, те, кто был занят лишь материальным миром, относительно скоро возвращаются. Вот так меняется эта ситуация.

Так обстоит дело с одним возражением. Но, кроме того, есть и совсем иное возражение. Я уже обращал на него ваше внимание. Оно таково: почему человек не вспоминает о своих более ранних инкарнациях?2 Видите ли, господа, это так: если кто-то скажет, что человек умеет считать, то тут сомневаться не приходится — человек может считать. Но кто-нибудь скажет: а я докажу тебе, что человек не умеет считать. — Как ты это сделаешь? — Он приносит маленького ребенка, который не умеет считать. Но ведь ребенок тоже человек — говорит он.

Так обстоит дело и с прежними земными жизнями. Человек постепенно может научиться, и он будет учиться вспоминать себя в прежних земных жизнях, по мере своего дальнейшего развития на Земле. Духовная наука говорит о том, что человек в настоящее время, в современности еще не зашел настолько далеко, чтобы он мог помнить о том, что он переживал в предшествующей жизни. Но это вполне согласуется с тем, о чем мы можем говорить с позиции духовной науки. Видите ли, господа, с утра до вечера вы находитесь в состоянии бодрствования. Подумайте о том, как быстро забываются сны, — если они не имеют особого значения, о чем я уже говорил вам! Итак, человек вспоминает то, что он пережил в состоянии бодрствования. Но о чем-то ином он здесь на Земле уже не вспоминает. Имеется в виду то, что он переживает в состоянии сна. В состоянии сна мы переживаем несравненно больше, чем переживаем мы в состоянии бодрствования, однако человек своим современным сознанием еще не может охватить этих переживаний во сне. Если когда-либо такая способность будет достигнута, а она может быть достигнута человеком, тогда он узнает, что во сне переживается значительно больше. Однако, говоря вообще, человек пока не знает об этом. Когда же человек умирает, то, что он переживал в состоянии бодрствования уходит в течение двух, трех дней. С человеком происходит то, как если бы все мысли, пережитые им в бодрствующем состоянии по прошествии двух, трех дней просто уходят, отдаляются. И затем он окунается во все те вещи, которые он переживал во сне. Это занимает — как я уже это говорил вам — одну треть от всей земной жизни.3 (То есть, если человек жил 90 лет, то 30 лет после смерти он переживает свои сны за прошедшие 90 лет — прим. перев.). Следовательно, того, что человек переживает совершенно внутренне, он здесь, на Земле, еще не знает. Он будет знать это, если будет все больше и больше углубляться в духовную науку.

Вот почему нам вовсе не следует удивляться, что в современной земной жизни остаются неосознанными, неузнанными те вещи, которые мы приносим сюда из прежней земной жизни. Недавно я говорил вам о том, в чем состоит разница, если я автоматически, бессознательно кладу запонку от рубашки4 — тогда утром мне, возможно, придется бегать и искать ее, — или же если я точно помню: ты положил эту запонку от рубашки в такое-то место; при этом мне не придется бегать повсюду, я сразу же пойду к цели. Дело тут в том, думает ли человек о чем-либо.

В древности люди знали, что они повторно живут на Земле, но на протяжении тысяч лет они совсем не думали об этом, как о чем-то духовном. Поэтому в нынешней земной жизни они не могут вспомнить об этом. Но наступит время, когда они будут помнить об этом, точно так же как для четырехлетнего ребенка наступает время, когда он может считать.

Дальше идет другой вопрос: у человека есть стремление двигаться по кругу, вращаться. Это замечено совершенно верно. Тут мне надо будет обратить ваше внимание на следующее. Как мы уже часто отмечали, мы, будучи ребенком, прежде всего, учимся стоять и ходить,5 мы в детстве учимся сначала двигаться в вертикальном положении и так далее. Теперь представим себе, что вы лежите в кровати и спите, и снова просыпаетесь, помня сон; во сне может случиться не только то, что вы кружитесь — во сне это, конечно, бывает вначале, — но вы далее летать можете. Сновидения, в которых человек летает, сначала, разумеется, душевно не так уж и редки. То, что человек летает во сне, происходит, как правило, вот почему: он просыпается. Он имеет привычку, находясь в состоянии бодрствования, ощущать пол или почву у себя под подошвой или ощущать сидение стула, привычку что-то иметь под собой, когда он сидит вертикально, короче — ощущать, что под ним всегда что-то есть, когда он бодрствует. Если теперь человек лежит, то лишь очень редко происходит так, что он своими подошвами упирается в кровать, подошвы обычно свободны. Он пробуждается в положении, которое для него непривычно. Ему кажется, он полагает, что он находится в воздухе и летит. Он, прежде всего, верит в это явление.

Теперь, однако, нам надо взять следующее. Когда мы в нашей жизни, будучи детьми, учимся сначала ходить и стоять, то есть учимся прямостоянию, то ведь это прямостояние не заложено в нас от рождения; мы именно учимся ему в начале. Мы задаёмся вопросом: откуда же возникает это самораспрямление, прямостояние? Что мы делаем, когда ходим прямо? Вы должны как следует подумать над тем, что вы при этом делаете. Представьте себе, что тут находится поверхность Земли (рисунок 1). Если здесь вы выпустите камень, он полетит к Земле. Почему? Мы говорим, потому что Земля его притягивает. Происходит ли это так, как если бы Земля тянула его за ниточку, или как-то иначе — в этом надо сперва как следует разобраться. На эту тему мы тоже можем когда-нибудь поговорить. Но несомненно, что тут действует сила, тянущая камень вниз, иначе бы он не падал. Везде, где бы ни находился камень, он падает вертикально вниз на Землю.

РИСУНОК 1



Так вот и мы должны научиться располагаться по этой линии. Мы должны научиться располагаться по этой вертикальной линии, если мы являемся земным человеком. Мы приспосабливаемся к этой вертикальной линии. Все наше физическое тело не имело бы никакого смысла, если бы мы не приспособились к этому вертикальному положению. Взгляните на животное, которое ходит не в вертикальном положении, а на четырех лапах; ведь его когти устроены совершенно иначе, чем наши пальцы! Итак, для того, чтобы наше физическое тело имело смысл, мы должны приспособиться к вертикальному положению; это совершенно необходимо.

Однако то, что необходимо для физического тела, является ли необходимым для эфирного тела? Вы знаете, я говорил вам: мы имеем не только физическое тело, которое мы видим глазами, глядя на человека, мы имеем также и тонкое эфирное тело.6 Так вот этому эфирному телу нет необходимости приспосабливаться указанным образом. Ему присущи иные привычки. Какие же это привычки? Вы знаете, господа, что Земля круглая, день и ночь сменяют друг друга. Почему происходит смена дня и ночи? Ведь, не так ли, если Солнце располагается здесь (изображается на рисунке), и если солнечные лучи падают на Землю, то тогда на этой стороне день. День оставался бы тут всегда, если бы Земля не вращалась. Если затем эта половина, находящаяся здесь, где красное, перемещается сюда, то тогда на этой половине будет ночь, а на другой половине — она переместилась сюда — будет день.

Следовательно, день и ночь возникают оттого, что Земля вращается. Теперь представьте себе: эфирное тело человека, это тонкое тело, оно тоже есть у человека; оно в детском возрасте привыкает не к вертикальному положению, но постоянно хочет крутиться, вращаться вместе с Землей. Это эфирное тело всегда хочет двигаться вокруг Земли; вот таким хочет оно быть, вот такие движения хочет оно постоянно совершать. Если бы эфирное тело не хотело совершать таких движений, тогда вы, идя прямо по курсу Земли, постоянно желали бы вертеться, так как вы всегда испытывали бы боль от действующего на вас напора. В вас должно быть нечто, всегда имитирующее движение Земли, в ином случае, все постоянно причиняло бы вам боль.

Отсюда вы можете также видеть, насколько поверхностно мыслит современная наука. Ей очень хорошо известно, что Земля вертится. Земле присущи не только те движения (например, камней — прим. перев.), которые дает физическое тело, приспосабливаясь к вертикальному положению. Но получается, что у человека отсутствует то тело, которое имитировало бы эти движения, совершало их совместно. Вот в чем история.

Теперь представьте себе, что вы падаете в обморок. Если вы падаете в обморок, то из вашего физического тела и эфирного тела что-то выходит наружу, а именно, «я» и астральное тело, то есть, по существу, духовно-душевное начало. При этом вы ощущаете, что эфирное тело стремится вертеться. Здесь вы, прежде всего, производите духовно-душевное верчение, кружение точно так же, как в случае сна, когда вы ощущаете отсутствие земной почвы под вами. Итак, если вы падаете в обморок, вы духовно совершаете верчение. Если же у человека кружится голова, это означает, что хочет вертеться только то, что является душевным. Но представьте себе, что вы теперь идете куда-то, не думая при этом ни о чем. Если вы, не думая, бессмысленно идете куда-то, то вы передвигаете свое физическое тело машинально. Вы совсем не думаете о своей ходьбе; если же в лесу туман, то вы и не можете направлять ходьбу, думать о ней; вы не знаете где вход, где выход — куда я должен идти? При ходьбе вы направляете себя в смысле вашего физического тела, вы направляетесь к определенному пункту. Порой вы даже не знаете о нем, но сама дорога управляет вашей ходьбой к определенному пункту. Но если стоит туман, вы ничего не видите; здесь вы не можете ориентировать ваше физическое тело. И тут вступает в действие ваше эфирное тело; оно хочет совершать движения, присущие только ему, а ведь это движение по кругу. Тут оно следует этим круговым движениям и уводит за собой физическое тело! Если вы только спите, или испытываете головокружение, то движения выполняет астральное тело. Но при ходьбе эфирное тело вовлекает физическое тело в физические движения, и вы проделываете их вместе с эфирным телом. Отсюда вы видите, что эфирное тело не является зависимым от условий на Земле. Эфирное тело в человеке не имитирует, не проделывает в унисон того, что есть на Земле.

Вы только представьте себе: человек как таковой в период между рождением и смертью является земным существом. Он должен работать здесь. Но, как вы знаете, работа продолжается не постоянно. Физическое тело устает, изнашивается и так далее. Человек хотя и хочет приводить свое физическое тело в движение, но ему не хочется, чтобы оно совершало те движения, к которым оно, физическое тело, приспособилось на Земле; человек хочет направлять физическое тело в соответствие с эфирным телом. Но ведь эфирное тело стремится совершать круговые движения, вертеться, и вот человек танцует. Обычный танец состоит именно в том, что человек желает следовать не физическому телу, а своему эфирному телу. Жажда потанцевать возникает оттого, что человек может забыть о своем физическом теле и почувствовать себя существом, принадлежащим всему миру, Вселенной. Во всяком случае, человек в соответствие со своим внутренним чувством хотел бы как можно в большей степени принадлежать Вселенной и следовать своему эфирному телу. В сущности, человеку не хочется двигаться главным образом так, как к этому предрасполагает Земля, ему хотелось бы следовать за своим эфирным телом. Человеку может очень и очень нравиться побольше двигаться по кругу, то есть так, как хочет двигаться его эфирное тело. Поэтому человек должен приучать себя также и к таким движениям, которые присущи Земле. Этим привычным, обычным движениям мы обучаемся в процессе воспитания: мы занимаемся физкультурой. Почему занимаются физкультурой, гимнастикой? Физкультура состоит в том, что человек еще больше приспосабливается к Земле, нежели может он приспособиться к ней иным образом. Чтобы человек отошел от своего эфирного тела, не следовал больше своему эфирному телу, он занимается физкультурой. Однако, чтобы человек не оказался слишком уж отчужденным от Вселенной, от внешнего мира, он должен делать также и такие движения, которые не связывают его с Землей.

Видите ли, мы в настоящее время живем в эпоху материализма. Люди, живущие на Западе, в большинстве своем жаждут материализма. Страны Востока, имеющие древнюю культуру, жители Азии, не имеют особо сильного стремления принадлежать к Земле. Они рассматривают Землю как настоящую долину горя и страданий, — причем в гораздо большей степени, чем христиане. Те, кто живет на Востоке, в Азии, хотели бы как можно скорее освободиться от этого праха, незаметно улизнуть отсюда.

Но западные люди принимают Землю охотно. Хотя они и не говорят об этом, они хотели бы навсегда остаться на Земле. Поэтому им хочется следующего. Сейчас я должен сообщить вам нечто: эфирное тело хочет двигаться по небесным законам, в соответствие с небом. Планеты движутся по кругу, тогда как физическое тело стремится прочь от круга. Если оно очень много работает, оно выходит из этого круга наружу; но возьмем теперь высшее сословие на Западе, им не надо работать, что же происходит с ними? С ними происходит то, что они чувствуют себя неуютно, потому что эфирное тело постоянно мучает их. Если такой наевшийся бифштексов человек шествует по свету, ему надоедает, его постоянно мучает эфирное тело, которому хочется совершать круговые движения. И этому пожирателю бифштексов тоже хочется вслед эфирному телу совершать круговые движения. Ведь, черт возьми, это так неприятно! Эфирное тело хотело бы танцевать постоянно, делать округлые, прекрасные круговые движения, но пожиратель бифштексов не в состоянии следовать ему. Поэтому он хочет приучить свое физическое тело быть достаточно сильным, чтобы оно не позволяло эфирному телу постоянно увлекать себя по кругу. Он занимается спортом; не только гимнастикой, физкультурой, но именно спортом. Как результат занятий спортом человек совершенно высвобождается из-под влияния своего эфирного тела и полностью следует лишь физическим, земным движениям. Вследствие этого человек становится все более родственным, дружественным по отношению к Земле и отрывается от духовного мира.

Вам вовсе не следовало бы верить, что от духовного мира отрываются только в том случае, если не размышляют о нем: нет, это может произойти и по такой причине; если человек слишком много занимается спортом, если, следовательно, физическое тело целиком и полностью отстраняется от влияния эфирного тела. Это нечто ужасное для человека, это нечто такое, что должно было бы, — я мог бы сказать, — вызывать особую тревогу. Чем больше занимаются спортом, тем больше люди забывают о духовном; тогда после своей смерти они тотчас же, через очень короткое время, возвращаются назад из духовного мира. Следовательно, если все то, что есть на Западе, хоть немного не приобщится к духу, Земля вообще мало помалу окажется населенной только теми людьми, которые не хотят возвращаться назад в духовный мир. Но в этом случае Землю мало помалу будет населяться лишь такими людьми, которые постепенно приведут эту Землю к гибели. Кое-что в этом отношении уже начато. Но даже этого немногого более чем достаточно для современных людей. Ведь если люди мало помалу начинают отказываться от ориентации на свое эфирное тело, ориентируясь лишь на физическое тело, это может вызвать на Земле страшное состояние. И тут, опять-таки, необходимо вмешательство духовной науки. Это можно сделать только благодаря тому, что к движениям, целиком и полностью ориентированным на то, чтобы загнать человека в его физическое тело, сделать всецело земным человеком, противопоставить совсем иные движения.

Сейчас умонастроение людей таково, что они считают наиболее важным стать земным человеком. Сейчас, после того, как я прочел вам так много лекций, вы поймете, какую сердечную боль причиняет такое положение вещей тому, кто не превратился в филистера.

Видите ли, прошедшим летом я был в Англии. Именно в тот момент, когда мы отправлялись туда, вся Англия была полна возбуждения, ожидали газетных сообщений о важнейшем событии, которые должны были появиться вечером. Все напряженно ожидали вечерних газет. Чего же они ожидали? Чем закончился футбольный матч!

Мы только что вернулись из Норвегии. Когда мы садились на поезд, там было множество людей, которые приветствовали нас. На вокзальной платформе было множество людей. И когда поезд тронулся, они завопили: ура! ура! — На ближайшей станции они тоже кричали ура! Да здравствует! Это, конечно, происходило отнюдь не в нашу честь, пришлось спросить, что это такое. Мне сразу же удалось узнать: приветствовали футболистов, которые приехали туда из Средней Европы и возвращались назад.

Чем сегодня интересуются люди? Гораздо больше, чем вопросами и событиями, несущими благосостояние или горе для миллионов людей, современные люди интересуются теми вещами, которые постепенно отстраняют физическое тело от эфирного, так что человек становится всего лишь земным зверем, животным.

По этой причине необходимо противопоставить движениям, — которые нынче совершаются во всем мире и распространяются все дальше, — другие движения: это эвритмические движения. Они ориентированы на эфирное тело. Если вы видите эвритмию, то вы видите все те движения, которые выполняет эфирное тело. Если вы наблюдаете за спортивным состязанием, вы видите все те движения, которые выполняет физическое тело.

Господа, это чрезвычайно важно, ведь сейчас развивается страстное стремление к спорту. Я не хочу здесь высказываться против спорта вообще. Конечно, спорт, если им занимаются люди, которые, кроме того, еще и работают, весьма полезен, поскольку при работе человек привыкает к неестественным движениям; если же затем, занимаясь спортом, он добавляет к ним движения естественные, которые больше соответствуют физическому человеку, то спорт становится полезным отдыхом. Но та нынешняя потребность в спорте, — когда в этом деле участвует также много людей, не нуждающихся в отдыхе, — чем является такая потребность? Сегодня есть такие спортсмены, — не все, конечно, но отдельные уже есть, — которые, если обстоятельства подходящие, утром идут в церковь и молятся там, говоря: я верую в Бога на небесах и т.д. А затем они идут на спортивную площадку. Тут они не произносят слов, но то, что они тут делают, — если бы это можно было выразить словами, звучало бы так: я не верую в Бога на небесах. Он дал мне эфирное (жизненное) тело, но я не желаю ничего знать о нем. Я верую в мясо и кости, это единственное, что для меня свято. Видите ли, это, конечно, необходимое, бессознательное следствие того, что бурно развивается сегодня. Материалистом человек становится не только потому, что, как он говорит, он ничего не желает знать о духовном, но еще и из-за подобных вещей, вследствие которых весь человек в целом отрывается от духовного.

Так что в отношении заданного вами вопроса можно, прежде всего, сказать: если человек идет по лесу в тумане, если он заблудился, то происходит так, что он следует за своим эфирным телом. Это не так уж плохо, ведь он снова возвращается на то же самое место. Если он кружит — это не так уж плохо; он многократно курсирует то туда, то сюда; один раз он курсирует туда-сюда, ориентируясь на эфирное тело, другой раз - ориентируясь на физическое тело. Это имеет место, поскольку у человека есть эти два тела, и он должен оба эти тела сформировать. При этом они внутренне связаны. Однако, в настоящее время на Западе появилась общая тенденция совершенно отстраняться от эфирного тела и культивировать только физическое тело. Это становится причиной страшного материализма, который, в сущности, является наиболее вредным материализмом. Ибо материализм в сфере мышления, мыслительный материализм, вовсе не является наиболее вредным. Наиболее вредным является тот материализм, который человека в целом низводит до уровня зверя, до уровня животного. Вот то, над чем следует задуматься.

Легко может случиться, что найдутся люди, которые скажут: что еще за филистер, он возражает против спорта! А ведь спорт — нечто чрезвычайно полезное. Но я возражаю отнюдь не против спорта. Упомянутые люди занимаются только спортом, они ничем не заняты, они свободны. Но они будут губить себя как люди, губить в себе человеческое начало, если будут преклоняться лишь перед тем, что относится к спорту. Необходимо уяснить себе, что сказанное мной в первой главе книги «Основы социального вопроса»,7 следовало бы оценить во всей полноте. Когда я писал эти «Основы», я, конечно, думал о том, что напишу так, что люди задумаются над этим. Ни на грош они не задумались! Они не задумались над этим, и «Основы» так и остались непонятыми. Я говорил: несомненно, мы имеем большое демократическое пролетарское движение, но если присмотреться к нему, окажется, что большинство пролетариев сегодня идет по тому же пути, который уже раньше указала им буржуазия; все они подражают науке и верят в то, что им произносят университеты. Порой пролетарские партии первыми одобряли законы, — я вспоминаю отделение церкви от государства: — социалисты были, по большей части, первыми из тех, кто говорил: здесь необходимо назначить комиссию из специалистов и тому подобное. По отношению к спорту: спорт является буржуазным открытием, которому подражали где только возможно! Хотя это, конечно, не всегда получалось, но образ мыслей был ориентирован на простое подражание; спорт рассматривался как некое единственное целебное средство. На самом деле, пролетарское движение только тогда сможет представлять собой нечто, если оно обретет свой собственный импульс, если оно перестанет подражать тому, что сделали прежние классы. Именно ради этого я написал эту первую главу. Повсюду можно видеть, что это пролетарское движение, к сожалению, повсеместно поддается авторитарному влиянию, влиянию веры в авторитет. Ради этого я и писал эту первую главу в «Основах» и думал, что над этим станут размышлять.

Однако естественно, что люди, увлекшиеся спортом, вообще-то, размышляют неохотно; ведь если человек чересчур увлекся спортом, он уже ни о чем не размышляет. Ведь мыслить можно лишь посредством эфирного тела. Как бы вы ни старались, вы не сможете мыслить посредством физического тела. Вот почему, отвечая на вопрос: можно ли есть мясо или надо есть одни растения, чтобы лучше мыслить? — можно сказать только одно: посредством пищевого рациона нельзя культивировать мышление; это вы должны делать посредством эфирного тела. Тут вы должны входить в эфирное тело.

Итак, вы, как видите, эфирное тело обнаруживает свое присутствие в человеке посредством тех круговых движений, которые хочется делать человеку, обнаруживается в стремлении танцевать или в хождении по кругу, когда человек заблудился.

Кстати, господа, если вам приходилось жить в Вене, то вы знаете: жители Вены беззаботные, покладистые люди. Они действительно такие; они душевны, приветливы, но и беззаботны. В Вене есть парк Пратер. Это большой парк развлечений, даже огромный парк для развлечений. Пратер — это нечто такое, куда, знаете ли, ходят, собственно, по воскресеньям, если человек не бездельник, который может ходить туда каждый день. В Пратере есть шуты, паяцы и тому подобное, есть все, что только возможно. Но дороги в Пратере проложены весьма своеобразно: там вы всегда возвращаетесь на то же самое место, потому что дороги проложены именно так. Идете по длинной улице, проходите где-нибудь через лес, а через некоторое время оказываетесь там же, где вы были! Проходите ли вы мимо балагана с шутами, то потом снова оказываетесь здесь. Так уж проложены дороги. Видите ли, там, конечно, не говорили: давайте-ка закружим венцев, пусть повеселятся — но устроители чувствовали, ощущали и поэтому проложили дороги так, что люди совсем не нуждаются в тумане, чтобы снова вернуться на то же самое место; устроители проложили кругообразные дороги, которые по нраву эфирному телу, на которых человек чувствует себя совсем отделенным от физического тела. Человек может почувствовать себя отделенным и от этого он испытывает настоящее удовольствие. Потеряв ориентировку, человек идет по кругу. Но если дорога такова, что она сама ведет по кругу, то человек испытывает удовольствие. Люди, заложившие Пратер, хотели вызвать удовольствие у венцев: чтобы их эфирное тело испытывало истинное удовольствие, возвращаясь все снова и снова к балагану с шутами. Это в высшей степени рафинированное устройство. Все это и сейчас находится там. Вы можете посмотреть, как идут дороги. Если там человек заблудится, погрузится в свои мысли, он снова придет на то же место, хотя и по кругу. Такое кружение доставляет людям истинное удовольствие, особенно, если они совершают его весь воскресный вечер, вечер, начиная с обеда.

Ну, это удовольствие имеет относительно невинный характер по сравнению с кое-какими другими удовольствиями. Вы знаете, что ориентировку можно потерять иным образом; я однажды рассказывал вам такую историю: вернувшись домой поздно вечером и, желая проверить, пьян он или нет, человек бросает свой цилиндр на кровать: и смотрит; если цилиндр один, значит, он не пьян, если же цилиндр двоится, значит, человек пьян. Происходит это из-за кружения. Видите ли, здесь нечто вертится, кружится: это астральное тело. Если тот, кто лежит в кровати, пьян, его астральное тело вертится. Но если кто-то, действуя более духовным способом, направляет свое эфирное тело, используя ходьбу по круговому маршруту, то тогда вертится эфирное тело.

Выпивка идет в астральное тело; вращение идет большей частью в эфирное тело. Тут надо понимать, в чем состоит различие. Пусть я смотрю на пьяного; он не кружится, как тот, кто идет по круговому маршруту, но у него — пьяного — все кружится так, как если бы само его астральное тело уподобилось земному шару. Астральное тело вертится, как вертится Земля. Тут дело в астральном теле, которое вертится.

Если те люди танцуют или кружат по венскому «парку клоунов Пратеру», то вертится их эфирное тело. Оно увлекает за собой и физическое тело; это наиболее невинное (развлечение). Можно сказать: у того, кто танцует, вертится эфирное тело; у того, кто напился, вертится астральное тело. Следовательно, можно и в жизни различать, в зависимости оттого, что человек делал, задействовано ли тут эфирное тело или астральное тело.

Видите ли, в подобные вещи современная наука еще не проникает. Вот почему она не в состоянии ответить на великие вопросы цивилизации; ведь эти люди не знают, как повести дело, чтобы человек окончательно не потерял человеческого облика, не стал нелюдью. Человечество будет звереть, принимать животный характер все больше, если нынешняя страсть к спорту сохранится такой, какова она сейчас.

Необходимо нести человечеству нечто духовное. Я убежден в том, что люди, которые, с одной стороны, знакомятся с Землей благодаря своему труду, с другой стороны, будут страстно стремится к проникновению в духовное; постепенно они научатся понимать, что о духовном тоже надо заботится, что это просто необходимо.

Вот, прежде всего, то, что мне хотелось сказать вам. Об этих вещах нам хотелось бы говорить все дальше и дальше для того, чтобы эти вещи стали ясны для всех.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их iconФранц Кафка (1883—1924)
...

С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их iconБилет 25 Вопрос 1 Накопление: источники и структура. Накопление капитала
Такого рода дополнительный капитал можно назвать "вложение в будущее", поскольку он идет на улучшение жизни нынешнего и будущих поколений...

С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их iconСловарь от букиных
Светы и Ромы Букиных. Висячка, балдеж, кореш, разводилово – эти и многие другие слова и их толкование можно встретить в этом словаре....

С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их iconОглавление
К сожалению, именно так сложилась жизнь книги, которую ты, читатель, держишь в руках. По сути, она повторила нелегкий путь своего...

С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их iconЭверетт Шостром. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации
А-34423 и вскоре попал в Самиздат. Собственно говоря, "подстрочным переводом" его можно было назвать лишь условно. Ни предметом,...

С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их iconВиды мотивационных образований
В разделе 5 уже говорилось, что актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией,...

С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их iconWelcome to turkmen initiative
Читающим, население Туркменистана, можно назвать с большой натяжкой. Количество книжных магазинов можно пересчитать по пальцам. В...

С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их iconВ широком смысле информационной системой можно назвать любую организационную...
В широком смысле информационной системой можно назвать любую организационную структуру, задача которой состоит в работе с информацией....

С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их iconПрогнозно-аналитический центр
Последнее позволяет назвать настоящее учебное пособие учебным пособием по сравнительному богословию, поскольку содержательно оно...

С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их iconM. Штайнер Предисловие к первому изданию (1927) Было особенно тяжелой...
В ближайшее время эта книга появится в философско-антропософском изда­тельстве под названием «Основные элементы эвритмии». Она является...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции