Интеллектуальные трудности как глобальная проблема




Скачать 152.31 Kb.
Название Интеллектуальные трудности как глобальная проблема
Дата публикации 13.06.2014
Размер 152.31 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
ДОРОГА В БУДУЩЕЕ

(Вместо заключения)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ
КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА


Подведем окончательные итоги. В этой книге автор попытался показать, что нынешние методы интеллектуальной работы, используемые во всем мире, устарели и нуждаются в радикальном обновлении. Есть множество препятствий, тормозящих работу мозга. Если их убрать, скорость мышления значительно возрастет. Исходя из этого, поставлена амбициозная задача: улучшить человеческий интеллект, т. е. усовершенствовать интеллектуальную деятельность в науке, технике, бизнесе, образовании и т. д.

Предлагаемая идея опирается на критерий Декарта, из которого вытекает важное следствие: чтобы улучшить работу ума, надо минимизировать интеллектуальные усилия, затрачиваемые на получение нужного результата. Человек прилагает интеллектуальные усилия, чтобы преодолеть интеллектуальные трудности. Отсюда вывод: чтобы минимизировать усилия, надо выявить трудности и по возможности их устранить.

Говоря о трудностях, автор имеет в виду микроскопические интеллектуальные затруднения, такие, например, как нарушение правила главного маршрута (см. гл. 6). Каждая отдельная трудность сама по себе ничтожна и не приносит заметного вреда. Проблема в том, что их очень много. Суммируясь, они превращаются в бедствие.

На нашей планете миллионы интеллектуальных работников и миллиарды учащихся. Все они испытывают множество интеллектуальных трудностей, часто неосознанных. Таким образом, трудности воздействуют на огромное число людей, затрагивая почти все человечество. В связи с этим мы рассматриваем интеллектуальные трудности как глобальную проблему, которая наносит людям громадный ущерб. Этот ущерб можно и нужно исключить или уменьшить. Но как это сделать?

Общий ответ таков: необходимо тщательно и скрупулезно выявлять мельчайшие неудобства и препятствия, мешающие людям думать, и последовательно, шаг за шагом, их устранять. Это большая, кропотливая работа. Дело усугубляется тем, что существует вредная привычка игнорировать проблему интеллектуальных трудностей, рассматривать ее как недостойную внимания мелочь.

Вот пример. Авторы трудных, “уму непостижимых” учебников не задумываются о том, сколько слез прольют читатели. Печальная правда такова: по отношению к читателям авторы учебной, научной и профессиональной литературы часто ведут себя как интеллектуальные террористы. Чтобы поправить дело, нужно в корне изменить принципы создания подобных книг. Нужно помочь авторам, вооружить их хорошим методом, позволяющим улучшить когнитивно-эргономические характеристики книг, чтобы они стали удобными для быстрого понимания, помогали читателю не разбазаривать, а экономить драгоценное время.

ВЫЗОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТЕРРОРИЗМА

Термин интеллектуальные трудности плохо запоминается и производит впечатление чего-то мелкого. Он не способен зажечь сердца, вызвать эмоции и показать планетарный масштаб проблемы. Поэтому мы заменили его на яркое и броское название “интеллектуальный терроризм”.

Интеллектуальный терроризм ослабляет умственный потенциал человечества, серьезно тормозит развитие цивилизации. Он уменьшает творческую продуктивность мозга, мешает использовать богатейшие ресурсы симультанного восприятия, обрекая интеллектуальных работников и учащихся на “частичную слепоту” (см. гл. 5). Он многократно увеличивает сложность интеллектуальных задач и резко замедляет их решение. В результате умственная работа, которую можно выполнить за месяцы, нередко затягивается на годы. Это прискорбное замедление касается почти всех видов интеллектуальной работы в науке, технике, образовании, управлении, государственной службе и т. д.

БЕССИЛИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

У медали есть и другая сторона. В последнее время развитие цивилизации сталкивается с серьезными трудностями, глобальные проблемы обостряются. Попытки их решения не приводят к ощутимому успеху. Все отчетливее проявляет себя неспособность человеческого разума найти решение многих жгучих проблем современности. К числу последних относятся: непрерывные военные конфликты, огромные военные расходы, расползание ядерного оружия, преступность, перенаселенность, нищета, социальные взрывы, религиозный экстремизм, загрязнение среды, утоньшение озонового слоя, опасные процессы в биосфере, рост концентрации парниковых газов, глобальное потепление и возможное повышение уровня океана, исчерпание невозобновимых ресурсов, астероидная опасность и пр.

Для решения названных проблем необходимы беспрецедентные усилия. Роль интеллекта в судьбах мира становится решающей — без целенаправленного вмешательства разума, разума всего человечества, решить этот клубок проблем за приемлемое время вряд ли удастся. Вместе с тем приходится констатировать, что нынешний интеллект человечества слишком слаб и явно недостаточен для решения столь сложных задач. В результате ситуация нередко выходит из-под контроля, вызывая серьезные негативные последствия локального или глобального характера. Цена ошибок, бездействия и слабости интеллекта стала недопустимо высокой.

цЕЛЬ — ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УЛУЧШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Можно предположить, что улучшение интеллекта может внести весомый вклад в решение глобальных проблем, преодоление системного кризиса цивилизации. С учетом этих и других соображений в книге выдвинута “Стратегическая интеллектуальная инициатива”, цель которой — существенное усиление человеческого интеллекта. Она позволит кардинально увеличить интеллектуальную мощь общества, ускорить решение многих жизненно важных проблем, которые сегодня не поддаются решению.

Материалы и предложения, изложенные в книге, — результат 40-лет­них интенсивных исследований, которые показали, что человеческий интеллект действительно можно улучшить. Применяя описанные в книге и другие аналогичные методы на практике, автор многократно убеждался, что они работают, причем работают эффективно. Размышления об этом и привели к выводу о необходимости крупномасштабной реформы интеллектуального труда.

К сожалению, сегодня проблема улучшения интеллекта находится в тени. Современное общество фактически игнорирует ее, не рассматривая вопрос об улучшении интеллекта в числе приоритетных. Еще вчера такое положение, вероятно, было оправданно, так как надежного метода улучшения интеллекта просто не было. Но ситуация изменилась — в этой книге удалось сделать важный шаг к его созданию. Опираясь на достижения многих ученых, автор разработал теорию эргономичных алгоритмов и на конкретных примерах показал, что такие алгоритмы действительно позволяют улучшить работу ума (см. гл. 6—18). Конечно, это всего лишь частный случай. Однако есть уверенность, что предлагаемый подход окажется эффективным и в других случаях. Например, в гл. 19 автор подверг критике когнитивно-эргономические основания математики и показал возможность ее эргономизации, т. е. улучшения работы ума при решении математических проблем и задач.

Проблема улучшения интеллекта созрела для практического решения. Пришла пора поместить ее в центр внимания, привлечь к обсуждению не только ученых, но и общественность, а также политиков, так как успех крупномасштабных преобразований во многом зависит от общественного одобрения и политической воли.

И последнее. Вести работу по улучшению интеллекта чрезвычайно трудно. Но трудность эта особого рода. Она связана с необходимостью болезненной ломки устаревших представлений, которые до сих пор владеют умами многих уважаемых ученых. Речь идет о серьезной переоценке ценностей, так как предлагаемый принцип эргономизации науки требует изменения взглядов на саму сущность науки, пересмотра критериев научности. Повторим сказанное в гл. 20: данная работа представляет собой осторожную и вместе с тем решительную попытку поставить под сомнение господствующие, повсеместно распространенные, но устаревшие стереотипы научного мышления и предложить альтернативный подход под названием проектоника (теория интенсификации интеллекта).

Но главная цель книги лежит не в области теории, а в области практики. Нужно во много раз увеличить продуктивность человеческого ума в реальной жизни — в условиях каждодневной умственной работы в организациях, фирмах, офисах, научных центрах, учебных заведениях и т. д. Это можно и обязательно нужно сделать.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕРРОРИЗМ:
ФАНТАЗИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?


  1. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991. С. 6, 7.

  2. Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука, 1988.

  3. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990.

  4. Видинеев Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989.

  5. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

  6. Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, информа­тика. М.: Машиностроение, 1990.

  7. Альтшулер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.

  8. Скотт Д. Г. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Киев: Век, 1991.

  9. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1989. С. 424.

  10. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М.: Наука, 1987. С. 10.

  11. Трофимов Ю. Л. Техническое творчество в САПР. (Психологические аспекты). Киев: Вища школа, 1989. С. 6.

  12. Декарт Р. Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1950. С. 80, 89.

  13. Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII в. М.: Наука, 1993. С. 32.

ГЛАВА 1

  1. Martin J., McClure C. Diagramming Technique for Analysts and Programmers. N. J.: Prentice Hall, Inc., 1985. P. 81–120, 208–350.

  2. Martin J. Recommended Diagrammed Standards for Analysts and Programmers. N. J.: Prentice Hall, Inc., 1985.

  3. Martin J., McClure C. Action Diagramms: Clearly Structured Specifications, Programs and Procedures. Second Edition. N. J.: Prentice Hall, 1989.

  4. Martin J. Rapid Application Development. N.-Y.: Macmillan Publishing Co., 1991. P. 399–439, 611–640.

  5. Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования. М.: Мир, 1999. С. 146–158.

  6. Nassi I., Schneiderman B. Flowchart Techniques for Structured Programming // ACM SIGPLAN Notices. 1973. Vol. 8. No 8. P. 12–26.

  7. Belady L. A., Evangelisti C. J., Power L. R. GREENPRINT: a Graphic Representation of Structured Programs // IBM Syst. J. 1980. Vol. 19. No 4. P. 542–553.

  8. Modern Software Engineering. Foundations and Current Perspectives. Edited by A. Ng. Peter, T. Yeh Raymond. N.-Y.: Van Nostrand Reinhold, 1990.

  9. Паронджанов В. Д. Перспективы информационных технологий и повышение продуктивности интеллектуального труда // НТИ. Сер. 1. 1993. № 5.

  10. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.

  11. Симонов П. В. Предисловие // Д. Норман. Память и научение. М.: Мир, 1985. С. 5.

Глава 3

  1. Сергеев Б. Ф. Ступени эволюции интеллекта. Л.: Наука, 1986. С. 189.

  2. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика и научное творчество // Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1991. С. 274.

  3. Кукушкин В. Д., Неволин И. Ф., Бушуев В. С. Организация умственного труда. Ч. 1. М.: МИСИС, 1976. С. 60.

  4. Кибернетика и логика. Математико-логические аспекты становления идей кибернетики и развития вычислительной техники. М.: Наука, 1978. С. 192, 207, 208.

  5. Martin J., McClure C. Diagramming Technique for Analysts and Programmers. Prentice Hall, 1985. P. 1–3.

  6. Паронджанов В. Д. Знаковая революция как движущая сила НТР // Теоретические вопросы истории техники и научно-технического прогресса. М.: Наука, 1994.

  7. Кибернетика и вычислительная техника. Вып. 1. М.: Наука, 1985. С. 207.

  8. Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: Инфоарт, 1993. С. 143–158, 265–299.

  9. Программные средства вычислительной техники. Толковый терминологический словарь-справочник. М.: Изд-во стандартов, 1990. С. 21.

  10. Краткий экономический словарь. М.: Политиздат, 1987. С. 331.

  11. Научно-технический прогресс. Словарь. М.: Политиздат, 1987. С. 293, 349.

  12. Толковый словарь по искусственному интеллекту. М.: Радио и связь, 1992. С. 36.

  13. Джорджеф М. П., Лэнски Э. Л. Процедурные знания // ТИИЭР. 1986. Т. 74. № 10. С. 101.

  14. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. Москва—Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 1996.

  15. Социальные технологии: Толковый словарь: Центр социальных технологий. Москва—Белгород: Луч, 1995.

  16. Martin J. Rapid Application Development. N.-Y.: Macmillan Publishing Co., 1991. P. 2–6, 36–40.

  17. Woodward J. F. Science in Industry: Science of Industry. An Introduction to the Management of Technology-Based Industry. Aberdeen: Aberdeen University Press, 1982. P. 13.

Глава 5

  1. Хухо Ф. Нейрохимия. Основы и принципы. М.: Мир, 1990. С. 9–14.

  2. Митькин А. А. Системная организация зрительных функций. М.: Наука, 1988. С. 46, 117, 136, 153.

  3. Parondjanov V. D. Intensification of the Students' Intellect and the Theory of Intensive Distance Education // Distance Learning and New Technologies in Education: Proc. of the First International Conference on Distance Education in Russia. M.: Association for International Education, 1994. P. 415, 416.

  4. Глезер В. Д. Зрение и мышление. СПб.: Наука, 1993. С. 14, 253.

  5. Венда В. Ф. Средства отображения информации (Эргономические исследования и художественное конструирование). М.: Энергия, 1969. С. 165, 167, 168.

  6. Шнейдерман Б. Психология программирования. Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М.: Радио и связь, 1984. С. 12, 22–46.

  7. Кертис Б. и др. Психология программных систем: о необходимости междисциплинарной комплексной программы исследований // ТИИЭР. 1986. Т. 74, № 8. С. 43.

  8. Martin J. Rapid Application Development. N.-Y.: Macmillan Publishing Co., 1991. P. 607.

  9. Martin J., McClure C. Diagramming Technique for Analysts and Programmers. N. J.: Prentice Hall, Inc., 1985. P. 26, 27.

  10. Modern Software Engineering. Foundation and Current Perspectives. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1990.

  11. Боэм Б. У. Инженерное проектирование программного обеспечения. М.: Радио и связь, 1985. С. 488.

Глава 6

  1. Shu N. C. Visual Programming. N.-Y.: Van Nostrand Reinhold Comp., 1988.

  2. ГОСТ 19.701–90. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения. М.: Изд-во стандартов, 1991.

  3. Вельбицкий И. Знакомьтесь, Р-технология // НТР: проблемы и решения. 1987. № 13. С. 5.

  4. Шнейдерман Б. Психология программирования. Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М.: Радио и связь, 1984. С. 90, 92.

  5. Лингер Р., Миллс Х., Уитт Б. Теория и практика структурного программирования. М.: Мир, 1982. С. 124–126, 139–146.

  6. Йодан Э. Структурное проектирование и конструирование программ. М.: Мир, 1979. С. 185–196.

Глава 13

  1. Кемп П., Арнс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988. С. 612, 613.

  2. Руководство по профилактической медицине. М.: Новая слобода, 1993. С. 40.

  3. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991. С. 114, 115.

  4. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 101–103.

  5. Математическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1977. Т. 1. С. 202–210.

Глава 16

  1. Bohm C., Jacopini G. Flow Diagrams, Turing Machines and Languages with Only Two Formation Rules // Comm. ACM. 1965. Vol. 9, N 5. P. 366–371.

  2. Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование. М.: Мир, 1975. С. 25–28.

  3. Лингер Р., Миллс Х., Уитт Б. Теория и практика структурного программирования. М.: Мир, 1982. С. 100, 102, 120, 121, 123, 141, 142.

  4. Майерс Г. Надежность программного обеспечения. М.: Мир, 1980. С. 134, 135, 137, 138, 150.

  5. Хьюз Дж., Мичтом Дж. Структурный подход к программированию. М.: Мир, 1980. С. 24, 73, 80.

  6. Брусенцов Н. П. Микрокомпьютеры. М.: Наука, 1985.

  7. Сауле Я. В. Перспективы построения программного обеспечения // Программирование. 1985. № 6. С. 34.

  8. Знакомьтесь, Р-технология // НТР: проблемы и решения. 1987, № 13, 7–20 июля. С. 4, 5.

  9. Толковый словарь по вычислительным системам. М.: Машиностроение, 1991. С. 463.

  10. Очков В. Ф., Пухначев Ю. В. 128 советов начинающему программисту. М.: Энергоатомиздат, 1992. С. 21.

  11. Котов В. Е., Сабельфельд В. К. Теория схем программ. М.: Наука, 1991. С. 71, 76–78.

  12. Касьянов В. Н. Оптимизирующие преобразования программ. М.: Наука, 1988. С. 35.

  13. Евстигнеев В. А. Применение теории графов в программировании. М.: Наука, 1985. С. 5.

  14. Янов Ю. И. О локальных преобразованиях схем алгоритмов // Проблемы кибернетики. 1968. Вып. 20. С. 201.

  15. Ершов А. П. Современное состояние схем программ // Проблемы кибернетики. 1973. Вып. 27. С. 87–110.

  16. Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1982. С. 300–302.

  17. Криницкий Н. А. Алгоритмы вокруг нас. М.: Наука, 1984. С. 102.

  18. Питерс Л. Дж. Методы отображения и компоновки программных средств // ТИИЭР. 1980. Т. 68, № 9. С. 60.

  19. Рейуорд-Смит В. Дж. Теория формальных языков. Вводный курс. М.: Радио и связь, 1988. С. 28, 30, 44.

  20. Левкин Г. Н., Левкина В. Е. Demo Turbo C. 98 тем для начинающего програм­миста. Витебск: Прок, 1992. С. 35.

  21. Уэйт М., Прата С., Мартин Д. Язык Си. М.: Мир, 1988. С. 237, 239, 240.

  22. Дейкстра Э. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1978.

Глава 17

  1. Ершов Ю. Л., Палютин Е. А. Математическая логика. М.: Наука, 1979. С. 12, 13.

  2. Клини С. К. Введение в метаматематику. М.: ИЛ, 1957. С. 59–61.

  3. Колеватов В. А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984. С. 133.

  4. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика. М.: Наука, 1991.

  5. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. С. 101, 285.

  6. Поспелов Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1988. С. 41.

  7. Котов В. Е., Сабельфельд В. К. Теория схем программ. М.: Наука, 1991. С. 67–82.

  8. Касьянов В. Н. Оптимизирующие преобразования программ. М.: Наука, 1988. С. 35, 228.

  9. Ершов А. П. Введение в теоретическое программирование. М.: Наука, 1977. С. 226–281.

  10. Андерсон Р. Доказательство правильности программ. М., 1988. С. 152.

  11. Грис Д. Наука программирования. М.: Мир, 1984. С. 303.

  12. Хлебцевич Г. Е., Цыганкова С. В. Визуальный стиль программирования: понятия и возможности // Программирование. 1990. № 4. С. 78.

  13. Ершов А. П. Операторные алгоритмы. III (Об операторных схемах Янова) // Проблемы кибернетики. Вып. 20. М.: Наука, 1968. С. 187, 189.

  14. Бульонков М. А., Кочетов Д. В. Схема эффективной специализации императивных программ // Программирование. 1995. № 5. С. 33.

  15. Hепейвода Н. Н. Выводы в форме графов // Семиотика и информатика. Вып. 26. М.: ВИНИТИ, 1985.

Глава 18

  1. Зараковский Г. М., Зинченко В. П. Анализ деятельности оператора // Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 1. М.: ВНИИТЭ, 1970.

  2. Галактионов А. И. Инженерная психология // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1989. С. 136–143.

  3. Человеческий фактор: В 6 т. М.: Мир, 1991. Т. 3, 4.

  4. Хоггер К. Введение в логическое программирование. М.: Мир, 1985. С. 14.

  5. Осуга С. Обработка знаний. М.: Мир, 1989. С. 179.

  6. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991. С. 420, 421, 443.

  7. Доорс Дж. и др. Пролог — язык программирования будущего. М.: Мир, 1990.

  8. Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Т. П. Зинченко, Г. В. Суходольский, М. А. Дмитриева и др. Л.: ЛГУ, 1983. С. 146.

  9. Разумов А. Н., Косолапов О. А., Пикалов Д. А. Психофизиологическая подготовка членов экипажей многоместных летательных аппаратов к взаимодействию в аварийных ситуациях // Военно-медицинский журнал. 1991. № 12. С. 47, 48.

  10. Зайдельман Я. Н., Лебедев Г. В., Самовольнова Л. Е. Три кита школьной информатики // Информатика и образование. 1993. № 3. С. 19; № 4. С. 14.

  11. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.

  12. Философские проблемы деятельности (Материалы круглого стола) // Вопр. философии. 1985. № 2, 3, 5.

  13. Игнатенко Е. И. Чернобыльская авария и ликвидация ее последствий // Информационный бюллетень, 1989. М.: ЦНИИ атоминформ, 1990.

  14. Чернобыльская катастрофа: Причины и последствия (Эксперт. заключение). В 4 ч. Ч. 1: Непосредственные причины аварии на Чернобыльской АЭС. Дозиметрический контроль. Меры защиты и их эффективность. Минск: Тест, 1993. С. 3–122.

  15. Всемирный день окружающей среды. Информационные материалы 1990. М.: ВИНИТИ, 1991. С. 32, 37.

  16. Авиженис А., Лапри Ж.-К. Гарантоспособные вычисления: от идеи до реализации в проектах // ТИИЭР. 1986. Т. 74, № 5. С. 8.

  17. Паронджанов В. Д. Кризис цивилизации и нерешенные проблемы информатизации // НТИ. Сер. 2. 1993. № 12.

  18. Болошин И. А. Еще раз о кризисе цивилизации и нерешенных проблемах информатизации // НТИ. Сер. 2. 1994. № 9.

  19. Перминов О. Н. Программирование на языке Паскаль. М.: Радио и связь, 1988. С. 4, 5.

  20. Дейкстра Э. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1978. С. 9.

  21. Лекции лауреатов премии Тьюринга. М.: Мир, 1993. С. 392, 393.

Глава 19

  1. Барабашев А. Г. Будущее математики. Методологические аспекты прогнозирования. М.: МГУ, 1991. С. 19, 20.

  2. Клайн М. Математика. Поиск истины. М.: Мир, 1985. С. 269.

  3. Диофант. Арифметика. М.: Наука, 1974.

  4. Никифоровский В. А. В мире уравнений. М.: Наука, 1987. С. 47–57, 104–124.

  5. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. История развития человеческого интеллекта. Киев: Вища школа, 1985. С. 236, 237.

  6. Стройк К. Л. Краткий очерк истории математики. М.: Наука, 1990. С. 83–118, 139–143, 213, 214.

  7. Кукушкин В. Д., Неволин И. Ф., Бушуев В. С. Организация умственного труда. М.: МИСИС, 1976. С. 134–136, 141.

  8. Сrowe M. J. A History of Vector Analysis. The Evolution of the Idea of a Vectorial Systems. N.-Y., 1985. P. 217.

  9. Кузнецова Н. И. Наука в ее истории. Методологические проблемы. М.: Наука, 1982. С. 103–105.

  10. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.; 1968. С. 67.

  11. Алиев Т. М., Вигдоров Д. И., Кривошеев В. П. Системы отображения информации. М.: Высшая школа, 1988. С. 10, 57–64.

  12. АСМ SIGGRAPH Computer Graphics. 1987. Vol. 21. No 6.

  13. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика и научное творчество // Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1991. С. 270–274.

  14. Гантмахер Ф. Р. Теория матриц. М.: Наука, 1988. C. 141, 142.

  15. Паронджанов В. Д. Операторная теория сопровождающих матриц и линейные переключающие схемы. Рукопись статьи депонирована в ЦНТИ “Поиск”. Реферат рукописи опубликован в журнале “Промышленно-технический опыт”, 1982, № 5.

Глава 20

  1. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 80.

  2. Полторацкий А., Швырев В. Знак и деятельность. М.: Политиздат, 1970. С. 6.

  3. Роль сенсорного притока в созревании функций мозга. М.: Наука, 1987.

  4. Сахаров Д. А. Предисловие редактора перевода / Г. Шеперд. Нейробиология. В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1987. С. 6.

  5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. С. 73.

  6. Вартанян Г. А., Пирогов А. А. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности. Л.: Наука, 1991. С. 153–156.

  7. Научное знание: логика, понятия, структура. Новосибирск: Наука, 1987. С. 154.

  8. Born-Andersen N. Are “Human Factors” Human? // Computer j. British Computer Society. 1988. Vol. 31, N 5. P. 386–390.

  9. Visualization. Using Computer Graphics to Explore Data and Present Information / J. R. Brown, R. Earnshow, M. Jern, J. Vince. John Wiley & Sons, Inc., 1995.

  10. Педагогика, 1996. № 5. С. 20, 21.

  11. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Просвещение, 1991. С. 3, 9.

  12. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991. С. 13, 18.

  13. Представление и использование знаний. М.: Мир, 1989. С. 5.




— Где можно купить эту книгу

— За справками обращайтесь в коммерческий отдел издательства “Дело” по телефонам:

(095) 433-2510
(095) 433-2502



В
С автором можно связаться
по тел.: (095) 331-50-72, (095) 334-34-13, факс: (095) 336-54-00
ладимир Даниелович ПАРОНДЖАНОВ


КАК УЛУЧШИТЬ РАБОТУ УМА

Алгоритмы без программистов — это очень просто!

Гл. редактор Ю. В. Луизо

Зав. редакцией Г. Г. Кобякова

Художники Н. В. Пьяных, С. А. Ульянов

Компьютерная подготовка оригинал-макета Ю. С. Лобанов, Т. А. Лобанова

Технический редактор Л. А. Зотова

Корректоры Л. И. Трифонова, Е. И. Борисова

Лицензия ИД № 03590 от 19.12.2000 г.

Гигиеническое заключение № 77.99.2.953.П.16308.12.00 от 01.12.2000 г.

Подписано в печать 24.08.2001. Формат 60  90 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 22,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 899. Изд. № 188

Издательство “Дело”
117571, Москва, пр-т Вернадского, 82

Коммерческий отдел — тел.: 433-2510, 433-2502

E-mail: delo@ane.ru

Internet: http://www.delo.ane.ru

Отпечатано в Московской типографии № 6
Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций
109088, Москва, Ж-88, Южнопортовая ул., 24

Отзывы

о
книге В. Паронджанова “Как улучшить работу ума”




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интеллектуальные трудности как глобальная проблема icon Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика
Проблема несправедливости социального устройства. Проблема социального неравенства. Проблема людей без определённого места жительства....
Интеллектуальные трудности как глобальная проблема icon Сергей Георгиевич Кара Мурза Истмат и проблема Восток Запад
В свете угрозы глобализации перед Россией встает проблема: как сохранить свой культурный генотип, свою цивилизацию
Интеллектуальные трудности как глобальная проблема icon Литература ко второй части
Сорокина А. Ложь как психологическая проблема: Проблема лжи в эмоциональной сфере, тексте и профиле в социальной сети. М.: Lap lambert...
Интеллектуальные трудности как глобальная проблема icon Орфоэпический словарь
Словаре-справочнике. В него включены именно те слова, которые вызывают трудности при произношении и постановке ударения. Эти трудности...
Интеллектуальные трудности как глобальная проблема icon Тезисы доклада «Стратегия и тактика как философская и практическая проблема»
Сохраняем также, как правило, орфографию и пунктуацию участников дискуссии в Интернете
Интеллектуальные трудности как глобальная проблема icon Глобальная экология
Книга предназначена для широкого круга читателей. Будет полезна студентам, ученым, философам
Интеллектуальные трудности как глобальная проблема icon Александр Коток Беспощадная иммунизация
В книге подробно изучаются прививки, как медицинская процедура и, как сложная социальная проблема, по сей день не находящая своего...
Интеллектуальные трудности как глобальная проблема icon Вопросы к зачету по дисциплине
Гаскаров Д. В. Интеллектуальные информационные системы. Учеб. Для вузов. – М.: Высш. Шк – 431 с: ил
Интеллектуальные трудности как глобальная проблема icon Статья 1226. Интеллектуальные права
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18. 12. 2006 n 230-фз
Интеллектуальные трудности как глобальная проблема icon Лекция для родителей
Помогать детям учиться – значит проявлять повседневную заботу о школьных делах: что задано на дом, как ребята справляются с выполнением...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции