Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов




Скачать 91.69 Kb.
НазваниеМеханизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов
Дата публикации20.10.2014
Размер91.69 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Чеканова Лариса Леонидовна,

заместитель директора по УВР

г. Старый Оскол, МБОУ «Гимназия « 18»

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГИМНАЗИСТОВ

В начале 2000-х годов в связи с модернизацией системы образования возникла необходимость в перестройке педагогической системы гимназии, создании системы дополнительного образования как структурного подразделения учреждения. В это же время шел процесс формирования концепции воспитательной системы гимназии «Школа самоопределения личности обучающегося». Главные идеи, которыми педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников в ходе работы по реализации программы построения воспитательной системы, - идеи творчества и саморазвития личности. Очень важно для каждого педагога вывести личность ребенка в режим саморазвития Мы идем от личности с природными потребностями саморазвития к личности саморазвивающейся, самосовершенствующейся (идеи Г.К. Селевко). Наша цель: создание и развитие системы непрерывного дополнительного образования в рамках единого образовательного пространства как интеграции систем непрерывного базового и непрерывного дополнительного образования в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, интеллектуально развитой, социально активной творческой личности ребенка.

Этот социальный заказ нашел отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Эффективное функционирование системы дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения возможно лишь при условии эффективного педагогического управления ею. Под управлением системой дополнительного образования понимается целенаправленная деятельность по обеспечению эффективного функционирования и развития гимназии, субъектов управления, направленное на саморазвитие личности ((Ю.В.Васильев, Н.С.Дежникова, В.А.Караковский, В.М.Коротов, Л.И.Новикова, М.М.Поташник, В.Д.Семенов, П.В. Худомский, Т.И.Шамова, Р.Х.Шакуров и др.).

Были изучены потребности родителей и обучающихся, проведена первичная диагностика, которая показала необходимость проведения преобразований в дополнительном образовании гимназии. С 1991 года наряду с изучением обязательных предметов гимназия обеспечивала получение начального музыкального, хореографического и художественного образования через художественно – эстетический блок, в который входили предметы и программы углубленного уровня обучения в групповой (хореография, ритмика, сольфеджио, хоровое пение, музыкальная литература, живопись, скульптура, рисунок, композиция, декоративно – прикладное искусство) и индивидуальной (фортепиано, скрипка, гитара, баян, аккордеон, флейта) формах обучения. Общеобразовательные, музыкальные, художественные предметы находили свое продолжение в программах театральной, эстрадной, танцевальной, хоровой, художественной студий, научных обществ по краеведению, биологии, специальных курсах по зарубежной литературе, археологии Старооскольского края, экологии. Педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости выстраивания целостного образовательного пространства, в котором достойное место займет система дополнительного образования детей. Успешность решения проблемы самореализации личности ребенка в условиях общеобразовательного учреждения при формировании системы дополнительного образования во многом зависит от уровня организованности системы. Выделяют как минимум четыре условных уровня.

Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Второй уровень – более сложный и более развитой. Он отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. К началу 2000-х гг. мы постепенно переходили к 3 уровню - развитию дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой программы, а педагоги могут координировать свою деятельность. В настоящее время в гимназии создана система дополнительного образования, в условиях которой удовлетворяются индивидуальные потребности детей, развивается творческий потенциал, дети легче адаптируются в современном обществе и получают возможность полноценно организовать свое свободное время. «Программа дополнительного образования» реализуется в рамках воспитательной системы «Школа самоопределения личности обучающегося».

Для успешного осуществления дополнительного образования в гимназии созданы все необходимые условия. Сформирована необходимая материально-техническая база, подобран профессиональный кадровый состав.

В системе дополнительного образования гимназии наиболее планомерно и систематически развиваются следующие направления, которые позволяют развивать личность ребенка: 1. Интеллектуальное развитие личности ребенка (социально-педагогическое, культурологическое, естественно-научное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое направления дополнительного образования) - оно предполагает формирование и развитие познавательных потребностей каждого ребенка – это стремление к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования. В условиях гимназии это:

- работа летней школы «Одаренность», в рамках которой дети совершенствуют знания по английскому языку, математике, словесности, физике, занимаются пленэром, опытной работой на пришкольном участке

- занятия в научных обществах «Биотоп», «Краевед», «Юный психолог»

- медиаобразование: занятия в кружках «Компьютерная графика», «Инфознайка», «Анимация», в фотовидеостудии «АС», выпуск гимназической газеты «Палитра»

Большое внимание педагогами дополнительного образования уделяется проектной деятельности обучающихся, и прежде всего, социальным проектам – это участие в городских проектах «Я – россиянин», «Юный мэр», краеведческой деятельности, в научной работе по психологии, в исторических чтениях, научно-практических конференциях. Силами учащихся, педагогов и родителей созданы и действуют два музея: «Музей почты» - единственный школьный музей данного направления, руководитель которого является руководителем Белгородского общества филателистов. Работа в данном музее позволяет ребятам принимать участие в городских, областных, Всероссийских конкурсах. Воспитанники клуба юных филателистов «Гермес» представляли Белгородскую область на Международной филателистической выставке в Австрии, поддерживают связи с издательством «Марка», Музеем королевской почты Великобритании и т.д. «Этнографический музей» является центром исследовательской работы в гимназии.

2. Творческое развитие личности (художественно-эстетическое направление дополнительного образования) - это стремление выявить и развить индивидуальные способности детей, дать им возможность проявить себя. Для нас это основное направление, так как все это было заложено в гимназии с момента ее основания. Из 80 детских объединений – половина художественно-эстетического направления. Именно здесь решается проблема творческого развития личности, когда в совместной деятельности взрослых и детей происходит формирование нравственных качеств личности.

Во второй половине дня обучающиеся имеют возможность заниматься ритмикой, классическим и народным танцем, живописью, игрой на гитаре, скрипке, фортепиано, баяне, изучать сольфеджио, хоровое пение; проявлять свои способности и таланты во время занятий ансамблей: фольклорного ансамбля «Родничок», народного танца «Радуга», народных инструментов «Сюрприз», ансамбля гитаристов «Успех», студии эстрадного вокала «Поколение NEXT», художественных студий «Палитра» и «Юный художник».

За годы существования гимназии сложились стабильные творческие детские коллективы. Например, ансамбль народного танца «Радуга» (руководитель Рипка Г.И.) существует с 1994 года. Сейчас в коллективе уже третий состав участников. Многие выпускники ансамбля продолжают заниматься в студенческих танцевальных коллективах. Ансамбль «Радуга» постоянный участник всех школьных и многих городских мероприятий. С 1996 года коллектив ежегодно выступает в городских танцевальных конкурсах, где стабильно занимает призовые места. С 2003 по 2014 год – ансамбль постоянный лауреат конкурса «Танцуют все». Ансамбль – победитель городского фольклорного фестиваля «Радуга» с 1998 года. Особое внимание в данном направлении уделяется краеведческой работе. В ходе этнографических экспедиций собран большой краеведческий материал о свадебных обрядах, сельских праздниках сел Старооскольского и Губкинского районов, сделаны аудиозаписи старинных песен. Результаты этнографической деятельности участников ансамбля были представлены Комлевой Анастасией на региональной научно-практической конференции «Открытие-2012» (г. Шебекино), на областном этапе Всероссийского движения «Отечество-20012» (1 место); материалы этнографических экспедиций используются в концертной деятельности гимназистов. Педагоги воспитывают у детей любовь к обычаям и обрядам русского народа, народным праздникам, певческим стилям и традициям Белгородчины, формируют навыки профессионального исполнения народной песни. Руководимый Жидовкиной И.Н. ансамбль ведет совместную концертную деятельность с ансамблем народного танца «Радуга» (рук. Рипка Г.И.), инструментальным ансамблем «Сюрприз» (рук. Костик Л.Б.). Эти коллективы традиционно выступают в Доме ветеранов г. Старый Оскол, на предприятиях города, принимают участие в Дне города и праздниках сел Чуево Губкинского района, Терехово, Незнамово, Потудань Старооскольского района. В форме коллективных творческих дел проходят традиционные Дни музыки, хореографии, изобразительного искусства, театра. Большой интерес вызывают отчетные концерты гимназистов, персональные выставки детей, совместные выставки работ педагогов, родителей, учащихся. Несколько лет подряд у нас проходит конкурс талантов «Минута славы», когда дети 1- 1 классов, часто с участием родителей, проявляют свои разнообразные таланты.

3. Физическое развитие личности ребенка (физкультурно-спортивное направление дополнительного образования детей.

Насыщенная, интересная и увлекательная гимназическая жизнь стала важнейшим условием формирования здорового образа жизни детей. В нашей гимназии проходят разнообразные спортивные конкурсы: «Лучший спортсмен», «Спортивный класс», Дни здоровья и спорта. Большой интерес детей и родителей вызывают спортивные народные игры. Ещё одной важной задачей спортивно-оздоровительной работы в гимназии является предоставление мощной альтернативы в виде занятий спортом детям и подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам. Не менее важна и собственно оздоровительная направленность работы в данном направлении. Дети, отстающие в физическом развитии, имеющие на уроках физической культуры плохие оценки, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости. Для занятий детей в группах спортивно-оздоровительной направленности важным стало престижность занятий спортом, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях.

Успешной деятельности системы дополнительного образования гимназии способствует взаимодействие с социальными партнерами, и логичным результатом работы всего педагогического коллектива стал тот факт, что с 1 декабря 2009г. согласно приказу по Старооскольскому УО «Гимназия № 18» развивается в модели «Социокультурный образовательный комплекс».

Ярким примером возможности самореализации обучающихся в гимназии стал традиционный праздник «Ученик года», когда каждый желающий в течение года проявляет свои таланты и в мае проводится подведение итогов и награждение победителей по различным номинациям.

Об эффективности работы коллектива по проблеме выведения ребенка в режим саморазвития в условиях формирования системы дополнительного образования свидетельствуют участие и победы обучающихся гимназии в городских, областных, Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях, спортивных турнирах, соревнованиях. Только за 2012-2013 учебный год у нас более 50 побед и призовых мест во Всероссийских конкурсах и фестивалях (Инфознайка, экологический форум «Зеленая планета», открытый форум «Бумеранг», филвыставка «Мечты сбываются», («Синеокая Анапа», «Роза ветров», конкурс исполнителей на классической гитаре и другие); более 30 побед и призовых мест в региональных конкурсах и фестивалях (смотр-конкурс школьных лесничеств, «Мой отчий край», конкурс экологических проектов, («Белгородские жемчужинки», «Новые имена», летняя творческая Пушкинская школа», и другие), более 40 побед и призовых мест на муниципальных конкурсах.

Показателем успешности всей воспитательной работы является отсутствие преступности среди обучающихся гимназии на протяжении двенадцати лет.

Педагогический коллектив гимназии представлял опыт работы «Взаимодействие гимназии № 18 и институтов социума по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию обучающихся» на международном образовательном форуме «Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности и качества образования в регионе».

На межрайонной секции руководителей образовательных учреждений «Основные направления Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Система поддержки талантливых детей» был представлен теоретический и практический опыт формирования системы дополнительного образования в гимназии – выступление директора «Система дополнительного образования детей гимназии № 18» и мастер-класс педагогов дополнительного образования, руководителей фольклорного ансамбля «Родничок», ансамбля народного танца «Радуга», инструментального ансамбля педагогов «Сюрприз» по теме «Этнокультурное воспитание гимназиста через систему дополнительного образования». С опытом работы гимназического коллектива по вопросу саморазвития личности обучающегося и формирования системы дополнительного образования педагогическая общественность была ознакомлена на городских семинарах.

Во всем многообразии дополнительного образования гимназии каждый ученик может себя проявить. А коллектив реализует следующую идею: не столь важно обогатить ребенка дополнительными знаниями, сколько важно сформировать у него потребность в них, пробудить любознательность, сформировать умения что-то делать своими руками, умение слушать, видеть, понимать произведения искусства.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов iconПлан работы городского профессионально-методического объединения...
Информация с августовских мероприятий работников образования Кемеровской области «Модернизация педагогической и управленческой деятельности...

Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов iconС. В. Комаров Рефлексия как механизм системы управления развитием организации
«возврата». Указывается, что ситуация рефлексивного самоопределения менеджера выступает как мотивационный механизм саморазвития организации....

Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов iconСпивак В. А. Документирование управленческой деятельности (Делопроизводство) 2-е изд
Спивак В. А. Документирование управленческой деятельности (Делопроизводство) 2-е изд. Спб.: Питер, 2010. 256 с

Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов iconО проведении районного конкурса юных чтецов «Живая классика»
Муниципальное казённое учреждение системы дополнительного педагогического образования «Большесолдатский районный методический кабинет...

Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов iconИтоги деятельности отдела образования Северного района в 2010 году...
Учреждениями образования Северного района общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего...

Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов iconТиповая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...

Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов iconТиповая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...

Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов iconПриказ №40 От 30. 08. 13 г. Основная общеобразовательная программа...
Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменения спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой...

Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов iconЛекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей»
...

Механизм управленческой деятельности в формировании системы дополнительного образования гимназистов iconДля какой категории предназначается
«Модели педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции