Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга»




Скачать 207.45 Kb.
НазваниеРоль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга»
Дата публикации19.10.2014
Размер207.45 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации

Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях

образцового детского коллектива

Шоу – балета «Радуга»

Кемерово 2013

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации

Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования
Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях

образцового детского коллектива

Шоу – балета «Радуга»

(творческий отчет)


Исполнитель

Рубанова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «Центр дополнительного

образования детей им. В.Волошиной»

г. Кемерово

Консультант

Афанасьева Ирина Владимировна,

кандидат культурологии

Кемерово 2013

Оглавление
Введение ……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Концертная деятельность как форма для развития художественной одаренности обучающихся в творческих коллективах учреждений дополнительного образования ….………………………….…..... 4

    1. Понятие общей и художественной одаренности детей ..…...5

1.2 Виды и формы концертных выступлений и их характеристика ..……...
Глава 2. Концертная деятельность образцового детского хореографического коллектива Шоу - балета «Радуга»…………………………………….... 10

Заключение ……………………………………………………………...….... 16

Список литературы …………………………………………………………… 17

Приложения

Приложение 1………………………………………………………………..… 19

Введение
Концепция модернизации российского образования в период до 2015 года направлена на создание механизма устойчивого развития системы образования и обеспечения условий для самоопределения и самореализации личности. В тоже время реализация Новой Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития страны, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии, повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования.

Развитие образования в сфере культуры и искусства есть важнейшая база для художественного образования в целом, которое призвано обеспечить решение таких задач, как:

  • выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и раскрытия творческого потенциала;

  • эстетическое воспитание подрастающего поколения;

  • воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

  • приобщение граждан РФ к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества;

  • повышение значимости культуры и искусства при реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях.


Отсюда среди множества форм художественно – эстетического воспитания неоценимый вклад в развитие такой личности оказывает танцевальная деятельность.

В учреждениях дополнительного образования детей танцевальная деятельность осуществляется через организацию учебного процесса в творческих объединениях таких как:

- детские хореографические коллективы;

- ансамбли;

- театры танца.

Детский хореографический коллектив - это особая среда, предоставляющая самые широкие возможности для развития ребенка: от из начального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

Хореография – это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. При этом, согласно мнения большинства специалистов, музыка – это опора танца.

Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную или (мышечную) память.

Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения, побуждает к творчеству.

Помимо всех перечисленных качеств, которые формируются у детей в процессе обучения в творческом коллективе, значимым является развитие способностей и дарования воспитанников.

Учитывая актуальность проблемы, мы определили тему творческого отчета: «Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга», поставив перед собой следующие задачи:

  • рассмотреть понятие общей и творческой одаренности в литературных источниках;

  • дать определение понятию «концертная деятельность»;

  • обобщить опыт деятельности образцового детского коллектива шоу-балета «Радуга» МОУ ДОД им. В. Волошиной г. Кемерово;

  • определить роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга».

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (ссылка на литературу).

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Обратимся к литературе. В словаре С.И. Ожегова понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В. Э. Чудновкий утверждает, что понятие «одаренность» имеет несколько различных значений, но наиболее употребительное его значение – это высокий уровень развития способностей. Согласно позиции Б. М. Теплова «одаренность... есть качественно – своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

Обратимся к понятию «творческая одаренность». Одним из первых это понятие в отечественной педагогической практике представлено в учении о творчестве русского философа Н.А.Бердяева. Природу творчества он исследует, двигаясь от идеала, личности к свободе и духовности. Источником творчества, его побудительной силой является дух, который есть иная реальность, а также свобода и энергия, прорывающаяся в природный и исторический мир.

Среди российских философов, внесших значительный вклад в постижение природы художественного творчества, наряду с Н.Бердяевым следует назвать И.А.Ильина, чьё учение сегодня приобрело острую актуальность.

Предметом творчества, по Ильину, являются: материальный мир;

мир души; мир духа, мысли. Природа художественного творчества у Ильина трёхмерна и заключает в себе следующие компоненты: эстетическую материю (слова, краски, звуки, движения) – материальное тело произведения; образный состав (художественный образ) – фантастическое «тело» произведения; духовно-предметный состав – сверхчувственное, необразное (художественная идея, предмет художественного исследования, воспроизведения и интерпретации). Важнейшей из художественных способностей Ильин называет способность к созерцанию, художественной медитации – погружению в какое-нибудь жизненное содержание, растворению в явлении, предмете.

Понятие «художественная одаренность» содержит в себе два компонента, относящиеся к объекту исследования («одаренность»), и к предмету («художественная») как объекту в его специфическом проявлении. С одаренностью – вторым компонентом – дело обстоит более или менее ясно: она достаточно полно и глубоко исследована.

С другим компонентом – «художественная» – дело обстоит намного сложнее: термин «художественность» («художественный») не имеет чёткого толкования и понимается чаще всего как форма отражения действительности посредством художественных образов.

Художественная деятельность зачастую носит название художественно-эстетической, поскольку неразрывно связана с эстетической деятельностью, является её частным проявлением. Эстетическое существует в действительности, которая питает искусство, является его внешним источником; это форма выражения действительности (природы, объектов, явлений, человека, его деятельности, поведения), обнажение её внутреннего бытия, явленность его в нашем сознании; это также искусство, ставшее неотъемлемой частью действительности. Эстетическое восприятие – это такое восприятие объектов и явлений действительности, при котором они выводятся из плана повседневной обыденности в иной план бытия, в котором объекты и явления становятся предметом неутилитарного духовного созерцания, то есть эстетического восприятия. Эстетическое есть чувственно-воспринимаемая субъектом форма выразительного бытия живого «предмета», с которым он ощущает единство и родство. «Выразительное» есть главная черта «эстетического», главная эстетическая категория, а не «прекрасное» и «возвышенное», как справедливо замечает в своих трудах А.Ф.Лосев. Выражение есть, по его утверждению, энергия сущности предмета, воздействующая на того, кто его воспринимает.

В эстетическом отношении к действительности первично эмоционально-оценочное отношение и вторично включение сознания – анализ, обобщение, взгляд, позиция. Предпосылкой перехода от «эстетического» к «художественному» является эстетическая активность (Бахтин М.М.) – необходимое условие зарождения и становления авторской позиции субъекта, переводящего эстетическую действительность, «присвоенную» его сознанием, в художественную.

Отсюда, на наш взгляд, постижение природы художественной одаренности требует понимания художественной деятельности, искусства в плане онтологическом. Искусство есть новая художественная реальность, в которой соединяются две других реальности – наличная действительность и субъективная реальность личности. Эта «третья реальность» не есть механическое удвоение действительности, что подчеркивал в свое время Л.С. Выготский, а есть новая реальность, вскрывающая смысловую сущность объектов и явлений действительности. У человека две системы оценок, определяющих его отношение к чему-либо: по объективным значениям и личностным смыслам (Леонтьев А.Н.).

При этом заключение личностного смысла в художественную форму переводит его в иную форму существования, делая содержанием произведения искусства.

В хореографических коллективах поддерживается и развивается художественная одаренность. Этот вид одаренности подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства.

Детям, обладающим ярко выраженными моторными способностями, необходим правильно организованный учебный процесс через различные виды деятельности.

Работа с детьми в хореографическом коллективе включает следующие виды деятельности:

- учебно – образовательную;

- творческую;

- концертную.

Все эти виды деятельности взаимосвязаны и важны в процессе обучения. Особенно хочется выделить концертную деятельность, как одно из направлений в работе по развитию художественной одаренности детей.

Возникает необходимость дать понятие «концертное выступление» и «концертная деятельность».

Концертное выступление - конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении танцевального номера перед публикой. Концертное выступление связано со всем воспитательным процессом и является своеобразным экзаменом на художественную зрелость коллектива и его воспитанников.

Концертная деятельность - это постоянное или периодическое участие в различных концертных выступлениях. Концертная деятельность в хореографическом коллективе выполняет ряд функций:

- создает условия для творческой самореализации и самоутверждения ребенка;

- развивает креативность обучающегося (творчество или творческость);

- устанавливает позитивные взаимоотношения воспитанника с окружающими, тем самым неся эмоциональный заряд в зрительный зал, что способствует возникновению обратной связи со зрителями;

- развивает нравственно – эмоциональную сферу ребенка, формирует художественный вкус.

Концертные выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и признания зрителей.

Важно подчеркнуть, что концертное выступление - это не только показ определенных художественных результатов, но и эффективная форма нравственного и эстетического развития обучающихся.

Г. Струве писал: «Участие в концертах, все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность, собранность. Каждый концерт имеет огромное воспитательное значение».

Таким образом, развитие художественной одаренности детей в творческом объединении не может ограничена одним учебным и репетиционным процессом. Творческий контакт со зрительской аудиторией необходим для участников коллектива: это дает импульс к постоянному творческому совершенствованию, желанию работать еще плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством.
Виды концертных выступлений и их характеристика


  1. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ

Творческий отчетный концерт подразумевает выступление нескольких творческих коллективов, так и всего лишь одного коллектива. Это мероприятие проводится один раз в год, как итог всей учебно-творческой деятельности коллектива. Творческий коллектив показывает развернутую программу в одном или двух отделениях, подготовленную собственными силами. Репертуар отчетного концерта состоит из 10 – 15 номеров. Отчетный концерт - это не только подведение итогов и смотр достигнутого, но и встреча со зрителем. У отчетного концерта особый эмоциональный настрой, и в зрительном зале благодарные поклонники творчества коллектива. Ведь свет рампы, аплодисменты, признание зрителей – вот ради чего коллектив выходит на сцену, ради чего эти изнуряющие репетиции.

  1. Тематический концерт

Концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате (тема войны и мира, новогодние концерты, концерты посвященные праздникам, Дню защитника отечества, Дню учителя и т.д.).


  1. Смотр – конкурс

В сфере детского художественного творчества - это наиболее распространенного концертного выступления. Смотры – конкурсы дают прекрасную возможность хореографическому коллективу не только показать свою творческую работу перед широкой публикой, но и сравнить ее с выступлениями других творческих коллективов. Данный вид концертного выступления предполагает конкурсную основу и здоровую конкуренцию. Это мероприятие порядок и проведение которого определен положением о конкурсе. Для профессиональных танцоров конкурс - это трудовая деятельность, а для участников детских коллективов – испытание творческих сил, утверждение своих способностей. Обязательное условие конкурса – наличие компетентного жюри (состоящих из опытных профессионалов артистов, и деятелей культуры и искусств), которое призвано отобрать из числа выступающих наиболее хорошо себя показавшие коллективы и соответственно отметить их распределив по местам (лауреаты, дипломанты 1,2,3 степени и т.д.).


  1. КОНЦЕРТНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ФЕСТИВАЛЕ

В нашей стране и за рубежом в больших городах проводятся различные фестивали детского творчества. Они могут проводиться в масштабе одного города, района, области. Концертные выступления на фестивалях формируют эстетические вкусы, на примерах образцов художественного творчества, сохраняют традиции, развивают и поддерживают творческие коллективы России и стран зарубежья, способствуют культурному обмену между коллективами. На фестивалях не применяется отборочная система. Фестивали детского творчества предполагают большое количество участников. Отличительной чертой фестивалей является совместные выступления профессиональных коллективов и детских творческих коллективов – это всегда праздник для участников и зрителей. Итогом завершения фестивальных дней является награждение многих коллективов за высокий уровень исполнительского мастерства и профессионализм лауреатскими званиями и призами.


  1. ГАСТРОЛЬНЫЕ ТУРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ ПО КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ

Гастрольные туры и творческие встречи по культурному обмену включают в себя концертные выступления за рубежом, задача которых, развитие и укрепление межкультурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, активизация культурного обмена, создание творческой атмосферы для творческого общения участников. А также выявление и поддержка наиболее талантливых и перспективных детей и коллективов. Творческие встречи состоят из концертных программ приглашенного коллектива, лекций, круглых столов, тематических дней, экскурсий. Концертные выступления проходят не только в концертных залах, но и на открытом воздухе, в парках, на площадях, в уличных летних театрах.

Таким образом, перечисленные виды и формы концертной деятельности такие как, творческие отчеты, тематические концерты, смотры – конкурсы, фестивали, и гастрольные туры воспитывают стремление к творческому самовыражению, развивают артестичность и эмоциональную сферу, формируют художественно – эстетический вкус.
2. Концертная деятельность образцового детского хореографического коллектива Шоу - балета «Радуга».

В практической части мы рассмотрим концертную деятельность в период с 2008 по 20012 учебный год. Образцовый детский хореографический коллектив Шоу – балет «Радуга» создан в 1987 году, где в 11 учебных группах занимаются 120 детей от 5 до 18 лет.

Это коллектив с двадцатипятилетним опытом творческой деятельности, имеющий свою историю, уставы и традиции. За свои творческие успехи и плодотворную работу, пропаганду искусства танца среди детей и молодежи и высокий профессионализм с 1998 года с гордостью носит звание «Образцовый коллектив».

Определяя концепцию развития данного коллектива, его руководители и педагоги придерживаются во многом позиции советского педагога А.С. Макаренко:

1. Дисциплина и режим, без которой невозможно осуществление любого дела, включая творческую деятельность, невозможно результативность.

2. Систематичность и целенаправленность в осуществлении воспитания и обучения, недопустимость их разрыва.

3. Мажорный тон - проявление внутреннего спокойствия, чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах, в силах коллектива и в его будущем.

4. Дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения и каждого члена коллектива. Чувство гордости за коллектив.

5. Присутствие в коллективе идеи защищенности, поддержки в достижении истины. Чуткий подход друг к другу.

6. Активность коллектива и каждого его члена, но упорядоченная, разумная и полезная.

Обучение и развитие воспитанников в ОДК Шоу – балет «Радуга» осуществляется по комплексной образовательной программе по хореографии, которая включает в себя комплекс методов и форм творческой деятельности, как коллектива детей, так и отдельного ребенка путем художественного воспитания.

Основное направление хореографии, по которому работает коллектив, - это современный танец. Не отрицая основ традиционной школы классического балета, это динамично развивающаяся система, органично соединяющая различные техники и стили танца такие как: классический джаз, contemporary (контемпорари), джаз – бит, джаз – рок, афро – джаз и хип – хоп.

В современных танцах каждый ребенок получает возможность самореализоваться, исходя из индивидуальных способностей, темперамента и творческой предрасположенности.

Для образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга», концертная деятельность является органическим продолжением учебного процесса. Все заявленные в теоретической части виды и формы концертных выступлений интенсивно используются в обучении детей.

Начнем с творческих тематических концертов и программ.

2010 год - концертная программа «За все благодарю…» - посвященная 65летию Великой Победы (12 танцевальных номеров).

2011, 2012 – концертные выступления в рамках регионального молодежного форума «Старт» (Всероссийская Акция «Мы граждане России»).

2009, 2010, 2011, 2012 – концертные выступления на городских и областных церемониях награждения «Сердце отдаю детям» и «Лесенка успеха», посвященные Дню учителя. Участие в гала–концертах на Губернаторских приемах, посвященных Дню пожилого человека, Дню молодежи, Дню работника сельского хозяйства, а также выступления на тематических, студенческих форумах, в концертных программах Всероссийского телевизионного фестиваля «Песенка года» и т.д.

За учебный год таких выступлений насчитывается более 30 раз, участие в них – это огромная сценическая практика для детей.

Участие в фестивалях и конкурсах – это ступеньки к профессиональному творческому росту обучающихся и показ определенных художественных результатов коллектива.

1 ступень – это городской конкурс – фестиваль детских хореографических коллективов «Успех», (проходит ежегодно).

2008 – 2011 – Лауреат I степени в номинации «Современный танец».

  1. у Гран-При конкурса – фестиваля.

2 ступень – это областной конкурс детских хореографических коллективов «Юные звезды Кузбасса» (проходит 1 раз в два года).

2008 г. – Гран-При конкурса; 2010 году Лауреат I степени; 2012 году Лауреат I степени в номинации «Модерн, джаз танец».

Областной и Всероссийский конкурс хореографических коллективов на призы Департамента культуры и Губернатора Кемеровской области.

2009, 2010г. – Дипломант I степени в номинации «Современный танец»; 2011 году - Дипломант III степени в номинации «Эстрадный танец».

3 ступень - конкурсы и фестивали Всероссийского и Международного уровня.

2008 год – Международный фестиваль хореографического искусства «Grand Jete» (г. Санкт – Петербург) приз конкурса: специальный диплом «Лучшая танцевальная презентация коллектива», (модерн, джаз танец).

2009 – 2011 год – Всероссийский фестиваль молодежного творчества «Я – гражданин России» - Лауреат I степени в номинации «Хореография», г. Анапа.

2009 год – Международный конкурс хореографических коллективов «Мир без границ» - Лауреат III степени в номинации «Хореография. Современное направление», г. Анапа.

2010 год – IX Всероссийский фестиваль – конкурс молодежных коллективов современного танца - Диплом «За яркое воплощение образа в композиции «Там в небе…», г. Екатеринбург.

2011 год – Всероссийский фестиваль детского творчества «Морская звезда» - Лауреат I степени в номинации «Современный танец», г. Анапа.

2010 год - Международный фестиваль – конкурс «VIVA, ITALIA - ROSSIA» - Лауреат I степени и международный Сертификат в номинации «Современная хореография» (Риммини, Флоренция, Италия).

2012г. – Отчетный концерт - путешествие «Весь мир в танце», посвященный 25-летию творческой деятельности коллектива.
Особое место в организации концертной деятельности коллектива занимают Дни русской культуры и гастрольные туры за рубежом. Участие в этих проектах возлагает огромную ответственность на детей и руководителей коллектива. Помимо того, что перед такой поездкой идет предварительная полугодовая подготовка (сбор документов, оформление виз и т.д.), но и готовится отдельная концертная программа в режиме нон – стоп, состоящая из 10 – 12 лучших номеров репертуара коллектива, сопровождающаяся огромной репетиционной работой.

Так мы выступали:

в 2011 году на Днях русской культуры в Стокгольме (Швеция) и Хельсинки, Хамина (Финляндия), по приглашения русско – шведских культурных обществ.

2012 году - Дни русской культуры в Афинах (Греция) по приглашению мэрии г. Афины.
Заключение
Таким образом, решая поставленные в творческом отчете задачи, мы пришли к следующим выводам:

1.Художественная одаренность, включающая детскую художественную одаренность, есть потенциально существующая общая художественная одаренность, основой которой является то, что объединяет все виды искусства – эстетическое отношение к миру и выражение этого отношения средствами различных видов искусства.

2. Творчество детей в процессе концертной деятельности, обладающих развитой общей художественной одарённостью, отличается большей продуктивностью и более высоким художественным уровнем, нежели творчество детей со специализированной художественной одаренностью, благодаря творческому универсализму и ассоциативной ёмкости художественных образов.

3. Критериями оценки детской художественной одаренности в процессе концертной деятельности являются: наличие творческой инициативы; содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла; решение творческих задач танца; получение качественного результата без дополнительных внешних стимулов; умение создать выразительную художественную форму, используя на практике полученные знания.

4. Основными условиями развития детской художественной одарённости в системе дополнительного образования являются ориентация целей, содержания, форм организации и методов обучения на развитие у ребенка эстетического отношения к действительности, высокой креативности и художественной грамотности.

5. Для развития детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования наиболее целесообразным является путь, ориентированный на развитие общей художественной одаренности ребёнка, дающий ему возможность постигать и осваивать различные виды концертного хореографического искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Азаров Н.П. Искусство воспитывать.- М.: Просвещение, 1985. – 449с.

  2. Баднин И.А. Отбор детей в хореографическом училище В книге: Охрана труда и здоровье артистов балета – М., 1987.

  3. Базарова Н., Мей В.. Азбука классического танца. – М.: Искусство, 1974. – 207с.

  4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

  5. Васильева Е. Танец. – М.: Искусство, 1968г. – 247с.

  6. Вербицкая А. Основы сценического движения. – М., 1983.

  7. Ги Дени, Люк Дассвиль. Все танцы. Киев: Музыка Украины, 1983.- 342с.

  8. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. М.: Гном и Д., 2002. – 120с.

  9. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1976.

  10. Ильин, Е. П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. – 1987. – т. 8. - № 2. – С. 37-47.

  11. Ильина Т.А. Педагогика – М.: Просвещение, 1984. – 496с.

  12. Иноземцева Г. Человек в современном мире. Советский балет. – М.: Известия, 1989, №5, с. 15-18.

  13. Калошина, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 168 с.

  14. Костровицкая В. 100 уроков классического ганца. – Л.: Искусство, 1981. – 262с.

  15. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1983. – 304с.

  16. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 96с.

  17. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 144 с.

  18. Никитин В.Ю. Модерн-джаз (начало обучения) // Я вхожу в мир искусств, 1998, №4.

  19. Никитин В.Ю. Модерн-джаз (продолжение обучения) // Я вхожу в мир искусств, 2001, №3.

  20. Ожигов, С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Изд.6-е, Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1964г. – 425с.

  21. Пивский В. Дивертисмент. – М.: Искусство, 1981г. – 383с.

  22. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

  23. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г. – 256с.

  24. Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.

  25. Светинская В. Танцевальные постановки для детей. – М., 1996.

  26. Струве, Г.А. Школьный хор. - М.: Просвещение, 1981. – 192с.

  27. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

  28. Современные танцы – М., Советская Россия, 1970. – 127с.

  29. Теплов, Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.

  30. Чудновский, В. Э. Воспитание способностей и формирование личности.-М.: Знание, 1986.-80 с.

  31. Штейнпресс Б.С. «Энциклопедический музыкальный словарь» – М.: Музыка, 1966. – 685с.

  32. Шемякин Н. Художественное воспитание детей – М.: Профиздат, 1960. – 50с.

  33. Шереметьевская Б.И. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 1985. – 415с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга» iconРабочая программа разработана на основе целей и задач Образовательной...
В рабочей программе определены целостно целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной...

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга» iconОсобенности деятельности детей с умственной отсталостью
Приложение к рабочей программе по дисциплине «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии»

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга» iconУроки социализации
Социализация детей-сирот в процессе литературного образования в условиях детского дома

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга» iconПриказ №34 мбдоу «Детского сада №21 «Радуга» на 2012-2013 учебный год

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга» iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Чтение художественной...
Содержание образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтение...

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга» iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Чтение художественной...
Содержание образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтение...

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга» iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Чтение художественной...
Содержание образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтение...

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга» iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Чтение художественной...
Содержание образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтение...

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга» iconУчебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада
Учебный план мадоу детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому...

Роль концертной деятельности в развитии художественной одаренности детей в условиях образцового детского коллектива Шоу – балета «Радуга» iconУчебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада
Учебный план мадоу детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции