Свят. Афанасий великий (293-373)




Скачать 117.6 Kb.
Название Свят. Афанасий великий (293-373)
Дата публикации 19.06.2014
Размер 117.6 Kb.
Тип Изложение
literature-edu.ru > Лекции > Изложение

Свят. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ (293-373)

Житие


Род. в Александрии. 328г. - на каф. Александрии.

Изгнания:

  1. 335-337 - из-за отказа принять Ария в общение. Обвинен в безнравственности и убийстве мелетианского еп. Арсения. 335 - собор в Тире. Имп. Константин - ссылка в Тир. 337 - +имп. Константин и свт. Афанасий возвращается

  2. 339-346. Назначение на кафедру Писта, низложение свт. Афанасия собором в Антиохии, назначение Григория Каппадокийского. свт. Афанасий - в Рим к папе Юлию; оправдан на Римском (340) и на Сардикийском (343) соборах. Григорий + 345, возвращение свт. Афанасия по воле имп. Констанция.

  3. 356-362. Обвинение политич. характера (настраивание зап. имп. Констанция против брата, связь с узурпатором Магненцием, служба в неосвященном храме как захват его). Низложение свт. Афанасия на Арелатском (353) и Медиоланском (355) соборах. 356 - военачальник Сириан - попытка схватить свт. Афанасия во время богослужения, бегство свт. Афанасия в Фиваидскую пустыню. 361 - + имп. Констанций, имп. Юлиан возвращает всех из ссылок. Собор о приеме ариан в православие.

  4. 362-364. Имп. Юлиан выдворяет свт. Афанасия из Александрии. Фиваидская пустыня. 364 - +имп. Юлиан. Возвращение свт. Афанасия.

  5. 365-366 (4 месяца). Имп. Валент ссылает свт. Афанасия. Место изгнания - поместье близ Александрии.

Сочинения


  1. Апологетические

    1. Слово против язычников

    2. Слово о воплощении Слова

  2. Догматические

    1. 4 слова против ариан

    2. 4 послания к Серапиону (о единосущии Св. Духа против тропиков)

    3. О Троице и о Духе Святом (365) (?)

    4. О явлении во плоти Бога Слова (?)

    5. Послания с кратким изложением веры:

      1. Послание к имп. Иовиану

      2. Изложение веры (?)

      3. Слово пространнейшее о вере

    6. На слова "Вся Мне предана суть" (343)

    7. 3 христологических послания:

      1. к Эпиктету, еп. Коринфскому(371)

      2. к Адельфию Исповеднику(371)

      3. к Максиму Философу (371)

    8. 2 книги против Аполинария:

      1. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа

      2. О спасительном пришествии Христовом

  3. Историко-полемические

(оправдание своих действий):

  1. Апология против ариан

  2. Апология к царю Констанцию

  3. Апология о своем бегстве при нападении Сириана (357-358)

(описание действий ариан):

    1. Послание к монахам или история ариан (335-337)

    2. Окружное послание к епископам Египта и Ливии (356)

    3. Послание о постановлениях Никейского собора (350-354)

    4. Послание о мнениях Дионисия Александрийского (350-354)

    5. Послание к Серапиону о обстоятельствах кончины Ария (358)

    6. Послание о соборах в Аримине Италийском и Селевкии Исаврийской (359)

    7. Свиток к Антиохийцам (362)

    8. Послание к Руфиниану

    9. 2 послания к Люциферу (на латыни, 360)

  1. Экзегетические

    1. Толкование на Ев. Матфея, Луку, Псалмы

    2. Послание к Марцелину об истолковании псалмов

    3. Предуведомление о псалмах

  2. Аскетические

    1. Житие прп. Антония (357? 365?)

    2. Послания к монаху Драконтию (убежавшего от епископства)

    3. Спасительное слово к девственнице (???)

  3. Пасхальные послания и письма:

    1. 39 пасхальное послание (вошло в Кн.Правил - о книгах В.З. и Н.З)

    2. Сказание об аввах Феодоре и Помоне

    3. К монаху Аммуну

    4. Послание авве Орсисию

Учение

О Боге


О противоположности Творца и твари

О Троице - Отец - начало всего Божественного бытия

Чем рождение отличается от творения?

  1. Происхождение из существа рождающего

  2. Рождение не по воле, а по необходимости природы

Логос как посредник между Богом и миром.

Проявление потенциальной силы Бога в действии и есть рождение Сына.

Отец без Сына, что ум без мысли.

"Не Он (Сын) приемлет Духа, но паче Сам подает Его всем". Отличие исхождения от рождения - тайна.

Против подобосущия (омиусиан).

О человеке


Создан из ничего, поэтому изначально смертен. В теле и душе прародителей обитал Логос, Который и давал бессмертие.

2 момента: творения и усыновления (наделение человека Духом)

От созерцания Бога человек обратился на созерцание самого себя. Утрата общения с Духом повлекла за собой физическую и душевную смерть.

Христология


Во Христе восстановлено первозданное совершенство и произошло обожение человеческой природы:

  1. Изменение физических свойств тела - нетление, совершенство

  2. Уничтожение наклонности плоти ко греху

  3. Обилие во Христе духовных дарований

Тело Христа - постепенное обожение, окончательное -лишь после воскресения.

Сотериология


Христос соединен таинственной связью со всеми верующими. Связь как взаимное проникновение, причастие Христу. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Цель - обожение человека; его следствия:

  1. Обновление человеческой природы - ослабление наклонности ко греху, высота нравственной жизни

  2. Осенение духовными дарованиями

  3. Освобождение от закона тления и дарование бессмертия

Свт. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (330-379)

Житие


Род. в Кессарии Каппадокийской, из знатного рода. Бабка Макрина, отец - Василий, мать - Евнемия, сестра - Макрина, братья - свт. Григорий Нисский и еп. Петр Севастийский. Детство в Понте, роль бабки. Обучался в Кессарии, КПле, Афинах. После возвращения - путеш. по Сирии, Палестине и Египту. Уход в пустыню в Понт. В 364г. посвящен во пресвитеры, помощник Евсевия Кессарийского, после его + в 370г. - на кафедре. Нестроения в период имп. Валента-арианина, прения с префектом Модестом.

Сочинения


  1. Догматические

    1. Против Евномия 5 книг (363-364)

      1. Учение Евномия

      2. О единосущии Отца и Сына

      3. О единосущии Св. Духа с Сыном и Отцом

      4. Повторение (2)

      5. Повторение (3) (4,5 - позднейшие добавки Аполинарии или Дидима)

    2. О Духе Святом (375) по просьбе Амфилохия Иконийского - против Аэция, который причислял Дух к тварям

    3. Против манихеев (не сохранилось)

  2. Экзегетические

    1. Шестоднев

    2. 13 бесед на псалмы

    3. Комментарий на 16 глав прор. Исаии (?)

    4. Комментарий на кн. Иова (не сохранилось)

  3. Аскетические

    1. О суде Божием

    2. О вере

    3. Нравственные правила (80)

    4. Слова подвижнические (141) (последние 2 - сомнит.)

    5. Правила пространно изложенные

    6. Правила кратко изложенные

    7. Подвижнические уставы (?)

  4. Беседы

    1. Догматические:

      1. О вере

      2. На начало Ев. от Иоанна

      3. Против савелиан, Ария и аномеев

      4. О том, что Бог не есть виновник зла в мире

    2. Нравоучительные:

      1. Четыре беседы в обличение скупости и жадности богачей

      2. Беседы на гневливых

      3. О зависти

      4. Против пьянства

      5. О смирении

      6. 2 беседы о посте

      7. На слова "внемли себе"

      8. О благодарении

      9. О крещении

      10. К юношам о том, как извлекать пользу из языческих сочинений

    3. Похвальные

На память муч. Иулиты, муч.Гордия, 40 мучч., Маманта, Варлаама(?)

  1. Письма - 365, 40 из них - сомнительные

    1. Письмо к Григорию брату о Троической терминологии

    2. Три канонических послания к Амфилохию

Учение

О Богопознании


Источник - Св. Писание и Св. Предание + деятельность разума + естественное познание - от мира и души человека

О Троице


Евномий - имя - сущность - Отца - Нерожденный; Сына - Рожденный

Вас. В. - против имени как выражения сущности. Имя - выражение свойств. Отец - вечен и безначален; Сын - вечен, но не безначален.

О различии ариан и полу-ариан. Задача - устранить 2 крайности - савелианского слияния и арианского разделения.

О различии сущности и ипостаси ( в отличие от богословия свт. Афанасия).

Единство трех Лиц:

  1. Лица Св. Троицы имеют одно начало в Отце

  2. Это происхождение совершается вечно, т.е. Сын и Дух совечны Отцу

  3. Не разделяются пространством

  4. Совершенно подобны, потому что единосущны

  5. Бог выше числовых определений, потому что Он - простое Существо и не может быть делим.

Учение о 3-х ипостасях

Святыня Духа Святого как сущность 3-й ипостаси

О творении


Создание времени прежде чувственного бытия

Творческое Слово Божие становится законом природы

Тело человека - темница для высшего - души

В душе - разум, раздражительная и вожделетельная способности

О монашестве


Насаждал киновитский (общежительный) устав. Монашество должно быть малой Церковью. Самое главное для аскета - любовь. Его последователь - прп. Феодор Студит, прп. Бенедикт.

Свят. Григорий Богослов (330-389)

Житие


Род. в Арианзе, близ Назианза, мать - Нонна. Широкое образование- дома, в Кессарии, Александрии, Афинах. По возвращении принимает монашество, в 361г. -вынужден принять пресвитерство, удаляется в Понт. 371 - посвящен в еп. Сасима, удаляется в пустыню. 375 - удаляется в Селевкию Исаврийскую для созерцательной жизни. 379 - обращение паствы КПля за помощью в церковных делах, временно возглавляет КП кафедру. II ВС - избирает его на КП каф., но египетские епископы - против. Его попытка ликвидировать раскол Мелетия - без поддержки Собора. Слагает с себя полномочия еп. КПля и в 381 г - в Назианз, затем - в Арианз.

Сочинения


  1. Слова (45 слов)

    1. 5 слов о богословии

      1. Кто, когда и перед кем может богословствовать

      2. Бог как Творец и Правитель. О непостижимости и о слабости разума

      3. О единосущии лиц Троицы и о единоначалии

      4. Против ариан

      5. О Божестве Св. Духа

    2. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы (против Ария и Савелия)

    3. О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге

    4. Два обличительных слова против Юлиана (по поводу запрета христианам изучать классическую литературу)

    5. Защитительное слово по поводу бегства в Понт

  • Проповеди на Богоявление, Рождество, на память свт. Афанасия, Василия Великого.

  1. Письма - 243

  • Послание к Евагрию монаху о Божестве

  • К Нектарию

  • 2 послания к Каледонию (против Аполинария)

  1. Стихотворения - 507

  • О стихах своих

  • Догматические, нравственные, аскетические, эпитафии

  • Трагедия "О страданиях Христовых"

Учение

Вера и богословие


О делении людей на младенцев и мужей по вере

О необходимости охранения высших учений от простецов

Условия богопознания


  1. Отречение от чувственности, подавление плотских движений

  2. Сосредоточение ума и направление его к Богу

  3. Свобода от мирских забот

Богопознание


О непостижимости Бога; имена определяют лишь деятельность Бога в мире, а не его сущность (против Евномия). Предпочтение апофатического богословия

О Троице


Как у Василия Великого, но еще:

  1. Ипостасные особенности Лиц только в образе их бытия

  2. Смягчает различие лиц, более выдвигая их единство

  3. О непреложимости численный категорий к Троице

О Святом Духе


Как у Василия Великого, но еще:

  1. Св. Дух есть Бог

  2. О недостаточности "святыни" как признака Св. Духа

О продолжении догматического откровения в Церкви.

Христология


Против Аполинария:

  1. О невозможности соединения Божества с плотью и душой из-за огромного расстояния между ними

  2. Если бы душа принадлежала животным, то было бы возможно и соединение Божества с животным

  3. Если Сын не воспринял всего человека, то спасение человека невозможно

"Невоспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасено"

О необходимости разделения 2-х природ во Христе и одной личности

О общении свойств природ

Цель воплощения - обожение человека

Сотериология


Против теории Оригена о выкупе у сатаны и против примирительной теории. Христос умер и сошел во ад, чтобы освободить человека и победить имущего державу смерти.

Крестная смерть есть:

  1. победа над сатаной

  2. благоприятная жертва

  3. необходимость человеческой природы, а не правды Божией

  4. некое рожждение, потому что во крещени со-умираем, спогребаемся, возрождаемся.

Христос воспринял все, во что проникла смерть, и смертью разрушил смерть.

Эсхатология


Близок к Оригену.Источник блаженства - общение с Богом; мучений - отвержение Богом и муки совести. Для одних Бог - свет, для других - огонь, смотря какое вещество встречает в каждом.

Об очищении грехов адским огнем

Свят. Григорий Нисский (331-?)

Житие


Младший брат Вас.Вел. Образование - местная кессарийская языч. школа. Самостоят. занятия. Учитель риторики, брак с Феосевией, анагност; после смерти жены - уходит в монастырь, хиротон. Вас. Вел. во епископы Ниссы. 375 - бегство из Ниссы от ариан; собор в Анкире его низложил; арест. Бегство, 378г. - возвр. в Ниссу. Участие во II ВС. Посещает аравийские церкви и Палестину. 392г. - участие в КП соборе.

Сочинения


  1. Экзегетические

    1. Об устроении человека

    2. О шестодневе

    3. О жизни Моисея-законодателя

    4. О надписании псалмов

    5. На пс. 6-й

    6. Точное истолкование Екклесиаста Соломона

    7. Точное изъяснение Песни Песней

    8. О чревовещательнице

    9. О молитве

    10. О блаженствах

  2. Догматические

    1. Большое огласительное слово

    2. Опровержение Евномия

(О Св. Троице:)

    1. К Симпликию о вере

    2. К Авлалию о том, что не три Бога

    3. К эллинам на основании общих понятий

    4. Слово против Ария и Савелия

    5. Слово о Св. Духе против последователей Македония

    6. Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму

    7. Опровержение мнений Аполинария

    8. Против Аполинария к Феофилу, еп. Александрийскому

  1. Эсхатологические

    1. О душе и воскресении

    2. О младенцах, преждевременно похищенных смертию

    3. Против учения о судьбе

  2. Нравственно-аскетические

    1. К Армонию о том, что значит имя и название христиан

    2. О совершенстве и о том, каким должно быть христианину. К Олимпию монаху

    3. О цели жизни по Боге

    4. О девстве

    5. К Иоанну о различных предметах, об образе и порядке жизни сестры своей Макрины

  3. Проповеди - догматические, нравоучительные, похвальные

    1. На свое рукоположение

    2. Против тяготящихся церковными наказаниями

    3. О нищелюбии и благотворительности

    4. Против отлагающих крещение

    5. В честь мучч. Стефана, Феодора Тирона, свт. Григория Чудотворца, 40 мучеников, прп. Ефрема Сирина, свт. Василия Великого, св. Макрины

    6. На большие праздники

  4. Письма - 26

Учение

О Богопознании


О непостижимости существа Божия - т.к. подобное познается подобным, но о свойствах деятельности Бога - можно познать через мир

О 2-х - отрицательном и положительном - путях Богопознания

О ступенях Богопознания


  1. Удаление от языческих представлений

  2. Познание Бога через мир и душу

  3. Экстаз:

    1. внезапное и неожиданное наступление

    2. полное отрешение мысли от чувственных и рассудочных представлений

    3. приостановление потока душевных переживаний

    4. возгорание чувства любви к Богу

    5. приближение к познанию сущности Божией

О Боге


Бог как совершенное Бытие, Благо и Красота

О Троице


О единстве Существа при различии ипостасей

Личные свойства ипостасей определяются образом их бытия

О ангелах


Созданы в бесчисленном количестве

Делятся на начальствующих и подчиненных, предстоящих и служащих

Степень их приближенности к Богу обусловлена степенью их нравственного совершенства

Космология


О создании материального мира из ничего. О 2-х актах творения:

  1. создание потенций

  2. раскрытие их в течение 6 дней

Значение силы тяжести

Творение человека


  1. Создание идеи человека, которая является сущностью человека

  2. Создание реальных людей

План бесполого размножения людей. Рай как аллегория. Кожаные ризы - грубое физическое тело

Христология


Близок к Григорию Богослову. 2 совершенных природы во Христе в одной личности с момента зачатия. Но оно мене близко во время земной жизни и более тесное по воскресении - человечество растворяется в Боге как капля уксуса в море

Сотериология


Спасение как соединение с Богом и обожение. Теория выкупа у сатаны

Эсхатология


Апокатастасис. Очистительное мучение огнем по смерти. Нравственное совершенство возможно и за гробом. При воскресении душа соберет материальные частицы своего тела сообразно душе.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Свят. Афанасий великий (293-373) icon Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) родился 19 ноября...
В германии и привез в Россию. Каролина Шарлота оставила на родине мужа и дочь. Их сын Афанасий, будущий поэт, был записан на фамилию...
Свят. Афанасий великий (293-373) icon Николай Рерих Химиват химават
Афанасий Никитин Тверской, московит пятнадцатого столетия, после своего путешествия в Индию восклицает: “И я от многих тревог отправился...
Свят. Афанасий великий (293-373) icon Приказ от 15 февраля 2011 г. N 34 об утверждении требований к составу...
Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г n 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, n 26, ст. 2669;...
Свят. Афанасий великий (293-373) icon Маччасынов Афанасий Алексеевич
«Дифференциация в образовательной сфере: организационно педагогические и методические основы», «Интеллектуально личностный потенциал...
Свят. Афанасий великий (293-373) icon Какие буквы великий русский ученый М. В. Ломоносов назвал «потаенными»?
Какие буквы великий русский ученый М. В. Ломоносов назвал «потаенными»? Какие звуки они скрывают?
Свят. Афанасий великий (293-373) icon «Человек немыслим вне общества» (Л. Н. Толстой) Лев Николаевич Толстой...
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими...
Свят. Афанасий великий (293-373) icon Магаданская средняя школа №1
Королева (Гребенникова) Ирина Алексеевна – Великий Новгород (schoo tlpro com и др.)
Свят. Афанасий великий (293-373) icon А. С. Пушкин – великий русский поэт
Оборудование: конторка, свеча, перо, лист бумаги, портрет А. С. Пушкина, проектор, компьютер
Свят. Афанасий великий (293-373) icon 1. Древняя Русь
Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество)
Свят. Афанасий великий (293-373) icon Урок. Тема : Великий сын России
Оборудование урока: мультимедийные устройства, экран, тематические справочные издания, энциклопедии
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции