«Коллективизация сельского хозяйства»




Скачать 194.72 Kb.
Название «Коллективизация сельского хозяйства»
Дата публикации 07.10.2014
Размер 194.72 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Лекции > Урок
Министерство образования Республики Марий Эл

Управление образования администрации городского округа

«Город Йошкар-Ола»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4

городского округа «Город Йошкар-Ола».

«Коллективизация сельского хозяйства».

(открытый урок в 9 д классе)

Подготовила и провела:

Шолнерова Г.А.,

учитель истории и

обществознания.

Йошкар-Ола

2011

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока

  • знать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации;

  • выяснить причины коллективизации, этапы и итоги;

  • воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы;

  • знать понятия: « репрессия», «коллективизация», «раскулачивание», «кулаки».

Задачи урока

1.Обучающие:

  • способствовать усвоению обучающимися основного фактического и понятийного материала о коллективизации сельского хозяйства ;

2.Образовательные:

  • изучить события, которые привели к коллективизации сельского хозяйства, ход проведения коллективизации, значение и последствия;

  • продолжить обучение работе с документами разного характера;

  • продолжить формирование умения анализировать реальные исторические события, делать выводы.

3.Воспитательная:

  • формирование развитой, социально-активной, творческой самостоятельной личности;

  • продолжить формирование у обучающихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.

4. Развивающие:

  • развитие умения аргументировать, делать выводы (текст учебника, документы, воспоминания);

  • развитие умения слушать;

  • развитие умения применять полученные знания в нестандартных

ситуациях;

  • развитие абстрактного и наглядно-образного мышления;

  • активизация познавательной деятельности в группе.


Оборудование:  

  • на каждой парте – пакеты  документов для работы в группах, в парах;

  • компьютерная презентация.


Педагогические технологии:

проблемное обучение, педагогическое проектирование, интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение,ИКТ.

Методы, используемые на уроке:

  • проблемное обучение;

  • дифференцированное обучение ;

  • задания творческого характера ;

  • метод взаимо- и самоконтроля;

  • самостоятельная работа (работа с фрагментами документов).

Структура урока:

  1. Организационный момент.(2 мин.)

  2. Этап проверки домашнего задания. (5 мин.)

  3. Этап изучения нового материала. (18 мин.)

  4. Этап закрепления материала. (8 мин.)

  5. Рефлексия урока.(5 мин.)

  6. Домашнее задание.(2 мин.)

Определения и даты:

  • коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание.

  • 1927 г. - начало хлебозаготовительного кризиса;

  • 1929 г., декабрь - переход к политике сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса;

  • 1930г., 2 марта - статья Сталина «Головокружение от успехов»;

  • 1932-1933 г.г .- массовый голод в зерновых районах СССР.

План урока.

I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.

II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации.

III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.

IV. Итоги коллективизации.

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение целей урока и плана работы, запись темы урок.)

2. Проверка домашнего задания .  

Учитель: В конце 20-х годов, когда советская власть вела отсчёт второго десятилетия своего существования, перед страной встали вопросы проведения модернизации страны.

  • Что такое модернизация? Почему она была необходима?




  • Какую задачу модернизации страна решала в годы первых пятилеток?


3. Изучение нового материала.

3.1. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Учитель : Проблемы развития нашей страны в 20-30-е г.г. ХХ века вызывают интерес не только у специалистов – историков, но и у людей самых разных возрастов и профессий. Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем того времени – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания крестьянства и определим свое отношение к ней, попытаемся установить, соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям. Процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества будет в центре нашего внимания.

Проблемное задание : О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми.

  • Определите, насколько это соответствовало действительности и что на практике означали эти слова. В конце урока мы должны будем опровергнуть или доказать правомерность этих слов.

3.2. Изучение нового материала.

I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.(Слайд 6.)

Учитель: Решение об индустриализации неизбежно повлекло за собой перелом политики в деревне. Что же представляла она в это время?

В 1928 г. на селе проживало более 80% населения СССР, сельское хозяйство давало более половины всего произведённого продукта в экономике. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским (около 25 млн. крестьянских хозяйств). Из-за грубой политики правительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству.

В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хлебозаготовок, во много раз снизился объём экспорта, в городах стали вводиться карточки. Большевистское руководство всегда рассматривало основу нации – крестьянство – как реакционный класс, делая исключение для бедноты.

Основную часть деревни составляли середняки, даже по официальным подсчетам, кулацких хозяйств насчитывалось около 5%.
Работа с документами. Обучающиеся работают с Приложением 1 и отвечают на вопросы:

  • Определите отношение крестьян к коллективизации.

  • Чего ждала беднота от коллективизации?

II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации. (Слайд 7.)

Учитель : Сталин видел выход из кризиса в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака. Правая оппозиция во главе с Бухариным Н.И. видела выход в нормализации рынка, гибкости заготовительных цен, увеличении выпуска промтоваров. Не отрицая необходимости коллективизации, они отводили ей вспомогательную роль, считая, что ещё долгое время основой сельскохозяйственного производства будет оставаться индивидуальный производитель.  В ноябре 1929г. бухаринцы потерпели поражение. Бухарин Н.И. как руководитель «правых уклонистов» выведен из состава Политбюро. Томский и Рыков предупреждены. Репрессированы учёные-аграрники Чаянов, Кондратьев, Челинцев.

(Слайд 8.)Чаянов - российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно-признанный основатель междисциплинарного  крестьяноведения, писатель-фантаст и утопист Он думал о том, как приобщить деревню к цивилизации. Для Чаянова путь решения этого вопроса в особой экономической природе трудовой крестьянской семьи и в присущей ей в силу этого способности вступить в кооперативные связи. В 1930 году он был арестован по делу так называемой «Трудовой крестьянской партии».Расстрелян в 1937 году.

Во второй половине 20-х годов богатеть было очень сложно:
у крестьян принудительно изымали зерно, судили, как спекулянтов и т.д.
В ответ зажиточные крестьяне стали весной 1928 г. сокращать посевные площади. Многие кулаки «самоликвидировались» – продавали машины, деньги и ценности прятали.
У середняков не было стимула расширять производство, т.к. они боялись попасть в разряд кулаков, которым партия грозила ликвидацией.

  Богатеть стало опасно в самом буквальном смысле. Усиление «антикулацкой линии» во второй половине 20-х годов ставило кулака перед вопросом: зачем разводить скот, зачем расширять запашку, если «излишки» в любой момент могут отобрать?
Хлебозаготовительный кризис ставил под угрозу планы индустриализации. Выход из сложившейся ситуации руководство видело в нажиме на кулака и опоре на бедняцкую массу.

Учитель: (Слайд 9.)

  • Какая дискуссия проходила в руководстве партии по вопросу коллективизации?

  • Какая точка зрения победила понятно. Почему?




  • 1927 г. – XV съезд партии: начало коллективизации (запись в тетрадь).


III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.

(Слайд 10.)

Учитель: Отправной точкой для начала коллективизации стал ХV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1927 года, где был взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как класса (записать в тетрадь). Подтверждением выбранного курса стал Vсъезд Советов (май 1929г.), одобривший пятилетний план, подготовленный Госпланом, в котором показатели были завышены на 20%, где закладывался небывалый рост с упором на производство средств производства, а также увеличение сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы и др. Зная события предшествующие этому процессу, мы можем назвать причины коллективизации.

(Слайд 11.)

Самостоятельная работа с учебником истории 9 класс стр.: 176-177.
Запись результатов в тетрадь. (Учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 9 класс»)

  • Подумайте, какие причины коллективизации вы бы записали туда?

Ответы обучающихся, (запись в тетрадь).

Причины коллективизации :

1. Набиравшая силу индустриализация. 
2. Сверхиндустриализация за счёт деревни.
3. Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы.
4. Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни.
5. Ликвидация кулачества как класса.


Учитель: Зная причины коллективизации и мотивы руководства, сформулируйте определение коллективизации.
Коллективизация – это процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства. (запись в тетради).
Кооперативные хозяйства хоть и в малом количестве уже существовали в СССР, в трёх формах: коммуны, артели, ТОЗы.
(Слайд 11.)1929 г. – выход статьи Сталина «Год великого перелома».

После этого намечаются совсем другие сроки. В статье утверждалось, что в колхозы якобы пошли основные середняцкие массы крестьян, что в социалистическом преобразовании одержана «решающая победа». Статья Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929г.) стала теоретическим обоснованием форсированной коллективизации. С этого года запрещалось принимать в колхозы кулацкие семьи. В статье говорилось « о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа ,переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». В 1927 г. коллективизация рассматривалась как длительный процесс. По первому пятилетнему плану предполагалось закончить коллективизацию лишь к 1933 г., охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств ( из них 18-20% колхозами).После статьи Сталина « Год великого перелома» намечены были совсем иные сроки.  Этот факт указывает на использование принципа сплошной коллективизации.

Работа с учебником : Найти в учебнике 9 класс на стр.: 182 задание № 1.
Определить на основе документа, на какой принцип указывает этот факт.

 

Ответы обучающихся: Этот факт указывает на принцип- ликвидации кулачества. (Слайд 12.)

Учитель. 30 января 1930г. принято Постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в рамках сплошной коллективизации» в котором ставилась задача: хозяйства кулаков – конфисковать.
Все кулаки делились на три категории (документ в учебнике стр.182).
Ни о каких подкулачниках или зажиточных середняках в инструкциях и постановлениях тогда речи не было.
Ликвидацию кулачества проводили в два этапа.
1 этап – 1930г. – в северные районы выслано 115231 семейство кулаков.
2 этап – раскулачено 265795 семейств. Эти данные не включают тех. кто был расстрелян в районах сплошной коллективизации, а также сотен тысяч середняков и бедняков, высланных как подкулачников.
Руководитель орг. группы ЦК ВКП (б), посланы в Вологодский округ Северного края, на заседании контрольной комиссии указывал: « Перегибов в отношении середняка бояться нечего, так как остальные середняки скорее пойдут в колхоз и будут бояться выходить из колхозов». В результате этого уровень коллективизации, например, в Сухонском районе округа за неделю поднялся с 6 до 87%.
К началу марта 1930г. в колхозах числилось свыше 50% крестьянских хозяйств. В спешном порядке ТОЗы стали преобразовываться в коммуны. Для оказания «помощи» в коммунистическом преобразовании деревни руководство послало туда 25 тысяч промышленных рабочих, в первую очередь, коммунистов. Началось принудительное обобществление домов, мелкого скота и даже домашней птицы. - Вот как описывают это в романах Шолохов и Платонов (чтение отрывков из произведений).

Статья Сталина положила начало и еще одному процессу – раскулачиванию.

(Слайд 13.) Как определить кулака? В перечне признаков кулацких хозяйств, опубликованном в 1930 году, были записаны такие «критерии»:
наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наём сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жильё или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому. За отказ вступать в колхоз человека лишали избирательного права (такая категория крестьян получила название «лишенцы».)
Форсированная коллективизация и массовое раскулачивание вызвало недовольство крестьян. В 1930 г. по стране прокатилась волна восстаний.

(Слайд 14.) 1930 г. – статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы (отток из колхозов).

Сплошная коллективизация вызвала недовольство крестьян.
Обучающиеся анализируют документ, содержащий высказывания крестьян (Приложение 2,3).
Учитель :

  • Каковы результаты коллективизации для страны в целом?

  • Каково отношение крестьян к коллективизации?

(Слайд 15.) Сплошная коллективизация вызвала массовый голод 1932-1933 г.г.

После провозглашения начала сплошной коллективизации зимой 1929—1930 г.г. в УССР начался массовый забой скота. Зимой-весной 1930—1931г.г. скот массово погибал уже в колхозных стадах из-за бесхозяйственного отношения к коллективной собственности. Аналогичные единичные факты регистрировались и зимой 1932—1933 г.г. Подобные действия происходили и в отношении сельхозинвентаря, передаваемого в устав колхозов. Интенсивность труда и заинтересованность в его результате тоже были низки, что в значительной мере было результатом низкой мотивации труда и запутанности в расчётах. Весной и в начале лета 1932 года в ряде районов голодающими колхозниками и единоличниками выкашивались несозревшие озимые, выкапывался посаженный картофель и т. д. Интенсивность уборки и обмолота урожая 1932 года была крайне низкие — «всё равно отберут».

В результате коллективизации наиболее работоспособная масса здоровых и молодых крестьян бежала в города. Кроме того, около 2 млн.крестьян, попавших под раскулачивание, были выселены в отдаленные районы страны. Поэтому к началу весенней посевной 1932 года деревня подошла с серьезным недостатком тягловой силы и резко ухудшившимся качеством трудовых ресурсов. В итоге поля, засеянные хлебами в 1932 году на Украине, на Северном Кавказе и в других районах, зарастали сорняками. На прополочные работы были направлены даже части РККА. Но это не спасало, и при урожае 1931/32 года, достаточном, чтобы не допустить массового голода, потери зерна при его уборке выросли до беспрецедентных размеров. В 1931 году, по данным Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции, при уборке было потеряно более 15 млн.тонн (около 20% валового сбора зерновых), в 1932-м потери оказались еще большими.

Это привело к массовому голоду  в СССР на территории УССР, БССР, Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири,Казахстана. В ходе массового голода и болезней, связанных с недоеданием ,погибло около 7 млн. человек.

Крестьяне так определяли причины голода : «Голод был потому, что хлеб сдали», «весь, до зерна, под метелку государству вывезли», «хлебозаготовками нас мучили», «продразвёрстка была, весь хлеб отняли». Сёла были ослаблены раскулачиванием и массовой коллективизацией, лишившись тысяч репрессированных хлеборобов-единоличников. Ситуация была значительно исправлена введением жесткого партийного контроля над сельским хозяйством и реорганизацией управленческого и обеспечивающего аппарата сельского хозяйства. Это позволило в начале 1935 года отменить карточки на хлеб, к октябрю того же года были ликвидированы карточки и на прочие продовольственные продукты.

Учитель : Проанализируйте документ (Приложение 5,6 )и ответьте на вопросы :

  • Как повлияла коллективизация на крестьян, их настроение?

  • Каково отношение интеллигенции к раскулачиванию? Одобряла ли она его? Почему?

(Слайд 16.) Переход к крупному общественному сельскохозяйственному производству означал революцию во всём укладе жизни крестьянства. В короткие сроки в деревне была в основном ликвидирована неграмотность, проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов, зоотехников, трактористов, шофёров и других специалистов). Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база; развернулось строительство тракторных заводов и сельскохозяйственного машиностроения, что позволило наладить массовое производство тракторов и сельскохозяйственных машин. В целом всё это позволило создать управляемую, в ряде областей прогрессивную систему сельского хозяйства, обеспечившую сырьевую базу промышленности.

4.Закрепеление материала.

(Слайд17.)Учитель: Проверяем проблемное задание: 
О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовало это действительности?

5.Стадия рефлексии.

(Слайд 18.) Выполнить кластер со словом – коллективизация (работа в парах – на отдельном альбомном листе).
На работу отводится 5 минут, затем три пары по желанию озвучивают выполненную работу.
(Слайд 19.)6.Домашнее задание.

1.Параграф 17-18 ;

2.Написать эссе на выбор : а) «Коллективизация в судьбе моей семьи».

б) «Мои мысли о сплошной коллективизации».

Заключительное слово учителя. После завершения коллективизации вся экономическая жизнь страны оказалась полностью в руках Сталина, все граждане были целиком зависимы от государства и в политическом и в экономическом отношении. Одновременно была завершена и монополизация духовной жизни.

Приложение 1.Социальный состав крестьянства Урала в 1927-1929гг.

Год

Число хозяйств, вошедших в разработку

Батраки

Бедняки

Середняки

Кулаки

1927

34252

12,9

25,7

57,0

4,4

1929

30667

10,1

22,5

65,8

1,6

Приложение 2.Число сельскохозяйственных предприятий и хозяйств до начала массовой коллективизации и по ее завершении.

Показатели

1927г.

1940г.

Колхозы, ( тыс.)


14,8

236,9

В них колхозных дворов, (млн.)

0,2

18,7

Совхозы, (тыс.)

1,4

4,2

Единоличных крестьянских хозяйств, (тыс.)


23,7

3,6

Кулацкие хозяйства, (млн.)


1,1

-

Приложение 3

Из высказываний

Крестьян-бедняков:

1. «Чего тут разговаривать. Сейчас же надо гнать в три шеи кулаков.»

2. «Мы не грабим, а изымаем у змеи жало, обезвреживаем ее».

Крестьян-середняков:

1. «Если пришло время раскулачивать, так раскулачивайте, а мы-то тут причем?»

2. «Как бы после ликвидации кулака не стали выселять и середняков».

3. « Все деревни хотят очистить, всех выселяют, видимо, и нам этого не миновать. Придется ждать голодной смерти».

Кулаков:

1. «Будут выселять в Нарым, на север, а бывших участников бандитского движения будут расстреливать».

2. «Пусть расстреливают на месте, а мы с детьми никуда не поедем».

3. «Я ли не помогал Советской власти – всем, чем мог?

А за все это оставляют нищим и ссылают. Жизнь становится недорога, решишься на все, что придет в голову».

Приложение 4.Крестьянские выступления в 1930г. и их причины.

В связи с выселением кулаков

В связи со сбором семфонда и обобществлением

В связи с гонениями на церковь

Прочие

Кол-во выс

туплений

Число участников

Кол-во выступ

лений

Число участни

ков

Кол-во выступ

лений

Число участников

Кол-во выступле

ний

Число участ

ников

15

2360

74

4232

27

4310

2

65

Приложение 5.

1.Из сводки НКВД:

«Саратовская область, Макаровский район. В колхозе «12 лет РККА» трупы павших животных вырывались колхозниками из земли на скотомогильниках и употреблялись в пищу. В колхозе «Ленинский путь» колхозница Морозова ходила по селу и собирала падаль. Ее дети от недоедания опухли. Полученный ею хлеб 99кг на 99 трудодней был израсходован раньше. Колхозница Жижина беременная, больная, ее двое детей находились в опухшем состоянии. Старшая дочь ходила по селу, собирала падаль. Завхоз Юдин отпустил для питания Морозовой и Жижиной голову павшей лошади…

Балтайский район. В колхозе им. Кагановича колхозница Графина А.Я.,60лет, имеющая 2 детей, за неимением хлеба убивала кошек, мясо которых употребляла в пищу. Клинаев Г.Г.также за отсутствием продуктов питания с семьей в 4 человека употреблял в пищу павших кур, которых собирал по селу. Семья сильно истощена, один ребенок болен».

Приложение 6.

2.Из дневника учителя Покровского, Курская область (он описывает свое участие в выселении кулаков): «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях…

Рассказывали, что забрали их врасплох, ночью. Некоторые даже не захватили необходимых пожитков. Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Из арестантского помещения всех повели на станцию. Здесь кулаков посадили в товарные вагоны- теплушки ,человек по сорок. В вагонах – теснота, духота, вонь. Мы стояли в карауле. Было нелепое распоряжение коменданта – людей из вагона не выпускать. Я лично этому делу не сочувствовал. Кулаки – кулаками, а люди все-таки – людьми…Первые приведенные на станцию просидели в закрытых вагонах двое суток. Наконец сформировали состав – 12 вагонов, человек, вероятно, пятьсот. Ночью

их куда-то отправили».

Источники

Литература:

1. Аринин. В. «Тень генералиссимуса»  Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1991г...
2. Гордон Л.А.Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40ые годы. М. 1989 год. с. 52-82, с. 155-169.
3. Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю. История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2004г..
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику 9 класс «История России 20 век» М. Просвещение. 2000 г.
5. Данилов А.А. История России в таблицах 20 век. 9-11 класс. Справочное пособие. М. Дрофа. 1999г.
6. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг. М. 1989 г.
7. Зевелев A.M. Истоки сталинизма. М.1991 г.
8. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивление не свободе в СССР. М. 2002 г. с.118-148, 306-319, 394-404.
9. Кириллов В.В. Отечественная история 20 – начало 21 века в схемах, таблицах и диаграммах. Пособие для абитуриентов и студентов. М. 2004 г.
10. Майсурян А. Коллективизация. Энциклопедия для детей: история России. М. 1995 г., т.3.
11. Наше Отечество. Опыт политической истории в 2-х томах, т.2. МЛ 1991 г.
12. Неизвестная Россия, 20 век. М. 1992г. с. 206-207, 221-222, 228. 
13. Осокина Е.А. За фасадом « сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941 гг. МЛ 997 г.
14. Осколков Е.Н. Голод 1932 – 1933 гг. Хлебозаготовки и голод в 1932-1933 годах в Северо-Кавказском крае. Ростов-на-Дону, 1991г. с.24.
18. Судьбы российского крестьянства. Под общей редакцией академика Афанасьева Ю.Н. Российский государственный гуманитарный университет. МЛ 996г. с.249-435.
19. http://images.yandex.ru

20. http://ru.wikipedia.org

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Коллективизация сельского хозяйства» icon Литература. Глоссарий. Брянск: Издательство Брянской гсха, 2013 г....
Механизация сельского хозяйства, 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 190631 Техническое обслуживание и ремонт...
«Коллективизация сельского хозяйства» icon Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 190631 Техническое...
Механизация сельского хозяйства, 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 190631 Техническое обслуживание и ремонт...
«Коллективизация сельского хозяйства» icon Задача Государственной общеплановой комиссии (Госплан)
А. Преобладающей силой в деревне стали крестьяне-единоличники, которые давали 98,5% всей продукции сельского хозяйства
«Коллективизация сельского хозяйства» icon Задачами производственной практики являютс
В подготовке высококвалифицированных специалистов для современного сельского хозяйства, развивающегося на принципах рыночной экономики,...
«Коллективизация сельского хозяйства» icon Краснокамского муниципального района
Рассмотрев и обсудив представленный отчет Главы сельского поселения – главы администрации Майского сельского поселения В. А. Ноговицина...
«Коллективизация сельского хозяйства» icon Биология
Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,...
«Коллективизация сельского хозяйства» icon Эколого-биохимические взаимодействия
Такой анализ позволяет, во-пер­вых, лучше представить пути использования данных веществ в практике сельского хозяйства, охраны среды,...
«Коллективизация сельского хозяйства» icon Решение от 07 июля 2006 года №25 улус Шибертуй Об утверждении Положения...
«Шибертуйское», руководствуясь Федеральным законом фз-131 от 06. 10. 2003г., Уставом муниципального образования –сельского поселения...
«Коллективизация сельского хозяйства» icon Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с государственными образовательными...
«Коллективизация сельского хозяйства» icon Правила пользования муниципальным бюджетным учреждением «Библиотека...
Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотека Юго-Камского сельского поселения» (в дальнейшем — Библиотека) осуществляет информационную,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции