Программа по предмету: «рисунок»




НазваниеПрограмма по предмету: «рисунок»
страница1/5
Дата публикации19.06.2014
Размер0.63 Mb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Лекции > Программа
  1   2   3   4   5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДУДИНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Б. Н. МОЛЧАНОВА»


ПРОГРАММА
по предмету: «РИСУНОК»


Составитель:

преподаватель Художественного отделения

МБОУ ДОД «ДШИ им.Б.Н. Молчанова»

ВЕРБОВИКОВА Е.В.

г. Дудинка

2010 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе Программы для ДХШ и художественных отделений ДШИ «Рисунок, живопись, композиция» составители: Н.Т. Казаченко, Н.Б. Урбанович, утверждена Красноярским краевым научно-учебным центром кадров культуры, Красноярск, 2005г.

Данная программа опирается на Дополнительные программы «ДШИ им. Б.Н. Молчанова» художественно-эстетической направленности по Изобразительному искусству. Одобрена Педагогическим советом, протокол № 36, от 10.09.09г.

Художественное отделение Детской школы искусств - первое звено в системе художественного образования, дающее основы художественной грамоты, необходимые современному человеку.

Задачей художественного отделения ДШИ ставится выявление творческих способностей детей, воспитание художественного вкуса, усвоение учащимися художественной начальной грамоты.

Обучение на художественном отделении ДШИ проводится без отрыва от занятий в общеобразовательной школе по следующим дисциплинам: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история изобразительного искусства. Преподавание этих предметов должно проходить параллельно и комплексно, дополнять друг друга, быть связанным с жизнью и опираться на реалистические традиции.

Занятия изобразительным искусством способствуют нравственному и эстетическому воспитанию детей, развивают внимание, зрительную память, волевые черты личности ребенка, его умственные, художественно-творческие способности; расширяют и углубляют представления о предметах и явлениях действительности. На них происходит тренировка подвижности мышления (широкий поиск в разных направлениях) и формирование гибкости мышления (способности отказаться от усвоенной точки зрения, понять новую точку зрения), развитие ассоциативного мышления (интерес к поискам аналогий). Все это ведёт к формированию активной, творчески думающей и созидающей личности.

Обучение в ДШИ предусматривает освоение законов линейной и воздушной перспективы, оптики, светотени, объема предмета, композиции, цветоведения, пластической анатомии. Все это опирается на современную науку и традиции.

Приёмы и методы обучения должны стимулировать активность и сознательность усвоения учебного материала, создавать проблемные ситуации, при которых ученик может сделать «свое открытие» и вывод.

Доступные и увлекательные занятия для детей вводят их в систему творческого, высокоорганизованного трудя, основанного не только на знаниях, но и на эмоциональных ощущениях, и развитии меры художественного вкуса.

Непременным условием успеха процесса обучения является прочность усвоения учебного материала.

Это обязывает педагога постоянно разнообразить методику проведения уроков: объяснения, опроса и т.д. Прочность усвоения учебного материала зависит от умелого чередования различных видов занятий, от опоры на изученный ранее материал, от умело подобранных наглядных пособий, от интереса учащихся к занятиям.

Процесс обучения направлен на чувственное восприятие изучаемых предметов и явлений действительности и строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребёнком. Особое внимание надо уделять между предметным связям.

Реалистичное рисование — это связующая нить всех видов занятий в детской художественной школе. Отличаясь друг от друга рядом особенностей, они имеют общее - возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, развивать у детей эмоциональное переживание воспринимаемой действительности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
За время обучения учащийся должен получить следующие знания, умения и навыки:

-знания о закономерностях цветовой гармонии и колорита;

-знания законов линейной и воздушной перспективы;

-знания истории изобразительного искусства, художественного
языка различных эпох и направлений, умение их анализировать;

- знакомство с различными видами искусств, их взаимодействием с
выдающимися образцами художественного наследия;

-навыки заинтересованного наблюдения, художественного восприятия и отражения накопленных впечатлений реальной жизни через художественный образ;

- умения и навыки владения различными техниками работы в материале;

-умения и навыки в передаче формы предметов, пропорций, объема, использования светотени, перспективы и пространственных отношений;

-навыки работы с цветом, передач цветовых отношений в условиях пространственно-воздушной среды (в закрытых помещениях и на открытом воздухе);

- умение работать с натуры по памяти;

- навыки станковой и декоративно-прикладной композиции, художественного конструирования.
УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ
Соответствие выпускника требованиям к уровню и качеству подготовки в области художественного общего образования устанавливается на выпускном экзамене (итоговом просмотре), где оценивается как качество выполненных работ, так и развитие способностей, художественного вкуса, интеллекта учащегося, умение практически использовать полученные знания.

РИСУНОК
Рисунок - основа реалистического изображения. В процессе обучения изобразительному искусству он является ведущей дисциплиной.

Цель преподавания дисциплины:

Развитие творческих способностей, зрительного восприятия и объемно-пространственного мышления, воображения и памяти.

Формирование навыков анализа формы, конструкции и перспективы предметов.

Задачи курса

Научить учащихся видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, тоном.

Выработать умение вести работу последовательно (от общего к частному) и обобщенно.

Подготовить учеников для поступления в специальные учебные заведения.

Учебные задания даются в порядке постепенного усложнения задач (от простых упражнений к сложным).

Учебный процесс надо строить на чередовании краткосрочных и длительных учебных заданий.

Краткосрочные учебные задания являются подсобными, но весьма ценными упражнениями, активизируют весь учебный процесс, содействуют развитию творческих способностей учащихся, обостряют восприятие, расширяют кругозор, развивают наблюдательность и зрительную память, помогают закрепить этапы ведения рисунка и анализа формы предметов.

Длительные учебные задания основаны на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, дают навыки последовательной работы над рисунком (от общего к частному и от частного к общему). Содействуют воспитанию таких качеств, как усидчивость, терпение, трудолюбие, целеустремлённость.

Законченность рисунка определяется не количеством сделанных деталей, а качеством решения поставленной учебной задачи.

Учебные задачи рисунка должны быть поставлены четко, ясно, доступно (учитывать возрастные особенности учеников).

Учебная постановка должна соответствовать учебной задаче урока. Предметы для учебных постановок должны быть разнообразны по форме, размерам, конструкции и фактуре.

Особое внимание надо уделять графическим материалам. Их разнообразие ведет к повышению интереса и творческой активности ученика. Выбор материала зависит от поставленной задачи.

Для выполнения поставленных задач следует использовать задания на овладение техническими приемами и изобразительными средствами рисунка,

изображения силуэта, передача фактуры, изучение пропорции и формы предмета, перспективы и конструкции, рисунок натюрморта, интерьера, фигуры человека.

Структура курса


Количество часов по годам обучения

1год


2 год

3 год

4 год

Итого

102

102

102


102

реалистического изображения. В процессе обучения изобразительному искусству он является ведущей дисциплиной.

Цель преподавания дисциплины

Развитие творческих способностей, зрительного восприятия и объемно-пространственного мышления, воображения и памяти.

Формирование навыков анализа формы, конструкции и перспективы предметов.

Задачи курса

Научить учащихся видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, тоном.

Выработать умение вести работу последовательно (от общего к частному) и обобщенно.

Подготовить учеников для поступления в специальные учебные заведения.

Учебные задания даются в порядке постепенного усложнения задач (от простых упражнений к сложным).

Учебный процесс надо строить на чередовании краткосрочных и длительных учебных заданий.

Краткосрочные учебные задания являются подсобными, но весьма ценными упражнениями, активизируют весь учебный процесс, содействуют развитию творческих способностей учащихся, обостряют восприятие, расширяют кругозор, развивают наблюдательность и зрительную память, помогают закрепить этапы ведения рисунка и анализа формы предметов.

Длительные учебные задания основаны на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, дают навыки последовательной работы над рисунком (от общего к частному и от частного к общему). Содействуют воспитанию таких качеств, как усидчивость, терпение, трудолюбие, целеустремлённость.

Законченность рисунка определяется не количеством сделанных деталей, а качеством решения поставленной учебной задачи.

Учебные задачи рисунка должны быть поставлены четко, ясно, доступно (учитывать возрастные особенности учеников).

Учебная постановка должна соответствовать учебной задаче урока. Предметы для учебных постановок должны быть разнообразны по форме, размерам, конструкции и фактуре.

Особое внимание надо уделять графическим материалам. Их разнообразие ведет к повышению интереса и творческой активности ученика. Выбор материала зависит от поставленной задачи.

Темы, на которые надо обратить внимание

Технические приемы и изобразительные средства рисунка.

Силуэт.

Фактура.

Пропорции и форма предмета.

Перспектива и конструкция.

Рисунок натюрморта, интерьера.

Рисунок фигуры человека.

Обучение строится блоками. В блок могут входить разные темы, но одна является главной. Она и дает название блоку

Блоковые темы

Технические приемы и изобразительные средства рисунка.

Силуэт.

Фактура.

Пропорции и форма предмета.

Перспектива и конструкция.

Рисунок натюрморта, интерьера.

Рисование фигуры человека в отдельный блок не выводится и глубоко не изучается в связи со сложностью темы для школьного возраста. Эта тема включена в следующие блоки: силуэт, фактура, пропорции и форма предмета, перспектива и конструкция.

Блоковая тема позволяет учителю разнообразить методы и приемы обучения, применять различные графические материалы, не теряя сути содержания.
2

408



Рабочий план курса
1год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Технические приемы и изобразительные средства рисунка

6

2

Силуэт


20

3

Фактура

32

4

Пропорции и форма предмета

20

5

Рисунок натюрморта

24



2 год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Технические приемы и изобразительные средства рисунка

4

2

Силуэт

14

3

Фактура

18

4

Пропорции и форма предмета

34

5

Перспектива и конструкция

12

6

Рисунок натюрморта

20



3 год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Силуэт

6

2

Фактура

12

3

Пропорции и форма предмета

36

4

Перспектива и конструкция

26

5

Рисунок натюрморта

22


4 год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Фактура

7

2

Пропорции и форма предмета

21

3

Перспектива и конструкция


52

4

Рисунок натюрморта, интерьера

22



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Первый год обучения.

В первом классе даются начальные понятия о рисунке. Учащиеся получают основные навыки рисунка, на простых примерах знакомятся с постоянным принципом учебной работы «от общего к частному, от частного к общему».

Для успешного выполнения учебных задач в содержание заданий по рисунку в 1 классе входит рисование с натуры, по памяти и по воображению простых по очертанию и строению предметов, расположенных фронтально, рисование фигуры человека, а также выполнение набросков с животных, птиц, рыб (живых или чучел).

Каждое занятие должно быть хорошо подготовлено преподавателем. Урок должен проходить на хорошем эмоциональном подъеме, а учебная постановка соответствовать задаче.
Основные задачи:

- Дать понятие предмета «Рисунок».

- Познакомить учащихся с различными графическими
материалами.

- Формировать умение свободно работать графическими
материалами.

-Учить свободно, без напряжения проводить линии в нужных
направлениях.

-Формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по
воображению.

-Формировать навык сравнивать свой рисунок с натурой.

-Формировать навыки и умения работы над силуэтной формой.

-Учить передавать характер, фактуру, пропорции предмета.

-Дать понятие о симметрии, асимметрии.

-Учить располагать лист бумаги в зависимости от
характера формы.

-Научить детей организовывать свое рабочее место, правильно
сидеть, держать карандаш и т. д.
Второй год обучения.

На уроках рисунка во втором классе у учащихся развиваются те знания, умения и навыки, которые они освоили за год обучения в первом классе.

Для успешного выполнения учебных задач в содержание заданий по рисунку входят: рисунки по памяти, представлению, рисунки с натуры предметов более сложной формы, зарисовки птиц и животных, рыб (живых или чучел).

В этом классе происходит знакомство с объемной формой и наблюдательной перспективой.

Эмоциональное отношение к рисунку вырабатывается через разнообразие задач и графического материала выполнения.

Обязательно повторять графические упражнения с разными графическими материалами.
Основные задачи:

-Продолжать формировать навыки и умения пользоваться
графическими материалами и приемами.

-Использовать фактуру разных графических материалов.

-Формировать навыки и умения правильно определять форму и
пропорции изображаемых предметов.

-Дать начальные сведения о светотени (свет, полутон, тень,
рефлекс).

-Научить передавать в рисунках свет, полутон, тень, рефлекс,
падающую тень.

-Формировать умение анализировать изображаемые предметы,
выделяя главное, особенности конструкции, формы,
пространственное положение.

-Знакомство с наблюдательной перспективой.

-Формировать умение рисовать несложный натюрморт.

Третий год обучения.

В третьем классе продолжаем развивать навыки и умения в построении формы предмета, перспективы, работы светотенью и тоном.

Для успешного выполнения учебных задач в содержание заданий входят: рисунки отдельных предметов, натюрморты, гипсовые розетки, наброски с фигуры человека, зарисовки птиц и животных, рыб (живых или чучел).

Эмоциональное отношение к рисунку поддерживается через разнообразие задач и графического материала выполнения.

Обязательно повторять упражнения с разными графическими материалами (в течение года не менее 4 часов).
Основные задачи:

-Научить понимать и передавать пропорции и форму предмета
через свет, полутон, тень, рефлекс.

-Дать начальные сведения о линии и уровне горизонта,
перспективе, точке зрения, точках схода.

-Учить рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы.

-Формировать навык анализировать изображаемые предметы,
вычленяя при этом конструктивное строение, сравнивать рисунок с
изображаемым предметом.

-Развивать навыки работы над натюрмортом (натюрморт
синтезирует задачи: силуэт, пропорции и формы предмета,
характер, фактура, пространство листа).
Четвертый год обучения.

В четвертом классе закрепляются и развиваются знания и умения в изучении формы предмета и его конструкции; перспективы; работы светотенью и тоном. Основным заданием этого года является натюрморт

(как синтез задач).

Для успешного выполнения учебных задач в содержание заданий входят рисунки натюрмортов из предметов быта, гипсовые розетки, зарисовки фигуры человека.

Особое внимание надо уделять графическим материалам. Их разнообразие ведет к повышению интереса и творческой активности ученика.

Обязательно повторять упражнения с разными графическими материалами.
Основные задачи:

- Передавать в рисунке объем и пространственное положение
предметов на основе их конструктивного строения и законов линейной и воздушной перспективы.

-Самостоятельно применять в процессе рисования
закономерности конструктивного строения изображаемых
предметов, законы линейной и воздушной перспективы, светотени,
закономерности пространственных отношений предметов,
композиции.

-Анализировать изображаемые предметы, понимать их конструктивные особенности, перспективное сокращение.

-Знать основные законы линейной и воздушной перспективы.

-Различать этапы построения рисунка.

-Уметь вести рисунок от общего к частному.

-Передавать конструкцию детали предмета.

-Владеть различными приемами работы графическими материалами (закреплять их в графических упражнениях).

-Уметь видеть красоту в предметах, передавать в рисунках
свое эмоциональное отношение.

-Подготовить учащихся к поступлению в средние
специальные учебные заведения.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по предмету: «рисунок» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...

Программа по предмету: «рисунок» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Программа по предмету: «рисунок» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Программа по предмету: «рисунок» iconРабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...

Программа по предмету: «рисунок» iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе...

Программа по предмету: «рисунок» iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана...

Программа по предмету: «рисунок» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Литература», разработанной коллективом авторов...

Программа по предмету: «рисунок» iconПрограмма по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана...

Программа по предмету: «рисунок» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом...

Программа по предмету: «рисунок» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции