Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений»




Скачать 232.84 Kb.
Название Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений»
Дата публикации 31.05.2014
Размер 232.84 Kb.
Тип Отчет
literature-edu.ru > Лекции > Отчет
Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений»

МАОУ СОШ № 28 г. Балаково Саратовской области
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»

М.Горький
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и в «Национальной государственной концепции образования в России».

Патриотическое воспитание в современной России – залог процветания страны и духовного здоровья общества. Решая задачу патриотического воспитания, школьный музей должен формировать у ребенка ощущение присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием. Музей – это живая связь поколений, которая необходима как для сохранения исторической памяти народа, так и для воспитания высоких нравственных качеств человека, чувства любви к родному краю, к Отечеству, формирования гражданского самосознания подрастающего поколения.

В нашей школе формированию и укреплению нравственного здоровья обучающихся, гражданско-патриотическому становлению способствует школьный музейный комплекс. Он является структурным подразделением школы и неотъемлемой частью единого воспитательного пространства.

Школьный музейный комплекс «Связь поколений» начал создаваться с 2007 года:

  • 2007 год - Комната Боевой Славы – военно-исторический профиль (Приложение № 1 Паспорт комнаты);

  • 2007год - Комната «Быт народов России» - этнокультурный профиль (Приложение № 2 Паспорт комнаты);

  • 2009 год - Экспозиция военной техники в миниатюре – военно-технический профиль (Приложение № 3 Паспорт экспозиции);

  • 2010 год - Экспозиция «Страницы летописи Балаковского образования» - историко-краеведческий профиль (Приложение № 4 Паспорт экспозиции).

Музейный комплекс – это творческое сотрудничество учителей, учеников и родителей, он соединяет воедино многие поколения разных лет. Поисковая и исследовательская работа детей и их родителей пробуждает в тех и в других чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.

Миссия школьного музейного комплекса: формирование и развитие гражданственности как одной из ключевых социальных компетенций обучающихся школы средствами музейной педагогики.

Основными формами работы по формированию гражданско-патриотического воспитания через музейную педагогику являются: экспедиции, экскурсии, походы, встречи, поисково-исследовательские конференции, литературно-исторические вечера, открытые уроки, викторины, социальные проекты, вахта памяти, уроки мужества, конкурсы детского творчества (сочинений, стихов, рассказов, сценариев, поделок, рисунков).

Обучающиеся школы работают в тесном сотрудничестве с Центром военно - патриотического воспитания молодежи и подростков «Набат», муниципальным ресурсным центром по проблемам воспитания, краеведческими музеями г. Балаково, библиотекой, ДШО «Мы». Летом 2009 года четверо наших ребят, члены поисковой группы «Набат», побывали на раскопках в д. Кириши Ленинградской области и привезли оттуда много интересных экспонатов для Комнаты Боевой Славы.

Наличие в школе музейных комнат и экспозиций позволяют обучающимся заниматься исследовательской и проектной деятельностью. Учащиеся школы активно участвуют в поисково-исследовательской работе, все материалы музеев созданы руками детей, родителей и педагогов. За 2011-2013 г.г. обучающиеся школы приняли участие в 3-х больших школьных социально-исследовательских проектах для пополнения фондов школьных музейных комнат: (Приложение № 5 Положения о конкурсе социальных проектов)

  • 2011 год - «Школьный музей как центр гражданско – патриотического воспитания»

  • 2012 год - «Моя семья в истории моей страны»

  • 2013 год – «Историческая память поколений»

Музейная педагогика приобщает школьников к поисково-исследовательской работе, где они получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей жизни в современном обществе и мире.

Нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное учащихся школы, членов совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы школы.

В нашей школе создано особое пространство, где руководители музейных комнат реализуют специальные музейно-образовательные программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейно-педагогические технологии.

Работой каждой музейной комнатой руководит Совет музея, в который входят учащиеся, педагоги и родители. Представители Советов музеев входят в Актив комплекса музеев, который координирует всю музейную работу школы. Привлекая учащихся и Совет.

Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музейного комплекса осуществляют директор школы, его заместитель по воспитательной работе. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного комплекса использовались в учебной, внеурочной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

Непосредственное руководство практической деятельностью музейной комнаты осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. Он отвечает за успешное выполнение задач, возложенных на него, а также за состояние, сохранность и использование по назначению музейного собрания и имущества комнаты.

В школьном музейном комплексе «Связь поколений» ведется работа по следующим направлениям:

  • Организационная работа

Организационная работа музейного комплекса включает в себя:

  • утверждение совета музея и разработка перспективного плана развития школьного музейного комплекса.

  • подготовка экскурсоводов из учащихся 7-11 классов.

  • ежегодно корректируются и дополняются материалы экскурсий, в связи с изучением новой краеведческой и исторической литературы, открытием новых фактов.

В нашем музейном комплексе побывали гости: выпускники школы - 98 чел, ветераны – 25 чел., родители – 534 чел., гости школы- 1415 человек (Приложение № 6 Посещаемость музейных комнат).

Ежегодно посещаемость в музейных комнатах растет, это говорит о том, что интерес детей к истории растет, а вместе с ним и патриотизм, желание узнать историю других поколений.

Из динамики деятельности музейного комплекса видно, что собран достаточно большой и серьезный фонд материалов для проведения экскурсий, музейных уроков, мероприятий: более 100 поделок детей, 214 исследовательских работ, 104 методических разработок, 27 фильмов и видео метериалов в помощь педагогу и ребенку при подготовке к мероприятию, уроку, классному часу (Приложение № 7 Динамика деятельности ШМК).

  • Поисковая работа и работа с музейным фондом (Приложение № 8 Статистический анализ работы с музейным фондом).

В залах музейного комплекса экспонируется 1110 экспонатов. Библиотека музея насчитывает 135 книг военно-исторических, мемуарных и художественных. Имеется документальный видеофонд. В настоящее время в музейном комплексе более 290 экспонатов и документов, свидетельствующих о важнейших событиях Великой Отечественной войны, ее героях. Работают выставки, посвященные быту народов России начала века, разивитию образования района. Сбор материалов музейного комплекса ведется по 34 основным темам, соответствующих профилю музейных комнат.

  • Научно-исследовательская работа. (Приложение № 9 Научно-исследовательская деятельность).

Научно-исследовательская и проектная работа школьников на базе музейных фондов, направлена на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, активной жизненной позиции и воспитание гражданина-патриота. Сам процесс создания проектов имеет огромное значение. Он позволяет учащимся заниматься интересной поисковой, познавательной деятельностью в историческом и краеведческом контексте, творчески реализовывать себя в применении различных компьютерных технологий. В практике работы нашего музея сложился определенный перечень тем, который мы успешно, на наш взгляд, разрабатываем с учащимися не один год. Это темы проектов:

  • Быт народов России;

  • Русские народные праздники;

  • История моей семьи в истории моей страны;

  • Моя родословная;

  • Историческая память поколений;

  • Любимый город;

  • Великие битвы войны;

  • Детство, опаленное войной;

  • Летчики испытатели;

  • Великие сражения ВОВ;

  • История Вооруженных Сил РФ;

  • Выдающиеся выпускники;

  • Учительские династии;

  • Из истории школьной формы

  • Из истории шариковой ручки

  • История школьной формы

  • Школа в 19,20,21 веке и мн. др.

Проектные работы учащихся пополняют фонды музея, а презентации на дисках – его видеотеку. Этими материалами успешно пользуются сами проектанты при выступлениях на классных часах, при проведении экскурсий по музею в качестве экскурсоводов, а также другие учащиеся и учителя. По результатам проектной работы в музейном кабинете оформлена выставка.

В ходе проектно-исследовательской деятельности у обучающихся, кроме социальных, формируются следующие ключевые компетенции:

– жизнедеятельность в обществе;

– владение устной и письменной коммуникациями;

– информационная грамотность;

– способность учиться на протяжении всей активной жизни.

  • Экскурсионно-просветительская работа (Приложение № 10 Просветительская деятельность)

Экскурсия - основная форма работы музея в течение учебного года. За три года членами экскурсионно-лекторской группы было проведено 407 экскурсий для учащихся школы и гостей из них более 120 обзорных экскурсий (30%), остальные тематические.

Просветительская деятельность музейного комплекса, представленная в таблице, состоит из подготовленных Советом музея по своему профилю лекториев, экскурсий, музейных уроков, презентаций, подобранных материалов к урокам, внеклассным мероприятиям и многое другое.

  • Творческая работа. (Приложение № 11 Информационно-творческая деятельность)

В музейном комплексе «Связь поколений» сохранена традиция проведения военно-патриотических месячников, Вахты памяти, военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», конкурс патриотической песни, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет, социальные акции «Подарок другу», «Подарок инвалиду», «Помоги ближнему», адресные поздравления, посвященные Дню пожилого человека и Дню Победы, операция «Ветеран живет рядом». Школьная библиотека устраивает выставки книг, рисунков, фотографий к памятным событиям и датам.

Основными формами работы направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции. Формированию правового сознания, гражданских качеств, толерантности способствуют учебно – познавательные игры «Учусь быть гражданином», «Знатоки истории», классные часы «Основной закон страны», «Герои России», «Человек среди людей», «Искусство жить вместе».

В рамках работы «Мой край родной» в школе ежегодно проходит цикл классных часов: «Возрождая традиции предков», «Русская душа», «Русская изба». Совершенно органично в работу музея вплелось празднование народных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Все мероприятия проходят при активном участии не только ребят, но и их родителей и несут большой эмоциональный и воспитательный заряд.

Наша работа не сводится к периодическим всплескам накануне Дня Победы и Дня защитника Отечества. Мы стараемся привить нашим детям, что патриотизм – одна из составляющих безопасности, независимости и процветания Отечества.

Актив музейного комплекса организует и активно участвует в патриотических, творческих конкурсах таких как:

- конкурс альбомов «С днем рождения, любимый город», «Наши выпускники».

- конкурсы боевых листов «Из истории Вооруженных Сил РФ», Техника ВОВ.

- конкурсы чтецов «Живая классика» в рамках муниципальных литературных праздников (октябрь, март).

- конкурсы патриотической песни в рамках месячника патриотического воспитания.

- конкурс моделей космических кораблей ко Дню космонавтики, памятников.

- конкурсы тематических газет, открыток, рисунков, сочинений ко всем праздничным датам (день города, день учителя, день матери, рождество, день защитника Отечества, день Победы, день семьи и мн. Др.).

- фотовыставки: «С днем рождения, любимый Балаково!», «Мой папа-моя гордость», «Воины-интернационалисты».

- оформление тематических стендов: «250 лет г. Балаково», «200 лет Победы в Отечественной войне 1812года», «25-летие вывода войск из Афганистана», «Блокадный Ленинград», Уголок Чкалова В.П., Уголок Покрышкина А.И., «Ты в сердце моем, Сталинград», «Русский народный костюм», «Вышивка» и др.

- выставки совместных работ родителей и детей, мам и бабушек: «У мамы руки золотые», «Моя бабушка-мастерица», «Папа может все что угодно…». Постоянно оформляется материал об исторических датах, праздниках на демосистемах.

Членами Совета музейных комнат, обучающимися школы при поддержке педагогов и родителей за три года оформлено 43 выставки, 21 тематический стенд в фоей школы к памятным и великим датам, изготовлено 12 буклетов о деятельности музеев (Приложение № 15. Буклеты о деятельности музейных комнат), выпущено 47 информационных газет, создано 387 презентаций.

Каждый школьный музей работает по своему направлению, но весь комплекс объединяет одна глобальная общая тема «Комплекс музеев - центр патриотического воспитания». С 2013 года ШМК объединяет работа над общей темой, посвященной 70-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. В каждом музее представлены уголки по данной теме перекликающиеся с темой работы музея: в музее «Быт народов России» представлены вязаные варежки, носки для солдат, вышитые кассеты; в экспозициии военной техники в миниатюре - военная техника времен ВОВ, представлены как маштабные модели, так и минидиорамы: «Дорога домой», «Бой продолжается», «Полевые совещания», «Корсунь - Шевченковская операция», начата работа над диорамой «Поле боя», уголок Чкалова В.П. и уголок Покрышкина А.И.,; в экспозиции «Страницы летописи Балаковского образования» оформлены стенды «Школы военных лет», «Учителя и ученики балаковских школ в годы ВОВ»; комната Боевой Славы знакомит своих посетителей с великими победоносными битвами ВОВ (Сталинградская, блокада Ленинграда, освобождение Белоруссии и др.). Лекторские группы проводят по этим материалам беседы с обучающимися. Наши музеи постоянно проводят совместные мероприятия, где у каждого музея своя роль в подборе материалов для выступлений, оформления, раздаточного материала.

Традиционные общешкольные мероприятия и работа музейного комплекса проходит по месячным циклам:

Сентябрь – «Мой город – часть нашей Родины»

Октябрь – «Недаром помнит вся Россия…»

Ноябрь – «Моя семья в истории моей страны»

Декабрь – «Герои Отечества»

Январь – Общешкольный проект «Памяти связующая нить»

Февраль – «Сталинградская битва», «Реквием Афганской войне»

Март – «Великие женщины России»

Апрель – «Покорение бесконечности»

Май – «Поклонимся великим тем годам»

Июнь – «День России», «День памяти и скорби»

Совместные мероприятия очень сплачивают школьный коллектив и значительно облегчают работу, за каждое мероприятие ответственным является один из музеев, а остальные – его активные помощники.
Формы работы музейного комплекса.

Музейная система школы использует традиционные и нетрадиционные формы работы:

  1. Интеграция общего и дополнительного образования

Школьный музейный комплекс интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся.

Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музейный комплекс в учебно-воспитательном процессе. Опыт школы подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории, географии, технологии. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории России, литературе, обществоведению, технологии.

На базе школьного музейного комплекса проводятся уроки, задачи которых научить детей видеть в предметах символы эпохи, создать атмосферу радости от общения с прошлым, побуждать к исследовательской работе. Школьный музей может от простой экскурсии «продвигать» ребёнка к осмысления более серьёзных вопросов и проблем родного края, города области, так и истории, культуры, науки и страны в целом. Роль школьного музея возрастает в рамках предпрофильного обучения и создания авторских элективных курсов, которые, в частности, могут строиться на базе его экспозиций.

Для проведения музейных уроков (истории, обществознания, краеведения, литературы, музыки, географии, технологии, литературы, ИЗО и др.) используются возможности комплекса музеев. Это делает уроки более полезными и интересными, так как имеет ряд «плюсов»: смена обстановки, возможность увидеть исторические источники, потрогать их руками, окунуться в соответствующую историческую атмосферу.

Педагогическим коллективом музейные комнаты используются для проведения следующих уроков:

-Урок истории в 11 классе «Образование XXI века на примере работы школы №28».

-Урок обществознания в 6 классе «О них знает вся страна» (о выдающиеся личностях города).

-Уроки истории в 9 классе «Развитие образования в г. Балаково в годы Великой отечественной войны.

-Уроки литературы в 11 классах «Духовный мир воина и исторические судьбы Родины», «Нравственное испытание и воспитание человека».

-Уроки иностранного языка в 5-7 классах на тему «Наша школа».

-Уроки ручного труда в 5-7 классах. Конструирование и моделирование одежды. Виды одежды. Вышивка, плетение бисером.

- Урок географии в 6 кл. «Народы Поволжья».

- Урок биологии 7 кл. «Сельскохозяйственные растения».

- Уроки русского языка в 5-6 кл. «Фразеология и лексика», «Устное народное творчество», «Язык-важнейшее средство общения» и др.

- Уроки музыки в 5-6 кл. «Музыкальные инструменты»

- Уроки технологии в 5-8 кл «Кулинария», «Уход за ребенком», «Художественная вышивка на швейной машинке», «Интерьеры кухни, столовой» и др.

В процессе интеграции общего и дополнительного образования в рамках работы школьного музейного комплекса «Связь поколений» обучающийся школы:

- расширяет и углубляет научный кругозор в различных областях знаний;

- осваивает теоретические и практические способы научного познания мира и приемы поисково-исследовательской работы, применяя в комплексе различные научные знания;

- приобретает устойчивый интерес к поисково-исследовательской работе и положительную учебную мотивацию к изучению общеобразовательных предметов;

- получает представление о профессиях в процессе социальных и «профессиональных» проб в походной практике и практической деятельности школьного музейного комплекса;

- развивает общественно-значимые личностные качества, способности и интересы (коммуникативность, толерантность, ораторское мастерство, креативность, уверенность в себе, овладевает нормами социального поведения; способность к самоанализу, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению; приобретает эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и происходящим в нем событиям и другие качества), которые способствуют адаптации и социализации личности школьника в современном мире;

- повышает уровень сформированности предметных, межпредметных, ключевых компетенций в ходе разработки и практического выполнения краеведческой исследовательской работы;

- повышает уровень научной культуры в рамках одного или нескольких общеобразовательных предметов и общей культуры через расширение, углубление научных знаний, их комплексного использования;

- приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности, как совокупности умений, позволяющей обучающимся находить эффективные решения при выполнении творческих заданий, включаться в процесс создания субъективно нового на основе активизации мотивации и рефлексии.


  1. Дополнительное образование

В школе создана широкая сеть объединений дополнительного образования по семи направлениям, которая увеличила свою численность за 2011-2013 годы с 110 до 152 кружков и секций, в которых занимаются 1570 обучающихся, что составляет 93%.

На базе музейных комнат работает 9 кружков военно-патриотической и туристско-краеведческой направленности: «Памяти связующая нить..», Быт народов России, История края в лицах, История Саратовского края, Оч.умелые ручки, Рукодельницы, Умелые хозяюшки, Страноведение, Историческое краеведение. Всеми руководителями музеев разработаны дополнительные образовательные программы и организована работа кружков для различных возрастных категорий обучающихся. Разработанная система работы комплекса позволяет осуществлять тесное взаимодействие всех музейных комнат.

Результатом работы школьного музейного комплекса является участие ребят во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах детского творчества в которых занимают призовые места. (Приложение № 12. Результаты обучающихся).

Мониторинг призовых мест обучающихся в конкурсах разных уровней показывает, что увеличился рост участия в различных конкурсах, а главное увеличилось участие наших детей и педагогов в конкурсах регионального и всероссийского уровней. (Приложение № 13 Мониторинг призовых мест).

Актив музейных комнат является активным участником школьной научно-практической конференции «Вчера. Сегодня. Завтра», представляя на ней свои проектные работы: Геральдика-наука о гербах, Русские народные игры, Письменность и книга в Древней Руси, Обрядово-календарные песни и заклички Саратовской губернии, История одной улицы, Выпускные вечера в 19, 20, 21 веках, Великие победы 44-го и мн.др.

Подводя итог выше сказанному, можно определить, что школа формирует информационно-коммуникативные и социальные компетентности обучающихся. В то же время, используя возможности музейной педагогики, можно объединять усилия школы, семьи, общественности, других образовательных и не образовательных учреждений в развитие школьников (интеллектуальном, творческом, социальном), в формирование в ребенке единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал, выработке единых подходов в воспитании подрастающего поколения.


  1. Обзорные и тематические экскурсии

Школьный музейный комплекс регулярно проводит обзорные и тематические экскурсии не только для обучающихся нашей школы, но и других школ города и района, а также родителей, жителей микрорайона, ветеранов ВОВ, гостей школы. Всего за 3 года проведено 407 экскурсий, с охватом 9.666 человек.

Традиционными стали дни открытых дверей для всех желающих (объявления размещаются в микрорайоне школы), целью таких мероприятий является формирование имиджа школы как динамично развивающегося образовательного учреждения, привлечение к жизнедеятельности комплекса родителей и жителей микрорайона, пополнение музейных фондов.


  1. Встречи с ветеранами, труженниками тыла, участниками локальных войн и интересными людьми.

В течение года на базе музейного комплекса проходят встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, участниками локальных войск, деятели культуры, родителями, непосредственными участниками или очевидцами исторических событий и т.д.;

Ведется активная шефская работа с ветеранами Великой Отечественной войны. В музее ведется список участников войны-родственников учеников и сотрудников школы. За каждым классом закреплен ветеран ВОВ, труженник тыла или вдова участника ВОВ. Дети готовят подарки, концертные номера и посещаю их на дому, или приглашают к себе в гости в класс (не менее 3-х раз в год на день пожилого человека, 23 февраля и день Победы).

Наша школа гордиться тем, что в школе работает столяром участник ВОВ, ветеран Екатеринушкин Николай Артемович, который является участником всех школьных мероприятий от праздников до посадки деревьев в честь Дня Победы. По его биографии членами поисковых отрядов собирается материал для создания уголока в музее.

Ежегодно при непосредственном участии актива музейного комплекса, возлагаются венки к обелиску, мемориальным памятникам, погибших и отдавших свой интернациональный долг в Чечне, Афганистане, в Чернобыле и Беслане.

На базе музейного комплекса проходят встречи с интересными людьми, которые оставляют всегда добрые отзывы о наших музеях. Наши музеи посетили:

19.10.2011г. - представители органов образования области в рамках зонального родительского собрания.

31.03.2011г и 14.11.2013г. - директора ОУ и ДОУ города и района, их заместители посетили музейный комплекс.

5.03.2012г. – победители региональных олимпиад города и района.

14.09.2012г – члены Советов школьных музеев городских школ.

30.10.2013г.- выдающийся выпускник 2009 года – Ринат Кадыров, олимпийским чемпионом, чемпионом мира по дзюдо. 02.03.2014г- хоккеисты команды «Газовик» г. Кимры Тверской области, наши подшефные Всероссийского турнира «Золотая шайба».

21.02.2014г. – встреча с руководителями органов образования и директорами ОУ г. Уральска республики Казахстан в рамках международной образовательной площадки «Актуальные вопросы международного образования: состояние и перспективы», организованной Балакоским филиалом РАНХиГС.


  1. Мультимедийные пособия

В связи с развитием информационных технологий в музейной сфере появляются новые формы деятельности. Для проведения уроков и классных часов всего по всем музейным комнатам за 3 года разработано 387 презентаций по различным темам по профилю музея, это: Четвероногие друзья в строю, Реквием по Афганской войне, Дети военной поры, Непобедимая и легендарная, История государственной символики, Форма военных лет, Мой город родной, Недаром помнит вся Россия…, История Вооруженных Сил РФ, Мы – волжане, Мы - славяне, Из истории школьной формы, Из истории шариковой ручки, История школьной формы, Школа в 19,20,21 веке, Учителями славится Россия и т.д., а также компьютерные презентации для внеклассных мероприятий.
6. Социальное партнерство и межведомственное взаимодействие.

Наш комплекс музеев имеет множество социальных партнеров: школы города и района; центр патриотического воспитания «Набат», где сейчас трудится наш выпускник Севастьянов Сергей (член Совета Комнаты Боевой Славы) и продолжает сотрудничать с музеями нашей школы; тесное и дружеское взаимодействие с Советом ветеранов, в частности с его председателем Уполовниковым В.И., который всегда откликается на наши предложения поучавствовать в мероприятиях; творческое и краеведческое взаимодействие музеями города, которые посещают наши дети и организуются выездные выставки в школе (Музей истории города, краеведческий музей, дом-музей В.И. Чапаева, музей имени А.Н. Радищева, музей «Усадьба Мальцевых»); культурное сотрудничество с КВЦ «Радуга», КРЦ «Мир», городским выставочным залом, ГДК, Саратовской филармонией им. Шнитке, БДТ, ЦДОД).

Наши музеи осуществляют тесную взаимосвязь со школьной и детской библиотекой. На базе музеев проходят библиотечные уроки, встречи с участниками ВОВ, организуются коллективные чтения и обсуждения актуальных книг, результатом этой кропотливой работы стало проведение совместных праздников, ребята принимают участие в конкурсах и акциях «Самый читающий класс», «Неделя детской книги».

7.Обобщение опыта по музейной педагогике.

В течение 3-х лет опыт по музейной педагогике обощался на региональных и муниципальных уровнях, где школа представила свой опыт работы по музейному комплексу:

Региональный уровень:

19.04.2011г.- региональная конференция «Школа-территория здоровья».

19.10.2011г.- зональное родительское собрание «Семья и школа: шаг навстречу» с присутствием губернатора области П.Л. Ипатова.

27.10.2011г.- региональный семинар областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России» по теме «Новизна и традиции в патриотическом воспитании юных россиян».

11.05.2012г - областной семинар библиотекарей школ «Школьная библиотека-центр патриотического воспитания»

13.03.2014г - областной методический семинар «Современный урок в рамках реализации ФГОС ООН»

18.04.2013г. – областной семинар «Взаимодействие школы и семьи по формированию семейных ценностей и традиций»

21.02.2014г.- школа приняла участие в международной образовательной площадке «Актуальные вопросы международного образования: состояние и перспективы», организованной Балаковским филиалом РАНХиГС с участием гостей из Казахстана.

Муниципальный уровень:

12.01.2011г. – муниципальная встреча ветеранов педагогического труда «Учителями славится Россия»;

30.03.2011г.- муниципальный семинар для учителей истории и обществознания «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии».

11.02.2012г.- муниципальный конкурс патриотической песни «Широка страна моя родная»

28. 02.2013 г.- Выступление на Коллегии Комитета образования по теме «Воспитательная работа в школе в рамках Года Российской истории».

12.12.2013г – муниципальный семинар для руководителей школ «Единство образования и воспитания – важнейшее условие эффективности современного образовательного процесса»

24.02.2014г. – муниципальное мероприятие «Защитник Родины – это…» совместно с центром «Молодежная инициатива».
В результате создания музейного комплекса происходит обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся, возрождение истинных духовных ценностей в сознании подрастающего поколения; оптимизация работы по сохранению традиций школы; активное участие школьников и взрослых в сотрудничестве со школьным музейным комплексом.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе способствует усилению гражданско-патриотического воспитания обучающихся и повышению качества их образования. По данному направлению образовательно-воспитывающей деятельности школа ежегодно делится опытом работы на различных уровнях (Приложение № 14 Результаты деятельности музейного комплекса).
За последние 3 года проведено 14 областных, межмуниципальных и муниципальных семинаров, ежегодные педагогические советы по музейной педагогике, опыт работы ежегодно обобщается в рамках работы центра по проблемам воспитания на базе МБОУ Сош № 16, в 2013 году опыт работы школы обобщен на Коллегии образования по теме «Воспитательная работа школы в рамках реализации Года российской истории» (Приложение № 15. Выступление на Коллегии). Стало традицией проведение дня открытых дверей музеев. Только за прошлый учебный год проведено 116 экскурсия для учащихся школы, гостей города, области и воспитанников детских садов. Информация о музейном комплексе «Связь поколений» размещена на сайте школы http://www. mou_sosh28.ru

Наш музейный комплекс «Связь поколений» - неотъемлемая часть жизни школы, доминирующее звено ее учебно-воспитательной системы, центр - патриотического воспитания. Он любим учениками, учителями и родителями. Он - благодатная почва в воспитании подрастающего поколения; через музей проходит не одно поколение учащихся, и каждый из них получает здесь большой нравственный и эмоциональный заряд на многие годы; каждое поколение учеников оставляет свой вклад и след, пополняет новыми находками школьные музей; здесь каждый экспонат проходил через ум и сердце школьника, вызывая чувство гордости историей нашей Родины.

Анализ проделанной работы показывает, что школьный музейный комплекс в соответствии с концепцией своего развития осуществляет многообразную деятельность, и вся работа направлена на воспитание учащихся в духе патриотизма, любви к своей школе, осознания принадлежности к данному учебному заведению и гордости за него, уважения к памяти о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны и Отечественной войны 1812 года, уважения и гордости за достижения нашей страны в области науки и техники, в освоении космического пространства, на выявление и реализацию творческого и интеллектуального потенциалов учащихся, на осуществление тесной связи с ветеранами войны и тружениками тыла.

Но в ходе создания музейного комплекса выявились и проблемы:

  1. Недостаточно используются возможности музейной педагогики классными руководителями и учителями предметниками.

2. Слабо вовлекаются в музейную педагогику обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

3. Не активно используются современные формы музейной педагогики по взаимодействию с родителями.

Поэтому одной из основных задач в 2014 году является реализация новых современных способов работы с обучающимися и их родителями по патриотическому воспитанию. Будем продолжать использовать такие формы взаимодействия как виртуальные экскурсии, организация клубов и совместных дистанционных проектов, создание сайта музейного комплекса.

Наша задача переосмыслить старые и развивать новые формы гражданско-патриотического воспитания, а также взаимодействие с семьей на благо обучения и воспитания наших детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений» icon Отчет по лабораторной работе должен содержать следующие материалы...
Отчет по лабораторной работе должен содержать следующие материалы по каждой задаче
Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений» icon Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество»
Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение...
Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений» icon Отчёт по воспитательной работе за 2012-13 учебный год
Школа ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому, поэтому мы в своей работе...
Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений» icon Рекомендуемая литература
Ванслова Е. Г. Культура и дети глазами музейного педагога или как стать счастливее. М., 2004,- 224 с
Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений» icon Отчет по итогам организации процесса воспитания в мбоу «сош№40»
Аналитический отчет заместителя директора по воспитательной работе по итогам организации процесса воспитания
Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений» icon Отчет по предпроектному обследованию. Княгининский муниципальный район
Перечень требований к функциональным возможностям настроек Единого комплекса бюджетного учета для всей подведомственной сети грбс...
Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений» icon Отчет о методической работе за 2012-2013 учебный год мбоу оош с. Старотатышево

Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений» icon Отчет о реализации мероприятий комплекса мер с указанием социального...
В проекте модернизации ставится задача по прорыву системы образования на передовые позиции на всех этапах обучения
Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений» icon Об итогах школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории
Ш №3 ст. Фастовецкой от 12 сентября 2011 года «О проведении школьного этапа краевых олимпиад школьников», 14 октября была проведена...
Отчет о работе школьного музейного комплекса «Связь поколений» icon Отчет о работе гоу спо «забайкальский техникум искусств» за 2012-2013 уч. Год
Дополнительное образование, маркетинг и связи с общественностью стр. 35
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции