Скачать 113.58 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. БУЙНАКСКА» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на МС Директор ДДТ: Алиханова М.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТУДИИ ВОКАЛЬНОГО ПЕНИЯ «ЛИРА» Тип программы: авторская Автор: Суязова Г. A»., «Мир вокального искусства», Волгоград, «Учитель», 2008 г. Возраст детей: 7-17лет Срок реализации: 5 года г.Буйнакск, 2009г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким, выражен нем души, гармоническим отзывом ее радостей и скорбей. Ромен Ролам. Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром: выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
• освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных, инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной, природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей Бездействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью; • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на потную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Основные содержательные линии: - обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу: - усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний; - обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности. Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся. Тематическое построение программы позволит педагогам дополнительного образования объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ данной программы. Автор считает, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагог}' достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать. Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами. Программа рассчитана на 3 года обучения - младшая, старшая и концертная группы, возраст учащихся от 7 до 17 лет. Группа занимается 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году -72 занятия, 144 часа. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников в ансамбле не более 8 человек. В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы автор считает форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству, Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись - мир искусства в трех видах - охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла. Другого сменой основного вида деятельности, содержанием,, конкретными задачами. При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы - начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т. д., а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт. Руководитель творческого объединения должен привлекать внимание родителей, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого объединения. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время, - одна из основных задач педагога дополнительного образования. На собраниях родители должны знакомиться с планом учебно-воспитательной работы. Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносит показ готовых творческих работ в конце каждого полугодия, участие коллектива в концертных программах дворца детского творчества (ДДТ), конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяют непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных олимпиадах и конференциях, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками городских мероприятий и участия (выступления) в них. Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты. Программа будет успешно реализована: * если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал; * будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности; * будет использован разнообразный методический материал но программе учебного курса; * будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы; * будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса. При реализации программы могут возникнуть, не зависящие от педагога проблемы: и количество часов на учебную программу может сократиться. В таком случае учебная программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный материал в полном: объеме. Данная программа является экспериментальной, и автор оставляет за собой право вносить коррективы в содержание по ходу её реализации. Основные требовании к знаниям, умениям и навыкам (1-й год обучения) В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать: • строение артикуляционного аппарата; • особенности и возможности певческого голоса; « гигиену певческого голоса; • понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»: • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); • основы музыкальной грамоты; • познакомиться с народным: творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов; Уметь: • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • петь короткие фразы на одном дыхании; • в подвижных песнях делать быстрый вдох; • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; • петь легким звуком, без напряжения; на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года показывать результат элементов двухголосия. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (2-й год обучения) В результате обучения пению ребенок должен Знать/noнимать: • соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки; Уметь: • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • точно повторить заданный звук; • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь чисто и слаженно в унисон; • петь без сопровождения отдельные подпевки и отрывки из песен; • дать критическую оценку своему исполнению; • к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения; • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (3-й год обучения) В результате обучения пению ребенок должен: Знать/понимать: • основные типы голосов; • жанры вокальной музыки; • типы дыхания; • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; • реабилитация при простудных заболеваниях; • образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество; Уметь: • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; • петь несложные двухголосные каноны; • импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мело • дико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.; исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество. |
Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое... Эти особенности состоят в качестве голосового аппарата – органа речи и пения, а так же в коллективной природе хорового пения. Важным... |
Рабочая программа вокального кружка «Домисолька» А №141011 от 07. 06. 2004 г. Доу имеет право ведения образовательной деятельности по следующим программам |
||
История студии «юная росса». К 10-летию образования литературно-художественной... Появляется уверенность в себе, в своих творческих способностях, совершенствуется владение своим телом, голосом, речью. Шлифуется... |
Образовательная программа Образовательная программа определяет нормативный срок, общую трудоемкость освоения основных образовательных программ по ступеням... |
||
Образовательная программа по ступеням обучения Организационно-педагогические... Образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения |
Образовательная программа дошкольного образования Образовательная программа составлена на основе следующих нормативных документов |
||
Программа студии Ведущих «Креатив» Условия обучения в дополнительном образовании характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка,... |
Образовательная программа оу 2013 информационно-концептуальный модуль... Образовательная программа (далее Программа) муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа «город Дербент»... |
||
Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Столяр» Профессиональная образовательная программа это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания... |
Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Цветовод» Профессиональная образовательная программа- это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |