Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия)




Скачать 1.32 Mb.
Название Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия)
страница 1/13
Дата публикации 27.05.2014
Размер 1.32 Mb.
Тип Лекция
literature-edu.ru > Лекции > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Шри Ишопанишад

ВВЕДЕНИЕ

Лекция Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады,

прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия).

Дамы и господа, темой сегодняшней лекции является учение Вед. Что такое

Веды? Санскритский глагольный корень слова веда можно переводить

по-разному, но в конечном счете все различные значения этого слова

являются производными от слова "знание". Любое знание, которое вы

получаете, есть веда, потому что учение Вед - это изначальное знание.

Пока мы пребываем в состоянии обусловленности, наше знание имеет много

недостатков. Разница между обусловленной и освобожденной душой

заключается в том, что обусловленной душе присущи четыре недостатка.

Первый ее недостаток состоит в том, что она обречена совершать ошибки.

Например, в нашей стране Махатму Ганди почитают великим человеком, но и

он допускал много ошибок. Даже в последний день его жизни секретарь

предупреждал его: "Махатма Ганди, не ходите на это собрание в Новом

Дели. Я слышал от друзей, что там опасно". Но он не послушался. Он

настоял на том, чтобы пойти туда, и был убит. Даже такие великие люди,

как Махатма Ганди, президент Кеннеди и им подобные, совершают ошибки.

Человеку свойственно ошибаться. В этом заключается один из недостатков

обусловленной души.

Другой недостаток - склонность впадать в иллюзию. Иллюзия - это вера в

реальность того, чего не существует - майи. Майя буквально означает "то,

чего нет". Каждый принимает свое тело за себя. Если я спрошу вас, кто

вы, вы ответите: "Я мистер Джон, я богатый человек", и т.д., и т.п. Все

это разные формы отождествления себя с телом. Но вы не есть тело. Это

иллюзия.

Третий недостаток - склонность к обману. Каждый склонен обманывать

других. Человек может быть первейшим глупцом, но выдавать себя за

умного. Мы уже говорили, что человек на каждом шагу заблуждается и

допускает ошибки, но это не мешает ему рассуждать: "Я думаю, что это

так, а то - этак". При этом он даже не знает природы своего "я". Он

пишет книги по философии, хотя сам далек от совершенства. В этом его

болезнь. Это и есть обман.

И наконец, наши чувства несовершенны. Мы очень гордимся своим зрением.

Часто люди с вызовом спрашивают нас: "Можете ли вы показать мне Бога?"

Но есть ли у вас глаза, чтобы увидеть Бога? Вы не сможете Его увидеть,

пока у вас не будет глаз, необходимых для этого. Если сейчас в комнате

вдруг станет темно, вы не сможете увидеть даже собственную руку. Так

много ли стоит ваша способность видеть? Таким образом, нельзя

рассчитывать обрести истинное знание (веду) с помощью наших

несовершенных чувств. Обладая этими недостатками, присущими

обусловленным живым существам, мы никому не можем дать совершенного

знания. Да и сами мы несовершенны. Поэтому мы безоговорочно принимаем

авторитет Вед.

Веды иногда называют священными писаниями индуизма, но слово "индуизм"

иностранного происхождения. Мы не индусы. Сущность нашей культуры

отражает слово варнашрама. Этим словом называют тех, кто следует Ведам и

принимает деление человеческого общества на четыре варны и ашрама, то

есть на четыре сословия и четыре ступени духовной жизни. Эту систему

называют варнашрамой. В "Бхагавад-гите" [4.13] сказано: "Это деление

существует везде, поскольку оно создано Богом". Общество делится на

брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Брахманами называют разумных людей,

тех, кто знает, что такое Брахман. Кшатрии - это сословие правителей, то

есть второе сословие разумных людей. Затем идут вайшьи - торговое

сословие. Эти группы людей можно обнаружить в любом обществе. Таков

ведический принцип, и мы принимаем его. Ведические принципы принимают,

не требуя доказательств, так как в Ведах не может быть ошибок. В этом

заключается смысл слова "принимать". Например, в Индии коровий навоз

считается чистым, хотя и представляет собой испражнения животного. В

Ведах говорится, что, коснувшись испражнений, необходимо сразу совершить

омовение. Но в другом месте сказано, что коровий навоз чист. Если

вымазать коровьим навозом нечистое место, то оно станет чистым.

Руководствуясь обыденным здравым смыслом, мы можем возразить: "Это

противоречие". И действительно, с точки зрения здравого смысла это

противоречие, но тем не менее тут нет ошибки. Это факт. В Калькутте один

знаменитый ученый-медик исследовал коровий навоз и обнаружил, что он

обладает всеми антисептическими свойствами.

В Индии, если один человек говорит другому: "Ты должен сделать то-то и

то-то", - тот может спросить: "Чего ради? Почему я должен беспрекословно

выполнять твои указания? Что, об этом сказано в Ведах?" Ведические

предписания нельзя толковать по-своему. Но в конечном счете, если вы

тщательно изучите каждое из этих предписаний, то обнаружите, что они

безошибочны.

Веды не являются творением человеческого разума. Ведическое знание

пришло из духовного мира, от Господа Кришны. Другое название Вед -

шрути. Словом шрути называют знание, которое обретают в процессе

слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути сравнивают с матерью. От

матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто

ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Когда мать говорит

вам: "Вот твой отец", - вам остается только согласиться с этим.

Установить личность отца экспериментальным путем невозможно. Аналогично

этому, если вы хотите познать нечто, лежащее за пределами сферы вашего

опыта, вашего эмпирического знания, за пределами сферы действия ваших

чувств, то должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об

экспериментировании. Все эксперименты уже давно поставлены. Истина уже

установлена. Нам остается только принять ее, как мы принимаем на веру

слова матери. Другого пути нет.

Веды называют матерью, а Брахму - дедом, предком, так как он был первым,

кто получил ведическое знание. Брахма был первым живым существом во

вселенной. Он получил ведическое знание и передал его своему сыну Нараде

и другим ученикам и сыновьям, а они передали его своим ученикам. Так

ведическое знание передается по цепи ученической преемственности.

"Бхагавад-гита" также подтверждает, что ведическое знание передается

этим путем. Поставив эксперименты, вы в конечном счете придете к тому же

выводу, но, чтобы сберечь время, лучше просто принять учение Вед. Если

вы хотите узнать, кто ваш отец, и признаете свою мать авторитетом в этом

вопросе, то должны принять на веру все,что она вам скажет. Существует

три вида доказательств: пратьякша, анумана и шабда. Пратьякша означает

"эмпирическое доказательство". Эмпирические доказательства всегда имеют

слабые стороны, поскольку наши чувства несовершенны. Например, мы каждый

день видим солнце, и оно кажется нам маленьким диском, тогда как на

самом деле оно гораздо больше многих планет. Так чего же стоят наши

наблюдения? Чтобы составить правильные представления о солнце, мы должны

читать книги. Итак, непосредственный опыт далек от совершенства. Другим

видом доказательства является анумана, индуктивное знание, или гипотеза:

"Предположим, что это так...". Примером такого доказательства является

теория Дарвина, которая целиком основана на предположениях. Но это

нельзя назвать наукой. Это всего лишь предположение, и оно также

несовершенно. Совершенным может быть только знание, полученное из

авторитетного источника. Если радиостанция пришлет вам программу

передач, вы не станете оспаривать ее. В этом случае вам ни к чему

проводить эксперименты, потому что программа получена из надежного

источника.

Ведическое знание называют шабда-праманой, или по-другому шрути. Шрути

означает, что знание должно быть получено в процессе слушания. Веды

учат, что если мы хотим понять трансцендентную науку, то должны слушать

человека, сведущего в этом вопросе. Источник трансцендентного знания

находится за пределами материальной вселенной. Знание, доступное в этой

вселенной, - это материальное знание, а знание о том, что находится за

ее пределами, - трансцендентное знание. Нам не под силу достичь границ

даже материальной вселенной, не говоря уже о том, чтобы попасть в

духовный мир. Следовательно, обрести полное знание невозможно.

И тем не менее духовный мир существует. За пределами проявленной и

непроявленной материи раскинулось духовное небо, в котором парят вечные

планеты, населенные вечными существами. Но как вы сможете это проверить?

Об этом говорится в ведических писаниях, но как вы поставите

эксперименты? Это невозможно. Поэтому мы должны просто принять

информацию, изложенную в Ведах. Это называется ведическим знанием. В

нашем Движении сознания Кришны мы получаем знание от высшего авторитета,

Кришны. Авторитет Кришны признают люди всех категорий. В первую очередь

я имею в виду две категории трансценденталистов. Одна категория

трансценденталистов - это имперсоналисты, майявади. Обычно их называют

ведантистами школы Шанкарачарьи. К трансценденталистам другой категории

относятся вайшнавы, такие, как Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишнусвами.

Шанкара-сампрадая, так же как и Вайшнава-сампрадая, признает Кришну

Верховной Личностью Бога. Шанкарачарья считается имперсоналистом, так

как он проповедовал имперсонализм, безличный Брахман, но фактически он

был скрытым персоналистом. В своем комментарии к "Бхагавад-гите" он

пишет: "Нараяна, Верховная Личность Бога, пребывает за пределами

космического проявления". И затем снова подтверждает это: "Верховная

Личность Бога, Нараяна, - это Кришна. Он пришел в образе сына Деваки и

Васудевы". Он специально упоминает имя Его отца и матери. Таким образом,

все трансценденталисты признают Кришну Верховной Личностью Бога. Это

неоспоримая истина. В Движении сознания Кришны мы опираемся на знания,

почерпнутые из "Бхагавад-гиты", которая была поведана Самим Кришной. Мы

опубликовали "Бхагавад-гиту как она есть", потому что принимаем все, что

сказал Кришна, не давая Его словам собственных толкований. Это

ведическое знание. Ведическое знание чисто, поэтому мы принимаем его. Мы

принимаем все, что говорит Кришна. В этом суть сознания Кришны. Таким

образом экономится много времени. Приняв истинный авторитет, вы

сбережете много времени. В материальном мире существуют два метода

познания: индуктивный и дедуктивный. Примером дедуктивного знания

является наше представление о том, что человек смертен. Ваш отец

говорит, что человек смертен, ваша сестра говорит, что человек смертен,

все говорят, что человек смертен, но сами вы не проводите экспериментов.

Вы не подвергаете сомнению то, что человек смертен, вы просто принимаете

эту истину на веру. Если же вы захотите провести исследование, чтобы

установить, смертен ли человек, вам нужно будет изучить всех людей, и

при этом нельзя будет исключить вероятность того, что где-то живет

бессмертный человек, но он вам еще не встретился. Таким образом, ваше

исследование никогда бы не закончилось. Этот процесс на санскрите

называется арохой, восходящим процессом. Попытки обрести знания,

опираясь только на свои силы и несовершенные чувства, заранее обречены

на неудачу. Таким образом невозможно прийти к правильным выводам.

В "Брахма-самхите" говорится: "Отправляйтесь в путешествие на самолете,

который движется со скоростью мысли". Материальные самолеты могут

двигаться со скоростью три тысячи километров в час, но какова скорость

мысли? Вы сидите дома, вдруг вы подумали об Индии, которая находится,

скажем, за десять тысяч километров от вас, и сразу очутились там. Ваши

мысли мгновенно перенесли вас туда. Так велика скорость мысли. Поэтому в

"Брахма-самхите" говорится: "Пропутешествовав по просторам духовного

неба миллионы лет со скоростью мысли, вы убедитесь в том, что оно

безгранично". К нему невозможно даже приблизиться. Вот почему в Ведах

утверждается, что человек должен, а точнее обязан, найти истинного

духовного учителя, гуру. Каковы же качества духовного учителя? Он усвоил

сущность Вед из авторитетного источника и утвердился в Брахмане. Таковы

два качества, которыми он должен обладать, иначе его нельзя назвать

истинным учителем.

Движение сознания Кришны целиком основано на ведических принципах. В

"Бхагавад-гите" Кришна говорит, что истинная цель изучения Вед - познать

Его. В "Брахма-самхите" также говорится: "Кришна, Говинда, имеет

бесчисленное количество форм, но все они суть одно". Они не похожи на

наши несовершенные формы. Его форма совершенна. Моя форма имеет начало,

но Его форма не имеет начала. Она ананта. И Его форма - многочисленные и

многообразные формы - не имеет конца. Мое тело находится здесь, а не в

моей квартире. Вы сидите в зале, а не в своей квартире. Однако Кришна

может одновременно находиться везде. Он может находиться на Голоке

Вриндаване, но в то же самое время Он вездесущ. Он - изначальная

личность, старейшее живое существо, но на какое бы изображение Кришны вы

ни посмотрели, вы увидите юношу пятнадцати-двадцати лет. Вы нигде не

найдете старика. Вы видели в "Бхагавад-гите" изображение Кришны в роли

колесничего. В то время Ему было не меньше ста лет, у Него уже были

правнуки, и тем не менее Он выглядел как юноша. Кришна, Бог, никогда не

стареет. Таково Его верховное могущество. И если вы захотите постичь

Кришну, изучая ведическую литературу, то зайдете в тупик. Теоретически

это возможно, но сопряжено с очень большими трудностями. Однако вы

сможете легко узнать о Нем от Его преданного. Преданный Кришны может

дать Его вам со словами: "Вот Он, возьмите Его". Таково могущество

преданных Кришны.

Первоначально была только одна Веда, и читать ее не было необходимости.

Люди были такими умными и имели такую хорошую память, что могли понять

ее, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Им достаточно было

один раз услышать что-то, чтобы сразу постичь смысл сказанного. Но пять

тысяч лет назад Вьясадева, заботясь о людях этого века, Кали-юги,

записал Веды. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, их память

ослабеет, а разум притупится. "Поэтому я должен учить ведической

мудрости, записав ее", - подумал он. Он разделил Веду на четыре части:

"Риг", "Саму", "Атхарву" и "Яджур" - и поручил эти части своим ученикам.

Потом он подумал о людях, не обладающих большим разумом: стри, шудрах и
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) icon А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады
Книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады переведены на 35 языков мира. В настоящее время в издательстве ведется работа по переводу...
Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) icon Его Святейшество Бхакти Викаша Свами брахмачарья в сознании кришны йамуна Пресс Компани
Посвящается моему Господину и Учителю, Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, основателю-Ачарье этого прекрасного...
Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) icon Биография А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896-1977), выдающегося...
«Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие»: The Bhaktivedanta Book Trust; 2010
Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) icon А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, чтобы понять суть Вед и достичь совершенства?
Этот вопрос, необходимо увидеть место книг, которые перевел и прокомментировал Шрила Прабхупада, среди всего многообразия Ведической...
Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) icon Свами Шивананда. «Господь Шива и Его почитание»
Общества Божественной Жизни, имеющего многие тысячи последователей в Индии, на Западе, а также в России. Книга является популярным...
Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) icon Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) icon Лондон Джек Мартин Иден Джек Лондон Мартин Иден Роман
Источник Джек Лондон. Мартин Иден/ Роман. Кишинев, Гос. Издательство Молдавии, 1956
Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) icon Лекция в Дорнахе 22 мая 1920 года
Канта и протестантизма. Эта лекция вызвала негодование среди членов Лиги, культивировавших и признававших под названием монизма вообще...
Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) icon Информационное письмо
Дом»), Всероссийским Музеем А. С. Пушкина и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных проводит с 15 по 20 октября 2014...
Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия) icon Моряк в седле. Джек Лондон
Писатель, жизнь которого была не менее увлекательна, чем истории героев его потрясающих произведений
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции