Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»




Скачать 132.12 Kb.
НазваниеКонспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Дата публикации09.10.2014
Размер132.12 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Лекции > Конспект



КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧАС ДУШИ»

тема: «А.С. ПУШКИН «Зимнее утро».

3 «А» класс

Учитель: Емельянова Людмила Петровна



  1. Организационный момент.



Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в волшебный мир поэзии. Нас ждет встреча с еще одним классиком русской словесности, человеком, который хорошо знает, что такое красота, добро, дружба, любовь и истина.

Он знаком каждому из вас – это….

- Александр Сергеевич Пушкин.

Скажите, какие произведения Александра Сергеевича вы читали?

- «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Вот север, тучи нагоняя», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане» и т. д.

Я вижу, вы любите и читаете Пушкина.


  1. Подготовка к восприятию текста.


Сегодня мы познакомимся с еще одним из стихотворений великого поэта. Как вы думаете, какому времени года оно посвящено?

- Глядя на оформление класса, за окно нетрудно догадаться – зиме.

Стихотворение так и называется «Зимнее утро».

Какие цели поставим перед собой, изучая это лирическое произведением?

- 1. познакомиться со стихотворением

2. проанализировать

3. научиться читать выразительно, т.е. с правильной интонацией и темпом, выделяя голосом главные слова, соблюдая паузы и логические ударения.

4. понять настроения и чувства автора.

5. открыть для себя что-то новое в этом времени года или стихотворении.

Перед вами портрет поэта. Может быть, кто-то знает, кто написал его?

- Орест Адамович Кипренский.

(На доске портрет А.С.Пушкина художника О.А.Кипренского)

Всмотритесь в это одухотворенное лицо. Как вы думаете, каким человеком был Александр Сергеевич?

- Он молодой, красивый, умный; у него серьезные глаза, устремленные вдаль; задумчивый, мечтательный; наверное, очень добрый.

На этом портрете Александру Сергеевичу 28 лет.

Длинные вьющиеся волосы, бакенбарды, устремленные вдаль глаза выдают в нем романтика, мечтательного человека. Он действительно о чем-то задумался. Хочется проникнуть в его душевный мир.

Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А, может быть, именно сейчас рождаются строки стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся.

Пожалуйста, прислушайтесь. Постарайтесь открыть для себя что-то новое, увидеть природу глазами поэта.

  1. Первичное восприятие текста и выявление впечатлений.

Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»

Звучит музыка, учитель читает стихотворение.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

На встречу северной Авроры,

Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.
Пауза.



Вам понравилось стихотворение? Что удивило и поразило вас в нем? Не заметили ли вы в прозвучавших строках что-то особенное, необычное?

- Стихотворение очень красивое, сказочное, загадочное… В нем автор рисует разные по настроению картины: то радостные и солнечные, красочные и великолепные, то печальные и грустные.

Действительно необычно. Я рада, что вы заметили это. Сегодня мы попробуем глубже понять это лирическое произведение, раскрыть еще один секрет поэзии.


  1. Вторичное восприятие и анализ текста.


Чтение про себя.

Неторопливо прочитайте стихотворение про себя, поразмышляйте над его содержанием и приготовьтесь к чтению вслух и анализу.

Сегодня вы будете не просто читателями со своими ощущениями, а читателями внимательными, думающими, вы будете исследователями. Постарайтесь представить себя на месте поэта и понять, почему меняется его настроение, попытайтесь проникнуть в его душевный мир и ощутить какие чувства он испытывает, что переживает и ощущает поэт.

Анализ произведения.

Итак, представьте себя автором этого стихотворения. Вы проснулись, выглянули в окно и увидели все, что описывает поэт.



Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

На встречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Какое настроение возникло у вас? Что вы почувствовали?

- Радость, восторг, восхищение, ликование звучат сразу в первой строке. В конце стоит восклицательный знак – поэт восклицает. Приятное удивление, ведь вчера еще злилась вьюга, носилась мгла на небе… А утром вдруг солнце – это ли не чудо?

Только ли радость восторг и восхищение испытывает поэт? Вот он оглянулся, а красавица еще спит и ничего не видит, глаза ее закрыты, «сомкнуты негой». Как вы это понимаете?

нега — наслаждение;

взор — взгляд, но в тексте — глаза;

- Что же хочет поэт?

-Поделиться с ней радостью. Он будит ее.

Как?

- Тихо, нежно, он любит ее. Любовь доброта и нежность звучат в каждом слове. А еще он любуется и гордится ею, сравнивая с богиней утренней зари Авророй. Греки изображали ее прекрасной, иногда крылатой, иногда на коне.

Что вы можете сказать о самом авторе этих строк? Какая у него душа?

- Чистая, светлая, нежная, любящая.

Прислушайтесь к себе. Как назовете настроение, которое вам хотелось бы передать, читая эти строки?

- Радость, восторг, удивление, восхищение, нежность, любовь, доброта, гордость.

Запиши эти слова в тетрадь настроений.

Совпадает ли ваше настроение с настроением автора? Произошло ли слияние ваших душ?

-Да

Если бы вы попытались изобразить свое настроение на полотне, какие краски стали бы использовать?

- Белую, голубую, желтую, потому что автор говорит о морозе, о солнце. Розовую и красную, ведь по небу летала богиня утренней зари. А я бы звезду нарисовала….

А теперь попробуем выразительно прочитать первую строфу. Что следует помнить при чтении?

- Темп должен быть медленный. Интонация спокойная, так как будить надо тихо и нежно, нельзя торопиться. А первую и последнюю строки читаем громко, ведь красавица уже проснулась. Нужно выделить голосом главные слова.

Чтение детьми первой строфы, соблюдая логические паузы, выделяя голосом главные слова, с нужной интонацией. (2-3 ученика)

Анализ чтения.

Почувствовали ли мы радость и восхищение автора и его любящее отношение к красавице?

Кто, на ваш взгляд, лучше показал это?

Переходим ко второй картине.

Вспомним, что было вчера вечером.



Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно:

А в этой, возникшей перед вами картине, каким представляется вам душевное состояние поэта?

- Тревожное «злилась вьюга», беспокойное «на мутном небе мгла носилась», печальное «и ты печальная сидела», грустное, тоскливое и мрачное – на улице непогода, а в непогоду всегда грустно и тоскливо.

Запись этих слов в словарь настроений.

Что происходит с настроением, если сравнить две картины?

- от восхищения и радости мы переходим к тревоге и грусти - настроение контрастно меняется.

У какого автора и в каком стихотворении мы видели такой же прием?

- И.А.Бунин «Листопад».

С какой целью автор использует такое контрастное состояние природы?

- чтобы на фоне этой разбушевавшейся вьюги, мы сильнее ощутили великолепие зимнего утра или печаль красавицы.

- я заметила, что эта часть необычна. Здесь описано только небо. Поля, речка, лес, ель будто куда-то исчезли. Почему?

-Они просто невидимы при такой непогоде.

На что похоже звучание стихотворения?

Есть выражение «музыка стиха». А какую музыку услышали вы при чтении этих строк?

-Тревожную, серьезную, печальную….

А какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать картину?

- Серую, синюю, черную….

Попробуйте интонацией, выделяя главные слова, создать тревогу беспокойство, печаль и донести это состояние души до слушателя.

Чтение второй строфы. Анализ.
Переходим к третьей картине.

Утром злое кружение темной вьюги, хаос природы, стирающий прекрасные краски, исчезает: остается только солнце, голубые небеса. Теперь уже видна земля, поля, речка, лес.




Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ребята, что вы заметили? Что происходит с настроением?

- От картины к картине меняется настроение и цветовая палитра.

Чем необычна эта картина? Каким настроением проникнуты эти строки?

- Здесь звучит какое-то торжество и величие в описании красоты зимы. И слова непростые, особенные: не небо, а «небеса», не просто «белыми коврами», а «великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит».
Снег переливается и блестит на солнце, словно ковер из золотых нитей. Автор несколько раз упоминает о блеске «и речка подо льдом блестит». Это очень красиво! Здесь и радость, и любование великолепным солнечным утром, и восхищение красотой природы зимой.

Какие краски вы взяли бы в руки в этот раз?

- Чистые, яркие, солнечные….

Как странно, в первом отрывке радость восхищения автор выражает предложение с восклицательным знаком, а в третьей строфе стоит точка. Почему?

- Может, его сердце волнует что-то другое, поэтому он спокойно перечисляет все, что видит из окна. Спокойно, но величественно. Он любуется всей природой.

Покой, удовольствие, красота – все это можно объединить в одном слове. Догадались? Если нет, я вам подскажу – умиротворение.

Запись всех слов в тетрадь настроений.

Попытайтесь почувствовать, как нужно читать эти строки, проникните в стихию стиха, подчеркните карандашом яркие, значительные слова, которые хочется выделить голосом при чтении. Как будем читать?

- Неспешна, спокойно, с паузами, торжественно, можно громким голосом.

Выразительное чтение. Анализ.
Все прекрасно в этой картине, но здесь нет звуков жизни, а поэт, радостный, нежный, любящий, ищет тепла, открытости, многозвучия жизни. Наверное, поэтому его взгляд обращается от холодного великолепия зимы к комнате.

Чтение четвертой картины.
Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.


Какое ощущение возникло после чтения?

- Опять контраст. Ощущение мира, покоя, домашнего тепла и уюта, света и мечтательности.

Запись слов в тетрадь настроений.

Какие слова создают ощущение праздника?

- «озарена», «веселый»

Какие повторяющиеся звуки помогают услышать этот «веселый треск» дров в печи?

- тр-тр…

А каким представляется наш поэт?

-Веселый треск натопленной печи, лежанка - мир поэта скромен и прост. И сам он добрый, мечтательный, простой и близкий народу.

С помощью каких красок передадим это домашнее тепло и простоту?

- Теплые тона: желтый, коричневый, оранжевый….

Вновь прислушиваемся к себе. Как будем читать четвертую часть?

- Интонация спокойная, темп медленный, настроение мечтательное, ощущение мира и покоя.

Чтение и анализ.

Из этой уютной комнаты все кажется милым, Домашним, приятным. Но теперь поэту уже хочется иного. Я озвучу эту картину, а вы попытайтесь угадать чего же?




Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

- Поэту хочется движения, полета, простора, навестить милый сердцу берег, его душа тоскует о нем.

Почему не великолепные ковры, блестящие на солнце, а пустынные поля и берег?

– это самое дорогое его душе место. Дорогое, как воспоминание, а, может быть, как маленький уголок земли (малая родина), где живут милые его сердцу люди. Мы видим, что именно здесь особенно ярко проявляется Душа поэта. Его отношение к родным местам, к любимым им людям.

С кем же он хочет отправиться к этому берегу?

- с красавицей.

Почему?

- Красавица – это очень близкий для автора человек. С ней он делил печаль в непогоду, с ней же хочет разделить и радость свидания с милым берегом, самым дорогим его сердцу местом.

Какое настроение покажем при чтении?

- Нетерпение, радость, любовь…. и легкая грусть.
Откуда эта грусть? Почему в это радостное утро в сердце поэта прокралась печаль? Вот поэт с воодушевлением предлагает любимой прокатиться на санках, но вдруг его настроение меняется. Обратите внимание, что и при нашем чтении интонация невольно становится сначала более задумчивой, а к самому концу и грустной. Казалось бы, он только что был весь устремлен душой к своей красавице и вдруг словно отстранился, отъединился от нее, мысленно он один. Его голос словно замирает, стихотворение обрывается, а мы с вами, читатели, чувствуем какую-то недосказанность.
Чтение и анализ.
5.Выразительное чтение всего стихотворения.
6.Итог.
Перед нами прекрасное стихотворение о природе. Но можно ли сказать, что это только пейзажная лирика?

- Нет.

О чем еще это стихотворение? Что помимо природы становится здесь предметом лирического изображения?

- Человеческие отношения, любовь.

Но… любовь кого к кому?

- поэта к своей красавице

А как вы думаете, эта любовь взаимна?

- Трудно сказать, нам хотелось бы верить, что красавица отвечает взаимностью поэту, ведь он такой нежный, пылкий.

Но нас что-то тревожит, не правда ли? Это чувство появилось не только в конце стихотворения.

Что мы узнаем о героине?

- Вот она спит, ей словно трудно проснуться даже в такое солнечное утро. Вчера вечером она была печальна, возможно, под влиянием вьюги. Словно та мгла, которая заволокла небо, затуманила и ее душу.

С чем можно сравнить пушкинскую героиню, если еще раз присмотреться к картине вьюги?

- С луной. Она такая же бледная, печальная, ее лик словно омрачен думами, как луна тучами.

Если она лунная красавица, то он связан с дневным светилом. Он солнечный гений. Наверное, порой им трудно понять друг друга.

С какими сказочными персонажами можно сравнить героиню пушкинского стихотворения?

- Спящая красавица, царевна. Ее надо разбудить. А, может быть, она снежная королева (звезда севера), но не та, злая, как у Андерсена, а другая: она сама жертва каких-то злых чар, ее словно заморозили, заколдовали, ее нужно разморозить, оживить, вернуть ей радость жизни, научить радоваться солнцу. А, может, она Снегурочка? Красивая, нежная, но весна придет ,и она растает, исчезнет…. Может, солнце опасно для нее.

Сказки обычно заканчиваются счастливо, а в жизни все сложнее. Может быть, им так и суждено быть и вместе, и порознь…. Или все-таки он расколдует ее, и все то, что дорого ему, станет дорогими для нее, и наступит время, когда тот заветный берег станет милым для них обоих?...

Поэт не написал ничего о том, как относится к нему его красавица. Но внимательные читатели умеют читать и между строк. Может быть, мы с вами все это нафантазировали? Возможно! Но ведь это он, Пушкин, подтолкнул нас к таким сказочным поэтическим фантазиям. Благодаря общению с ним мир нашей души стал богаче. Мы не только новыми глазами смогли посмотреть на красоту зимней природы, узнали, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения не только близкие, но и прямо противоположные, контрастные (радость, печаль, любование, ощущение домашнего тепла, настроение мечты). Природа и настроение тесно связаны друг с другом. А также увидели сложную гамму человеческих отношений.
7. Домашнее задание.
-Какие поэтические картины затронули вашу душу, и их вновь захотелось перечитать, а, может, заучить? Это и будет вашим домашним заданием. Если у кого-то возникло желание изобразить словесные картины в цвете, мы будем рады устроить выставку ваших работ.

Приложение 1. Карточки со значением устаревших и диалектных слов.

нега — наслаждение;

взор — взгляд, но в тексте — глаза;

северная Аврора – богиня утренней зари

вечор — вчера;

нынче — сейчас;

озарена — освещена;

велеть — приказать;

запречь — запрячь, запрягать;

предадимся — отдадимся.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconКонспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconТема урока: А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета », «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Цель урока: познакомить учащихся с данным стихотворением, сделать его интерпретацию

Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconТема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Задачи: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина, расширить круг чтения

Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconТема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения

Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconПояснительная записка Номинация: основная школа (5-8 классы). Тема...
Тема урока: А. С. Пушкин «Слово о поэте» изучается по программе. Автор Коровина В. Я. 7 класс. 1 час

Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconТема 1, Техника речи
Тренировка дыхания в процессе чтения стихотворных текстов: Пушкин А. С. «19 октября», «Пророк», «Зимнее утро», «Осень», «Я памятник...

Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Цели урока: Познакомить учащихся с данным стихотворением; сделать его интерпретацию, на основе которой подготовить к выполнению творческой...

Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconУрок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции