Скачать 101.09 Kb.
|
Тезисы для выступления в рамках Конференции Традиционная библиотека в электронной среде: новые направления деятельности (22 - 26 сентября 2014 г.), Красноярск Иванов С.Г., коммерческий директор ЭБС IPRbooks (ООО «Ай Пи Ар Букс») Тема: «Возможности современной библиотеки с использованием современных электронных образовательных ресурсов. Пример ЭБС IPRbooks» Электронно-библиотечная система IPRbooks уже более 4 лет активно используется в учебном процессе высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений и в публичных библиотеках. Использование современных интернет-технологий в библиотеках позволяет существенно повысить эффективность их деятельности и привести в соответствие уровень предоставляемых читателям услуг к их реальным потребностям и ожиданиям. Благодаря использованию в учебном процессе и в работе публичных библиотек электронных образовательных ресурсов стало возможным существенное сокращение затрат библиотеки на обновление и пополнение библиотечных фондов, осуществление быстрой и эффективной их модернизации и повышение привлекательности библиотеки для читателя. Рост статистических показателей использования ресурса (в 2013 г. чтение книг в режиме онлайн увеличилось по сравнению с 2012 г. на 30-40%, статистика чтения книг в оффлайн режиме с 1 сентября 2013 г. (запуск нового ридера для чтения книг) только за период 5 месяцев превысила показатели 2010-2013 г. в 2 раза) говорит о том, что электронно-библиотечная система — эффективная модель и неотъемлемая часть библиотечного фонда современной библиотеки вуза, ссуза и современной публичной библиотеки. Проанализируем некоторые статистические показатели ЭБС IPRbooks. Наиболее активными подписчиками по территориальному признаку являются представители центральной части России — Центральный, Южный, Северо-Западный федеральные округа (более 60 %). В 2013 г. более активными пользователями стали представители Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, Урала и Поволжья. Это позволяет говорить о положительной динамике применения и использования электронных образовательных ресурсов в регионах страны. Также отдельно хотелось бы отметить изменения в составе подписчиков ЭБС IPRbooks. По итогам 2013 г. наблюдается активный спрос на ЭБС и оформление подписки учреждениями СПО и публичными библиотеками, число которых выросло на 70% по сравнению с данными за 2010 — начало 2013 гг. Это свидетельствует о повышении актуальности электронного обучения как основного механизма получения и передачи знаний в современном образовании на всех его уровнях. Стоит отметить значительный рост числа подписчиков к ЭБС в 2013 году, что связано с повышением интереса к ресурсу со стороны разных групп вузов по направленности обучения, а также с все большим распространением информации о ресурсе и ростом его популярности. Отдельно скажем об изменении внутренней структуры групп подписчиков ЭБС IPRbooks: за 2013 г. среди подписчиков увеличилась доля вузов технических, строительных, педагогических, аграрных направлений обучения. Возросло и количество многопрофильных учебных заведений - классические и федеральные университеты. Совокупная доля этих вузов на 01.01.14 г. составила 60% против 36% на 01.01.2013 г. В тесном сотрудничестве с профессионалами библиотечного дела, которые используют в своей работе новейшие технологии и возможности платформы ЭБС IPRbooks, наши специалисты непрерывно реализуют задачи обновления содержания и развития сервисных возможностей системы. Отдельно остановимся на основных параметрах и изменениях, чтобы в динамике рассмотреть произошедшие улучшения. Контент ЭБС IPRbooks Сравнительный анализ данных за 2013 - начало 2014 г. показывает, что контент ЭБС IPRbooks значительно изменился как с позиции численного роста, так и состава литературы по различным областям знаний. Это произошло под влиянием двух факторов - изменения аудитории подключенных пользователей и их запросов на литературу и стремления ЭБС предоставить читателям максимально возможное количество изданий по необходимым тематикам. Среди основных издательств и вузов, включивших в ЭБС IPRbooks в 2013 г. свои книги по различным направлениям обучения, отметим следующие:
Таким образом, общее число книг в ЭБС IPRbooks на начало 2014 г. увеличилось на 50% по сравнению с данными на начало 2013 года, вместе с этим вырос и коэффициент ЭБС (как для базовой, так и для полной версии со включенными коллекциями). Таким образом, подключенные пользователи в вузах получают гарантию соответствия требованиям ФГОС на текущий момент - на уровне конца 2014 года. Среди основных результатов, которых удалось достичь, стоит выделить: - включение в ЭБС изданий по всем направлениям ОКСО, пополнение направлений, по которым отсутствуют в достаточном количестве печатные издания на рынке, например, строительство и архитектура, технические науки и др., в том числе за счет работы с вузовскими издательствами и авторами; - поступление новых изданий 2013-2014 г. выпуска; - общий рост числа правообладателей, включивших свои книги, - издательств, вузов, НИИ, авторов. Успешно развивается и пополняется блок литературы для СПО, в настоящее время в коллекции представлены около 700 изданий. Среди приоритетных задач по развитию контента запланировано постоянное увеличение количества изданий, необходимых в учебном процессе (учебники, учебные пособия, монографии), в том числе и увеличение количества изданий для ссузов; продолжение пополнения ЭБС изданиями строительного, технического, аграрного, педагогического, гуманитарного и др. направлений; развитие направления электронного издания. Сервисы и возможности для пользователей в ЭБС IPRbooks Важным направлением развития ЭБС IPRbooks также является внедрение новейших технологий и повышение удобства применения сервисов системы профессиональными пользователями в библиотеках и читателями - студентами, преподавателями, аспирантами. Наработанный опыт общения с партнерами позволил более точно понять их потребности и цели, что стимулирует постоянное развитие электронных ресурсов для еще более успешного их использования в учебном процессе. Среди основных технологических новинок, которые значительно изменили систему в 2013 году, отметим: - создание платформ для формирования межвузовских ЭБС (проект ЭБС Ассоциации строительных вузов на платформе ЭБС IPRbooks, объединяющий более 10 вузов по России), - интеграция собственной АСУ вуза и АИБС сторонних разработчиков - работа на внутреннем портале дает возможность всем учащимся и сотрудникам находиться в едином информационном пространстве, отслеживать новинки и изменения в ЭБС и быстро внедрять их в рабочий процесс; - интеграция с РИНЦ - индексирование всех изданий, включенных в ЭБС IPRbooks, в Российский индекс научного цитирования; - модуль книгообеспеченности дисциплин - автоматический подбор и выгрузка книг по названиям дисциплин вуза; - индивидуальная регистрация пользователей - персонификация данных и возможность привязки пользователей к конкретным подразделениям вуза; - модуль новых поступлений - выгрузка в виде каталога данных о новых книгах за определенный период; - возможность работы с ресурсом на всех современных платформах и устройствах - iOS, MacOS, Android, Windows 8; - внедрение в ЭБС специальных сервисов для обработки изданий, предоставленных в недостаточно высоком исходном качестве (для книг, имеющих значительную ценность). Многие сервисы были значительно модифицированы и доработаны: - введение новых видов поиска - интуитивный, по уточненным данным книги и по периодике, а также поиск по словам в книге; - кросс-платформенный ридер в онлайн-версии - появление интерактивного оглавления, функции ограниченной печати при работе с изданием, зуммирование, заливки, полноэкранный режим чтения без потери качеств; - новое приложение на основе технологий Air для ридера в системе оффлайн c расширенным функционалом; - новые возможности в личном кабинете пользователя - избранные издания, списки рекомендованной литературы, обновление функций - закладки, заметки, конспекты, цитаты, история работы и поисковых запросов; - расширенный функционал личного пространства библиотеки - состояние подписки, списки рекомендованной литературы, карточка с библиографическим описанием (со скачиванием в блокнот), скачивание каталога изданий на текущую дату, обновленная статистика по пользователям с возможностью скачивания; - переход на новую версию ПО для локального использования для удобства работы без доступа в интернет (без задержек загрузки и затрат трафика); - обновленная и усовершенствованная интеграция с онлайн-версией СПС "Гарант", доступная в режиме онлайн. Все это стимулировало закономерный рост числа пользователей, читающих книги как в режиме онлайн, так и оффлайн, повысилась частота использования сервисов, т.е. ресурс уже перестал быть специализированным инструментом для узкой группы профессиональных пользователей в библиотеках и стал нужен в первую очередь студентам и преподавателям. Все обозначенные шаги и механизмы по улучшению количественных и качественных характеристик ЭБС безусловно усиливают взаимодействие вуза и электронно-библиотечной системы, консолидируют их работу для повышения качества учебного процесса. Тем не менее, не смотря на отмеченный рост активности пользователей в 2013 г., с ЭБС в подключенных вузах работают не все студенты и сотрудники, по нашим оценкам, только около четверти. Одной из причин зачастую является неосведомленность студентов и преподавателей о подключенной в вузе ЭБС. Информирование кафедр и подразделений о подключенной электронной библиотеке - это большая и трудоемкая работа, поэтому наши специалисты также присоединяются к реализации задачи внедрения ЭБС в вузах, обеспечивая поддержку и сопровождение каждого вуза в процессе работы. Резюмируя, можно сказать, что электронно-библиотечные системы как образовательные ресурсы нового поколения в России вступили на этап своего самого мощного развития, когда происходит накопление и реализация самых смелых идей и проектов. Успешность и действенность их будет проверена временем и мнением читателей, надежностью реализуемых технических решений. Команда ЭБС IPRbooks ставит для себя новые задачи на новый период - повышение интереса пользователей к ресурсу, расширение представленности тематик и направлений по книгам, включение литературы для закрытия новых дисциплин, разработка и усовершенствование сервисов и др. Мы считаем, что возможности ЭБС для повышения качества учебного процесса огромны, поэтому решение инновационных задач вуза в образовательном пространстве, приближение знания к современному потребителю, изменение модели передачи науки и образования, будет проходить совместно в ближайшие годы. |
Институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012... Федерации от 07 сентября 2010 года №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы». Обязательный... |
Директор гкук «Пензенская областная библиотека для детей и юношества» Акция «День лермонтовской поэзии в библиотеке» (далее Акция) состоится в рамках Плана мероприятий по подготовке и проведению в Пензенской... |
||
Тезисы докладов к сборники материалов конференции Основные вопросы, которые будут предложены для обсуждения участниками конференции |
Требования к оформлению материалов конференции для опубликования Материалы конференции предоставляются по электронной почте: economic |
||
Доклад главы муниципального образования Октябрьский район Самойлов... Голинская Т. Г., директор мбоу «Октябрьская сош». Тема: «Обеспечение условий для реализации федерального государственного образовательного... |
Официальным языком конференции является русский Материалы для публикации в Сборнике материалов конференции (тезисы пленарных и устных докладов, а также стендовых сообщений), оформленные... |
||
Информационное письмо «Российская провинция: опыт комплексного исследования», посвященной 100-летию Саратовского государственного университета. Конференция... |
План работы школьной библиотеки на 2013 –2014 -учебный год. Миссия библиотеки Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем... |
||
Проек т школьная библиотека: новые возможности юного поколения цель проекта В нашей библиотеке разработаны и активно претворяются в жизнь долгосрочные проекты – «Школьная библиотека: новые возможности юного... |
Хирургическая тактика при переломах верхней челюсти. Институт хирургии... Хирургическая тактика при переломах верхней челюсти. ( Институт хирургии им. А. Л. Микаеляна. Тезисы докладов совместной научно-практической... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |