Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета




Скачать 63.64 Kb.
Название Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета
Дата публикации 01.06.2014
Размер 63.64 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна

Аспирант кафедры

Возрастной и педагогической психологии

Бурятского государственного университета

Средовые и гендерные особенности интеллектуального развития подростков по тесту Равена

Специфика состояния и усовершенствования системы современного школьного образования состоит в изучении психологических факторов повышения эффективности интеллектуального развития подростков и создания новых систем, обучающих программ с учетом индивидуально-типологических особенностей личности. Значение проблемы интеллекта связано с решением целого ряда вопросов в области психологии познания, к которым относятся вопросы о специфике познавательной активности человека, механизмах порождения нового знания, соотношении субъективных и объективных компонентов в структуре познавательной деятельности и т.д.

Уже в учениях Платона и Аристотеля понятием интеллект обозначалось то, что выражает разумное индивидуальное начало. На различных этапах развития философской мысли интеллекту отводилось разное место в структуре познания мира и человека. Для классической немецкой философии становится характерным разведение интеллекта и разума: интеллект считался аналитико-рассудочной формой познания, уступающей по своим возможностям диалектическому постижению всеобщего посредством разума. В трудах французских материалистов 13 века в соответствующем контексте используются понятия "мышление", "познание". [1].

С развитием широкого круга научных дисциплин, таких как педагогика, физиология, социология, психология, кибернетика и многих других, понятие "интеллект" теряет свое чисто философское значение и становится важной общенаучной категорией. Подтверждением этого служит хотя бы тот факт, что к настоящему времени в психологии сформировалось множество различных теоретических направлений в исследовании интеллекта, а определений существуют более шестидесяти.

В словаре понятие интеллект (мышление) понимается как когнитивный процесс, который характеризуется способностью к познанию и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. В основе интеллекта лежит процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений. [1].

Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных способностях заговорил Ф. Гальтон. Он полагал, что интеллектуальные возможности обуславливаются особенностями биологической природы человека и, в качестве показателя общих интеллектуальных способностей рассматривалась сенсорная различительная чувствительность.

В исследовании интеллектуальной сферы человека были получены значительные результаты в рамках тестологического подхода.

Долгое время монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежала тестологии. Понятие «интеллект» оформилось в рамках этого направления. [1].

В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешения субъекта со средой, характеризующийся универсальностью.

В теории Р.Стернберга выделяется три вида мыслительных процессов:

  • Вербальный интеллект, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное.

  • Способность решать проблемы

  • Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

Э.П.Торренс предложил модель интеллекта, где выделяется такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность, память, перцептивная быстрота, речевая беглость.[137].

При когнитивистком подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч.Спирмен, Л.Терстоун, Х.Айзенк, С.Барт, Д.Векслер, Ф.Вернон).

Х.Айзенк считал, что существует общий интеллект как универсальная способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью.

В подростковом возрасте формируется теоретическое (формальное /по Ж. Пиаже/, понятийное /по Л.С. Выготскому) мышление, обеспечивающее качественное повышение интеллектуальных ресурсов человека. Для подросткового периода характерно интенсивное формирование интеллекта и личности, на развитие которых влияют многочисленные внутренние и внешние факторы.

Общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива. Достигнутый уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей.

Большинство исследователей сходится на том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причем наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.

К этому выводу независимо друг от друга пришли Я.А.Пономарев, Л.Терстоун, Ж. Пиаже, Н. Рейли и многие другие исследователи. Интеллект человека достигает своего максимального развития к 19 - 20 годам, затем наступает фаза стабилизации и с 30 - 34 лет наступает (по данным многочисленных исследований) спад продуктивности интеллектуальных функций.

Наиболее подвержены средовым воздействиям невербальный интеллект, сенсомоторные способности, парциальные способности (восприятие, память и т.д.). Создается впечатление, что способности, за которые отвечают периферические системы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие личности с внешним миром, развиваются в процессе этого взаимодействия, а под влиянием изменения парциальных способностей изменяются общие (интеллект и пр.). Парциальные способности выступают как бы модераторами, посредниками и переносчиками влияния средовых факторов на латентную структуру, свойством которых является интеллект.

В своих исследованиях Д.П.Уабер [2] предположила, что различия в успешности выполнения тестов определяются не полом, а индивидуальной скоростью созревания (которая находится под контролем гормонов): все индивиды, опережающие в своем развитии сверстников, должны лучше выполнять вербальные тесты, чем пространственные. Поскольку девочки опережают мальчиков в развитии, их речевые навыки доминируют над пространственными. Тем самым взаимодействуют 2 фактора: пола и индивидуальной скорости развития. Д.П.Уабер успешно проверила свою гипотезу, но больше никто ее данные не подтвердил.

Кросс-культурные исследования особенностей мышления также свидетельствуют в пользу неоднозначного влияния вербализаций на результативность мышления. С. К. Хиджунг (Heejung S. К., 2002) на выборках американцев европейского происхождения и представителей восточно-азиатского региона продемонстрировала большую интерференцию «мышления вслух» с результативностью решения логических задач в азиатской выборке. Кроме этого, испытуемые азиатского происхождения воспринимали задачу «мыслить вслух» более эмоционально, что позволяет сделать предположение о существовании различий в представлениях о мыслительных процессах в разных культурах. [3]

Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге.

Выполнение заданий по тесту Дж.Равена требует от человека хорошей концентрации внимания, способности к оперированию умственными образами, логического мышления, развитых мыслительных операций (таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение). На успешность выполнения теста влияет также уровень развития пространственных способностей, индуктивного мышления, точности восприятия.

На этапе анализа описательной статистики распределение зависимых переменных отличалось от параметров нормального распределения.

Далее для наглядного сравнения данных по всем показателям теста мы представили в графической форме используя возможности Microsoft Excel – 2003.



ОП - общий показатель, УВ – установление взаимосвязи, ПА – поиск аналогии, ОС – определение сложного, ПП – принцип перегруппировки, АФ – анализ фигур.

Анализируя данные по каждому тесту и шкалам, следует подробно остановиться на описании результатов.

Данные по шкалам ПА и ПП как по гендерному фактору, так и по средовому фактору не имеют существенных различий.

Данные показателей по шкале УВ у девочек городских и сельских школ имеют ровную линию, ведущую к увеличению показателей, тогда как у мальчиков наблюдается спад от среднего подросткового возраста к старшему, причем данные у сельских мальчиков выше, чем у городских.

Наиболее ярко выражены отличия наблюдаются по шкале АФ: где у городских мальчиков идет резкое увеличение показателей со среднего подросткового возраста к старшему, а у сельских наблюдается спад, так же как и у девочек.

Данные по общим показателям у девочек сельских школ выше во всех возрастах, причем наблюдается спад со среднего подросткового возраста к старшему. У мальчиков городских школ по данному показателю отмечается увеличение от младшего подросткового возраста к старшему, а у мальчиков сельских школ напротив спад.

Литература:

  1. Конакова Н.И. Когнитивное развитие и личностные особенности старших подростков школ с углубленным изучением иностранного языка: дисс.канд.псих.н: Москва, 2002 205 с.

  2. Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы: автореферат дисс. доктора псих.наук: Ростов-на-Дону, 2007, 47с.

  3. Белова, Софья Сергеевна. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: дисс.канд.псих.наук: Москва, 2004 139 c.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета icon Практикум по возрастной психологии
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета icon Образ мира и психологическое изучение мышления
Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной...
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета icon Решение проблемы места и роли тайных обществ в пространстве индо-буддийской...
О. Н. Ерченков. Аспирант кафедры «Социология, политология и Право» Ижевского государственного технического университета
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета icon И управления имени К. Г. Разумовского кафедра «Педагогика и психология»
Обсужден и одобрен на заседании кафедры «педагогики и психологии» Московского государственного университета технологий и управления...
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета icon Кафедра психологии Т. П. Будякова Курсовая работа по психологии Учебно-методическое пособие
Печатается по решению редакционно-издательского совета Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина от 2007 г., протокол...
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета icon Надежда Борисовна Челдышова Шпаргалка по социальной психологии
Шпаргалка предназначена для экспресс-подготовки к экзамену по предмету социальной психологии для студентов и аспирантов факультетов...
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета icon В социальной работе
...
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета icon Лукьянова Евгения Львовна Evgeniya Lukyanova
Зам директора ниц «Регион», старший преподаватель кафедры рекламы Ульяновского государственного университета
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета icon Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика)
Современной психотерапии. Монография рассчитана на врачей, психологов и педагогов, работающих психотерапевтами, консультантами по...
Буянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета icon История одной цитаты
Крих Сергей Борисович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории исторического факультета Омского государственного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции