Исмагилова Галина Анатольевна
заведующий
МБДОУ детский сад №139
Г. Иркутск
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно,
требуют душевных сил, времени, труда.
Но, ведь и мы счастливы тогда,
когда счастливы наши дети,
когда их глаза наполнены радостью».
В. А. Сухомлинский
Семья и детский сад- две сферы жизни ребенка. Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста, а также в работе по установлению контактов между педагогами и родителями принадлежит детскому саду. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в этой работе.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Поэтому, в нашем ДОУ проводится большая работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
Мы считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Эффективной формой для нас явилась поэтапная организация работы.
На I этапе-сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование, посещение семей на дому, наблюдение, выделение группы риска отдельных участников педагогического процесса по результатам исследований).
II этап-обще профилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).
На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам здоровья (выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок: тренинги, беседы).
IV этап-индивидуальная работа (выявление положительного опыта семейного воспитания, его общение; консультации, индивидуальная помощь воспитанникам и их родителям социального педагога, психолога, логопеда, дефектолога, врача и других специалистов по запросам).
V этап-аналитический (выявление изменений родительских установок, обсуждение отдельных вопросов с привлечением специалистов и дополнительные мероприятия).
На VI этапе-знакомство с результатами работы, принятие решений. Совместное обсуждение планов на будущее.
Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер.
Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей и культура межличностного взаимодействия детей в группе.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Список литературы
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.,1968.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! М., 1980.
3. Воспитатели и родители. Из опыта работы (Сост. Л.В. Загин, В.М. Иванова) М.,1985.
4. Константинов Е.Н., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., Просвещение 1974.
5. Котырло В.К.,.Лыдывир С.А. Детский сад и семья. Киев, 1984.
6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. – М., 1990.
7. Маркова Т.А. Детский сад и семья. М., Изд-во, 1986.
8. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. М., 2000.
9. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.
10. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000. |