Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл




Скачать 35.99 Kb.
НазваниеТема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл
Дата публикации09.10.2014
Размер35.99 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Тема: «Погружаясь в вальс метели…»
(Мастерская по повести А.С.Пушкина «Метель») 6кл


       Цели урока: анализ текста пушкинской повести, определение роли
пейзажа в литературном произведении и обогащение словарного запаса
учащихся пушкинской лексикой.      
Оборудование урока: вальс Свиридова Г. к повести Пушкина
«Метель» (фонограмма), «Времена года» Чайковского П.И. (фонограмма),
Стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы».

Эпиграф к уроку:
От судьбы не сбежать и не скрыться,
Что начертано, сбудется враз.
Суждено вам летать – будут крылья,
Суждено воевать – будет враг.
Суждено полюбить – будет счастье,
И закружит вас вихрем метель.
Вспоминайте из Пушкина Машу
И не бойтесь случайных потерь…
С.Чеботарёв.

Ход урока.
1 Оргмомент.
- Сообщение темы и целей урока, чтение эпиграфа.
- Работа в группах, в каждой группе – консультант, который выносит
на обсуждение решение всей группы.
2 Работа по теме урока:
1) Задание: запишите слово «метель» подберите к нему слова – ассоциации.
Можно и нарисовать, только быстро. Писать можно вдоль, поперек, по
диагонали - как захочется.
- прочитайте свои слова – ассоциации к слову «метель»;
- обменяйтесь словами в группе и выделите одинаковые слова.
(большинство слов оказалось подчёркнуто);
- сделайте вывод. Таким образом, у большинства людей одинаковое
восприятие метели как природного явления, и связано оно со словами:
снег, ветер, вихри, метёт, холодно, замёрз.
2) А теперь давайте дополним свои метельные ассоциации пушкинскими.
Перед вами тексты из известных стихотворений А.С.Пушкина
«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы». (стихотворения распределены
по 3 группам).
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений.
- Выпишите слова и словосочетания, которые характеризуют метель,
бурю, вьюгу.
1 группа стихотворение «Зимнее утро»: вьюга злилась, мгла носилась,             
мутное небо; луна, как бледное пятно, желтела; тучи мрачные, и ты
печальная сидела.
2 группа стихотворение «Зимний вечер»: буря мглою небо кроет, вихри
снежные, она завоет как зверь, она заплачет как дитя; завыванье бури.
3 группа стихотворение «Бесы»: мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою
луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна, странно поневоле,
вьюга слипает очи, все дороги занесло, следа не видно, в поле бес водит,
вьюга злится, вьюга плачет.
Задание выполняется под «Времена года» Чайковского.

     - Прочитайте пушкинские ассоциации.
- Вывод: лексика А.С.Пушкина более выразительная, богатая,
эмоциональная, и нам легче представить картину метели.
3) Задание: а теперь попробуем представить, что вы сами попали в метель;
опишите свои чувства, своё состояние, пользуясь собственными словами –
- ассоциациями А.С.Пушкина, озаглавьте своё сочинение – миниатюру
«Я и метель».
Задание выполняется под фонограмму вальса Георгия Свиридова
«Метель»; (каждая группа выносит на суд коллектива только 1 текст, но
по собственному выбору).
4) Вот вы и погрузились в стихию метели, а в этом вам помог не только
А.С.Пушкин, но и Георгий Свиридов, вальс которого прозвучал во время
вашей работы над мини – сочинением. Этот вальс Свиридов сочинил к
повести «Метель». Какому эпизоду соответствует эта музыка? Почему?
(Владимир во время метели)
- Давайте же рассмотрим каково в метельных завихрениях пушкинским
героям? Что происходит с героями во время метели?
1 гр. – Маша, 2 гр. – Владимир, 3 гр. – Бурмин.
- найдите в тексте и прочитайте, каково состояние героев во время
метели, сделайте вывод о взаимодействиях героев и метели.
Вывод:   Машу метель пытается остановить, но потом всё – таки позволяет
ёй отправиться в путь и добраться до церкви.
Владимира стихия кружит и запутывает совсем, так что он безнадёжно
опаздывает и приезжает в адрино уже под утро, никакого там не застав.
Бурмина какая – то сила выталкивает ехать в самую бурю и приводит
в ту же самую церковь.
5) Так что же такое метель по - вашему мнению? Только ли плохая погода?
(Метель – полноправный герой повести, она живое существо со своим
характером и целями. И в отношении к каждому герою она преследует
свои цели, изменив их жизненные планы, изменив их судьбы?).
6) А как вы понимаете слово  «судьба»? ( Судьба – предначертание
жизненного пути, предопределение свыше).
Вы знаете: Пушкин сам верил в судьбу. Ему предсказали беду, которая
случится от белого человека в белом мундире, а Дантес – блондин,
во время дуэли был одет в светлый мундир. Пушкин верил в
перебежавшего через дорогу зайца, как в наше время мы верим в черную
кошку.
- А как судьба распорядилась жизнью героев пушкинской «Метели»?
(Она развела судьбы Маши и Владимира, но соединила с Бурминым. Она
помогла раскрыться характеру каждого из них, а потом утихла и пропала,
оставив после себя успокоившуюся равнину).
7) А теперь обратимся к эпиграфу. Согласны ли вы с мнением
Ю.Чеботарёва, что «от судьбы не сбежать и не скрыться»?
(Ответы неоднозначны, мы не делаем выводов, оставляем детей при
своём мнении.)
8)Почему произведение названо «Метель»? ( Метель – главное  
действующее лицо).
9) Слово учителя. Наша «мастерская» подвела нас к основной мысли, что
природа – это не фон, на котором действуют герои, а полноправный герой
повествования. В художественном произведении нет ничего лишнего, у
Пушкина и вовсе: не будь метели – не было бы и всей истории. Метель -
- сама судьба, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в
судьбе всех 3 героев. Стихия распорядилась жизнью героев, заставила их
пройти через страдания и вознаградила за всё пережитое.

        Домашнее задание.

  1. Подготовить иллюстрации к повести А.С.Пушкина « Метель»

( по желанию ).

  1. Написать мини – сочинение «Метель – главный герой повести А.С.

          Пушкина».

  1. Поразмышляйте, как сложится дальнейшая жизни Марьи                                  

Гавриловны и удастся ли ей обрести своё счастье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл icon"Но жив талант, бессмертен гений" Литературный вечер, посвященный памяти А. С. Пушкина
Свиридова из кинофильма "Метель", "Вальс" Свиридова из "Метели", песня на стихи А. Дементьева "Натали", Шуман "Грезы"

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл iconУчебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина
Оборудование: текст произведения (отрывок) у учащихся, у учителя- полное произведение, музыкальная композиция Г. Свиридова «Тройка»...

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл iconПроект А. С. Пушкина // Нижегородское образование. 2013. № «Метель»
Павлов С. Г. «Метель» как религиозно-художественная модель мира и цивилизационный проект А. С. Пушкина // Нижегородское образование....

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл iconУрок №40. Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX)
Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX)

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл iconСкрябина Т. Л. Русская литература на режиссерском факультете гитис
О. Кудряшова, 2013, реж. К. Вытоптов), «На дне» (мастерская Е. Каменьковича, 2011), «Москва-Петушки» (мастерская Е. Каменьковича,...

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл iconСписок литературы на лето для 7 класса
А пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель». «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка»)

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл iconСписок литературы на лето. 4 класс
А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. (Барышня-крестьянка. Станционный смотритель. Метель.)

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл iconСписок литературы для летнего чтения (будущие 6-классники)
...

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл iconТема: Сказки А. С. Пушкина
Ведущий: Тема нашей встречи – сказки А. С. Пушкина. Спешим поделиться не только всем, что знаем о сказках А. С. Пушкина, но и своим...

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл iconПрезентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс»
Целью нашего урока является: 1) Выяснить, какие музыкальные произведения появились благодаря сказкам А. С. Пушкина(слайд 3)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции