Скачать 0.58 Mb.
|
Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию. В связи с коренными преобразованиями в обществе не только в России, но и во всём мире, в связи с ростом информации и информированности человечества, в связи с тем, что наука становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни известный французский и европейский политический деятель Жак Делор заявил о необходимости изменения содержания образования. Им же были сформулированы главные цели образования в XXI веке: - уметь жить, - уметь работать, -уметь жить вместе, -уметь учиться. К.п.н., доцент кафедры педагогического мастерства Масловская С.В. развивая мысль известного политика обосновала необходимость изменения российского образования «…Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним» и «дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности. В связи с этим, компетентностный подход в образовании, в конечном счете, есть приведение последнего в соответствие с новыми условиями и перспективами – это возникновение стратегической установки образования на адекватность». На сегодняшний день стандарты образования второго поколения большое внимание уделяют формированию способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия. Изменились требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Важной характеристикой требований новых стандартов является возможность проверки результатов образования с помощью соответствующих контрольно-измерительных материалов. Современный выпускник по окончании обучения в средней школе сдаёт ЕГЭ, к которому готовиться в течение всего времени обучения. В подготовке учащихся к экзамену можно выделить несколько форм занятий: урок, индивидуальная консультация, занятие с репетитором и дополнительные занятия во внеурочное время в виде факультатива или элективного курса. ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла массово сдают в Брянской области с 2009 года, за это время в регионе накоплен материал для подготовки к экзамену с учётом изменений в структуре экзаменационного материала и требований общества к выпускнику. Работая в старших классах и готовя ребят к испытанию, я пришла к выводу, что одних урочных часов недостаточно для успешной сдачи ЕГЭ по истории и особенно обществознанию. Курс обществознания очень широк и включает в себя все аспекты развития общества. Наиболее сложным для понимания, как правило, являются вопросы части С, относящиеся к политико-правовой и экономической сферам общества. Хорошая подготовка для выполнения части С возможна лишь при условии введения элективных курсов по различным направлениям. Учитель и учащиеся получают больше времени и возможностей для формирования у школьников компетентностей метопредметного характера, что наиболее важно для успешной сдачи испытания, да и для дальнейшего обучения в ВУЗах. Реальность такова, что наиболее высокий бал получают те учащиеся, кто способен мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления - оригинальное решение актуальной для определённой области жизни проблемы, точно и понятно сформулировать его и предъявить систему доказательства своей точки зрения. Неподготовленные в должной мере учащиеся на экзамене по обществознанию часто сталкиваются с заданиями в виде анализа текста, требующими высокого уровня знаний и широкого общего кругозора, что вызывает панику и тем самым отрицательно влияет на оценку работы. Восполнить такие пробелы поможет система элективных курсов, которые позволят осуществить углублённую подготовку для успешной сдачи ЕГЭ. В Брянском городском лицее №27 имени Героя Советского Союза И.Е. Кустова несколько лет проводятся занятия с учащимися по программе элективного курса «Введение в современную политику». Мониторинг, проводившийся среди выпускников, сдававших обществознание в форме ЕГЭ, подтвердил, что учащиеся на занятиях курса приобретают более основательные навыки в работе с источниками информации. А именно, анализ, синтез представленных неадаптированных текстов, актуализация изученного ранее материала, учащиеся не боятся совершить ошибку при выполнении заданий С1-С4, приобретённые знания и навыки позволяют получить высший бал при написании эссе. (С9). Программа элективного курса «Введение в современную политику». Пояснительная записка. Серьёзные изменения, происходящие в нашей стране и мире, создают непростые условия для взросления старшеклассников. Только высокий уровень социально-политической активности, ответственность, компетентность юношества будет залогом дальнейшего благополучия и процветания нашей страны. Сегодня у достаточно широких слоёв общества возникли потребности осмысления современного политического состояния стран, их месте в мире, внутренней политической ситуации, прогноз на будущее. Современное общество возлагает на образование социально-политические функции, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы. В государственных стандартах второго поколения названы государственные требования в области общего образования, одним из которых является национальное единство и безопасность, т.е. формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремление обустроить и защитить Родину. Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих социальную адаптацию выпускников к условиям меняющегося общества, и, с другой стороны, социальную мобильность молодых людей, их способность к возможной быстрой смене социальных ролей, возможность активного и творческого участия в социальном процессе. Результатом образования должны стать универсальные учебные действия, которыми должен обладать выпускник общего полного образования. В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те надпредметные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся. Однако, оценкой результативности работы учителя сегодня, в первую очередь, является результат сдачи учениками ЕГЭ и педагог на уроке больше внимания уделяет формированию когнетивной компетенции в ущерб остальным. Для того, чтобы восполнить возникающий вакуум, который отрицательно сказывается на общем образовании и качестве подготовки к экзаменам всё большую роль в формировании надпредметных компетенций играет дополнительное образование, кратковременные элективные курсы и дополнительные занятия по интересам. Новизна программы заключается в том, что программа соединяет теоретический материал, а так же приобретение опыта учащимися в критическом анализе информации (сведения, факты, результаты научных исследований) и исследовании явлений политической реальности. На основе полученных знаний развивается умение принимать самостоятельные и ответственные политические решения. Актуальность программы в том, что в обществе растёт политическая активность, однако недостаточна политическая грамотность у граждан. Политология занимает видное место среди наук об обществе, так как она изучает политику, роль которой в жизни очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Политические неадаптированные тексты сложны в понимании, особенно если их анализ ограничен временными рамками, работа с такими текстами на занятиях даёт практический опыт важный для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию. Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании гражданской позиции и осознанного отношения к происходящим событиям юношества во внутренней и внешней политик. На занятиях углубляются знания и умения, полученные на уроках, а так же приобретается практика выполнения заданий части С ЕГЭ по обществознанию. Программа определяется методологической концепцией, основанной на идеи необходимости готовить учащихся к экзамену в режиме деятельности. На занятиях отрабатывается последовательность действий на различных уровнях подготовки к ЕГЭ: Первый уровень- учитель объясняет содержание учебного действия. На втором уровне учитель выполняет действие и анализирует полученный результат, учащиеся активно наблюдают и учатся на примере выполнения действия педагогом. На третьем уровне происходит коллективный и индивидуальный тренинг в овладении умением выполнять учебное действие; Четвёртый уровень - коллективный и индивидуальный тренинг, состоящий во включении данного действия в цепь ранее освоенных. И на пятом уровне ученик самостоятельно выполняет учебное действие, что является контрольным срезом продвижения в овладении как отдельным действием, так и системой действий. Для реализации данной программы наиболее актуальны в использовании следующие методы: - осознание учениками базовых понятий и содержания действий; - аналитические упражнения: вычленение из поставленных заданий механизма действий для их качественного выполнения; - экспертная работа, совершенствующая умения отслеживать основную мысль представленной информации и приводить доказательства или опровержения на основе аргументов и фактов взятых из современной политической жизни; - решение и составление учебных задач различного уровня; - собственное мыслеречетворчество обучаемых. Создание речевых высказываний в соответствии с выполнением предлагаемого задания. Ведущим методом в данной системе является коллективная мыслеречедеятельность на занятиях с соответствующей индивидуальной подготовкой к ней дома, поэтому учитель даёт указания как, где, в какой форме выполнять те или иные задания. Целью данного курса является: ознакомление учащихся с основными вопросами и закономерностями развития политического процесса на современном этапе. Задачи:- рассмотреть на занятиях круг вопросов политической сферы, необходимых для формирования активной гражданской позиции у представителей российской молодёжи; - способствовать развитию умения критически воспринимать и анализировать политические события, учить грамотно формулировать собственную точку зрения, опираясь не только на знания, полученные в урочное время, но и те, которые приобретены в СМИ и на сайтах глобальной сети Интернет; - воспитывать потребность в критическом восприятии и осмыслении происходящих событий в стране и мире, желание приобретать знания и применять в дальнейшем, полученные навыки на занятиях элективного курса. Тематическое планирование.
Содержание элективного курса способствует углубленному изучению базового курса «Обществознания» и акцентировано на углубленное изучение и анализ политической действительности . Весь материал курса разделён на пять частей. Первый раздел «История формирования современного геополитического положения Росси». Данный раздел даёт представление об истории складывания современной политической ситуации и геополитического положения России. В этом разделе учащиеся узнают о трёхчленной модели классификации стран во второй половине XX века и на современном этапе, рассматривают их историческую взаимосвязь, сходства и отличия. Знакомятся с морально-идеологическим аспектом распада СССР и итогами «бархатных революций». Формы занятий: лекции, практические занятия. Методическое обеспечение: «Мозговой штурм», беседа, обсуждение, изучение и анализ печатных источников, мультимедийная презентация Второй раздел « Современная политическая карта мира». Этот раздел рассматривает современную политическую картину мира, характеризует процесс глобализации. Форма занятий: лекция, практическое занятие. Методическое обеспечение: схемы, мультимедийная презентация, «аквариум», изучение и анализ печатных источников, краткие сообщения о событиях в мире. Третий раздел «Межнациональные противоречия и проблемы толерантности в России в XXI веке». Третий раздел даёт представление о межэтнических и межрелигиозных отношениях, а также анализирует ценностные проблемы российского общества. Формы занятий: лекция, практическое занятие с элементами круглого стола. Методическое обеспечение: работа с источниками, схемами, работа в группах, презентация по итогам работы. Четвёртый раздел «Политические коммуникации». Материалы, представляемые в разделе направлены на характеристику политической коммуникации, рассматривается связь пропаганды и идеологии, а также значение идеологии в обеспечении национальной безопасности. Формы занятий: лекция, практическое занятие с элементами дискуссии. Методическое обеспечение: работа с источниками, «аквариум», схемами, работа в группах, презентация по итогам дискуссии. Пятый раздел «Международный терроризм – угроза современному миру». Раздел рассматривает причины возникновения и методы борьбы с международным терроризмом на современном этапе. Характеризует международный терроризм как глобальную проблему современности. Формы занятий: лекция, практическое занятие с элементами социального прогнозирования. Методическое обеспечение: работа с источниками, схемами, видеоматериалами, презентация по итогам работы в группах по социальному прогнозированию. Ожидаемые результаты. Должны знать: - возможные последствия определенных социальных действий субъектов политического процесса; - социально-политическую историю международной ситуации, сложившейся к началу XXI века; - содержание и значение международных норм, регулирующих международные конфликты. Должны уметь: - решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в политической сфере общества; - оценивать действия субъектов процесса, включая личности, группы, организации, с точки зрения существующих международных норм; - создавать возможные модели развития международной ситуации, анализировать политические события, высказывать собственную точку зрения на возможные последствия, а так же предлагать возможные пути решения межэтнических и международных конфликтов; - овладеть основыми видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика) и навыками письменной речи (анализ текста, письменный ответ на вопрос, написание эссе). Сможет решать жизненно-практические задачи: - ориентироваться в актуальных политических событиях и процессах, как в России, так и в мире; - решать практические жизненные проблемы, возникающие в повседневной жизни; - анализировать собственные действия и прогнозировать их возможные результаты и последствия. Способен проявлять следующие отношения: - оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения морали и права; - сознательно и ответственно относиться к своим действиям и действиям окружающих; - осознавать потребности государства и общества, в котором он живет. Используемая литература.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Методические материалы. ( для практических занятий) |
Программа «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:... Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной... |
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» Становление общекультурной идентичности старшеклассников средствами продуктивного обучения |
||
Элективный курс по русскому языку Текст Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа... |
План работы координатора егэ на 2010-2011 учебный год Сентябрь Информирование по вопросам подготовки к егэ: знакомство с инструкций, ее дополнение по подготовке к егэ; правила поведения на егэ;... |
||
Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии... Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе... |
Методика подготовки учащихся к заданию части С5 егэ по обществознанию Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о том общественном... |
||
План подготовки к проведению гиа и егэ учащихся мбоу «Зрыхская сош» Егэ в 2014 году в соответствии с требованиями федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих проведение егэ |
План подготовки школы к проведению итоговой аттестации в форме егэ... Совещание при директоре с повесткой дня «Утверждение плана-графика подготовки школы к егэ» |
||
Адольф Гуггенбюль-Крейг Наивные старцы. Анализ современных мифов Анализируя мифологию и сравнивая последнюю с психологией, нельзя избежать определенной систематизации мифов и обойти молчанием проблему... |
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса по выбору. Занятия... Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |