Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 59»
Программа развития
муниципального бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения «Гимназия № 59»
на 2011 - 2015 гг.
|
Протокол собрания трудового коллектива
От 31.августа 2011г.
|
г. Новокузнецк, 2011
Паспорт программы
Наименование программы
|
Управление развитием качества гимназического образования на основе компетентностного подхода
|
Дата принятия решения о утверждении программы
|
Педсовет от 30.08.2011 г. Протокол № 5
Протокол собрания трудового коллектива от 31.августа 2011г.
|
Основные разработчики программы
|
Заворин В.В. - директор;
Долинцева Н.В.- заместитель директора по УВР
|
Научный руководитель
|
Заворин В.В. – директор, кандидат педагогических наук
|
Проблема, на решение которой направлена программа
|
Создание комплексной системы оценки и управления качеством образования в гимназии на основе компетентностного подхода
|
Цели и задачи программы
|
ЦЕЛИ:
Создать систему индикаторов качества образовательного процесса.
Определить систему мониторинга социального образовательного заказа для оценки инновационной деятельности учреждения, набор и специфику ценностных ориентаций гимназистов в урочной и внеурочной деятельности в сфере повышения качества образования.
Построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных особенностей, воспитание детей в духе уважения к своей гимназии, городу, России, формирование духовно-нравственных основ развития и социализации личности на основе толерантного подхода.
Реализация приоритетных национальных проектов «Образование» и «Наша новая школа».
Выявить потенциальные возможности содержания урочной и внеурочной деятельности как средства формирования ценностных ориентаций обучающихся.
Обеспечить права ребенка на качество образования и образовательных услуг.
ЗАДАЧИ:
Создать систему организационных мероприятий повышения качества образования в гимназии (научно-методические условия, научно-правовые, организационно-содержательные, информационные) на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей.
Апробировать функционирование системы оценки и повышения качества образования на основе компетентностного подхода.
Выявить динамику качества результатов образовательного процесса и внесение корректив в программу мониторига.
Создать условия для реализации ФГОС в начальной школе и подготовка к переходу к ФГОС в основной школе.
Способствовать формированию учебной мотивации и эффективному применению дифференцированного подхода в обучении с целью повышения качественной успеваемости.
Формирование стратегических преимуществ образовательного учреждения путем удовлетворения потребностей гимназии в компетентных, высокомотивированных специалистах.
Работа по реализации нового образовательного стандарта в части условий обучения, совершенствование материально-технической базы и максимально эффективное ее целевое использование.
Воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина, с четко выраженной, позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию.
Обеспечение благоприятных условий для создания в гимназии единой системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
|
Сроки реализации программы
|
2011 – 2015 г.г.
|
Исполнители программы
|
Администрация, педагогический и ученический коллектив, управляющий совет учреждения, родительская общественность, НКО «Фонд развития гимназии №59»
|
Объем и источники финансирования
|
Бюджетные средства: 30 000 000 руб. (ежегодно).
Внебюджетные средства: 6 000 000 руб. (ежегодно).
За счет получения грантов: 1 300 000 руб. в 2011-2012 у.г.
НКО «Фонд развития гимназии №59» - добровольные пожертвования от физических и юридических лиц:
по 1 500 000 руб. (ежегодно).
|
Ожидаемые результаты
|
Реализация ФГОС на начальной ступени общего образования и подготовить переход к реализации ФГОС на ступени основное общее образование.
Внедрить комплексную систему оценки качества образования.
Повышение уровня образования.
|
информационная справка
Законодательной базой для разработки программы развития являются следующие документы:
закон РФ «Об образовании»;
Национальный проект «Наша новая школа»;
Закон «Об образовании в Кемеровской области»;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
Конвенция о правах ребенка;
Концепция профильного обучения;
Программа развития образования города Новокузнецка (2010 – 2015 гг.);
Программа «Одаренные дети города Новокузнецка»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НМОУ «ГИМНАЗИЯ № 59» В РЕЖИМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
3.1. Школа-гимназия № 59 открылась в сентябре 1991 года. В 1993 году была получена лицензия на отработку модели «гимназия». Образовательное учреждение переименовано в МОУ «Многопрофильная гимназия», реализующее следующие профили: гуманитарный, естественнонаучный и технический. В гимназии дети изучали в обязательном порядке два иностранных языка из трёх предложенных (английский, немецкий, французский).
В 1996-1997 учебном году вместо технического профиля открылся физико-математический профиль, черчение убрали из числа профильных предметов.
В 1997 году учреждение успешно прошло аттестацию и аккредитацию. Профили обучения, реализуемые в учреждении с 1997 года: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический. Принимается решение о необязательном изучении второго иностранного языка.
В 2000-2001 учебном году открыт лингвистический класс. Таким образом, параллель 10-ых классов имела следующие профили: 2 гуманитарных (лингвистический и гуманитарный), 2 физико-математических и 1 естественнонаучный классы.
С 2000-2001учебного года убрана география из числа профильных предметов естественнонаучного профиля. Учитывая социальный заказ учащихся и их родителей, в естественнонаучном профиле профилируются следующие профильные предметы - химия и биология, так как до 80% выпускников естественнонаучного класса поступали в медицинские вузы.
В 2002 году гимназия успешно прошла очередную аттестацию и аккредитацию. Самые высокие результаты тестирования по следующим предметам: русский язык – 98%, математика – 97%, физика – 97%, литература – 96%, биология – 80%. В 2002 году состоялся единственный выпуск учащихся лингвистического класса.
В 2004-2005 учебном году гимназия № 59 одна из первых осуществила поэтапный переход на новый Федеральный Базисный учебный план (приказ № 1312 от 09.03.2004), ориентируясь на примерные учебные планы, рекомендованные в пояснительной записке, а также учитывая свой накопленный многолетний опыт по профильному обучению. Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов, часов проектной и исследовательской деятельности в пределах нормативов учебного времени, установленного СанПиНами и БУПом, гимназия и каждый ученик были вправе формировать собственный учебный план.
Введение в гимназии нового Базисного учебного плана было обеспечено следующими условиями:
наличием достаточной материально-технической базы (3 компьютерных класса, специализированные кабинеты физики, химии, биологии и т.д.);
кадровым потенциалом, отвечающим поставленным целям и задачам профильного обучения на старшей ступени образования;
накопленным опытом по реализации профильного обучения (с 1991 года).
В 2004 году на педагогическом совете гимназии принимается решение: вместо двух физико-математических классов набрать один 10-ый класс и открыть социально-экономический класс.
В 2004-2005 учебном году определены следующие профили: гуманитарный, химико-биологический, физико-математический и социально-экономический. Результат анкетирования показал, что 12 учеников 9-х классов изъявили желание учиться в лингвистическом профиле. Поэтому гуманитарный класс разделили на два мини-профиля: лингвистический и филологический (по подгруппам).
В течение 2003-2005 годов гимназия № 59 являлась участником муниципального эксперимента «Организация и введение предпрофильной подготовки».
Результаты эксперимента:
создана модель организации и введения предпрофильной подготовки на уровне образовательного учреждения;
разработан комплекс курсов по выбору, ориентированный на определенный профиль обучения;
создана мониторинговая программа эффективности предпрофильной подготовки;
отработан механизм итоговой аттестации и формирования профильных классов;
подготовлена к печати серия методических пособий по сопровождению предпрофильной подготовки;
подготовлены к печати материалы по обобщению опыта реализации предпрофильной подготовки в серии методических пособий, изданных редакционно-издательским отделом ИПК;
большая часть педагогических кадров и управленческих кадров (67%) прошли курсы повышения квалификации по теме: «Предпрофильная подготовка и профильное обучение».
Определение профилей обучения происходило с учетом:
реальных потребностей рынка труда региона в квалифицированных кадрах соответствующего профиля;
реальных возможностей гимназии обеспечить качественную подготовку старшеклассников (наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, соответствующей материально-технической базы);
соответствия профиля дифференцированного образования интересам, склонностям, способностям обучающихся и запросам их родителей;
наличия возможностей кооперации старшей ступени обучения с учреждениями высшего профессионального образования.
Таким образом, гимназия стала развиваться по многим направлениям воспитательно-образовательного процесса, однако приоритетным направлением, в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, стало профильное обучение.
Индивидуализация и дифференциация обучения стали основой организации профильного обучения и формирования системы непрерывного образования. Начиная с предпрофильной подготовки, во время которой у школьников происходит становление осознанного выбора дальнейшего пути обучения, умение строить свою индивидуальную образовательную траекторию, выстраивается единая целостная система, обеспечивающая преемственность и успешное взаимодействие различных ступеней образования. С 5 по 7 класс – время мягкой профилизации, 8 и 9 классы - осуществление предпрофильной подготовки.
С 2006 по 2010 год НМОУ «Гимназия № 59» являлась муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Регионализация профильного образования в условиях гимназии».
Основная цель инновационного проекта: разработать и реализовать комплексную организационно-педагогическую модель регионального компонента профильного образования в реальных условиях гимназии.
Объект исследования: процесс развития профильного образования в гимназии.
Задачи проекта:
- разработать комплексную организационно-педагогическую модель регионального компонента профильного образования, включающую в себя теоретико-методологические основы (принципы, положения и др.), структурно-функциональные компоненты организационную структуру, содержание и др.), учебно-методическое обеспечение (учебные планы, программно-методические комплексы и др.), средства реализации, критерии оценки ее эффективности;
- провести опытно-экспериментальную работу по апробации комплексной организационно-педагогической модели регионального компонента профильного образования, рекомендовать внедрять положительный опыт в практику образовательных учреждений региона;
- осуществить историко-педагогический анализ проблемы регионального компонента образования;
- исследовать современное состояние проблемы путем анализа психолого-педагогической, философско-методологической литературы, образовательной практики и раскрыть специфику профильного образования как системы и конструирующей региональный аспект профильного образования учащихся;
- выявить социально-экономические и психолого-педагогические предпосылки создания комплексной организационно-педагогической модели регионального компонента профильного образования;
В экспериментальной работе участвовал педагогический коллектив в полном составе, наиболее активная его часть составляла 20%.
В 2009-2010 учебном году эксперимент подошел к своему логическому завершению, получены положительные результаты:
разработана оптимальная организационно-педагогическая модель регионального компонента профильного образования;
созданы необходимые организационно-педагогические условия для реализации проекта-исследования;
составлен комплекс критериев и показателей эффективности разработанной организационно-педагогической модели регионального компонента профильного образования в гимназии;
осуществлена проверка эффективности разработанной организационно-педагогической модели регионального компонента профильного образования в гимназии с помощью составленного комплекса показателей для адекватной качественной и количественной оценки полученных результатов;
сделано обобщение и предъявлены положительные результаты исследования в публикациях и научно-практических конференциях.
Приведённые статистические и аналитические материалы показывают положительную динамику по всем критериям и выбранным показателям. Предполагаемые результаты проекта были достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Внедрено более 20 проектов различных уровней, основные: «Река Петрик – визитка района», «Атлас Новоильинского района», «Желтая река – Золотые берега. Мрассу-2007», «Проект внедрения ветроэнергетических установок на территории Новоильинского района города Новокузнецка», «Социально-инвестиционный проект использования заброшенной муниципальной собственности», «Тропинки Малой Родины», «Центр звукозаписи в районе», «Балет на льду в Новокузнецке», «Чтобы помнили», «Вместе по родному краю», «Создание завода по переработке ТБО как один из путей решения социальных проблем г. Новокузнецка», «Школьная компания как возможность приобщения старшеклассников к деловой жизни и профессиональной культуре», «Спортивный калейдоскоп», открыт на базе гимназии музей «Миг» и др.
|