Скачать 194.72 Kb.
|
Министерство образования Республики Марий Эл Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4 городского округа «Город Йошкар-Ола». «Коллективизация сельского хозяйства». (открытый урок в 9 д классе) Подготовила и провела: Шолнерова Г.А., учитель истории и обществознания. Йошкар-Ола 2011 Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства» Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока
Задачи урока 1.Обучающие:
2.Образовательные:
3.Воспитательная:
4. Развивающие:
ситуациях;
Оборудование:
Педагогические технологии: проблемное обучение, педагогическое проектирование, интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение,ИКТ. Методы, используемые на уроке:
Структура урока:
Определения и даты:
План урока. I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации. II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации. III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы. IV. Итоги коллективизации. Ход урока. 1. Организационный момент. (Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение целей урока и плана работы, запись темы урок.) 2. Проверка домашнего задания . Учитель: В конце 20-х годов, когда советская власть вела отсчёт второго десятилетия своего существования, перед страной встали вопросы проведения модернизации страны.
3. Изучение нового материала. 3.1. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала. Учитель : Проблемы развития нашей страны в 20-30-е г.г. ХХ века вызывают интерес не только у специалистов – историков, но и у людей самых разных возрастов и профессий. Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем того времени – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания крестьянства и определим свое отношение к ней, попытаемся установить, соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям. Процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества будет в центре нашего внимания. Проблемное задание : О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми.
3.2. Изучение нового материала. I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.(Слайд 6.) Учитель: Решение об индустриализации неизбежно повлекло за собой перелом политики в деревне. Что же представляла она в это время? В 1928 г. на селе проживало более 80% населения СССР, сельское хозяйство давало более половины всего произведённого продукта в экономике. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским (около 25 млн. крестьянских хозяйств). Из-за грубой политики правительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству. В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хлебозаготовок, во много раз снизился объём экспорта, в городах стали вводиться карточки. Большевистское руководство всегда рассматривало основу нации – крестьянство – как реакционный класс, делая исключение для бедноты. Основную часть деревни составляли середняки, даже по официальным подсчетам, кулацких хозяйств насчитывалось около 5%. Работа с документами. Обучающиеся работают с Приложением 1 и отвечают на вопросы:
II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации. (Слайд 7.) Учитель : Сталин видел выход из кризиса в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака. Правая оппозиция во главе с Бухариным Н.И. видела выход в нормализации рынка, гибкости заготовительных цен, увеличении выпуска промтоваров. Не отрицая необходимости коллективизации, они отводили ей вспомогательную роль, считая, что ещё долгое время основой сельскохозяйственного производства будет оставаться индивидуальный производитель. В ноябре 1929г. бухаринцы потерпели поражение. Бухарин Н.И. как руководитель «правых уклонистов» выведен из состава Политбюро. Томский и Рыков предупреждены. Репрессированы учёные-аграрники Чаянов, Кондратьев, Челинцев. (Слайд 8.)Чаянов - российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно-признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения, писатель-фантаст и утопист Он думал о том, как приобщить деревню к цивилизации. Для Чаянова путь решения этого вопроса в особой экономической природе трудовой крестьянской семьи и в присущей ей в силу этого способности вступить в кооперативные связи. В 1930 году он был арестован по делу так называемой «Трудовой крестьянской партии».Расстрелян в 1937 году. Во второй половине 20-х годов богатеть было очень сложно: у крестьян принудительно изымали зерно, судили, как спекулянтов и т.д. В ответ зажиточные крестьяне стали весной 1928 г. сокращать посевные площади. Многие кулаки «самоликвидировались» – продавали машины, деньги и ценности прятали. У середняков не было стимула расширять производство, т.к. они боялись попасть в разряд кулаков, которым партия грозила ликвидацией. Богатеть стало опасно в самом буквальном смысле. Усиление «антикулацкой линии» во второй половине 20-х годов ставило кулака перед вопросом: зачем разводить скот, зачем расширять запашку, если «излишки» в любой момент могут отобрать? Хлебозаготовительный кризис ставил под угрозу планы индустриализации. Выход из сложившейся ситуации руководство видело в нажиме на кулака и опоре на бедняцкую массу. Учитель: (Слайд 9.)
III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы. (Слайд 10.) Учитель: Отправной точкой для начала коллективизации стал ХV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1927 года, где был взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как класса (записать в тетрадь). Подтверждением выбранного курса стал Vсъезд Советов (май 1929г.), одобривший пятилетний план, подготовленный Госпланом, в котором показатели были завышены на 20%, где закладывался небывалый рост с упором на производство средств производства, а также увеличение сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы и др. Зная события предшествующие этому процессу, мы можем назвать причины коллективизации. (Слайд 11.) Самостоятельная работа с учебником истории 9 класс стр.: 176-177. Запись результатов в тетрадь. (Учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 9 класс»)
Ответы обучающихся, (запись в тетрадь). Причины коллективизации : 1. Набиравшая силу индустриализация. 2. Сверхиндустриализация за счёт деревни. 3. Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы. 4. Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни. 5. Ликвидация кулачества как класса. Учитель: Зная причины коллективизации и мотивы руководства, сформулируйте определение коллективизации. Коллективизация – это процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства. (запись в тетради). Кооперативные хозяйства хоть и в малом количестве уже существовали в СССР, в трёх формах: коммуны, артели, ТОЗы. (Слайд 11.)1929 г. – выход статьи Сталина «Год великого перелома». После этого намечаются совсем другие сроки. В статье утверждалось, что в колхозы якобы пошли основные середняцкие массы крестьян, что в социалистическом преобразовании одержана «решающая победа». Статья Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929г.) стала теоретическим обоснованием форсированной коллективизации. С этого года запрещалось принимать в колхозы кулацкие семьи. В статье говорилось « о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа ,переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». В 1927 г. коллективизация рассматривалась как длительный процесс. По первому пятилетнему плану предполагалось закончить коллективизацию лишь к 1933 г., охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств ( из них 18-20% колхозами).После статьи Сталина « Год великого перелома» намечены были совсем иные сроки. Этот факт указывает на использование принципа сплошной коллективизации. Работа с учебником : Найти в учебнике 9 класс на стр.: 182 задание № 1. Определить на основе документа, на какой принцип указывает этот факт. Ответы обучающихся: Этот факт указывает на принцип- ликвидации кулачества. (Слайд 12.) Учитель. 30 января 1930г. принято Постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в рамках сплошной коллективизации» в котором ставилась задача: хозяйства кулаков – конфисковать. Все кулаки делились на три категории (документ в учебнике стр.182). Ни о каких подкулачниках или зажиточных середняках в инструкциях и постановлениях тогда речи не было. Ликвидацию кулачества проводили в два этапа. 1 этап – 1930г. – в северные районы выслано 115231 семейство кулаков. 2 этап – раскулачено 265795 семейств. Эти данные не включают тех. кто был расстрелян в районах сплошной коллективизации, а также сотен тысяч середняков и бедняков, высланных как подкулачников. Руководитель орг. группы ЦК ВКП (б), посланы в Вологодский округ Северного края, на заседании контрольной комиссии указывал: « Перегибов в отношении середняка бояться нечего, так как остальные середняки скорее пойдут в колхоз и будут бояться выходить из колхозов». В результате этого уровень коллективизации, например, в Сухонском районе округа за неделю поднялся с 6 до 87%. К началу марта 1930г. в колхозах числилось свыше 50% крестьянских хозяйств. В спешном порядке ТОЗы стали преобразовываться в коммуны. Для оказания «помощи» в коммунистическом преобразовании деревни руководство послало туда 25 тысяч промышленных рабочих, в первую очередь, коммунистов. Началось принудительное обобществление домов, мелкого скота и даже домашней птицы. - Вот как описывают это в романах Шолохов и Платонов (чтение отрывков из произведений). Статья Сталина положила начало и еще одному процессу – раскулачиванию. (Слайд 13.) Как определить кулака? В перечне признаков кулацких хозяйств, опубликованном в 1930 году, были записаны такие «критерии»: наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наём сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жильё или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому. За отказ вступать в колхоз человека лишали избирательного права (такая категория крестьян получила название «лишенцы».) Форсированная коллективизация и массовое раскулачивание вызвало недовольство крестьян. В 1930 г. по стране прокатилась волна восстаний. (Слайд 14.) 1930 г. – статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы (отток из колхозов). Сплошная коллективизация вызвала недовольство крестьян. Обучающиеся анализируют документ, содержащий высказывания крестьян (Приложение 2,3). Учитель :
(Слайд 15.) Сплошная коллективизация вызвала массовый голод 1932-1933 г.г. После провозглашения начала сплошной коллективизации зимой 1929—1930 г.г. в УССР начался массовый забой скота. Зимой-весной 1930—1931г.г. скот массово погибал уже в колхозных стадах из-за бесхозяйственного отношения к коллективной собственности. Аналогичные единичные факты регистрировались и зимой 1932—1933 г.г. Подобные действия происходили и в отношении сельхозинвентаря, передаваемого в устав колхозов. Интенсивность труда и заинтересованность в его результате тоже были низки, что в значительной мере было результатом низкой мотивации труда и запутанности в расчётах. Весной и в начале лета 1932 года в ряде районов голодающими колхозниками и единоличниками выкашивались несозревшие озимые, выкапывался посаженный картофель и т. д. Интенсивность уборки и обмолота урожая 1932 года была крайне низкие — «всё равно отберут». В результате коллективизации наиболее работоспособная масса здоровых и молодых крестьян бежала в города. Кроме того, около 2 млн.крестьян, попавших под раскулачивание, были выселены в отдаленные районы страны. Поэтому к началу весенней посевной 1932 года деревня подошла с серьезным недостатком тягловой силы и резко ухудшившимся качеством трудовых ресурсов. В итоге поля, засеянные хлебами в 1932 году на Украине, на Северном Кавказе и в других районах, зарастали сорняками. На прополочные работы были направлены даже части РККА. Но это не спасало, и при урожае 1931/32 года, достаточном, чтобы не допустить массового голода, потери зерна при его уборке выросли до беспрецедентных размеров. В 1931 году, по данным Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции, при уборке было потеряно более 15 млн.тонн (около 20% валового сбора зерновых), в 1932-м потери оказались еще большими. Это привело к массовому голоду в СССР на территории УССР, БССР, Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири,Казахстана. В ходе массового голода и болезней, связанных с недоеданием ,погибло около 7 млн. человек. Крестьяне так определяли причины голода : «Голод был потому, что хлеб сдали», «весь, до зерна, под метелку государству вывезли», «хлебозаготовками нас мучили», «продразвёрстка была, весь хлеб отняли». Сёла были ослаблены раскулачиванием и массовой коллективизацией, лишившись тысяч репрессированных хлеборобов-единоличников. Ситуация была значительно исправлена введением жесткого партийного контроля над сельским хозяйством и реорганизацией управленческого и обеспечивающего аппарата сельского хозяйства. Это позволило в начале 1935 года отменить карточки на хлеб, к октябрю того же года были ликвидированы карточки и на прочие продовольственные продукты. Учитель : Проанализируйте документ (Приложение 5,6 )и ответьте на вопросы :
(Слайд 16.) Переход к крупному общественному сельскохозяйственному производству означал революцию во всём укладе жизни крестьянства. В короткие сроки в деревне была в основном ликвидирована неграмотность, проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов, зоотехников, трактористов, шофёров и других специалистов). Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база; развернулось строительство тракторных заводов и сельскохозяйственного машиностроения, что позволило наладить массовое производство тракторов и сельскохозяйственных машин. В целом всё это позволило создать управляемую, в ряде областей прогрессивную систему сельского хозяйства, обеспечившую сырьевую базу промышленности. 4.Закрепеление материала. (Слайд17.)Учитель: Проверяем проблемное задание: О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовало это действительности? 5.Стадия рефлексии. (Слайд 18.) Выполнить кластер со словом – коллективизация (работа в парах – на отдельном альбомном листе). На работу отводится 5 минут, затем три пары по желанию озвучивают выполненную работу. (Слайд 19.)6.Домашнее задание. 1.Параграф 17-18 ; 2.Написать эссе на выбор : а) «Коллективизация в судьбе моей семьи». б) «Мои мысли о сплошной коллективизации». Заключительное слово учителя. После завершения коллективизации вся экономическая жизнь страны оказалась полностью в руках Сталина, все граждане были целиком зависимы от государства и в политическом и в экономическом отношении. Одновременно была завершена и монополизация духовной жизни. Приложение 1.Социальный состав крестьянства Урала в 1927-1929гг.
Приложение 2.Число сельскохозяйственных предприятий и хозяйств до начала массовой коллективизации и по ее завершении.
Приложение 3 Из высказываний Крестьян-бедняков: 1. «Чего тут разговаривать. Сейчас же надо гнать в три шеи кулаков.» 2. «Мы не грабим, а изымаем у змеи жало, обезвреживаем ее». Крестьян-середняков: 1. «Если пришло время раскулачивать, так раскулачивайте, а мы-то тут причем?» 2. «Как бы после ликвидации кулака не стали выселять и середняков». 3. « Все деревни хотят очистить, всех выселяют, видимо, и нам этого не миновать. Придется ждать голодной смерти». Кулаков: 1. «Будут выселять в Нарым, на север, а бывших участников бандитского движения будут расстреливать». 2. «Пусть расстреливают на месте, а мы с детьми никуда не поедем». 3. «Я ли не помогал Советской власти – всем, чем мог? А за все это оставляют нищим и ссылают. Жизнь становится недорога, решишься на все, что придет в голову». Приложение 4.Крестьянские выступления в 1930г. и их причины.
Приложение 5. 1.Из сводки НКВД: «Саратовская область, Макаровский район. В колхозе «12 лет РККА» трупы павших животных вырывались колхозниками из земли на скотомогильниках и употреблялись в пищу. В колхозе «Ленинский путь» колхозница Морозова ходила по селу и собирала падаль. Ее дети от недоедания опухли. Полученный ею хлеб 99кг на 99 трудодней был израсходован раньше. Колхозница Жижина беременная, больная, ее двое детей находились в опухшем состоянии. Старшая дочь ходила по селу, собирала падаль. Завхоз Юдин отпустил для питания Морозовой и Жижиной голову павшей лошади… Балтайский район. В колхозе им. Кагановича колхозница Графина А.Я.,60лет, имеющая 2 детей, за неимением хлеба убивала кошек, мясо которых употребляла в пищу. Клинаев Г.Г.также за отсутствием продуктов питания с семьей в 4 человека употреблял в пищу павших кур, которых собирал по селу. Семья сильно истощена, один ребенок болен». Приложение 6. 2.Из дневника учителя Покровского, Курская область (он описывает свое участие в выселении кулаков): «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях… Рассказывали, что забрали их врасплох, ночью. Некоторые даже не захватили необходимых пожитков. Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Из арестантского помещения всех повели на станцию. Здесь кулаков посадили в товарные вагоны- теплушки ,человек по сорок. В вагонах – теснота, духота, вонь. Мы стояли в карауле. Было нелепое распоряжение коменданта – людей из вагона не выпускать. Я лично этому делу не сочувствовал. Кулаки – кулаками, а люди все-таки – людьми…Первые приведенные на станцию просидели в закрытых вагонах двое суток. Наконец сформировали состав – 12 вагонов, человек, вероятно, пятьсот. Ночью их куда-то отправили». Источники Литература: 1. Аринин. В. «Тень генералиссимуса» Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1991г... 2. Гордон Л.А.Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40ые годы. М. 1989 год. с. 52-82, с. 155-169. 3. Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю. История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2004г.. 4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику 9 класс «История России 20 век» М. Просвещение. 2000 г. 5. Данилов А.А. История России в таблицах 20 век. 9-11 класс. Справочное пособие. М. Дрофа. 1999г. 6. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг. М. 1989 г. 7. Зевелев A.M. Истоки сталинизма. М.1991 г. 8. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивление не свободе в СССР. М. 2002 г. с.118-148, 306-319, 394-404. 9. Кириллов В.В. Отечественная история 20 – начало 21 века в схемах, таблицах и диаграммах. Пособие для абитуриентов и студентов. М. 2004 г. 10. Майсурян А. Коллективизация. Энциклопедия для детей: история России. М. 1995 г., т.3. 11. Наше Отечество. Опыт политической истории в 2-х томах, т.2. МЛ 1991 г. 12. Неизвестная Россия, 20 век. М. 1992г. с. 206-207, 221-222, 228. 13. Осокина Е.А. За фасадом « сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941 гг. МЛ 997 г. 14. Осколков Е.Н. Голод 1932 – 1933 гг. Хлебозаготовки и голод в 1932-1933 годах в Северо-Кавказском крае. Ростов-на-Дону, 1991г. с.24. 18. Судьбы российского крестьянства. Под общей редакцией академика Афанасьева Ю.Н. Российский государственный гуманитарный университет. МЛ 996г. с.249-435. 19. http://images.yandex.ru 20. http://ru.wikipedia.org |
Литература. Глоссарий. Брянск: Издательство Брянской гсха, 2013 г.... Механизация сельского хозяйства, 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 190631 Техническое обслуживание и ремонт... |
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 190631 Техническое... Механизация сельского хозяйства, 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 190631 Техническое обслуживание и ремонт... |
||
Задача Государственной общеплановой комиссии (Госплан) А. Преобладающей силой в деревне стали крестьяне-единоличники, которые давали 98,5% всей продукции сельского хозяйства |
Задачами производственной практики являютс В подготовке высококвалифицированных специалистов для современного сельского хозяйства, развивающегося на принципах рыночной экономики,... |
||
Краснокамского муниципального района Рассмотрев и обсудив представленный отчет Главы сельского поселения – главы администрации Майского сельского поселения В. А. Ноговицина... |
Биология Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,... |
||
Эколого-биохимические взаимодействия Такой анализ позволяет, во-первых, лучше представить пути использования данных веществ в практике сельского хозяйства, охраны среды,... |
Решение от 07 июля 2006 года №25 улус Шибертуй Об утверждении Положения... «Шибертуйское», руководствуясь Федеральным законом фз-131 от 06. 10. 2003г., Уставом муниципального образования –сельского поселения... |
||
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с государственными образовательными... |
Правила пользования муниципальным бюджетным учреждением «Библиотека... Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотека Юго-Камского сельского поселения» (в дальнейшем — Библиотека) осуществляет информационную,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |