Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика




Скачать 0.66 Mb.
Название Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика
страница 1/5
Дата публикации 17.05.2014
Размер 0.66 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3   4   5



Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика




Особенности одаренных детей

методики

Класс,

возраст

Личностные особенности







Мотивация учебной деятельности

Изучение мотивов учебной деятельности; мотивационная анкета;

5-11кл; 1-4кл;




Уровень познавательной потребности

мет. В.С. Юркевич

8-11кл.




Мотивация достижения

Шкала оценки потребности в достижении

8-11кл.




Самооценка

Общая самооценка; Самооценка способностей и интересов

8-11кл.




Ценностные ориентации

Шкала ценностных ориентаций

7-11кл.




Интересы, склонности

Карта интересов для млад. школьников; для школы II и III ступени

2-4кл.

6-10кл.

Интеллектуальные и креативные способности







Креативные способности

Методика Е.Е. Туник

1-9кл.




Оценка вербально – логического мышления

Методика Э.Ф. Замбицявичене

2-4кл.(7-9лет)




Уровень умственного развития

Мет. Д.Ванды ГИТ

3-6 кл.




Логический аспект математического мышления

Числовые ряды

5-10 кл.




Логическое мышление

Простые аналогии

5-9кл.




Уровень интеллекта

ШТУР (в адаптации Резапкиной)

7-9 кл.




Сложные логические отношения

Мет. Сложные аналогии

9-11кл.




Технические способности

Мет. Технической понятливости Беннета

9-11кл.




Определение вида одаренности

Опросник Хаана и Каффа для учителей и родителей

1-4.кл

Профессиональная направленность







Профессиональные интересы, склонности

Дифференциально-диагностический опросник (по Климову)

8-11кл.




Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

Опросник КОС

8-11кл.




Профессиональный личностный тип

Методика Д. Голланда

8-11кл.




Вид деятельности

Вид деятельности (мет. Резапкиной)

8-11кл.




Предмет труда

Предмет труда (мет. Резапкиной)

8-11кл.

Социометрический статус




Социометрический статус в коллективе

Мет. социометрия

3-8 кл.

Изучение мотивов учебной деятельности

Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности (почему вы учитесь). Выберите и отметьте из них пять наиболее значимых для вас.



Список мотивов

отметка

1.

Стать высококвалифицированным специалистом




2.

Добиться одобрения родителей и окружающих




3.

Хочу быть умным и эрудированным




4.

Стремление выделиться, быть примером окружающим




5.

Стремление принести пользу людям теперь или потом




6.

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу




7.

Хочу приобрести глубокие и прочные знания




8.

Желание получить хорошую отметку во чтобы то ни стало




9.

Это мой долг перед родителями




10.

Плохо учиться - стыдно




11.

Учиться познавать новое очень интересно, приятно




12.

Получить диплом престижного ВУЗа




13.

Не хочу подводить свой класс и своих учителей




14.

Нравится учиться в коллективе, общаться с одноклассниками




15.

Получить интеллектуальное удовлетворение




16.

Надеюсь в будущем сделать хорошую карьеру




Социальный мотив – 1, 5, 9, 13

Внешний мотив-2,6, 10, 14

Познавательный мотив – 3, 7, 11, 15

Престижный мотив – 4, 8, 12, 16

Тест – опросник «Шкала оценки потребности в достижении»

Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми по коду, суммируются (по 1баллу за каждый такой ответ).

1. Думаю, что успех в жизни, скорее зависит от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5.По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7.Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. 8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым. 11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Терпения во мне больше, чем способностей.

13.Мои родители слишком строго контролировали меня.

14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы на успех невелики.

17. Я усердный человек. 18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие, обычно, не разделяют моих планов.

21.Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Сумма баллов для уровня мотивации достижения

Низкого

Среднего

высокого

2-11

12-15

16-19

Если у вас высокий уровень, значит, есть стремление к улучшению результатов деятельности, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

Код: ответы «да» на вопросы 2678 14 18 19 22;

Ответы «нет» на вопросы 1 3 4 5 9 11 12 13 15 17 20

Изучение общей самооценки

Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

  2. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.

  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

  4. У меня отсутствует уверенность в себе.

  5. Я делюсь своими оригинальными мыслями со своими одноклассниками.

  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

  7. Я все делаю хорошо (любое дело).

  8. Меня мучают сомнения по поводу моих способностей.

  9. В любом деле я считаю себя правым.

  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

  12. Мне кажется, что окружающие ждут от меня многого.

  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

  16. Я нахожусь в ожидании неприятностей.

  17. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.

  18. Мне многие завидуют.

  19. Мне чаще везет, чем не везет.

  20. Я смущаюсь от похвал.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 - о средней самооценке Результат от +4 до +10 - высокой самооценке.

Шкала «Ценностные ориентиры»

Инструкция: ранжируйте ценности в каждой колонке в порядке предпочтения.



Ценности-цели



Ценности - средства



1.

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);




Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)




2.

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие мат. затруднений)




Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов




3.

Наличие хороших и верных друзей




Непримиримость к недостаткам в себе и в других




4.

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих способностей, сил и возможностей)




Рационализм (умение здраво мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)




5.

Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)




Образованность (широта знаний, высокая общая культура)




6.

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)




Терпимость (к взглядам и привычкам людям, умение прощать другим их заблуждения и ошибки)




7.

Счастье других (благосостояние и развитие всего народа, человечества в целом)




Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)




8.

Здоровье (физическое и психическое);




Честность (правдивость, искренность)




9.

Любовь (встретить любимого человека)




Жизнерадостность (чувство юмора)




10.

Счастливая семейная жизнь




Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)




11.

Признание общества (уважение окружающих людей)




Эффективность в делах (трудолюбие, высокая продуктивность)




Карта интересов для младших школьников
Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны. Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность; 
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
Дата ___________ Фамилия, имя_________________
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
• гуманитарная сфера (2-й столбик);
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.




Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Карта интересов (школа II - III ступени).

Ф.И.______________ Школа___________ Класс_______Возраст_________ Дата _______
1.Какая область деятельности или знания тебя больше интересует?

а) естественно-научная (математика, физика, химия, биология, медицина, география, геология, сельское хозяйство);
б) общественно-научная (история, философия, экономика);
в) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);
г) искусство (изобразительное, музыкальное, вокальное);
д) работа на производстве: кем, по какой специальности?_______________________________
е) отсутствие определенных интересов.

2.Что ты делаешь для освоения интересующей тебя области деятельности или знаний:

а) успешно учусь по учебным предметам;
б) читаю дополнительную литературу;
в) использую дополнительные источники информации (указать какие, например, Интернет, компьютерные программы и т. п);
г) занимаюсь дополнительно (кружок, секция и т. п).

3.Занимаешься ли ты в кружках, специальных школах (каких?)_________________________

4.Твое увлечение в свободное время (подчеркни): читаю, рисую, занимаюсь на ПК, занимаюсь техникой, ручным трудом (мастерю, вышиваю, шью, выпиливаю и т. п), спортом, играю на музыкальных инструментах, посещаю театр, выставки, музеи, концерты (недостающее допишите)__________________________________


5.Какую профессию и путь образования ты для себя избрал?________________________________

6.Отношение и мнение родителей по поводу твоего выбора?____________________________

Анкета самооценки интересов и способностей (школа II - III ступени).

Инструкция: Ребята! Оцените свои интересы, склонности, способности, личные качества. Прежде чем ответить на вопросы, внимательно ознакомьтесь с текстом анкеты.

Интерес - это то, что занимает человека, к чему он не равнодушен. от чего он хотел бы получить удовлетворение, то, что побуждает его к деятельности
Склонность - это интерес в сочетании с деятельностью, стремление заниматься интересующим предметом.
Способности - это свойства человека, которые позволяют ему успешно овладеть какой-нибудь деятельностью.

Оцените уровень развития своих интересов и склонностей (подчеркните)
Оцените уровень развития своих способностей (поставьте «+»)

Оцените свои личные качества, черты характера, которые тебя ярко характеризуют от 2до 5 баллов


Интересы и склонности

Личные качества

Оценка (от2до5)

физкультура и спорт

общественная деятельность

изобразительное искусство

иностранные языки

Справедливость





математика

машиностроение, авиастроение, кораблестроение

агрономия, плодоовощевод-ство, садоводство

история и обществознание

Ответственность




физика

энергетика

зоология и ветеринарное дело

литература и языкознание

Доброта и сострадание




астрономия

компьютерная техника

экология, лесное хозяйство


социология и журналистика

Любознательность эрудиция




химия


электро и радиотехника

медицина

педагогика, психология

Творческие способности





биология


электроника и вычислительная техника

экономика, торговля

музыка

Инициативность, активность




геология

электроника и вычислительная техника

география

право, юриспруденция

Умение общаться




архитектура и строительство

кулинария, бытовые услуги

Метало-обработка



Целеустремленность настойчивость




военные специальности

технология и моделирование одежды

деревообработка



Трудолюбие
















  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика icon Управление образования направляет Вам для использования в работе...
Вам для использования в работе пакет документов «Портфолио учащегося», необходимый для учащегося профильного и предпрофильного класса,...
Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика icon Рекомендуемые формы работы
Разучивание упражнений для глаз, пальчиков, профилактика сколиоза, плоскостопия, артикуляционная гимнастика
Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика icon Практическое занятие №1 Основные этапы развития методики преподавания...
Ф. И. Буслаев – основатель научной методики преподавания филологических дисциплин
Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика icon Программа Учебники Рекомендуемые учебные пособия Украинский Русский...
Російська мова
Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика icon Рабочая программа по литературе для 5-9 классов по программе В. Я. Коровиной (базовый уровень)
Перечень нормативных документов, использованных для составления рабочей программы
Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика icon Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие...
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы – М.: Педагогическое общество...
Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика icon Модель «Портфолио +» как одно из звеньев мониторинга качества воспитания
Наименование проекта Модель «Портфолио +» как одно из звеньев мониторинга качества воспитания
Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика icon Правила составления, подачи и предварительной экспертизы заявки на выдачу патента на изобретение
О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г.,...
Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика icon Доклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Численность учащихся на 1 сентября 2013г составляла 72 ученика и 23 воспитанника дошкольной группы. На 01. 12. 2013 года число учащихся...
Рекомендуемые методики для составления портфолио одаренного ученика icon "Фэн-шуй и судьба. Предсказание удачи и благополучия, предостережение от ошибок и невзгод"
Для западного человека, одаренного богатым воображением, фэн-шуй таит целую сокровищницу знаний, но дверь, ведущая к этим знаниям,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции