Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика
-
|
Особенности одаренных детей
|
методики
|
Класс,
возраст
|
Личностные особенности
|
|
|
Мотивация учебной деятельности
|
Изучение мотивов учебной деятельности; мотивационная анкета;
|
5-11кл; 1-4кл;
|
|
Уровень познавательной потребности
|
мет. В.С. Юркевич
|
8-11кл.
|
|
Мотивация достижения
|
Шкала оценки потребности в достижении
|
8-11кл.
|
|
Самооценка
|
Общая самооценка; Самооценка способностей и интересов
|
8-11кл.
|
|
Ценностные ориентации
|
Шкала ценностных ориентаций
|
7-11кл.
|
|
Интересы, склонности
|
Карта интересов для млад. школьников; для школы II и III ступени
|
2-4кл.
6-10кл.
|
Интеллектуальные и креативные способности
|
|
|
Креативные способности
|
Методика Е.Е. Туник
|
1-9кл.
|
|
Оценка вербально – логического мышления
|
Методика Э.Ф. Замбицявичене
|
2-4кл.(7-9лет)
|
|
Уровень умственного развития
|
Мет. Д.Ванды ГИТ
|
3-6 кл.
|
|
Логический аспект математического мышления
|
Числовые ряды
|
5-10 кл.
|
|
Логическое мышление
|
Простые аналогии
|
5-9кл.
|
|
Уровень интеллекта
|
ШТУР (в адаптации Резапкиной)
|
7-9 кл.
|
|
Сложные логические отношения
|
Мет. Сложные аналогии
|
9-11кл.
|
|
Технические способности
|
Мет. Технической понятливости Беннета
|
9-11кл.
|
|
Определение вида одаренности
|
Опросник Хаана и Каффа для учителей и родителей
|
1-4.кл
|
Профессиональная направленность
|
|
|
Профессиональные интересы, склонности
|
Дифференциально-диагностический опросник (по Климову)
|
8-11кл.
|
|
Оценка коммуникативных и организаторских склонностей
|
Опросник КОС
|
8-11кл.
|
|
Профессиональный личностный тип
|
Методика Д. Голланда
|
8-11кл.
|
|
Вид деятельности
|
Вид деятельности (мет. Резапкиной)
|
8-11кл.
|
|
Предмет труда
|
Предмет труда (мет. Резапкиной)
|
8-11кл.
|
Социометрический статус
|
|
Социометрический статус в коллективе
|
Мет. социометрия
|
3-8 кл.
|
Изучение мотивов учебной деятельности
Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности (почему вы учитесь). Выберите и отметьте из них пять наиболее значимых для вас.
№
|
Список мотивов
|
отметка
|
1.
|
Стать высококвалифицированным специалистом
|
|
2.
|
Добиться одобрения родителей и окружающих
|
|
3.
|
Хочу быть умным и эрудированным
|
|
4.
|
Стремление выделиться, быть примером окружающим
|
|
5.
|
Стремление принести пользу людям теперь или потом
|
|
6.
|
Избежать осуждения и наказания за плохую учебу
|
|
7.
|
Хочу приобрести глубокие и прочные знания
|
|
8.
|
Желание получить хорошую отметку во чтобы то ни стало
|
|
9.
|
Это мой долг перед родителями
|
|
10.
|
Плохо учиться - стыдно
|
|
11.
|
Учиться познавать новое очень интересно, приятно
|
|
12.
|
Получить диплом престижного ВУЗа
|
|
13.
|
Не хочу подводить свой класс и своих учителей
|
|
14.
|
Нравится учиться в коллективе, общаться с одноклассниками
|
|
15.
|
Получить интеллектуальное удовлетворение
|
|
16.
|
Надеюсь в будущем сделать хорошую карьеру
|
|
Социальный мотив – 1, 5, 9, 13
Внешний мотив-2,6, 10, 14
Познавательный мотив – 3, 7, 11, 15
Престижный мотив – 4, 8, 12, 16
Тест – опросник «Шкала оценки потребности в достижении»
Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми по коду, суммируются (по 1баллу за каждый такой ответ).
1. Думаю, что успех в жизни, скорее зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5.По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7.Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. 8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым. 11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13.Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы на успех невелики.
17. Я усердный человек. 18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие, обычно, не разделяют моих планов.
21.Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Сумма баллов для уровня мотивации достижения
|
Низкого
|
Среднего
|
высокого
|
2-11
|
12-15
|
16-19
|
Если у вас высокий уровень, значит, есть стремление к улучшению результатов деятельности, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Код: ответы «да» на вопросы 2678 14 18 19 22;
Ответы «нет» на вопросы 1 3 4 5 9 11 12 13 15 17 20
Изучение общей самооценки
Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
Текст опросника
-
Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
-
Меня охватывает страх перед публичным выступлением.
-
Со мной большинство ребят советуются (считаются).
-
У меня отсутствует уверенность в себе.
-
Я делюсь своими оригинальными мыслями со своими одноклассниками.
-
Временами я чувствую себя никому не нужным.
-
Я все делаю хорошо (любое дело).
-
Меня мучают сомнения по поводу моих способностей.
-
В любом деле я считаю себя правым.
-
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
-
Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
-
Мне кажется, что окружающие ждут от меня многого.
-
Меня мало беспокоят возможные неудачи.
-
Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
-
Я редко жалею о том, что уже сделал.
-
Я нахожусь в ожидании неприятностей.
-
Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.
-
Мне многие завидуют.
-
Мне чаще везет, чем не везет.
-
Я смущаюсь от похвал.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.
Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.
Результат от -3 до +3 - о средней самооценке Результат от +4 до +10 - высокой самооценке.
Шкала «Ценностные ориентиры»
Инструкция: ранжируйте ценности в каждой колонке в порядке предпочтения.
№
|
Ценности-цели
|
№
|
Ценности - средства
|
№
|
1.
|
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
|
|
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
|
|
2.
|
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие мат. затруднений)
|
|
Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов
|
|
3.
|
Наличие хороших и верных друзей
|
|
Непримиримость к недостаткам в себе и в других
|
|
4.
|
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих способностей, сил и возможностей)
|
|
Рационализм (умение здраво мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
|
|
5.
|
Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
|
|
Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
|
|
6.
|
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
|
|
Терпимость (к взглядам и привычкам людям, умение прощать другим их заблуждения и ошибки)
|
|
7.
|
Счастье других (благосостояние и развитие всего народа, человечества в целом)
|
|
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
|
|
8.
|
Здоровье (физическое и психическое);
|
|
Честность (правдивость, искренность)
|
|
9.
|
Любовь (встретить любимого человека)
|
|
Жизнерадостность (чувство юмора)
|
|
10.
|
Счастливая семейная жизнь
|
|
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
|
|
11.
|
Признание общества (уважение окружающих людей)
|
|
Эффективность в делах (трудолюбие, высокая продуктивность)
|
|
Карта интересов для младших школьников
Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны. Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
Дата ___________ Фамилия, имя_________________
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
• гуманитарная сфера (2-й столбик);
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Карта интересов (школа II - III ступени).
Ф.И.______________ Школа___________ Класс_______Возраст_________ Дата _______
1.Какая область деятельности или знания тебя больше интересует?
а) естественно-научная (математика, физика, химия, биология, медицина, география, геология, сельское хозяйство);
б) общественно-научная (история, философия, экономика);
в) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);
г) искусство (изобразительное, музыкальное, вокальное);
д) работа на производстве: кем, по какой специальности?_______________________________
е) отсутствие определенных интересов.
2.Что ты делаешь для освоения интересующей тебя области деятельности или знаний:
а) успешно учусь по учебным предметам;
б) читаю дополнительную литературу;
в) использую дополнительные источники информации (указать какие, например, Интернет, компьютерные программы и т. п);
г) занимаюсь дополнительно (кружок, секция и т. п).
3.Занимаешься ли ты в кружках, специальных школах (каких?)_________________________
4.Твое увлечение в свободное время (подчеркни): читаю, рисую, занимаюсь на ПК, занимаюсь техникой, ручным трудом (мастерю, вышиваю, шью, выпиливаю и т. п), спортом, играю на музыкальных инструментах, посещаю театр, выставки, музеи, концерты (недостающее допишите)__________________________________
5.Какую профессию и путь образования ты для себя избрал?________________________________
6.Отношение и мнение родителей по поводу твоего выбора?____________________________
Анкета самооценки интересов и способностей (школа II - III ступени).
Инструкция: Ребята! Оцените свои интересы, склонности, способности, личные качества. Прежде чем ответить на вопросы, внимательно ознакомьтесь с текстом анкеты.
Интерес - это то, что занимает человека, к чему он не равнодушен. от чего он хотел бы получить удовлетворение, то, что побуждает его к деятельности
Склонность - это интерес в сочетании с деятельностью, стремление заниматься интересующим предметом.
Способности - это свойства человека, которые позволяют ему успешно овладеть какой-нибудь деятельностью.
Оцените уровень развития своих интересов и склонностей (подчеркните)
Оцените уровень развития своих способностей (поставьте «+»)
Оцените свои личные качества, черты характера, которые тебя ярко характеризуют от 2до 5 баллов
Интересы и склонности
|
Личные качества
|
Оценка (от2до5)
|
физкультура и спорт
|
общественная деятельность
|
изобразительное искусство
|
иностранные языки
|
Справедливость
|
|
математика
|
машиностроение, авиастроение, кораблестроение
|
агрономия, плодоовощевод-ство, садоводство
|
история и обществознание
|
Ответственность
|
|
физика
|
энергетика
|
зоология и ветеринарное дело
|
литература и языкознание
|
Доброта и сострадание
|
|
астрономия
|
компьютерная техника
|
экология, лесное хозяйство
|
социология и журналистика
|
Любознательность эрудиция
|
|
химия
|
электро и радиотехника
|
медицина
|
педагогика, психология
|
Творческие способности
|
|
биология
|
электроника и вычислительная техника
|
экономика, торговля
|
музыка
|
Инициативность, активность
|
|
геология
|
электроника и вычислительная техника
|
география
|
право, юриспруденция
|
Умение общаться
|
|
архитектура и строительство
|
кулинария, бытовые услуги
|
Метало-обработка
|
…
|
Целеустремленность настойчивость
|
|
военные специальности
|
технология и моделирование одежды
|
деревообработка
|
…
|
Трудолюбие
|
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
|
|