Скачать 71.64 Kb.
|
Лицейские годы Гения Литературная гостиная ЦАРСКОСЕЛЬСКОМУ ЛИЦЕЮ 200 ЛЕТ В октябре 2011 года русская и вся мировая культура отмечает знаменательное событие – 200 лет со дня основания Царскосельского лицея, в котором учился А.С. Пушкин и его друзья. Русский народ вправе называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин! Благословен и день и час, Когда с теплом родного крова Впервые к каждому из нас Приходит пушкинское слово. А когда к вам пришел Пушкин? Вспоминаем сказки Пушкина: Сказка о рыбаке и рыбке, О царе Салтане, О попе и его работнике Балде, О золотом Петушке, О мертвой царевне и семи богатырях, Руслан и Людмила. ЧТЕЦ: Мы чтить тебя привыкли с детских лет, И дорог нам твой образ благородный; Ты рано смолк; но в памяти народной Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!… А.Плещеев. Памяти Пушкина Литературная гостиная сегодня посвящена периоду учёбы А.С. Пушкина в лицее. А.С.Пушкин происходил из старинного дворянского рода. Отец – Сергей Львович, мать- Надежда Осиповна. Детство будущего поэта прошло в Москве. У Пушкина были старшая сестра Ольга и младший брат Лев. До 7 лет Александр рос совершенным увальнем. Но, подрастая, пристрастился к чтению. И к 9 годам большая часть библиотеки отца была им прочитана. Когда Саше исполнилось 12 лет, его определили в лицей. Интересно было бы узнать, каким был тот лицей Пушкина? Как учился Александр Сергеевич? Какие предметы изучались в те времена? А давайте ненадолго перенесемся в те далекие времена и пройдем дорогой лицейской жизни Пушкина… В те дни, когда в садах Лицея Он безмятежно расцветал… В живописно уголке города Пушкина (недалеко от Петербурга) вблизи старинных парков, стоит классический строгий четырёхэтажный дом, соединенный искусно перекинутой через улицу галереей с Екатерининским дворцом. Это Царскосельский лицей. Царское село – летняя загородная императорская резиденция под Санкт-Петербургом. Петр I подарил эти земли своей жене Екатерине. При ней был построен Екатерининский дворец. В лицее прошли 6 лет жизни юного Александра Пушкина, и именно, здесь развился его поэтический талант. Село стало его поэтической родиной. Здесь полюбил А. Пушкин «в багрец и в золото одетые леса». С тех пор осень стала его любимым временем года. ЧТЕЦ: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. И с каждой осенью я расцветаю вновь… А. Пушкин. Осень Лицей создавался по повелению царя Александра I. Для учебного заведения было отведено 4-х этажное здание флигеля Екатерининского дворца, при Екатерине его занимали великие княжны. I этаж – Хозяйственное управление, преподаватели II этаж – Столовая, больница с аптекой, актовый зал III этаж – Классы и кабинеты, библиотека IV этаж – Спальни лицеистов Торжественное открытие Царскосельского лицея состоялось 19 октября 1811 года (200 лет назад). У лицея был герб. На нем изображены: Сова-символ мудрости, лира- поэзия, свиток- словесность, Венки-лавровый (слава) и дубовый (сила). Девиз лицея: «Для общей победы». Обучение делилось на два курса: начальный (гимназический) и окончательный (университетский). На каждом курсе учились три года, при переходе с курса на курс проводился публичный экзамен. Лицей давал общее высшее образование. Первый год – оценки не ставили, вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Второй год – по каждому предмету выходило три оценки: за успехи, за прилежание и за способности к предмету. ОЦЕНКИ: 1-превосходно, 2 –очень хорошо, 3 –хорошо, 4–посредственно, 0 –худо. В год основания лицея впервые вошли Пушкин и его друзья – лицеисты. Первый курс, 30 воспитанников, вошел в историю этого учебного заведения под названием пушкинского. В лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов. Прием лицеистов осуществлялся один раз в три года, не более 50 человек. Вся учебная программа была рассчитана на 6 лет. Учебный год в Царскосельском лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределы Царского села. И, конечно, Пушкин в это время скучал по своим близким, особенно по няне Арине Родионовне, которую очень любил. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. А.Пушкин. Няне Чему обучали в Царскосельском лицее?
Как рассаживались ученики в классе? Успешные лицеисты садились ближе к кафедре с профессором. Пушкин на математике сидел на последних рядах, но на уроках словесности – впереди. Во время каникул вместе с наставниками лицеисты совершали пешеходные прогулки, катались на лодках, зимой в воскресные дни ездили на тройках. Конечно же, такие прогулки оставили в душе поэта неизгладимый след, который позднее реализовался в удивительных стихах. Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой, сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно. Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче…погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… А.Пушкин. Зимнее утро Родные и друзья могли навещать лицеистов только в воскресенье и в праздничные дни, которые пролетали незаметно, и снова наступали будни. РЕЖИМ ДНЯ ЛИЦЕИСТОВ В 6 часов утра вставали и шли на утреннюю молитву, читали её вслух по очереди. 7 ч. – 9 ч. Класс (учебные занятия) 9 ч. – 10 ч. Чай, прогулка. 10 ч. – 12 ч. Класс 12 ч. – 13 ч. Прогулка 13 ч. - Обед из трех блюд 14 ч. – 15 ч. Чистописание или рисование 15 ч. – 17 ч. Класс 17 ч. – 18 ч. Чай, прогулка 18 ч. – 20-30 ч. Повторение уроков или дополнительные занятия 20-30 ч. Ужин 21 ч. – 22 ч. Отдых, развлечения 22 ч. Вечерняя молитва, сон По средам и субботам: танцы и фехтование. Для работы в лицее были приглашены самые лучшие специалисты. Учителем рисования был Сергей Гаврилович Чириков, воспитанник Академии художеств. Прекрасно образованный, с хорошим художественным вкусом, увлеченный своим предметом, тактичный и скромный, он пользовался всеобщей любовью. А.Пушкин имел по рисованию – 0, что означало – никаких успехов. Учителем музыки в лицее был Людвиг Теппер. Он был большой оригинал, но человек образованный и приятный, и лицеистам очень нравились и его беседы, и его уроки. Вечером он обыкновенно зазывал к себе учеников. Они пили чай, болтали, пели, музицировали, и эти простые вечера были всем по вкусу. Спальные комнаты были одноместными. Комната А.С. Пушкина была №14, она была маленькая, напоминавшая келью монаха. В комнате: железная кровать, которая росла вместе с учеником (раздвигалась), комод, конторка, зеркало, стул, кувшин с водой. На конторке чернильница и подсвечник. Комната друга А. Пушкина Ивана Пущина была рядом с №13, В лицейских записях Пушкина можно встретить такую фразу: №14 не согласен с №13. В лицее А.Пушкин приобрел много друзей. Вскоре после поступления все лицеисты, как водится, наградили друг друга прозвищами. Пушкина звали «француз» - французский он тогда уже знал не хуже русского. Позже его звали «егозой» в силу его непоседливого характера. Дружбу, которая зародилась между юношами в лицейские годы, они сохранили и поддерживали в течение всей своей жизни. Воспоминаньями смущенный, Исполнен сладкою тоской, Сады прекрасные, под сумрак ваш священный Вхожу с поникшею главой… И долго я блуждал, и часто утомленный, Раскаяньем горя, предчувствуя беды, Я думал о тебе, предел благословенный, Воображал сии сады. Воображал тот день счастливый, Когда средь вас возник Лицей, И слышал наших игр я снова шум игривый И вижу вновь семью друзей… А.Пушкин. Воспоминания в Царском Селе Большим событием в жизни лицеистов был публичный экзамен, на котором присутствовал патриарх русской литературы великий поэт Гавриил Романович Державин. Пушкин вспоминал: « Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было на публичном экзамене в Лицее. Я почел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей … Не помню, как я закончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли». А.Пушкин был одним из первых учеников по стихосложению. Он участвовал во всех литературных журналах лицея, много сочинял. Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант А.Пушкина, прощая ему плохие отметки по многим дисциплинам. В лицее Александр начал писать поэму «Руслан и Людмила». И он заявил своим друзьям: Великим быть желаю, Люблю России честь, Я много обещаю – Исполню ли? Бог весть! Лицейские годы оставили неизгладимый след в жизни поэта, послужили началом его творчества. И сегодня живут в нас пушкинские строчки, слышится чудная музыка стихов. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас не бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село… А.Пушкин. 19 октября |
О каком русском поэте Пушкин написал «Его стихов пленительная сладость... А. С. Пушкин использовал псевдонимы в течение всей своей творческой жизни, особенно в лицейские годы. Назовите некоторые из них |
Роль Программы социально-экономического развития города Феодосии на 2013 год Общие положения Программой экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», Стратегией... |
||
Роль Программы социально-экономического развития города Феодосии на 2013 год Общие положения Программой экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», Стратегией... |
Конспект урока литературы в 6 классе Тема: «Лицейские друзья Пушкина. «И. И. Пущину» Место работы Приморский край Кировский район, пос. Кировский, моку сош №1 пос. Кировский |
||
Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь... Цель: Представление результатов исследовательской деятельности учащихся по теме «Лицейские друзья А. С. Пушкина в Томске» |
Роль Программы экономического и социального развития города Феодосии на 2014 год Общие положения Программой экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», Стратегией... |
||
Сценарий урока английского языка Тема урока: «Д. Байрон и А. С. Пушкин два гения» А. С. Пушкина показать, как важно знание иностранного языка в понимании шедевров мировой литературы |
«Доступная среда на 2014-2016 годы» ... |
||
Алексеев В. В. Личность м. В. Ломоносова в оценке а. С. Пушкина Словом, всё то, что составляло черты разностороннего гения Ломоносова. Это было не случайно. Ещё Н. В. Гоголь говорил, что «Пушкин... |
По устремлению, по размаху. Нерелигиозная мысль у нас всегда неоригинальна,... Но любая национальная культура имеет не только свое собственное представление о мире, свое видение мира, но |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |