Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм




Скачать 142.07 Kb.
НазваниеЗдесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм
Дата публикации12.05.2014
Размер142.07 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА
Матвеевская Наталья Станиславовна

соискатель учёной степени Университета РАО, г. Москва
Музыкальные способности, как и другие специальные способности, формируются при наличии определённых задатков в целостной системе. В музыкально-педагогической практической деятельности традиционно принято разделять три основных музыкальных способности: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память. В исследованиях музыкальных способностей обращено внимание на 3 значимых градации: собственно технические (техника исполнения на конкретном музыкальном инструменте или управление вокальным голосом); композиционные (для сочинения музыки); контрольно-слуховые. При исследовании музыкальных способностей школьников необходимо использовать специфические (музыкальные) методы и инструментарий общей психологии, разработанный для исследования свойств личности [2, с.12].

Музыкальный слух. Как считает Б.М. Теплов, музыкальный слух можно определить в двух ипостасях, таких как звуковысотный слух и тембровый слух. В пространном понимании – это способность распознавать, отличать музыкальные звуки, воспринимать, понимать, чувствовать и переживать смысловое наполнение музыкальных творений. На самом деле, природа музыкального слуха сложна и исследователи этого вопроса отделяют его виды по звуковой высоте, тембру, динамике, ритму, внутреннему ощущению, точности и относительной точности, способности слышать много голосов, их звуковедение и тонкости формообразования музыкальной ткани. Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27].

Музыкальный ритм. В музыкальной практике определяется как временное сочетание акцентов в музыкальном языке. Тесно связан с темпом (быстрота движения метрического счёта) и метром (ударная и безударная пульсация следования музыкального произведения).

Музыкальная память. Способность к формированию слухового образа, накоплению, сохранению и применению персонального музыкального опыта, которая имеет непосредственное отношение к формированию личности музыканта и его перманентное развитие. Для музыканта-исполнителя важно владеть способностью двигательной памяти, которая отвечает за чёткость, ловкость и быстроту (виртуозность) исполнительских движений. Дети, имеющие развитую образную память, как правило формируют длительные интенсивные музыкально-слуховые представления. Обладатели хорошей слуховой памяти быстро приобретают устойчивый внутренний слух (ясное представление музыкального произведения в нотной записи или мелодическому (гармоническому) развитию, зрительной – «портрет» музыкального произведения во всех деталях, эмоциональной – спектр авторских эмоций, образно-логической – структуру формообразования музыкальных произведений. Для музыканта-сочинителя важна способность передачи в музыкальном произведении «образа мира», выражения увиденного вокруг в музыкальных звуках.

«Сценическое самоощущение» (по К.С. Станиславскому). Синтез умственных и эмоциональных данных исполнителя, направленных на оптимальное достижение творческой цели. Обладатель цельной психо-физиологической системы личности, как правило, добивается самых высоких результатов в эмоциональном общении с залом. Дети, имеющие экстравертную направленность, стиль общения которых отличается коммуникабельностью, откровенностью и колоритом испытываемых эмоциональных состояний, направленностью во внешний мир, показывают низкий уровень нейротизма и, как следствие, успешность в концертной практике. Тогда как интроверты, обращенные «в себя», замкнуты, высоко нейротичны и имеют проблемы в сценическом самовыражении, хотя по наблюдению физиологов особо предрасположены к художественной деятельности [3]. Уровень «сценического самоощущения» определяется при помощи методики Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) [1], [4].

Композиционные способности (склонность к сочинению музыки).

Общая склонность к творческим проявлениям определяется при помощи диагностики личностной креативности Туник Е.Е. и при использовании игровых тестов [8].

Диагностика музыкальных способностей школьника (МСШ) на основе методики К.В. Тарасовой.

Диагностика определения музыкальных способностей школьника способна помочь определить скрытые специальные музыкальные способности исполнителей (инструменталистов, вокалистов) и музыканта – сочинителя. Диагностирование состоит в профессиональной педагогической оценке уровня креативной составляющей личностных способностей школьников педагогами-экспертами в контексте заявленных критериев.

Для получения оптимально точного результата нами была разработана методика выявления уровней музыкальных способностей школьников (МСШ), в которой были учтены критерии уровней музыкальной креативности. МСШ – для экспертной оценки музыкальных способностей школьника с использованием тестовых заданий. Методика позволяет провести комплексную диагностику по ряду параметров, позволяет дать диагностическую оценку не только текущего момента, но и отследить динамику формирования музыкальных способностей школьника исполнителя и сочинителя. Тестовые задания основываются не на оценке знаний, а на исследовании когнитивной деятельности в целом и музыкально-мыслительной деятельности в частности, дают материал для сравнения результатов, доступны исследователю-любителю.

Диагностика основывается на эмпирическом материале, собранном в результате применения тестовой системы упражнений. Система тестовых упражнений состоит из игровых заданий, раскрывающих структурные составляющие музыкальных способностей, таких как: звуковысотный слух;

темпо-метроритмический слух; тембровый слух; динамический слух; ладовый слух; чувство формы; эмоциональная отзывчивость; познавательный, операциональный и мотивационный составляющие музыкально-эстетических пристрастий школьников; склонность к сочинительству музыки.

Методика может использоваться в частном случае и в группах не более 9 человек. Средством мотивации школьников к участию в диагностике является игровая ситуация, доверительные отношения с педагогом и психологически комфортная атмосфера во время её проведения. Оценочные суждения эксперта исключены.

Практические диагностические тесты

  1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Тест-игра «Играем знакомую мелодию».

Цель: определение уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции на фоне меняющегося темпа (тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания формируются в размере 4/4 в умеренном темпе (4 такта)).

Игра вовлекает школьника в ситуацию исполнения на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон) простой мелодии. Если ребёнок не умеет играть на инструменте или отказывается, ему предлагается простучать метро-ритм по столу или прохлопать в ладоши.

Алгоритм:

1. Выбор знакомой для ребёнка простой песни.

2. Ребёнку предлагается сыграть или простучать метро-ритмический рисунок двумя руками, если на инструменте, то в двух октавах (например, соль 3 октавы и соль 4 октавы).

3. Проба ребёнком исполнения своей партии.

4. Эксперт играет песню по нотам до конца, несмотря на то закончил ребёнок свою партию или остановился.

5. Положительная оценка исполнения.

6. В случае верного исполнения, темп меняется на быстрый (90 ударов в минуту), а затем на медленный (60 ударов в минуту).

7. В случае успешного исполнения по ходу произведения используются замедления и ускорения.

Критерии оценки: верное исполнение в трёх темпах, с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метра; верное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему уровню развития темпо-метра; сбивчивое, но законченное исполнение песенки в умеренном темпе (ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень темпо-метра; сбивчивое и незаконченное исполнение – низкий уровень темпо-метра.

  1. Изучение чувства ритма

Тест-игра «Аплодисменты»

Цель: определение уровня развития метроритмической способности.

Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.

Критерии оценки: точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень; воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса – средний уровень; верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень; метрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса – низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).

Тест-игра «Тайна гармонии»

Цель: определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.

Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий.

Критерии оценки: слабый уровень – верно 1-3 созвучия; средний уровень – верно 4-7 созвучий; высокий уровень – верно 8-10 созвучий.

4. Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений.

Тест-игра «Повторяем мелодию»

Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений: при вокальном исполнении (управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом), при инструментальном исполнении (подбор по слуху на инструменте избранного мелодического рисунка).

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.

  2. Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.

  3. Подбор по слуху на инструменте предложенной мелодии.

Критерии оценки: слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции); средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне; высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.

5. Диагностика чувства тембра

Тест - игра «Чьи голоса звучат?»

Цель: определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.

Алгоритм:

  1. Многократное прослушивание аудиозаписи фрагмента музыкального произведения в различных исполнениях.

  2. Определение тембра голосового и инструментального звучания.

Критерии оценки: низкий уровень развития тембрового чувства – верное определение только однородных тембров; средний уровень – верное определение однородных тембров и смешанных тембров; высокий уровень – верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

6. Диагностика динамического чувства

Тест - игра «Играем громко-тихо»

Цель: выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).

Алгоритм:

  1. Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно.

  2. Школьник получает предложение поиграть в «громко-тихо» на барабане или бубне также, как играет эксперт.

  3. Верное исполнение контрастной динамики - 1 балл.

  4. Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением динамики.

  5. Школьник должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное динамическое исполнение усиления звука (крещендо) и угасание звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла.

Критерии оценки: слабый уровень – 1 балл; средний уровень – 2-3 балла; высокий уровень – 4-5 баллов.

7. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Закончи мелодию»

Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий.

  2. Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени.

Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:

1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;

2- ый фрагмент – звучит до конца;

3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;

4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);

5- ый фрагмент – звучит до конца.

Критерии оценки: слабый уровень – верно определены 1-2 пункты; средний уровень – верно определены 3-4 пункты; высокий уровень – верно определены все 5 пунктов.

8. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает прослушать школьнику музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

  2. 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.

  3. 2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.

  4. 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: предлагается соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.

Критерии оценки: низкий уровень эмоционально-образного осмысления – отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки формы самовыражения ребёнка; средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки; высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.

Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал (по Торренсу).

9. Диагностика познавательного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических пристрастий детей.

Цель: определить уровень познавательного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты. Любишь ли ты музыку?; Нравится ли тебе петь?; Где тебе нравится петь больше - в школе или дома? Поют ли твои родители?; Какие песни тебе нравится слушать?; Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома?; Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?; Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи?; Какие исполнители тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки: низкий уровень развития познавательного компонента музыкальных предпочтений характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности; средний уровень выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные эталоны музыки; высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности разножанровой направленности.

Тест-игра «Музыкальный магазин»

Цель: исследование практико-ориентированного выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные пристрастия личности.

Стимулирующий материал: аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений различных жанров и направлений: народная вокальная, хоровая, инструментальная музыка, классическая вокальная, хоровая, инструментально-симфоническая, вокально-инструментальная музыка, современная музыка авангардного направления, современная развлекательная музыка, духовная музыка.

Школьник должен отдать предпочтение в музыкальном магазине понравившейся музыке. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки: низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором одних развлекательных образцов музыкального искусства; средний уровень – выбор двух образцов разных линий музыкального творчества; высокий уровень – проявление интереса к трём различным музыкальным направлениям с предпочтением классических произведений.

10. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест-игра «Пусть музыка звучит».

Алгоритм:

  1. Эксперт играет на инструменте фрагменты разнохарактерных музыкальных произведений и намеренно прерывает их.

  2. Эксперт узнаёт у детей, хочется ли им, чтобы музыка звучала дальше?

Критерии оценки: проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как высокая мотивация школьника к развитию своих музыкальных способностей; равнодушное или отрицательное отношение трактуется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

11. Диагностика склонности к сочинительству музыки.

Тест-игра «Сочини мелодию»

Цель: выявление креативных музыкальных способностей ребёнка.

Алгоритм:

  1. Эксперт предлагает придумать простой мотив из двух-трёх-четырёх звуков, представленных слогами удобопроизносимых ребёнком слов (отображать в графике).

  2. Эксперт предлагает прослушать короткие песенные мотивы, усваивать их и последовательно находить звуки этих мотивов на клавиатуре (спев их вслух или про себя), осознанно представляя графику смены звуков, предварительно зафиксировав её в тетради.

Критерии оценки: низкий уровень склонности к сочинительству определяется индифферентным или отрицательным отношением к данной деятельности; средний уровень – готовность воспроизвести мелодию, похожую на ранее услышанную; высокий уровень – оригинальность сочинённого произведения; разработанность идеи или образа; беглость порождения идей; гибкость, т.е. различность типов идей и мыслеобразов на один музыкальный материал [7].

Для занесения итоговых показателей структурных составляющих музыкальных способностей разработана индивидуальная карта, с помощью которой педагог может наглядно представить реальную картину сформированности музыкальности школьника [5].
Список литературы:


  1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М.: «Мир»,1972. – 177 с.

  2. Мясищев В. М., Готсдинер А. Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Готсдинер. – Л. : Музыка, 1980. С. 14-29.

  3. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Госмузиздательство, 1961. – 173 с.

  4. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М. ,1997. –384 с.

  5. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия Москва, 1998. – 240 с.

  6. Симонов П.В. Синтезатор на занятиях с дошкольниками» в журнале «Музыка и электроника», 2005. – № 3, с. 43-45

  7. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.

  8. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб: Питер, 2013. – 320 с.

  9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм iconН. В. Шлифер п. Пушкинские Горы
Сольфеджио – учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха. Что же такое музыкальный слух и каковы критерии...

Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм iconОбразовательный стандарт основного общего образования по искусству...
Специфика музыкального языка. Мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура. Роль выразительных средств в создании и исполнении музыкального...

Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм iconДетский шумовой оркестр
Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть...

Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм iconИз истоков русских песен слово автора о народной песне
Подобные признания об органической связи со своим народом и его музыкальным творчеством можно встретить у каждого великого композитора....

Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм iconРасписание занятий отделения музыкального искусства на 2013-2014 учебный год

Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм iconБлока
Перспективно-тематический план работы музыкального руководителя по проблеме воспитания

Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств №3

Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм iconПланы практических занятий
«Тереза Дескейру» как «человеческая симфония» (соответствие композиции романа частям музыкального произведения, повторение и изменение...

Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Здесь важно ладовое чувство (эмоциональная составляющая музыкального слуха) и способность музыкального слухового представления (подбор по слуху) [9, с. 23-27]. Музыкальный ритм iconДетская музыкальная школа
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции