Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями




Скачать 240.1 Kb.
Название Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями
Дата публикации 15.06.2014
Размер 240.1 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина)
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Понятие <�тревожность> обозначает особое состояние

человека и свойство его темперамента. Kaк состояние

тревожность характеризуется неприятными ощущениями

беспокойства, напряженности, нервозности, чувством опасности,

которые в свою очередь сопровождаютсся активацией вегетативной

нервной системы. Тревожность как свойство темперамента состоит

в склонности, предрасположнности к состоянию тревожности в

различных угрожающих ситуациях. Такое понятие предполагает, что

анализ тревожности, как свойства темперамента, должен быть

связан с исследованием природы и механизмов состояния

тревожности [3, 16, 17, 18].

Впервые такое понимание тревожности, рассматриваемое и

как временное состояние, и как относительно устойчивая черта

личности, было высказано в работе [12]. В дальнейшем, исходя

из такого понимания тревожности, Спилбергером был разработан

опросник для раздельного измерения тревожности как черты

личнности и состояния [18].

К настоящему времени сформировались различные

теоретические концепции тревожности.

Так, G. Mandler и W. Watson (см. раб. 3) при определении

тревожности исходят из представления об организованном,

целенаправленном поведении, осуществляющемся в соответствии с

планом, который включает как желаемые конечные состояния, так и

способы их достижения. Прерывание, блокирование

организованного поведения приводит к состоянию вегетативной

активации, на фоне которой развиваются эмоциональные состояния.

Тревожность же возникает в ситуации беспомощности, когда нет

приемлемых для личности альтернативных путей и способов

поведения. Мерлин В.С. (1973), изучая тревожность, определяет

ее как эмоциональную возбудимость в угрожающей обстановке

Eysenck H.(1975) полагает, что все невротические симптомы,

в том числе тревожность и страх, образуются в соответствии с

механизмами условного рефлекса. Спонтанное излечение неврозов

им обьясняется угасанием условно-рефлекторных реакций. В то

время как причиной устойчивости неврозов считается особая

динамика условных рефлексов, связанных с тревожностью, снижение

которой рассматривается как особый вид подкрепления, близкий по

своей биологической значимости к безусловно-рефлекторному.

Поведение, устраняющее тревожность после появления сигнала

опасности и состоящее в избегании безусловно-рефлекторного

раздражителя, закрепляется и становится устойчивым; оно

уменьшает вероятность угасания патологических условных

рефлексов. Кроме того, при определенных условиях, таких как

высокая интенсивность безусловно-рефлекторного стимула,

чрезмерная эмоциональность субъекта и др., возможно образование

особо устойчивых условных рефлексов между сигналами опасности и

психофизиологическими стрессовыми реакциями, которые выступают

в этом случае в роли подкрепления. В данном случае страх и

тревожность рассматриваются как условные рефлексы, а снижение

тревожности выполняет роль подкрепления определенных форм

поведения.

Ряд авторов при анализе тревожности исходят из

особенностей переработки информации [15, 17]. Так, например,

когнитивный процесс оценки ситуации рассматривается как

основной фактор, определяющий вид и интенсивность эмоциональной

реакции. Тревожность возникает при условии, если оценка

ситуации, зависящая от индивидуального опыта и особенностей

человека, выявляет в ней потенциальную угрозу. Тревожность

является специфически человеческой эмоцией, связанной с

ситуативной неадекватностью концептуальной системы личности.

Оценка ситуации, сопряженная с тревожностью, обычно направлена

в будущее, которое представляется неопределенным и угрожающим.

Неопределенность является неотъемлимой предпосылкой

тревожности. Она состоит в неопределенности конкретного

характера угрозы и времени ее наступления в отсутствиии

рациональных действий по ее нейтрализации [15, 18].

Cattell R. (1966) определяет тревожность как фактор

второго порядка опросника 16PF. Нагрузки факторов данного

опросника по фактору тревожности отражают различные аспекты или

источники этой черты личности: эргическую напряженность (Q ),

склонность к интропунитивности (О), эмоциональную лабильность

(С), аффективную ригидность (L), сенситивность к угрозе (Н),

аутичность (М), и мотивационную дисгармоничность (Q ). Уровень

тревожности по Кэттеллу зависит от таких переменных как

обобщенная склонность к страху, ситуативной неопределенности,

внутренней неопределенности, пропорциональной вариабельности,

эргатического напряжения и значимости ситуации для

удовлетворения потребности.

Некоторые авторы рассматривают тревожность не как общую

черту личности, проявляющуюся в широком диапазоне условий и

ситуаций, а как набор ситуативно специфичных черт, которые и

определяют интенсивность тревожности в различных обстоятельствах

[3].

Достаточно интенсивно исследовалась роль тревожности в

обучении и деятельности. Так, было установлено, что роль

тревожности существенным образом зависит от характера задания.

Например, показано, что в заданиях, где относительно мала

конкуренция потенциальных ответов, тревожность положительно

коррелирует с обучаемостью, и наооборот, где присутствует

высокая конкуренция ответов среди многих других, то тревожность

в начале обучения связана с успешностью обучения отрицательно.

Однако по мере формирования навыков, такие испытуемые улучшают

свои показатели и могут превосходить лиц с низкой тревожностью.

При изучени связи тревожности с успешностью обучения в

реальных условиях в [12] указывается, что эта связь имеет

сложный характер и зависит от мотивации, трудности задания,

возраста и других факторов. Предполагается однако, что

незначительный уровень тревожности может способствовать

обучению, увеличивая продолжительность самостоятельной работы с

учебным материалом. В данном случае отмечается нелинейная связь

тревожности с успешностью обучения.

В ряде работ исследовалась связь тревожности с

эффективностью профессиональной деятельности. В целом

тревожность коррелирует либо отрицательно, либо не коррелирует

с профессиональными критериями. Анализ работ показывает, что

высокий уровень тревожности характерен для лиц, профессиональная

деятельность которых относительно менее регламентирована или

более опасна.

В работе [3] дается ссылка на некоторые распространенные

опросники измерения тревожности. Среди них известная

шкала тревожности Тэйлора [Taylor J. 1953], в которую включены

утверждения MMPI. Показано, что высокие значения по этой шкале

соответствуют склонности к частым состояниям тревожности в

ситуациях, представляющих какую-либо угрозу для личности.

Доказаны высокая надежность и валидность шкалы, которые

являются. своеобразным эталоном для других методик. Для оценки

тревожности используются также учет значений по шкалам MMPI,

[Modlin H., 1947], Кэттелл в соавторстве [R. Cattell et all,

1970] предложил способ оценки тревожности по 16-ФЛО,

рассматривая ее как фактор второго порядка, J. Sarason (1972)

составил опросник для оценки тревожности в различных ситуациях

тестирования и др.

Таким образом, вышеизложенное говорит о высокой

заинтересованности научных кругов к проблеме исследования

тревожности человека как с теоретической, так и практической

точки зрения.

Среди тестов по оценке состояния тревожности человека

достаточно широко используется опросник Ч.Д. Спилбергера.

С именем Спилбергера связана дифференциация научных

психологических представлений о тревожности: тревожность как

характеристика актуального состояния и тревожность как

устойчивая личностная диспозиция (свойство), характеризующая

частоту и разнообразие ситуаций переживания состояния тревоги.

Сам Спилбергер так определяет различия между состоянием и

чертой тревожности: "Состояния тревожности характеризуются

субьективными, сознательно воспринимаемые ощущениями угрозы и

напряжения, сопровождаемые или связанными с активацией или

возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как черта

личности, по-видимому , означает мотив или приобретенную

поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к

восприятию широкого круга обьективно безопасных обстоятельств

как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями

тревожности, интенсивность которых не соответствует величине

обьективной опасности" ( цитирование по раб. 6).

Спилбергер разработал опросник "Состояние и свойство

тревожности", состоящий из двух шкал ("состояние-тревожность" и

"свойство-тревожность"), каждая из которых включает по 20

пунктов с 4 альтернативными ответами. Так, каждый пункт шкалы

"состояние тревожности" представляет собой высказывание о том,

как чувствует себя респондент в данный момент времени, при этом

10 из 20 пунктов характеризуют наличие, а 10 - отсутствие

состояния тревожности. Аналогично построена и шкалa "свойство -

тревожность".

В отличие от других вопросников, направленных на

диагностику личностной тревoжности ( например, Mas Тейлор), в

методике Спилбергера не используются вопросы о выраженности у

респондентов соматических (физиологических) коррелятов тревоги

и тревожности ( тремор, бессоница и т.п.). Вместе с тем,

показатели конвергентной валидности шкалы личностной

тревожности Спилбергера с этими методиками додостаточно высоки

(0.7.-0.8).

Русскоязычная версия шкалы самооценки Спилбергера - шкала

реактивной тревожности и личностной тревожности разработана

Ю.Л. Ханиным [7]. Данная версия широко используется в практике

отечественной психодиагностики по оценке тревожности человека

(см. раздел <�описание методики> ). Как показал анализ

материалов из региональных центров занятости <�Шкала самооценки

Спилбербергера - Ханина > является одной из наиболее часто

используемой психодиагностической методикой в практике работы

профконсультанта ФСЗР.
Сведения об адаптации и валидизации методики

Спилбергера-Ханина
Материал по данному разделу приведен из работы [6].

При адаптации методики на русский язык использован

стандартный алгоритм, предложенный Ч. Спилбергером. Этот

алгоритм включает подготовку тщательного перевода текста

вопросов; выполнение обратного перевода на английский язык;

сопостовление опытным англоязычным психодиагностом

оригинального текста и обратного перевода; параллельный пилотаж

оригинального, и адаптированного варианта на выборке

билингвистов ( в данном случае использовалась выборка 60

студентов факультета английского языка Ленинградского

педагогического института) и сравнение результатов по разным

версиям методики; независимая психометрическая отладка и сбор

норм для русскоязычной версии.

Коэффициенты корреляции между англо- и

русскоязычными версиями при параллельном пилотаже для разных

шкал и порядков предъявления находились в диапазоне 0.8-0.9.

Для определения надежности-согласованности шкал вычислялись

коэффициенты корреляции между отдельными пунктами

опросников и суммарными баллами по шкалами, которые оказались в

диапазоне 0.35-0.75. Было выделено по 5 вопросов, имеющих

самые большие корреляции с суммарным баллом, которые составили

сокращенный вариант методики. Показатели ретестовой надежности

для личностной тревожности варьировались от 0.75- до 0.85 в

зависимости от длительности интервала между тестом и ретестом.

Для шкалы <�состояние> эти показатели менялись от 0.33 до 0.55,

что говорит в пользу достаточной динамичности диагностируемого

конструкта. При валидизации этой шкалы было установлено, что

если в обычных условиях групповое среднее составляет 38.6 (

сигма = 7.8), то в условиях повышения тревожности оно

возрастает до 56,2 (сигма = 9.2.). Нормы определялись для

разных выборок общим объемом около 2000 человек ( спортсмены,

студенты, операторы, артисты балета, актеры, музыканты и т.д.).

Для студентов были получены следующие значения: для личностной

тревожности (свойство) среднее - 49.6 ( сигма = 10), для

реактивной тревожности (состояние) - среднее 47.7 ( сигма =

11). Для спортсменов -мужщин: среднее - 40.6 (сигма = 8.1.) по

состоянию и 41.8 (сигма = 9.9 по личностной тревожности; для

спортсменов - женщин: среднее 44.5 (сигма = 4.5) - по состоянию

и 40.8 (сигма = 7.3) - по свойству.
Варианты методики
Сведения об одном из вариантов опросника по измерению

тревоги и тревожности, где в качестве одного из авторов также

является Спилбергер приводятся в работе [11].

Руководство по данному опроснику издано в:

<�Психодиагностика> Т-161, 1980. 95 стр. (издание национального

предприятия в Братиславе <�Психодиагностические и дидактические

тесты>.

Опросник исходит из концепции Спилбергера, которая

различает тревогу как состояние и тревожность как свойство

личности, и возможности измерять различия между ними, т.е.

между временным, переходящим состоянием и относительно

постоянным предрасположением. Теория построена на отношении

между стрессовыми ситуациями, состоянием тревоги и различиями в

тревожности отдельных людей.

Данная концепция находится под сильным влиянием

психоанализа, переоценивания влияния родителей в детстве на

возникновение тревожности, и недооцеонвания роли социального

фактора. Различия в оценке разных критических ситуаций у людей

с разной тревожностью приписываются прежде всего влиянию опыта

с детства и отношениям родителей к ребенку.

Исходят из предположения, что высоко тревожные люди (с

высокой склонностью к тревоге) воспринимают ситуации или

условия, потенциально содержащие неудачу или опасность (угрозу

"Я") с большей интенсивностью, чем менее тревожные люди.

Метод для измерения состояний тревоги и тревожности-STAI

(state-trait-anxiety-invertory) возник в результате комбинации

трех известных тестов: Шкалы тревожности IPAT Кэттелла и

Шейера, Шкалы явной тревожности (MAS) Тейлора и Шкалы

тревожности Велша 1964 г. издания. Шкала состоит из двух шкал

по 20 заданий в каждой. Она определяет, как человек себя

чувствует сейчас (STAI X-1), т. е. определяет актуальное

состояние, а вторая определяет, как он себя обычно чувствует

(STAI X-2), т. е. определяет тревожность как свойство личности.

Возможно индивидуальное и групповое проведения теста,

каждая шкала содержит инструкцию, заполнение несложно и длится

примерно 5-8 минут. Отдельные задания (высказывания)

оцениваются респондентами по 4-бальной шкале, причем баллам

соответствует вербальная оценка: для STAI X-1: 1 = совсем нет,

2 = только немного, 3 = достаточно, 4 = очень; Для STAI X-2: 1

= почти никогда, 2 = иногда, 3 = часто, 4 = почти всегда.

Стандартизация метода проводилась на нескольких выборках.

Приведены доказательства о содержательной валидности метода и

таблица корреляций между результатами по методу STAI и

опросником Кэттелла 16 PF и опросником для измерения

психотизма, экстраверсии- интроверсии и невротизма, где r

принимает значения от 0,43 до 0,75. Результаты факторного

анализа подтверждают валидность шкалы. Сравнение групп высоко и

низко тревожных людей показало различия на уровне

статистической значимости в выборке студентов (t = 5,830) и

работниц (t = 2,253). Положительными оказались и результаты

сравнения характеристик тревожности с темпераментом (r в

диапазоне 0.49 - 0.51), корреляция между свойствами и

состояниями (r в диапазоне 0,68- 0,95), и отношения между

этими двумя характеристиками у разных выборок (операторов,

диспетчеров), а также корреляции тревоги и тревожности с

другими мерами (неувереностью, КСТВ, ЛОПЭН и т. п.).

Внутренняя соглассованость проверялась корреляциями между

четными и нечетными заданиями и общим показателем обеих шкал.

Полученные результаты находятся на уровне статитической

значимости (r в диапазоне 0,38-0,92). Анализ гомогенности

заданий показал положительные результаты: корреляции заданий с

общим показателем в Х-2 находятся в интервале 0,32 - 0,61

(кроме задания # 14, где r = 0,04), а корреляции в Х-1 в

интервале 0,37-0,68. Стабильность во времени определялась

сравнением результатов повторного и первого предъявлений с

разницей в две недели. Для Х-2 - r=0,77, для Х-1 - r=0,59.

Оценка по данному опроснику производится просто и быстро с

помощью шаблона. Полученные результаты переводятся на

производный показатель в виде процентилей. Процентили приведены

отдельно для мужчин и женщин. Кроме того авторы приводят

средние показатели тревожности и тревоги для отдельных выборок

испытуемых (операторов, таможенников, диспетчеров железной

дороги, рабочих , студентов , руководящих работников ,

алкоголиков , шизофреников). Метод рекомендуется использовать в

научных целях , а также в клинической сфере и консультации,

и служит хорошим средством для диагностики личности.
Описание теста:

< Шкала самооценки (Ч.Д. Спилберберга, Ю.Л.Ханина) >

(русскоязычный адаптированный вариант)
Тест предназначен для оценки (самооценки) уровня

тревожности в данный момент (реактивная тревожность как

состояние) и личностной тревожности (как устойчивая

характеристика человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером

в 1972 г. (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным [7].

Шкала самооценки состоит из двух частей, оценивающих как

реактивную тревожность (РТ , позиции 1-20), так и личностную

тревожность ( ЛТ, позиции 21-40).
Инструкция и вопросник по оценке

реактивной тревожности (РТ)
<�Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже

предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в

зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или

неправильных ответов нет>.
нет, пожалуй верно совершенно

не так так верно
1. Я спокоен 1 2 3 4

2. Мне ничто не угрожает 1 2 3 4

3. Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4

4. Я испытываю сожаление 1 2 3 4

5. Я чувствую себя свободно 1 2 3 4

6. Я расстроен 1 2 3 4

7. Меня волнуют возможности неудачи 1 2 3 4

8. Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4

9. Я встревожен 1 2 3 4

10. Я испытываю чувство внутреннего 1 2 3 4

неудовлетворения

11. Я уверен в себе 1 2 3 4

12. Я нервничаю 1 2 3 4

13. Я не нахожу себе места 1 2 3 4

14. Я взвинчен 1 2 3 4

15. Я не чувствую скованности,

напряженности 1 2 3 4

16. Я доволен 1 2 3 4

17. Я озабочен 1 2 3 4

18. Я слишком возбужден и мне

не по себе 1 2 3 4

19. Мне радостно 1 2 3 4

20. Мне приятно. 1 2 3 4
Инструкция и вопросник по оценке

личностной тревожности (ЛТ)
Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных

ниже предложений и зачеркните сооответствующую цифру справа в

зависимисти от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над

вопросами долго не задумывайтесь, посколько правильных или

неправильных ответов нет".

почти почти

никогда иногда часто всегда
21. Я испытываю удовольствие 1 2 3 4

22. Я очень быстро устаю 1 2 3 4

23. Я легко могу заплакать 1 2 3 4

24. Я хотел быть таким же счаст-

ливым, как и другие 1 2 3 4

25. Нередко я проигрываю из- за

того, что недостаточно быстро

принимаю решения 1 2 3 4

26. Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4

27. Я спокоен, хладнокровен, собран 1 2 3 4

28. Ожидаемые трудности обычно

очень тревожат меня 1 2 3 4

29. Я слишком переживаю из-за

пустяков 1 2 3 4

30. Я вполне счастлив 1 2 3 4

31. Я принимаю все слишком близко

к сердцу 1 2 3 4

32. Мне не хватает уверенности

в себе 1 2 3 4

33. Обычно я чувствую себя в

безопасности 1 2 3 4

34. Я стараюсь избегать критических

ситуаций 1 2 3 4

35. У меня бывает хандра 1 2 3 4

36. Я доволен 1 2 3 4

37. Всякие пустяки отвлекают и

волнуют меня 1 2 3 4

38. Я так сильно переживаю свои

разочарования, что потом долго

не могу о них забыть 1 2 3 4

39. Я уравновешенный человек 1 2 3 4

40. Меня охватывает сильное бес-

покойство, когда я думаю о своих

делах и заботах 1 2 3 4
Примечание:

В отдельных инструкциях по применению данного теста

используются другие формы ответов.

Например, в работе [2] для цифр - 1 (почти никогда), 2

(иногда), 3 (часто) 4 (почти всегда). В рекомендациях [1]

для цифр - 1 (пожалуй, это не так), 2 (пожалуй, так), 3 (верно),

4 (совершенно верно). В данном случае приводится форма

опросника по [4].
Оценка результатов тестирования
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

Реактивная тревожность

РТ = С1 - С2 + 35,

где С1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,

4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

С2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5,

8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 ).

Личностная тревожность

ЛТ = C3 - C4 + 35,

где С3 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам

шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38,

40;

С4 - сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33,

36, 39.
Интерпретация результата тестирования и рекомендации
Оценка результата тестирования проводится следующим

образом:

до 30 баллов - низкая тревожность;

31-45 - умеренная тревожность;

46 и более - высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности

требует особого внимания. Так, высокая тревожность предполагает

склонность к проявлению состояния тревоги у человека в

ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует

снизить субьективную значимость ситуации и задач и перенести

акцент на осмысление деятельности и формирование чувства

уверенности в успехе. Повышенный уровень тестирования приводит

к возникновению напряженного эмоционального состояния, что

часто является одной из причин возникновения психосоматических

заболеваний. Ухудшается здоровье человека, снижается его

работоспособность, которая соответственно отрицательно

сказывается на эффективности профессиональной деятельности.

Умеренный уровень тревожности, адекватно соответствующий

возможным неблагоприятным обстоятельствам, способствует

мобилизации человека на своевременное продумывание плана

действий и выработке необходимых мер, повышающих эффективность

практической деятельности.

Низкий уровень тревожности в свою очередь требует

повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства

ответствености. Но иногда очень низкая тревожность в

показателях теста является результатом активного вытеснения

личностью высокой тревоги с целью показать себя в "лучшем

свете". Низкий уровень тревожности может иметь, по крайней мере

два существенных отрицательных момента [2]. Во - первых,

недостаточно развитое чувство опасности, которое может

приводить к непродуманным, а иногда и авантюрным действиям.

Во-вторых, пониженная тревожность на практике бывает связана с

развитием чувствительности субъекта к психоэмоциональному

состоянию окружающих, что может приводить к обострению

отношений, ухудшению психологического климата в коллективе и

другим отрицательным последствиям.

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции и

психокоррекционной деятельности. Для оценки динамики состояния

тревоги ( например, до занятий аутотренингом и после курса

аутотренинга ) можно использовать первую половину шкалы

(высказывания # 1-20) и укороченный вариант шкалы, на

заполнение которого уходят 10-15 сек. [4].

Шкала самооценки тревожности является удобным

инструментом для проведения оперативной диагностики во всех

случаях, где необходимо знание актуального состояния

человека( например, в спортивной психологии, функционального

состояния человека - оператора и т. д.).

Ю.Л. Ханин [8] указывает на возможность использования

шкалы <�состояние - тревожность> в ретро- и перспективных

опросах ( при воспоминании своего прошлого и прогноза будующего

состояния). Наличие версии методики на различных языках

(известно 26 таких адаптаций) делает методику Спилбергерга

ценным инструментом для исследования кросскультурных различий.

Одним из недостатков методики Спилбергера-Ханина, как

отмечается в [6], является легкая фальсифируемость результатов

в случаях, когда у респондентов есть основания скрывать свое

истинное состояние. Таким образом, например, в ситуации

экспертизы использование методики Спилбергера чревато

получением невалидных результатов. В этих случаях более

адекватным психодиагностическим инструментом могут являться

методики диагностики тревожности на основании обьективных

(психофизиологических характеристик или особеностей протекания

тех или иных видов деятельности), а не самооценочных

индикаторов, основанных, как правило, на различного рода

опросниках.

Применительно к использованию шкалы самооценки Спилбергера

-Ханина в практике профконсультанта в ФСЗР следует отметить

следующие моменты.

Так, контингент людей, обращающихся за помощью к

профконсультанту в трудоустройстве находится как правило в

состоянии повышенной (ситуативной) тревожности, обусловленной

фактом отсутствия работы, нарушением повседневного обычного

жизненного ритма, неопределенностью в своем будующем и

будующего своей семьи и др. В этой связи могут возникать

некоторые расхождения между нормами в оценке тревожности одного

и того же человека как в периоды его профессиональной

деятельности, так и в период ее отсутствия. Поэтому, как нам

представляется, в настоящее время существует необходимость в

проведении целенаправленной работы по валидизации данной

методики и корректировке норм с учетом того контингента людей,

который обращается в службу занятости.
Терминологический словарь
Аппатия - безразличие к себе, окружающим людям и событиям,

отсутствие желаний, побуждений и бездеятельность.

Аппатический синдром - характеризуется вялостью,

безразличием к окружающему, отсутствием стремления к

деятельности.

Астения - состояние повышенной утомляемости с частой

сменой настроения, раздражительной слабостью, истощаемостью,

слезливостью, вегетативными нарушениями и расстройствами сна.

Астенический синдром - состояние повышенной утомляемости,

истощаемости, ослабления или утраты способности к

продолжительному физическому и умственному напряжению,

нарушается внимание, могут наблюдаться расстройства памяти.

Астенические чувства - окрашенные отрицательным

эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали,

пассивного страха.

Аффект - психологическое состояние, в основе которого

лежит сильное, бурное и относительно кратковременное

эмоциональное переживание. Прилагательное <�аффективный>

означает яркую эмоциональную окрашенность соответсвующих

психический явлений : аффективный тон, аффективное состояние,

аффективная ассоциация.

Импульсивность - особенность поведения человека,

заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению,

под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Индивидуально-психологические различия - особенности

психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей

друг от друга.

Корреляционный анализ - совокупность статистических

методов, позволяющих установить наличие связи между случайными

величинами.

Лабильность - понятие используется для обозначения

скорости, с которой физиологическая система реагирует на

раздражение и возвращается в исходное состояние. В

дифференциальной психологии данный термин обозначает свойство

нервной системы, которое характеризуется скоростью

возникновения и прекращения нервного процесса.

Лабильность аффективная - неустойчивость настроения с

выраженными проявлениями часто сменяющихся эмоций.

Личностная тревожность - характеризует устойчивую

склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие,

реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая

личностная тревожность прямо коррелирует с наличием

невротического конфликта с эмоциональными и невротическими

срывами и с психосоматическими заболеваниями. Личностная

тревожность связана с ситуативной ( реактивной): уровень

личностной тревожности характеризует опыт субъекта, в данном

случае насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную

тревогу.

Надежность теста - в статистическом смысле - постоянство,

устойчивость результатов, получаемых с его помощью. Надежность

теста определяется путем установления корреляций между

результатами первого и повторного применения теста или путем

соспоставления данных, полученных при помощи теста , с

результатами применения эквивалентного теста.

Напряженность психическая - психическое состояние,

характеризуемое экстремальными для данной личности условиями.

Может быть только ситуационной, или обусловленной индивидуальными

способностями личности. Сопровождается ощущением общего дискомфорта,

тревоги, иногда страха, но сохраняется готовность овладеть ситуацией.

Реактивная тревожность - показатель

интенсивности переживаний, которые возникают по

отношению к типичным событиям. Характеризуется напряжением,

беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная

тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение

тонкой координации. При неблагоприятном стечении обстоятельств

реактивная тревожность может превратиться в личностную.

Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях

неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании

неблгополучного развития событий. В отличие от страха, как

реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой

беспредметный страх и обычно связана с ожиданием неудач в

социальном взаимодействии.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность,

состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в

самых различных жизненных ситуациях, испытывать страх и

тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных с

повышением эмоциональной и физической напряженности.

Субъективно тревожность переживается как неприятное состояние,

сопровождающееся мрачными предчувствиями и ощущением страха. К

физиологическим симптомам тревожности относятся повышенная

частота пульса, потливость, повышенный тремор и т.д. ).

Установка - внутреннее состояние готовности человека

- вопределенным образом воспринимать, оценивать и действовать по

отношению к объектам и явлениям окружающей его

действительности.

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических

особенностей человека, обусловливащих типичный для данного

субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и

обстоятельствах.

Эйфория - повышенное настроение с беспечным довольством,

пассивной радостью, безмятежным блаженством в сочетании с

замедленностью мышления. При эйфории наблюдается мимическое и

общее двигательное движение, иногда психомоторное возбуждение,

многословие.
Литература
1. Денисов В.А. (составитель) Рекомендации и методический

материал для проведения психологического и управленческого

тестирования. М.: МИПК Минхимнефтепрома. 1990. 132 с.

2. Колпашникова Е.А., Никольская Н.И. (составители)

Диагностика тревожности. Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера,

Ю.Л. Ханина). Личностная шкала проявления тревоги (Дж.

Тейлора). Калужский областной центр занятости населения.

3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики.

М. Медицина. 1984. 215 с.

4. Лучшие психологические тесты для профотбора и

профориентации. Петрозаводск. Петроком. 1992.

5. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. Пермь: Пермское

книжное издательство. 1973.

6. Практикум по психодиагностике. Конкретные

психодиагностические методики. МГУ. 1989.

7. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы

реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга Л., ЛНИИТЕК,

1976.

8. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы

психологии. #. 6. 1978. с. 96-106.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 - тт. Т. I.

M., 1986.

10. Человек, производство, управление.. (Психологический

словарь-справочник) / Под ред. А.А. Крылова, В.П. Сочивко. Л.,

1982.

11. Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических

методов. Братислава. 1988.

12 Cattell R. B., Scheier J.H. (1961).The meaning and

measurement of neuroticism and anxiety. N.Y. The Ronald Press

company.

13. Cattell R.B. (1966) Anxiety and motivation: Theory

and critical experiments. In: Anxiety and behavior. Ch. D.

Spielberger (Ed.). N.Y; London.

14. Eysenck H.J. (1975). Anxiety and the natural history

of neurosis. In: Stress and anxiety / Eds. Ch. D. Spielberger,

J.G. Sarason. Vol. 1. N.Y.

15. Lazarus R.S., Averill J.R. Emotion and cognition: with

special reference to anxiety. In: Anxiety, current trends in

theory and research. D. Spielberger (Ed.). V. 2. N.Y., London.

1972.

16. Lader M.H. (1976) Physiological researsh in

anxiety. In: Research in neurosis / Ed. Von Praug Utrecht. p.

108-120.

17. McReynolds P. Assimilation and anxiety (1976). In:

Emotions and anxiety. M. Zuckerman, Ch. D.Spielberger.

(Eds.). N.Y.

18. Spielberger Ch. D. (1972). Conceptual and

methodological issues in anxiety research. In: Anxiety,

current trends in theory and research / Ed. Ch. D.

Spielberger. N.Y., London. V.2.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями icon Николай Александрович Бердяев Духовное состояние современного мира
Над миром совершается суд … <…> Мир пришел в жидкое состояние, в нем нет больше твердых тел, он переживает революционную эпоху...
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями icon Пособие содержит теоретическое обоснование природы имиджа учителя,...
Издание предназначено учителям школ, преподавателям и студентам вузов – будущим педагогам
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями icon Кейс состояние человека-пациента, нуждающегося в экстрасенсорной помощи
В 1908 году Ирина сахарова, технолог молочного производства отправилась на Северный
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями icon Л. Г. Захарова образовательная программа
Оценка и состояние педагогического процесса, условия для его реализации и развития (управление, ресурсы) 8
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями icon Тема цели и задачи
Наблюдение за погодой своего края; изменение температуры воздуха; сезонная одежда и её значение для человека; первичная ответственность...
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями icon Вопросы к экзамену по русской литературе реалистические рассказы Горького
Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние социального положения на его мироощущение. Горький рассматривает...
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями icon Духовная жизнь человека во сне, в бодрствующем состоянии и в сновидениях
Важно, действительно, рассмотреть это промежуточное состояние от сна к бодрствованию с различных точек зрения, с которых это наблюдение...
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями icon Дипломная работа на тему: «финансовое состояние предприятия и способы его оценки»
Информационная база финансового анализа и пользователи информации о финансовом состоянии предприятия 16
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями icon Сочинение на гиа 2013 года по тесту 21 Напишите сочинение-рассуждение,...
Лучший способ узнать человека – послушать, как он говорит, потому что речь отражает его внутреннее состояние, чувства, культуру поведения....
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование понятие обозначает особое состояние человека и свойство его темперамента. Kaк состояние тревожность характеризуется неприятными ощущениями icon Руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности...
Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции