МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 19 п. ЗАВОДСКОЙ
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Заседание МО № ___от Зам.директора по УВР: Директор школы:
«___» августа 2012 г. ________ И.Б. Жаворонкова ________ Т.Н. Чуева
«___» сентября 2012 г. «___» сентября 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПОДРОСТОК И ЗАКОН»
8-9 КЛАСС
Учитель Баканова Любовь Геннадьевна
2012 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Подросток и закон» для 8-9классов составлена на основе авторской программы Обществознание 8-9классы, элективный курс «Подросток и закон» автор-составитель С.Н. Степанько – Волгоград: Учитель, 2007.
Цель: воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи: формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
Профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
Формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Рабочая программа рассчитана на 1час в неделю, всего 34часа.
Контрольные и практические работы предусмотрены (15 работ).
Формы контроля: практическая работа, семинар, анализ текстов, творческая работа, инд.самостоятельная работа, беседа, тренинг, составление схем, сочинение, составление рекламы, контрольная работа, ролевая игра.
Содержание рабочей программы:
Раздел 1. Человек и его мир.- 20ч.
1. Загадка и природа человека (тело, душа, дух, Зигмунд Фрейд, виды познания, истина, темперамент, характер).
2. Человек ищет смысл жизни (смысл жизни, жизненные цели и задачи, идеалы и ценности, счастье).
3.Мировоззрение человека (толерантность, консенсус, компромисс, патриотизм, социализация).
4. Потребности и возможности человека (талант, гений, интеллект, эгоцентризм).
5. Человек и общество (разные виды общества, коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество, общение).
6. Социальные регуляторы поведения человека (разные виды норм, традиции, обычаи).
7. Как и почему возникает право (государство, право, теории возникновения права).
8. Правовая культура и правовое поведение личности (юридические факты, правовое воспитание, правонарушения, проступки, преступления).
9. Государство и право (признаки государства, символы, функции, формы).
10. Гражданин и государство (гражданство, гражданские чувства, государство).
11.Личность гражданина (человек, индивид, личность, гражданские чувства).
12. Личность среди сверстников (формальное и неформальное общение, самооценка, подражание).
13. Личность в семье (психологический климат семьи, конфликт).
14. Личность и образование (мотивы учения).
15. Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги (рыночная экономика, свободный труд, собственность, конкуренция, предприниматель).
16. Предпринимательство и закон (предпринимательство, индивидуальная трудовая деятельность).
17. Личность и труд (потребности, способности, трудовое право, рабочее время).
18. Личность и власть. Я будущий избиратель (власть, демократия, выборы).
19. Личность и защита Отечества (армия, священный долг, альтернативная служба).
20. Личность и закон (виды правонарушений, преступление, закон).
Раздел 2.Ответственность за правонарушение.- 8ч.
21. Правонарушение и преступление (правомерное поведение, проступки, правонарушение, принципы юридической ответственности).
22. Причины правонарушений (социальные, психологические, биологические).
23. Вина и ответственность (формы вины).
24. Ответственность за правонарушения против собственности (преступления против собственности).
25. Ответственность за правонарушения против личности (преступления против личности).
26. Групповые правонарушения несовершеннолетних (уголовная ответственность несовершеннолетних).
27. Правопорядок и милиция (уголовный процесс, ОВД, милиция).
28. Суд и прокуратура (правосудие, судебная система).
Раздел 3. Защити себя сам.- 6ч.
29. Я выбираю жизнь. Наркотики и закон (наркомания, токсикомания, зависимость).
30- 31. Как не стать жертвой преступлений (виктимология, жертва, провокационное поведение).
32. Если тебя задержала милиция (административное и уголовно- процессуальное задержание).
33. Ролевая игра «Трудное решение».
34. Итоговое занятие
Требования к уровню подготовки:
Курс « Подросток и закон» позволяет учащимся оценить свои способности и дает возможность сделать осознанный выбор в жизни.
После изучения курса учащиеся расширят свои знания и получат новые, не содержащиеся в базовых программах, овладеют практической деятельностью в изучаемой области знаний.
Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.
Учебно-тематический план:
Раздел 1. Человек и его мир.- 20ч.
Раздел 2. Ответственность за правонарушение.- 8ч.
Раздел 3. Защити себя сам.- 6ч.
Руководствуясь законом «Об образовании», оставляю за собой право на корректировку рабочей программы с учетом индивидуальных особенностей учащихся и учебного процесса.
Календарно- тематическое планирование
элективного курса «Подросток и закон» 8класс, 34часа.
№ урока
|
Тема урока
|
Кол. час
|
Тип урока
|
Содержание
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Вид контроля
|
Дополнительное содержание
|
Домашнее задание
|
дата
|
план
|
факт
|
|
Раздел 1. Человек и его мир.20час.
|
|
|
|
|
|
1
|
Загадка и природа человека.
|
1
|
Изучение нового материала.
|
Что есть человек? Загадка человека, его сущность, предназначение. Процесс познания. Чувственное и рациональное познания. Время и пространство.
|
Знать четыре попытки решения вопроса о происхождении человека.
Уметь определить, почему вид современного человека именуется «человек разумный»; высказывать собственные суждения, давать определение понятий, комментировать высказывания, характеризовать взгляды мыслителей на природу человека.
|
Анализ высказывания.(пр. работа)
|
|
|
Сент.5
|
|
2
|
Человек ищет смысл жизни.
|
1
|
Комбинированный.
|
Жизненные цели и задачи. Активная и пассивная жизненные позиции. Идеалы и ценности человека. Смысл жизни. Счастье.
|
Знать жизненные цели и задачи. Уметь определять идеалы и ценности человека, формулировать свои идеалы и ценности, высказывать собственные суждения.
|
Индивидуальная Самостоятельная работа.
|
|
|
12
|
|
3
|
Мировоззрение человека.
|
1
|
Комбинированн.
|
Мировоззрение, толерантность, консенсус, компромисс, время человеческой жизни, патриотизм, социализация.
|
Знать, что вступление человека в мир людей, понимание существующих ценностей это есть процесс социализации и на каждом этапе жизни человек формируется как личность, определяет свое мировоззрение. Уметь определять свои социальные роли, разбираться в предложенном многообразии мировоззрения, находить компромиссные решения в создавшихся ситуациях, избегать конфликтов.
|
Творческая работа.
|
|
|
19
|
|
4
|
Потребности и возможности человека.
|
1
|
Комбинированн.
|
Потребности, возможности, первичные и вторичные способности, талант, гений, интеллект, эгоцентризм, альтруизм.
|
Знать о потребностях человека и способах их реализации. Уметь выделять и характеризовать первичные( врожденные) и приобретенные способности, определять группы профессий по предложенным характеристикам, высказывать собственные суждения.
|
Анализ текстов.
|
|
|
26
|
|
5
|
Человек и общество.
|
1
|
Изучение нового материала.
|
Общество традиционное, индустриальное, постиндустриальное; коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество, общение.
|
Знать, что человек в полном одиночестве не может развиваться и совершенствоваться без других людей. Уметь отвечать на поставленные вопросы, объяснять основные понятия, высказывать собственную точку зрения.
|
Пр. работа.
|
|
|
Окт.3
|
|
6
|
Социальные регуляторы поведения человека.
|
1
|
Комбинированн.
|
Социальные , моральные, экономические, семейные, политические, корпоративные нормы, религиозные правила, традиции, обычаи.
|
Знать, что социальные нормы помогают установить порядок, согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. Уметь сопоставлять различные виды социальных норм, делать выводы, пояснять свои ответы.
|
Пр. работа.
|
|
|
10
|
|
7
|
Как и почему возникает право.
|
1
|
Изучение нового материала.
|
Государство, право, правовые нормы, теории возникновения права.
|
Знать причины возникновения права. Уметь обосновывать свои ответы, выписывать характерные черты права и подтверждать их конкретными примерами, анализировать предложенный материал.
|
Пр. работа.
|
|
|
17
|
|
8
|
Правовая культура и правовое поведение личности.
|
1
|
Комбинированн.
|
Нормы, право, правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правоотношение, юридические факты, правовое воспитание, правовое обучение, правонарушение, проступки, преступления.
|
Знать, что от уровня и правосознания людей зависит то, каким будет поведение человека в обществе. Уметь объяснять виды правосознания, показывать на примерах динамический характер права, определять признаки правомерного нарушения, отстаивать свою точку зрения.
|
Семинар.
|
|
|
24
|
|
9
|
Государство и право.
|
1
|
Комбинированн.
|
Государство, признаки государства, символы, функции, формы.
|
Знать назначение государства, его основные функции. Уметь раскрывать суть известных теорий происхождения государства, давать определение понятий, характеризовать роль государства в экономической жизни.
|
Пр. работа
|
|
|
31
|
|
10
|
Гражданин и государство.
|
1
|
Комбинированный
|
Человек, гражданин, государство, гражданство, гражданские чувства, мотивы гражданского поведения.
|
Знать основные компоненты личности гражданина. Уметь отвечать на поставленные вопросы, анализировать текст.
|
Пр. работа.
|
|
|
Ноябрь14
|
|
11
|
Личность гражданина.
|
1
|
Комбинированный.
|
Человек, индивид, личность, индивидуальность, характер, воля, гражданские чувства, мотивы.
|
Знать о том, кто является личностью и что влияет на формирование личностных качеств. Уметь характеризовать личность, объяснять смысл основных понятий, делать выводы, приводить примеры.
|
Беседа.
|
|
|
21
|
|
12
|
Личность среди сверстников.
|
1
|
Комбинированный.
|
Общение официальное, неформальное; неформальная группа, самооценка, групповая сплоченность, групповые нормы, подражание.
|
Знать, что человек существо общественное. Уметь отслеживать накопление личного социального опыта, различать формальное и неформальное общение, выявлять особенности влияния преступной группы на личность.
|
Пр. работа.
|
|
|
28
|
|
13
|
Личность в семье.
|
1
|
Комбинированный.
|
Семья, психологический климат семьи, психологическая совместимость, конфликт.
|
Знать о роли семьи для всей жизни человека. Уметь определять цель создания семьи, характеризовать причины семейных конфликтов, давать определение понятий.
|
Творческие задания.
|
|
|
Декабрь5
|
|
14
|
Личность и образование.
|
1
|
Комбинированный.
|
Мотивы учения, социальная роль, альтруизм, конформизм.
|
Знать об учении как величайшем наслаждении жизни. Уметь определять мотивы учения, доказывать свою точку зрения, объяснять значение терминов.
|
Пр. работа.
|
|
|
12
|
|
15
|
Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги.
|
1
|
Изучение нового материала.
|
Рыночная экономика, свободный труд, собственность, налоги, бюджет, конкуренция, предприниматель, экономическая независимость личности.
|
Знать о роли права в сфере бизнеса, о сущности и роли налогов в жизни общества. Уметь составлять словесный портрет предпринимателя, объяснять основные понятия.
|
Семинар.
|
|
|
19
|
|
16
|
Предпринимательство и закон.
|
1
|
Комбинированный.
|
Предпринимательство, предприниматель, индивидуальная трудовая деятельность, предприятие.
|
Знать роль предпринимательской деятельности в рыночной экономике, раскрывать ее характерные черты и условия осуществления. Уметь анализировать, давать собственную оценку, объяснять значение терминов.
|
Тренинг.
|
|
|
26
|
|
17
|
Личность и труд.
|
1
|
Комбинированный.
|
Потребности, способности, труд, трудовое право, рабочее время.
|
Знать о трудовом праве. Уметь определять действия человека, которые вызваны материальными и моральными потребностями, приводить примеры, характеризовать основные понятия.
|
Пр. работа.
|
|
|
Январь18
|
|
18
|
Личность и власть. Я будущий избиратель.
|
1
|
Комбинированный.
|
Власть, авторитаризм, автократия, демократическая власть, демократия, избиратель, выборы.
|
Знать смысл и значение демократических выборов, как основного способа формирования органов власти, призванных служить интересам народа. Уметь объяснять организацию власти, приводить примеры властной иерархии, объяснять смысл понятий, объяснять мотивы участия граждан в выборах.
|
Пр. работа.
|
|
|
25
|
|
19
|
Личность и защита Отечества.
|
1
|
Комбинированный.
|
Армия, священный долг, альтернативная служба.
|
Знать о сущности и назначении армии, о службе в армии как священном долге гражданина.
|
Семинар.
|
|
|
Февр 1
|
|
20
|
Личность и закон.
|
1
|
Комбинированный.
|
Закон, анархия, правонарушение, виды правонарушения, дисциплинарный проступок, гражданское и административное правонарушения, преступление.
|
Знать о назначении законов и необходимости их соблюдения.
|
Тренинг.
|
|
|
8
|
|
Раздел 2. Ответственность за правонарушение. 8час.
|
|
|
|
|
21
|
Правонарушение и преступление.
|
1
|
Изучение нового материала .
|
Моральные нормы, правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность.
|
Знать и обсудить проблему преступности несовершеннолетних, первоначальные представления об уголовном процессе.
|
Составление схем.
|
|
|
15
|
|
22
|
Причины правонарушений.
|
1
|
Комбинированный.
|
Правонарушения, арест.
|
Знать общее представление о причинах правонарушений, психологических механизмах антисоциального поведения, о том, как особенности сознания подростка могут повлиять на совершение им правонарушения.
|
Беседа (ответы на вопросы).
|
|
|
22
|
|
23
|
Вина и ответственность.
|
1
|
Комбинированный.
|
Вина, юридическая ответственность, формы вины.
|
Знать понятие вины и ответственности, иметь представление о механизмах их возникновения, понимать их роль в определении наказания.
|
Пр. работа.
|
|
|
29
|
|
24
|
Ответственность за правонарушения против собственности.
|
1
|
Комбинированный.
|
Преступления против собственности.
|
Знать о негативном отношении к посягательствам на чужую собственность.
|
Работа с УК.
|
|
|
Март7
|
|
25
|
Ответственность за правонарушения против личности.
|
1
|
Комбинированный.
|
УК РФ.
|
Знать об ответственности за преступные действия, направленные против личности.
|
Сочинение.
|
|
|
14
|
|
26
|
Групповые правонарушения несовершеннолетних.
|
1
|
Комбинированный.
|
Уголовная ответственность несовершеннолетних, УК РФ.
|
Знать механизмы, приводящие подростков в преступные группы, об ответственности за групповые правонарушения.
|
Пр. работа.
|
|
|
21
|
|
27
|
Правопорядок и милиция.
|
1
|
Изучение нового материала.
|
Уголовный процесс, субъекты уголовно- процессуального права, структурные компоненты органов милиции.
|
Знать о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью.
|
Семинар.
|
|
|
Апр.4
|
|
28
|
Суд и прокуратура.
|
1
|
Комбинированный.
|
Правосудие, судебная система, судьи, Конституционный суд России, прокуратура, система органов прокуратуры.
|
Знать основные функции суда в разрешении гражданских и уголовных дел, важные принципы демократического суда - независимость судей и состязательность сторон. Уметь определять основные роли участников судебных заседаний по уголовным делам несовершеннолетних.
|
Пр. работа.
|
|
|
11
|
|
Раздел 3. Защити себя сам. 6час.
|
|
|
|
29
|
Я выбираю жизнь. Наркотики и закон.
|
1
|
Комбинированный.
|
Наркотики, наркомания, токсикомания, легальные и нелегальные наркотики, психическая и физическая зависимость.
|
Знать об огромной опасности наркомании, способной нанести непоправимый ущерб личности и обществу.
|
Составление рекламы.
|
|
|
18
|
|
30- 31
|
Как не стать жертвой преступлений.
|
2
|
Комбинированный.
|
Виктимология, виктимность, типы виктимности, жертва, провокационное поведение, насилие.
|
Знать о безопасном поведении.
|
Пр. работа.
|
|
|
25май2
|
|
32
|
Если тебя задержала милиция.
|
1
|
Комбинированный.
|
Приглашенный( задержанный), административное и уголовно – процессуальное задержание.
|
Знать способы защиты своих прав.
|
Семинар.
|
|
|
10
|
|
33
|
Ролевая игра «Трудное решение».
|
1
|
Ролевая игра.
|
Игра.
|
Знать о личной ответственности человека за антиобщественные деяния.
|
Проведение судебного заседания.
|
|
|
16
|
|
34
|
Итоговое занятие.
|
1
|
Повторение и обобщение.
|
Обобщение.
|
|
Контрольная работа.
|
|
|
23
|
|
Литература.
С.Н.Степанько. Обществознание 8-9кл. Подросток и закон. Элективный курс. Издательство «Учитель». Волгоград. 2007.
А.Ф.Никитин. Права человека: дополнительные материалы к учебнику «Право и политика». 9кл. Пособие для учащихся . – М.: Дрофа. 1998.
О.В.Кишенкова. Основы гражданских знаний. 8кл. учебник для учащихся.- М.: Дрофа. 1998.
|