Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию




НазваниеЭлективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию
страница1/5
Дата публикации20.10.2014
Размер0.58 Mb.
ТипЭлективный курс
literature-edu.ru > Лекции > Элективный курс
  1   2   3   4   5
Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию.

В связи с коренными преобразованиями в обществе не только в России, но и во всём мире, в связи с ростом информации и информированности человечества, в связи с тем, что наука становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни известный французский и европейский политический деятель Жак Делор заявил о необходимости изменения содержания образования. Им же были сформулированы главные цели образования в XXI веке:

- уметь жить,

- уметь работать,

-уметь жить вместе,

-уметь учиться.

К.п.н., доцент кафедры педагогического мастерства Масловская С.В. развивая мысль известного политика обосновала необходимость изменения российского образования «…Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним» и «дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности. В связи с этим, компетентностный подход в образовании, в конечном счете, есть приведение последнего в соответствие с новыми условиями и перспективами – это возникновение стратегической установки образования на адекватность».

На сегодняшний день стандарты образования второго поколения большое внимание уделяют формированию способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия. Изменились требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Важной характеристикой требований новых стандартов является возможность проверки результатов образования с помощью соответствующих контрольно-измерительных материалов.

Современный выпускник по окончании обучения в средней школе сдаёт ЕГЭ, к которому готовиться в течение всего времени обучения. В подготовке учащихся к экзамену можно выделить несколько форм занятий: урок, индивидуальная консультация, занятие с репетитором и дополнительные занятия во внеурочное время в виде факультатива или элективного курса.

ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла массово сдают в Брянской области с 2009 года, за это время в регионе накоплен материал для подготовки к экзамену с учётом изменений в структуре экзаменационного материала и требований общества к выпускнику. Работая в старших классах и готовя ребят к испытанию, я пришла к выводу, что одних урочных часов недостаточно для успешной сдачи ЕГЭ по истории и особенно обществознанию. Курс обществознания очень широк и включает в себя все аспекты развития общества. Наиболее сложным для понимания, как правило, являются вопросы части С, относящиеся к политико-правовой и экономической сферам общества. Хорошая подготовка для выполнения части С возможна лишь при условии введения элективных курсов по различным направлениям. Учитель и учащиеся получают больше времени и возможностей для формирования у школьников компетентностей метопредметного характера, что наиболее важно для успешной сдачи испытания, да и для дальнейшего обучения в ВУЗах. Реальность такова, что наиболее высокий бал получают те учащиеся, кто способен мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления - оригинальное решение актуальной для определённой области жизни проблемы, точно и понятно сформулировать его и предъявить систему доказательства своей точки зрения. Неподготовленные в должной мере учащиеся на экзамене по обществознанию часто сталкиваются с заданиями в виде анализа текста, требующими высокого уровня знаний и широкого общего кругозора, что вызывает панику и тем самым отрицательно влияет на оценку работы. Восполнить такие пробелы поможет система элективных курсов, которые позволят осуществить углублённую подготовку для успешной сдачи ЕГЭ.

В Брянском городском лицее №27 имени Героя Советского Союза И.Е. Кустова несколько лет проводятся занятия с учащимися по программе элективного курса «Введение в современную политику». Мониторинг, проводившийся среди выпускников, сдававших обществознание в форме ЕГЭ, подтвердил, что учащиеся на занятиях курса приобретают более основательные навыки в работе с источниками информации. А именно, анализ, синтез представленных неадаптированных текстов, актуализация изученного ранее материала, учащиеся не боятся совершить ошибку при выполнении заданий С1-С4, приобретённые знания и навыки позволяют получить высший бал при написании эссе. (С9).

Программа элективного курса «Введение в современную политику».

Пояснительная записка.

Серьёзные изменения, происходящие в нашей стране и мире, создают непростые условия для взросления старшеклассников. Только высокий уровень социально-политической активности, ответственность, компетентность юношества будет залогом дальнейшего благополучия и процветания нашей страны. Сегодня у достаточно широких слоёв общества возникли потребности осмысления современного политического состояния стран, их месте в мире, внутренней политической ситуации, прогноз на будущее. Современное общество возлагает на образование социально-политические функции, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы. В государственных стандартах второго поколения названы государственные требования в области общего образования, одним из которых является национальное единство и безопасность, т.е. формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремление обустроить и защитить Родину. Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих социальную адаптацию выпускников к условиям меняющегося общества, и, с другой стороны, социальную мобильность молодых людей, их способность к возможной быстрой смене социальных ролей, возможность активного и творческого участия в социальном процессе. Результатом образования должны стать универсальные учебные действия, которыми должен обладать выпускник общего полного образования.

В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те надпредметные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся. Однако, оценкой результативности работы учителя сегодня, в первую очередь, является результат сдачи учениками ЕГЭ и педагог на уроке больше внимания уделяет формированию когнетивной компетенции в ущерб остальным. Для того, чтобы восполнить возникающий вакуум, который отрицательно сказывается на общем образовании и качестве подготовки к экзаменам всё большую роль в формировании надпредметных компетенций играет дополнительное образование, кратковременные элективные курсы и дополнительные занятия по интересам.

Новизна программы заключается в том, что программа соединяет теоретический материал, а так же приобретение опыта учащимися в критическом анализе информации (сведения, факты, результаты научных исследований) и исследовании явлений политической реальности. На основе полученных знаний развивается умение принимать самостоятельные и ответственные политические решения.

Актуальность программы в том, что в обществе растёт политическая активность, однако недостаточна политическая грамотность у граждан. Политология занимает видное место среди наук об обществе, так как она изучает политику, роль которой в жизни очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека.

Политические неадаптированные тексты сложны в понимании, особенно если их анализ ограничен временными рамками, работа с такими текстами на занятиях даёт практический опыт важный для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию.

Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании гражданской позиции и осознанного отношения к происходящим событиям юношества во внутренней и внешней политик. На занятиях углубляются знания и умения, полученные на уроках, а так же приобретается практика выполнения заданий части С ЕГЭ по обществознанию.

Программа определяется методологической концепцией, основанной на идеи необходимости готовить учащихся к экзамену в режиме деятельности. На занятиях отрабатывается последовательность действий на различных уровнях подготовки к ЕГЭ:

Первый уровень- учитель объясняет содержание учебного действия.

На втором уровне учитель выполняет действие и анализирует полученный результат, учащиеся активно наблюдают и учатся на примере выполнения действия педагогом.

На третьем уровне происходит коллективный и индивидуальный тренинг в овладении умением выполнять учебное действие;

Четвёртый уровень - коллективный и индивидуальный тренинг, состоящий во включении данного действия в цепь ранее освоенных.

И на пятом уровне ученик самостоятельно выполняет учебное действие, что является контрольным срезом продвижения в овладении как отдельным действием, так и системой действий.

Для реализации данной программы наиболее актуальны в использовании следующие методы:

- осознание учениками базовых понятий и содержания действий;

- аналитические упражнения: вычленение из поставленных заданий механизма действий для их качественного выполнения;

- экспертная работа, совершенствующая умения отслеживать основную мысль представленной информации и приводить доказательства или опровержения на основе аргументов и фактов взятых из современной политической жизни;

- решение и составление учебных задач различного уровня;

- собственное мыслеречетворчество обучаемых. Создание речевых высказываний в соответствии с выполнением предлагаемого задания.

Ведущим методом в данной системе является коллективная мыслеречедеятельность на занятиях с соответствующей индивидуальной подготовкой к ней дома, поэтому учитель даёт указания как, где, в какой форме выполнять те или иные задания.

Целью данного курса является: ознакомление учащихся с основными вопросами и закономерностями развития политического процесса на современном этапе.

Задачи:- рассмотреть на занятиях круг вопросов политической сферы, необходимых для формирования активной гражданской позиции у представителей российской молодёжи;

- способствовать развитию умения критически воспринимать и анализировать политические события, учить грамотно формулировать собственную точку зрения, опираясь не только на знания, полученные в урочное время, но и те, которые приобретены в СМИ и на сайтах глобальной сети Интернет;

- воспитывать потребность в критическом восприятии и осмыслении происходящих событий в стране и мире, желание приобретать знания и применять в дальнейшем, полученные навыки на занятиях элективного курса.

Тематическое планирование.

Тема.

Всего часов

Лекции

Практические занятия.

Раздел 1. « История формирования современного геополитического положения Росси».

Тема 1. Причины и следствия крушения колониальной системы.


2

1

1

Тема 2. Морально-идеологический и стратегический аспекты распада СССР. Политические процессы на постсоветском пространстве.

2

1

1

Раздел 2. « Современная политическая карта мира».

Тема 1. Процессы глобализации в современном мире.


2

1


1

Тема 2. Глобальные проблемы современности.

2

1

1

Раздел 3. «Межнациональные противоречия и проблемы толерантности в России в XXI веке».

Тема 1. Межэтнические и межконфессиональные отношения в современной России.

2


1

1

Тема 2.Пути формирования национальной идеи в России.

2

1

1

Раздел 4. «Политические коммуникации».

Тема 1. История развития политической пропаганды и её особенности в современной России.

2

1

1

Тема 2. Роль идеологии в обеспечении национальной безопасности.

2


1

1

Раздел 5. «Международный терроризм – угроза современному миру».

Тема 1.Понятие международного терроризма и история возникновения.

2

1

1

Тема 2. Современные проявления международного терроризма и антитеррористические действия мирового сообщества.

2

1

1

Содержание элективного курса

способствует углубленному изучению базового курса «Обществознания» и акцентировано на углубленное изучение и анализ политической действительности . Весь материал курса разделён на пять частей.

Первый раздел «История формирования современного геополитического положения Росси».

Данный раздел даёт представление об истории складывания современной политической ситуации и геополитического положения России. В этом разделе учащиеся узнают о трёхчленной модели классификации стран во второй половине XX века и на современном этапе, рассматривают их историческую взаимосвязь, сходства и отличия. Знакомятся с морально-идеологическим аспектом распада СССР и итогами «бархатных революций».

Формы занятий: лекции, практические занятия.

Методическое обеспечение: «Мозговой штурм», беседа, обсуждение, изучение и анализ печатных источников, мультимедийная презентация

Второй раздел « Современная политическая карта мира».

Этот раздел рассматривает современную политическую картину мира, характеризует процесс глобализации.

Форма занятий: лекция, практическое занятие.

Методическое обеспечение: схемы, мультимедийная презентация, «аквариум», изучение и анализ печатных источников, краткие сообщения о событиях в мире.

Третий раздел «Межнациональные противоречия и проблемы толерантности в России в XXI веке».

Третий раздел даёт представление о межэтнических и межрелигиозных отношениях, а также анализирует ценностные проблемы российского общества.

Формы занятий: лекция, практическое занятие с элементами круглого стола.

Методическое обеспечение: работа с источниками, схемами, работа в группах, презентация по итогам работы.

Четвёртый раздел «Политические коммуникации».

Материалы, представляемые в разделе направлены на характеристику политической коммуникации, рассматривается связь пропаганды и идеологии, а также значение идеологии в обеспечении национальной безопасности.

Формы занятий: лекция, практическое занятие с элементами дискуссии.

Методическое обеспечение: работа с источниками, «аквариум», схемами, работа в группах, презентация по итогам дискуссии.

Пятый раздел «Международный терроризм – угроза современному миру».

Раздел рассматривает причины возникновения и методы борьбы с международным терроризмом на современном этапе. Характеризует международный терроризм как глобальную проблему современности.

Формы занятий: лекция, практическое занятие с элементами социального прогнозирования.

Методическое обеспечение: работа с источниками, схемами, видеоматериалами, презентация по итогам работы в группах по социальному прогнозированию.

Ожидаемые результаты.

Должны знать:

- возможные последствия определенных социальных действий субъектов политического процесса;

- социально-политическую историю международной ситуации, сложившейся к началу XXI века;

- содержание и значение международных норм, регулирующих международные конфликты.

Должны уметь:

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в политической сфере общества;

- оценивать действия субъектов процесса, включая личности, группы, организации, с точки зрения существующих международных норм;

- создавать возможные модели развития международной ситуации, анализировать политические события, высказывать собственную точку зрения на возможные последствия, а так же предлагать возможные пути решения межэтнических и международных конфликтов;

- овладеть основыми видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика) и навыками письменной речи (анализ текста, письменный ответ на вопрос, написание эссе).

Сможет решать жизненно-практические задачи:

- ориентироваться в актуальных политических событиях и процессах, как в России, так и в мире;

- решать практические жизненные проблемы, возникающие в повседневной жизни;

- анализировать собственные действия и прогнозировать их возможные результаты и последствия.

Способен проявлять следующие отношения:

- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения морали и права;

- сознательно и ответственно относиться к своим действиям и действиям окружающих;

- осознавать потребности государства и общества, в котором он живет.

Используемая литература.

  1. Арбузова И.В., Артамонова Е.М., Гордиенко Н.В., Дериглизон Б.А. и др. Элективные курсы по обществознанию: методическое пособие – 2006.

  2. Ачкасова В.Н., Белобородова И.Н., Ланцов С.А. Политическая конфликтология: учебное пособие - 2008 .

  3. Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: учебник для средне-специальных учебных заведений – 2004.

  4. Мухаев Р.Т.Политология 10-11 классы Пособие для общеобразовательных учебных заведений М, Издательский дом «Дрофа» 1997

  5. Политическая культура: теории и национальные модели / К. Гаджиев, Д. Гудименко, Г. Каменская и др. – М., 1994.

  6. Материалы из печатных, телерадиокоммуникативных СМИ и сайтов Интернет.



ПРИЛОЖЕНИЕ.

Методические материалы.

( для практических занятий)

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию iconПрограмма «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:...
Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной...

Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию iconЭлективный курс «Культурный аспект российской истории»
Становление общекультурной идентичности старшеклассников средствами продуктивного обучения

Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию iconЭлективный курс по русскому языку Текст
Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа...

Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию iconПлан работы координатора егэ на 2010-2011 учебный год Сентябрь
Информирование по вопросам подготовки к егэ: знакомство с инструкций, ее дополнение по подготовке к егэ; пра­вила поведения на егэ;...

Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию iconПояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии...
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...

Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию iconМетодика подготовки учащихся к заданию части С5 егэ по обществознанию
Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о том общественном...

Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию iconПлан подготовки к проведению гиа и егэ учащихся мбоу «Зрыхская сош»
Егэ в 2014 году в соответствии с требованиями федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих проведение егэ

Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию iconПлан подготовки школы к проведению итоговой аттестации в форме егэ...
Совещание при директоре с повесткой дня «Утверждение плана-графика подготовки школы к егэ»

Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию iconАдольф Гуггенбюль-Крейг Наивные старцы. Анализ современных мифов
Анализируя мифологию и сравнивая последнюю с психологией, нельзя избежать определенной систематизации мифов и обойти молчанием проблему...

Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию iconЭлективный курс рассчитан на учащихся 9 класса по выбору. Занятия...
Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции