Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании




Скачать 176.23 Kb.
НазваниеКомплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании
Дата публикации28.05.2014
Размер176.23 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Лекции > Программа
МБОУ «Гимназия №7» г. Махачкалы.

Комплексно-целевая программа

«Профилактика наркомании, токсикомании

и правонарушений среди несовершеннолетних»

Махачкала 2013г.

Содержание.

1.Паспорт комплексно-целевой программы…………………………….3
2. Пояснительная записка………………………………………………..5-6
3. Циклограмма деятельности педагогического коллектива по реализации комплексно-целевой программы «Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних»…………………………………………………….7-8

4. Этапы реализации комплексно-целевой программы……………….. 9
5. Методы реализации программы 10-11



  1. Источники информации……………………………………………… 12

  2. Приложение…………………………………………………………13-


1. Паспорт программы


Наименование программы

«Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних».

Дата утверждения программы

Решение педагогического совета МОУ «СОШ №1». Протокол №

Приказ директора

Разработчики программы

Бондаренко Римма Зядитовна, заместитель директора по воспитательной работе; высшая квалификационная категория;

Жиронкина Надежда Михайловна, педагог-психолог школы; высшая квалификационная категория.

Назначение программы

Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации, Решение Совета безопасности, Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 – 2001 годы», на 2002 -2004 годы и в проекте на 2005 – 2009 гг.; Приказ Минобразования России от 23.09.99 г. № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.»

Федеральный комплект методических материалов.



Создание в МОУ «СОШ №1» системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде.

Задачи программы

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Сроки реализации программы

2009-2012 уч. г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

  1. Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

  2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

  3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  4. Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

  5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

  6. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).
  7. Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.


Участники реализации программы

Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги-психологи школы, социальный педагог, фельдшер, педагоги дополнительного образования; инспектор ОДН; родители.

Управление, контроль

Мониторинг школы


Формы и методы реализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.



Пояснительная записка.
Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 8-10 лет.

Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. По данным анкетирования за период с 2005 по 2007 год к 15-летнему возрасту 45-65 % детей имеют различный опыт употребления ПАВ.

Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым школьники начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира. Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.
Цель:

создание в МОУ «СОШ №1» системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде;

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.
Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.


Циклограмма деятельности педагогического коллектива по реализации комплексно-целевой программы

«Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних»


п/п

Наименование мероприятия

Ответственный, должность

Сроки проведения ежегодных мероприятий

Возраст участников,

категория

1.

Городские и общешкольные мероприятия:

Акция «Не переступи черту»;

«Спасти и сохранить»;


Спортивные мероприятия («Спартакиады; Декады Здоровья; Легкоатлетические эстафеты);

Фестиваль допризывной молодёжи;
«Мы выбираем будущее»


Классные руководители; социальный педагог; психологи школы; учителя физкультуры, ОБЖ


сентябрь-октябрь;


март-май
октябрь, март, май

февраль - март

март-апрель


1-11 классы;

7-17 лет

2.

Классные мероприятия:

Беседы: «О наркотиках и наркоманиях»;

«Гибель от передозировки»;

«Проблемы здоровья наркоманов»;

«Уголовная ответственность»;

«Рост преступлений, совершаемых наркоманами»

Классные часы: «Улица, подросток»; «Скажем наркотикам «Нет!»; «Привычки. Их влияние на детский организм»; «От вредной привычки к болезни всего один шаг»; «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»; «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения); «Алкоголь и система пищеварения»; «Влияние алкоголя на детский организм»; «Преимущества трезвого здорового образа жизни»; «Заботиться о других – и долг и радость»; «Что такое здоровье?»; «Мир, в котором ты живёшь»; «Опасность вредных привычек»; «Учись преодолевать страх» и другие

Классные руководители; зам. директора по ВР

Классные руководители, педагоги-организаторы, медицинские работники, специалисты нарко,контроля КДН


сентябрь-октябрь


октябрь-ноябрь


5-11 классы;

13-17 лет


1-11 классы;

7-17 лет

3.

Психологические тренинги, мозговые штурмы: «Учусь сопротивляться давлению», «Я и они», «Как сказать «нет».

Педагоги-психологи школы, социальный педагог

октябрь, апрель

6-11 классы

12-17 лет; учащиеся «группы риска»

4.

Ролевые игры: «Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ»; «Дружба. Кого можно назвать другом?»

Педагоги-организаторы, классные руководители; педагоги-психологи

сентябрь-декабрь

1-5 классы

7-12 лет

5.

Работа с неформальными лидерами (учёба актива; участие во внеклассных и городских мероприятиях «Не переступи черту»; просмотр тематических видеофильмов; шефская помощь).

Зам. директора по ВР, педагог-организатор, ответственный за школьное самоуправление; классный руководители

сентябрь-май

5-11 классы

11-17 лет

6.

Рекламные листы, плакаты, буклеты,конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»; выставка литературы «Реклама и антиреклама табака и алкоголя»

Педагоги-организаторы; специалисты ОДН ИДН, КДН; медицинские работники; зав. библиотеки

Всемирный день борьбы с курением (18ноября);

ноябрь-декабрь

1-11 классы

7-17 лет

7.

Анкетирование «Моё отношение к наркотикам»

Классные руководители; зам. директора по ВР

март-май

9-11 классы

15-17 лет



Этапы реализации комплексно-целевой программы:
I Подготовительный этап.

  1. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.

  2. Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

  1. Реализация мероприятий программы.

  2. Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:

  1. Участие в городской акции «скажи наркотика «нет!» ».

  2. Декада здоровья (комплекс мероприятий).

  3. «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.

  4. Спортивные мероприятия.

  5. Ток-шоу, круглые столы с приглашением специалистов.

  6. Классные часы, беседы по данной проблеме.


III. Аналитический этап.

  1. Социальный прогноз.

  2. Анализ реализации программы.

  3. Оформление отчётов.

  4. Оценка результатов.


Механизм реализации программы осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.

  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.

  • психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.

  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.

  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.


Участники программы

Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 8 до 17 лет.
Управление, контроль, мониторинг

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе совместно с социальным педагогом в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, педагоги-психологи школы, библиотекарь.


Методы реализации программы:

Мозговой штурм. Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.

Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.

Работа с неформальными лидерами. Можно привлекать старшеклассников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие школьники более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.

Работа в группах и парах. Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Программа предполагает:

  1. Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе.

  2. Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ на организм человека и его последствиях.

  3. Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.

  4. Индивидуальную работу с учащимися.

  5. Работу с родителями.


Основные требования к условиям реализации программы:

- продолжительность одного занятия не более 40-45 минут;

- курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;

- группа может быть довольно большой (25-30 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;

- занятия может вести не только педагог-психолог, социальный педагог, но и классный руководитель, и педагог, прошедший некоторую подготовку;

- один раз в четверть перед учащимися выступает заместитель директора по воспитательной работе или педагог-психолог школы, один раз в полугодие – инспектор по делам несовершеннолетних. Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее чем два раза в месяц (в течение 10-15 минут).

Занятия не должны напоминать школьникам уроки. Поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические высказывания ведущего. Целью занятий должно стать не столько получение учащимися определённых знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Подход, при котором социальные установки формируются через игру, а не путём простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации. Помимо психологических тренингов, бесед, классных часов в программу должны быть включены уроки здоровья.
Организация профилактической работы предполагает:

  1. Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.

  2. Согласование плана работы с ОДН, КДН и утверждение его директором школы.

  3. Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.

  4. Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.

  5. Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города.

  6. Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.

  7. Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.

  8. Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.

  9. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.

  10. Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения.


Источники информации для учащихся



  1. Белогуров С.Б. «Наркотики и наркомании (Книга для всех). Сургут, Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1998 г.

  2. Мороз О.П. «Группа риска». «Просвещение» Москва, 1990 г.

  3. В.А.Ерёмин «Улица – подросток – воспитатель» Москва «Просвещение», 1991 г.

  4. М. Безруких, Т.Филиппова. «Разговор о правильном питании». Москва, 1999 г.

  5. Г.Зайцев, А. Зайцев. «Твоё здоровье». С-Пб., 1997 г.

  6. Клиффорд А., Парлез Л. «Путешествие Джуно. Приключения в стране здоровья». Москва «Просвещение», 1992 г.

  7. Е. Литвинов. «Ура, физкультура: Учебник 2-4 кл. Москва «Просвещение», 1996 г.

  8. И. Семёнова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой». Москва, 1994 г.

  9. Г.Юдин. «Главное чудо света». Москва: Монолог, 1994 г.

  10. http: // jdepi. projectharmony. ru



Источники информации для педагогов и родителей


  1. Н.Аникеева «Воспитание игрой». Москва, 1987 г.

  2. Н. Коростелев «От А до Я детям о здоровье». Москва: Медициан, 1987 г.

  3. Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.

  4. С. Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях». Санкт-Петербург, 2000 г.

  5. Н.В.Вострокнутов «Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска». Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г.

  6. Б.М.Левин, М.Б.Левин «Наркомания и наркоманы». Москва, Просвещение, 1991 г.

  7. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие». «Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами». Москва, 2005 г.

  8. Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».

  9. Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы профилактики ПАВ».

  10. Е.Ю.Ляпина «Профилактика социально опасного поведения школьников». Система работы образовательных учреждений. Волгоград.

  11. Министерство образования и науки Российской Федерации. «Зарубежный опыт профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.

  12. http: // www. narkopomosh. ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании iconЦелевая программа «Профилактика наркомании, беспризорности, безнадзорности...
Программа «Профилактика наркомании, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2011-2016 годы»

Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании iconПрограмма «Мониторинг качества образования мбоу «Цветковская гимназия»
Комплексно-целевая программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”

Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании iconПрограмма по профилактике наркомании, токсикомании
Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых...

Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании iconПрофилактика наркотизма: теория и практика
Самарского государственного университета, Председатель общественного совета по профилактике наркомании и других видов негативной...

Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании iconПрограмма «Школа без наркотиков»
«образом жизни». Отмечается рост наркомании и таксикомании в младших возрастных группах. Происходит «омоложение» наркомании, которой...

Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании iconАнцупов А. Я. А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе
А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит изд; центр владос, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога)

Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании iconПрограмма по дисциплине «история, философия и методология технических наук»
Целевая установка и организационно-методические указания

Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании iconПрограмма развития школы на 2011 2015 годы муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Целевая комплексная программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Уздалросинская средняя общеобразовательная...

Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании iconФедеральная целевая программа книгоиздания России Издательская программа...
Доктор психологических наук, профессор В. Э. Чудновский, Ученый совет Психологического института рао

Комплексно-целевая программа Профилактика наркомании, токсикомании iconКомплексная программа "Противодействие экстремизму и профилактика...
Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции