Скачать 45.83 Kb.
|
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» как интерпретация реальных событий». Дата проведения урока: 22.11.12 Конспект составила: Полесовщикова Я.Ю. Москва 2012
Приём: исследовательский доклад, беседа, анализ образа героя
Ученик рассказывают о Бородинском сражении. Учитель: Эти события и легли в основу произведения Лермонтова. Как вы думаете, почему поэт обратился к этой теме? Ученики: Думаю, он испытывал чувство гордости за свою страну, своих соотечественников, которые смогли выиграть это тяжелое сражение. Учитель: Верно. Поэтому это стихотворение пронизано чувством гордости, патриотизмом. Сейчас прослушаем стихотворение «Бородино» в исполнении мастера слова. Постарайтесь запомнить, с какой интонацией следует читать это стихотворение. Параллельно просмотрим подобранные иллюстрации. Вызывает учеников, готовивших иллюстрации, включает их презентацию и аудиозапись (материал взят с сайта http://аудиохрестоматия.рф/). Если невозможно воспроизвести запись – ученики по очереди читают стихотворение. Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Ученики: чувство гордости, интересно читать, узнать что-то новое. Учитель: Когда вы читали это стихотворение – вам наверняка встречались незнакомые слова. Сейчас я покажу вам презентацию, в которой объясняю слова, которые показались мне трудными и незнакомыми для вас. Показывает презентацию. Учитель: От чьего лица ведется рассказ? Ученики: От лица участника событий. Учитель: Как вы думаете, почему рассказ ведется именно от лица участника событий? Ученики: Потому что Лермонтову важно передать эмоции солдата, показать события с его точки зрения. Учитель: Лермонтов не дает описание внешности рассказчика, но каким вы себе его представляете? Ученики: Человеком сильным, храбрым, смелым, идущим в бой за свою Родину. Учитель: Как отзывается главный герой о своих современниках и о потомках? С кем он сравнивает своих современников? Ученики: «Да, были люди ... не вы!». С богатырями. Учитель: Кто такой в вашем понимании богатырь? Ученики: Человек сильный. Учитель: А какие ещё качества присущи богатырям? Ученики: Сила, храбрость, любовь к Родине. Учитель: А вы любите свою Родину? Готовы её защищать? Продолжим работу с текстом. Как я уже говорила – в основу стихотворения легли реальные исторические события. Сейчас я буду приводить вам примеры из исторической справки, хроники, а вы будете находить в тексте слова, которые рассказывают нам о том же, но уже поэтическим языком. Показывает презентацию. «Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.» 3 строфа: «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали» «Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587». 4 строфа: «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут.» «До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут» Строфа 6: «Два дня мы были в перестрелке… « «В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению» Строфа 7 «Прилег вздремнуть я у лафета…» «На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.» Строфа 8: «И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй.» «Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции». Строфа 13: «Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны - И отступили басурманы». Какая форма изложения событий вам понравилась больше? 4. Подведение итогов: Итак, «Бородино» - стихотворение, на которое вдохновили поэта реальные исторические события. Он испытывал гордость за своих соотечественников, чувство глубокой признательности к ним. 5. Домашнее задание: ответить письменно на вопрос 6, устно – 5, 7 на стр.150. Выучить наизусть стихотворение «Бородино». |
М. Ю. Лермонтов Бородино (отрывок) Каковы настроение и пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению... |
Конспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро» |
||
Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского... Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе |
Конспект урока литературы по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю» Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю» |
||
Конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления» Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания,... |
Конспект урока по теме: Ода Горация «к мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения;... |
||
Урока: изучение нового материала. Оборудование Цель урока: узнать, какую роль в творчестве Лермонтова сыграл Кавказ и познакомиться с некоторыми архивными документами той поры;... |
План-конспект урока по русской литературе в 8 классе Тема: В. В.... В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
||
План-конспект урока гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. Фио (полностью) Цель урока: изучить и закрепить новые знания по теме «Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик» |
Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |