Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся




Скачать 64.55 Kb.
НазваниеОсновные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся
Дата публикации15.05.2014
Размер64.55 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся.

Результатом внедрения в образовательных учреждениях индивидуальных учебных планов стал процесс смены традиционной классической парадигмы образования на новую гибкую модель. Традиционная классно-урочная система, которая покоится на определенных структурах: едином режиме учебного процесса, едином учебном плане, единых для класса программах и учебниках, единстве классного коллектива, урока, учителя, постепенно меняет свои основные черты, уступает место новым формам организации образовательного процесса.

Так, на смену цельному классному коллективу приходят подвижные динамичные группы, урок является дидактической единицей уже не для класса, а для такой группы, как единичное явление, которое повторяется в рамках недельного цикла. Содержание образования для класса становится разноуровневым, что допускает возможность работы нескольких учителей по одному и тому же предмету (то есть ученики выбирают и предмет, и учителя). В области программ и учебников наблюдается наибольшая содержательная полнота на основе выбора учителей и учащихся. А сам учебный план становится продуктом индивидуального творчества каждого ученика.

Содержание образования сочетает в себе элементы классической модели (фундаментальная, историко-научная основа), вариативной и динамической моделей - две последних наиболее подвижны и представляют собой региональный, гимназический и индивидуальный компоненты учебных планов.

В содержании образования остро стала проблема нового содержания и отбора, как для профильных, так для непрофильных курсов, которые бы в максимальной степени способствовали формированию ключевых компетенций.

В результате в учебных планах образовательных учреждений были выделены базовые, профильные, углубленные, элективные и факультативные курсы.

Московский базисный учебный план предусматривает преподавание основных предметов на двух уровнях – базовом и профильном, что уже создает возможности для дифференциации и индивидуализации в содержании образования. Анализ учебных планов образовательных –учреждений – участников эксперимента показал, что наряду с двумя уровнями, предусмотренными базисным учебным планом, учащимся предлагается изучение различных предметов на углубленном и расширенном уровнях. Такая разноуровневость содержания образования создает возможности для широкого самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, удовлетворения познавательных потребностей и интересов.

Педагогическими коллективами была проделана колоссальная работа по созданию и внедрению курсов по выбору, которые охватит практически все образовательные области, став мощным инструментом в создании индивидуального учебного плана учащегося. В каждой школе была разработана система элективных, факультативных, специальных или модульных курсов, ориентированных на познавательные интересы детей - «Литература России ХХ1 века» и «Алгебра модуля», «Трудные темы русского языка» и «Химия органических веществ», «История морали» и «Англо-американская литература», «Исследование информационных моделей» и «Дизайн и основы рекламы», «Художественная обработка материала» , логика, «Латынь и античность» и многое другое.

Например, только в Восточном округе во 20 ОУ, принимающих участие в эксперименте было разработано и читается в ОУ ГЭП 98 различных курсов по выбору. Создан банк курсов по выбору, а в перспективе работы - предоставление возможности изучения таких курсов в различных школах на основе сетевого взаимодействия.

Однако наиболее существенным изменением в содержании образования участники эксперимента считают осуществление перехода от знаниевого к деятельностному образованию за счет методов и современных технологий, применяемых учителем (проектная и исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технологии самообразования). Отличительной чертой площадки является максимально активное использование проектно-исследовательской деятельности как одной из ведущих форм организации образовательного процесса обучения по ИУП. Ученические проекты и исследования, в данном случае, являются не только элементом индивидуальной траектории обучения и развития, но и средством оценивания учебных достижений учащегося в конкретной образовательной области. Обращение к информационно- коммуникационным технологиям значительно повышает эффективность урока, предоставляя учителю возможность составлять и распространять большое количество учебных материалов, подбирать необходимые документы, проверять большой объем письменных работ, выполненных учащимися, подбирать и готовить разнообразные задания. Использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности усиливает активную роль учащихся в собственном образовании, решает такую задачу, как процесс приобщения подростков к информационному пространству как образовательному.

Естественно, новая организация образовательного процесса не могла не затронуть систему внутришкольного управления.

В большинстве образовательных учреждений, ведущих инновационную и экспериментальную деятельность, существует линейно-матричная структура управления, сочетающая в себе, как известно, как вертикальные, так и горизонтальные связи, Новая образовательная технология индивидуальных учебных планов привела к созданию и дальнейшему развитию взаимоответственных связей, поскольку стратегия ИУП вызвала необходимые изменения с одной стороны в линейной структуре, с другой – в матричной.

Работа в новых условиях актуализировала необходимость некоторых инноваций, в частности, обновление традиционных функций администрации: особая организация образовательного пространства старшеклассников, разработка индивидуальных учебных планов, изменения в системе и технологии составления расписания, контроль за выполнением ИУП, их коррекция, внедрение новых форм ВШК. В школах были разработаны новые формы контроля (зачетные книжки, дневник учащегося гимназии (1515), портфолио учащегося), создана система диагностики и мониторинга, изучающая результаты качества обученности. В базовых школах и ресурсных центрах площадки сложились и апробировались подходы к составлению расписания. Потребовало нового подхода ведение документации, в частности классные журналы , которые ведутся не по классам, а по учителям.

Изменения в методологии образовательного процесса (усиление и углубление индивидуализации обучения), его стратегии (развитие самостоятельности и самопознания учащихся) и практике реализации замысла (обучение по ИУП) повлекли за собой перераспределение и уточнение функционала администрации, введение новых административных единиц (руководитель проекта, диспетчер, куратор).

Ряд полномочий администрации во многих школах был делегирован на уровень методических объединений (кафедр), творческих групп, учителей. Эти коллективы получили гораздо больше самостоятельности в решении вопросов, касающиеся расстановки кадров, повышения квалификации, выбора программ и учебников, организации исследовательской деятельности учащихся, дополнительного образования и пр. Становится нормой включение учителей, учащихся, родителей в процесс принятия решений, причем как стратегических, так и повседневных.

Серьезные изменения произошли и в работе классных руководителей, отвечающих за общее руководство работой учащихся. Если раньше стоял вопрос об организации класса, то в условиях индивидуального учебного плана задача усложнилась и дифференцировалась: работа ведется со всей параллелью, группами учащихся и индивидуально, что, соответственно, изменят функциональные обязанности классных руководителей. Естественно, что в данной ситуации смещаются акценты в воспитательной работе и старые методы оказываются неприменимы. В некоторых ОУ классные руководители были заменены на кураторов параллелей и учебных групп.

В ходе инновационной и экспериментальной деятельности по внедрению индивидуальных учебных планов в образовательных учреждениях постепенно начал складываться новый стиль управления, который, скорее всего, может быть охарактеризован как корпоративный.

Для подобного стиля управления характерны открытость и доверие к учителям со стороны руководства, всяческая поддержка их развития (например, планирование карьеры учителя), а со стороны сотрудников - высокая степень их мотивации и преданность делу.

Такой характер управления, ориентированный на человека, приводит к построению горизонтальных связей сотрудничества, развитию субъект-субъектных отношений, что значительно активизирует деятельность всех структур школы: методического совета, методических объединений (кафедр), творческих групп, административных подструктур, повышает в целом организационную культуру образовательного учреждения.

Новая диалогичная логика организации учебного процесса, основанная на развитии самостоятельности и обоснованности выбора, позволяет более эффективно решать вопросы социализации учащихся, обеспечивать условия для дальнейшего развития умений самоорганизации каждого ученика, что создает новую динамику образовательного процесса, снижает учебные нагрузки, дает возможность более эффективно распределять учебное время и занятость как учащихся, так и учителей.

Таким образом, индивидуальные учебные планы, построенные в совместной деятельности всех участников образовательного процесса и в соответствии с интересами, склонностями, возможностями учащихся на основе свободного и мотивированного выбора, способствуют формированию ключевых компетенций учащихся, поскольку учащиеся начинают занимать позицию одного из организаторов собственной образовательной деятельности. Как отмечается в ходе постоянно идущего мониторинга, у школьников происходит заметная смена мотивации и формирование субъектной позиции, ярко выраженной собственной учебной мотивации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся iconПояснительная записка к образовательной программе школы Муниципальное...
«разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования,...

Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся iconСодержание Образовательной программы мбоу октябрьской сош зарайского...
Образовательная программа это нормативный документ, оп­ределяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, органи­зации...

Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета "Литература"...
Ния – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный...

Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся iconМетодическое письмо о преподавании иностранного языка в условиях...
Это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный...

Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся iconОсновная образовательная программа основного общего образования государственного...
Новокуйбышевск Самарской области разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся iconОбразовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Столяр»
Профессиональная образовательная программа это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания...

Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся iconОбразовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Цветовод»
Профессиональная образовательная программа- это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания...

Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся iconУчебно воспитательного процесса
Цель: Обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учётом...

Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся iconРабочая программа по литературе 7 класс
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основные параметры перестройки работы образовательного учреждения в области управления, содержания образования, методического обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуальных учебных планов обучающихся iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции