Книга вторая




НазваниеКнига вторая
страница1/27
Дата публикации06.10.2014
Размер4.04 Mb.
ТипКнига
literature-edu.ru > Лекции > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Совет муфтиев России

Духовное управление мусульман

Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Нижегородское исламское медресе «Махинур»

'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз

Ханафитский фикх в новом обличье

Книга вторая

Религиозные обязанности

Молитва (салят)

Рекомендовано в качестве пособия

для исламских учебных заведений

Нижний Новгород, 2005

Вступительное слово

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Слава Аллаху, Господу миров, мир и благословение последнему из пророков Мухаммеду, его семье и сподвижникам. Да пребудет с вами мир и милость Аллаха, дорогие читатели!

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Поистине, молитва предписана верующим в определенное время» (4:103). Посланник Аллаха , отвечая на вопрос «что такое Ислам?», сразу после свидетельства веры (шахада) ставил молитву. Уже только из этих двух примеров становится очевидным величайшее значение намаза в нашей религии.

Если в недавнем нашем прошлом молящихся мусульман по всей стране можно было в прямом смысле насчитать по пальцам, то сегодня наши мечети не в состоянии вместить и десятой доли желающих прочитать намаз. И если в советское время литературы по намазу практически не существовало, ныне все полки книжных магазинов при Духовных управлениях мусульман заставлены брошюрами и пособиями о том, как правильно совершать этот важнейший столп Ислама. Но даже, несмотря на это, выход нового издания, которое вы держите в своих руках, является событием неординарным и уникальным.

Никогда еще в России не выходил столь масштабный труд, посвященный намазу и учитывающий все тонкости богословских изысканий в этом вопросе, подобный этой книге. Хочется подчеркнуть то обстоятельство, что эта работа выдержана в строго классическом стиле, характерном для подобных книг по шариату, хотя в то же время - отмечу особо - составлена современным, а не средневековым, автором. Важно и то, что суждения ученых по той или иной теме в рамках этого исследования систематизированы и глубоко разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми ханафитской богословской школой. Как известно, именно эта школа численно и территориально доминирует среди мусульман нашей страны, и игнорирование ее постулатами и логически выверенными умозаключениями, насчитывающими не один десяток веков, в корне неверно и недопустимо, лишним свидетельством чему являются многочисленные идеологические споры в российской умме и возникшие на этой почве конфликты. Совет муфтиев России многократно привлекал внимание общественности и мусульманских лидеров к этому актуальному вопросу, наталкиваясь, всякий раз на непонимание проблемы и искусственно возводимые барьеры - однако, по воле Аллаха, труды по ханафитскому фикху медленно, но верно завоевывают должное место в нашей многогранной действительности.

Не являясь апологетом слепого следования лишь одному мазхабу, хотел бы все же заметить, что ханафитские ученые очень чутко и бережно относятся ко всему комплексу Сунны Пророка , не смея одним росчерком пера объявить ту или иную часть Сунны не достойной изучения. Вариативность выводов, сам тон рассуждений наших алимов заметно отличается от резких и бескомпромиссных заявлений буквалистов, не признающих или отказывающихся увидеть логику в том или ином хадисе Посланника Аллаха , или указании его благородных сподвижников. Хочется заметить, что само слово "фикх", что означает в переводе с арабского языка "глубокое понимание веры", на все сто процентов применимо именно к последователям Абу Ханифы, воспринимающими свою задачу как скрупулезное исследование всех тонкостей шариата, а не как поверхностную рекламацию в рамках совершенно иной дисциплины - хадисоведения. Удивляться такому раскладу вещей не стоит, ведь большинство ученых еще на заре исламской цивилизации признали за Абу Ханифой и его учениками выдающуюся - прямо скажем, основную и первостепенную роль в деле развития фикха как отрасли богословского знания. Имам аш-Шафии откровенно говорил, что в вопросах фикха все люди нуждаются в Абу Ханифе, хотя этот принцип в последнее время, к сожалению, некоторыми поверхностными мусульманами подвергается забвению.

Отрадно видеть то, что Книга молитвы является уже второй в целой серии переведенных на русский язык трудов - «Ханафитский фикх в новом обличье». Как и следует в классическом шариате, ей предшествовала Книга очищения (тахарат), переведенная и изданная в 2004 году. Уже один этот факт свидетельствует о колоссальном масштабе работы, выполненной переводчиком, редактором и издателем - Духовным управлением мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Впереди - еще немалая часть труда, окончания которого российские мусульмане будут ждать с нетерпением. Да воздаст Аллах многократно всем, кто приложил свою руку к осуществлению этого грандиозного проекта, и да поможет Он нашей умме преодолев застой и инертность суждений выпестовать плеяду будущих ученых - факихов, мухаддисов, хафизов, которые продолжат научные подвиги наших славных предков.

Председатель Совета муфтиев России

муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин

От составителей русского издания

Известно, что молитва является тем заветным ключом, который помогает человеку осуществить духовную связь с Богом, вступить с Ним в тайное внутреннее общение. Как бы внешне ни выглядел этот ритуал в разных религиях у разных народов, суть его одна - вознестись в высоком порыве с мольбой, благодарением или раскаянием в не подвластные человеческому разуму духовные пределы. В религиозном мироосвоении молитва - основное таинство веры. Недаром всего лишь несколько веков назад образованным человеком считался лишь тот, кто знал молитвы и религиозные установления, был сведущ в священных источниках.

Нынешнее время с его стремительными ритмами, унифицированным языком и подчас утилитарным отношением к жизненным ценностям осложняет путь проникновения человека в таинства религиозной этики, но тем прочнее и глубже могут стать духовные каналы связи верующего с Господом, чем больше сил и стараний он приложит, чтобы познать секреты их построений.

В любой религии молитва как главный атрибут веры имеет свой особый язык, мелодику, стиль и лексический колорит. Пришедшие в человеческую культуру много столетий назад, молитвы зачастую бывают не понятны современному человеку или неверно им истолковываются. Сегодня нередко можно услышать и такое мнение, что к Богу позволительно обращаться на современном языке и вовсе не стоит стараться заучивать сложные древние тексты и тем более вникать в их потаенный смысл. Это неверно. Как дверь в дом не открыть первым попавшимся ключом, так и дверь в духовное общение с Всевышним не открыть произвольным набором (пусть даже самых искренних и идущих из глубины души слов).

Именно с такими мыслями мы приступали к работе над второй книгой «Ханафитского фикха в новом обличье», посвященной молитве. Важность и значимость этого издания для любого человека, изучающего Ислам, несомненна. Книга позволяет задуматься над одним из самых главных столпов мусульманского вероучения, глубже познать сокровенный смысл «духовного ключа» к разговору с Аллахом, прикоснуться к истокам, священных откровений, разобраться в непростых заповедях и правилах выполнения молитвенного ритуала. Одно дело - знать молитву, другое дело - ее понимать, третье - правильно выполнять.

Мы надеемся, что эта книга поможет читателям соединить эти три составляющие в единое целое и идти с этим знанием уверенно по жизни, обретая помощь и покровительство Всемогущего Аллаха. Постичь молитву нелегко. Арабские тексты, раскрывающие смысл мусульманского богословия, относятся к раннему средневековью. Они несут отметки исторической, экономической и духовно-нравственной среды, характерный для арабского Востока того периода. Многих терминов, понятий, отношений уже не существует в мироосвоении современного человека, но понять их необходимо, чтобы разобраться в глубоком смысле молитв. Ведь она не только разговор с Богом, но и действо, производимое в соответствии с определенным порядком. Этот порядок порой трудно совместить с напряженным ритмом жизни человека 21 века, но сделать это возможно, если настойчиво и добросовестно постигать истинный смысл вероучения и правила религиозной этики. Конечно, сегодняшнему читателю могут показаться архаичными рассуждения о том, что солнце сначала должно пожелтеть, потом покраснеть или о том, что оно должно подняться на высоту копья (в главе о времени совершения утренней молитвы) и т.д. Надо уметь уважительно и диалектически относится к священным источникам. Подобные выражения и соотношения не историческая пыль, а святые крупицы божественного первоначала верования, которое может не иметь современных трактовок, переводов, интерпретаций, аналогий. Наша книга учит правильно мыслить по шариату. Она содержит весь комплекс молитвенных заповедей и правил их исполнения, воспитывают нравственные религиозные чувства, помогая соединять вероучение с жизнью.

Язык книги прост и доступен читателям разного возраста и уровня религиозной образованности. Как и первая книга того издания, данный опус содержат обширный глоссарий арабских терминов, список имен, вопросов и задания для изучающих Ислам в средних заведениях или путем самообразования. Тот кто стремится глубоко познать столпы истинного мусульманского религиозного знания, найдут в данном пособии много полезного и духовно значимого на пути раскрытия вечно развивающейся души.

Дамир хазрат Мухетдинов

Н. Новгород, 2005 г.



Определение понятия "салят"

Арабское слово "салят" означает "благословение; благопожелание; мольба (ду'а)", и в этом значении оно использовано в одном из айатов1 Корана, где сказано: «Бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь и обелишь их, и обращайся за них с мольбами: поистине, твои мольбы (послужат) успокоением для них, а Аллах - Слышащий, Знающий»2.

                  

В качестве шариатского3 термина слово "салят" используется для обозначения определённого вида поклонения ('ибадат), составными частями которого являются чтение Корана (кыра'ат), а также поясные (руку') и земные поклоны (суджуд).

Виды молитвы

Молитвы подразделяются на три вида.

1. Предписанная обязательная молитва (салят мафруда). Такие молитвы относятся либо к категории всеобщих и индивидуальных обязанностей (фард 'айн), либо к категории обязанностей по способности, отказ от выполнения которых может быть оправдан обстоятельствами (фард кифайа).

К категории "фард 'айн" (индивидуальная обязанность) относятся пять ежедневных молитв, являющиеся индивидуальной обязанностью каждого члена общины (мукалляф4), а также пятничная молитва (джум'а).

К категории "фард кифайа" (коллективная обязанность) относится такая молитва, совершение которой вменяется в обязанность группе лиц сообразно их способности. Совершение такой молитвы кем-либо из них избавляет остальных от выполнения этой обязанности, если же её не совершит никто, все они понесут бремя греха (таковой является заупокойная молитва (джаназа)).

2. Обязательная молитва (салят ваджиба). Обязательными именуются молитвы, совершать которые требуется не столь неукоснительно, как предписанные, но более строго, чем молитвы, совершаемые по примеру сунны5 Пророка, . К этому виду молитв относятся "витр"6 и любые добровольные молитвы, которые следует возмещать (када') в тех случаях, когда действия молящегося делают молитву недействительной.

3. Молитва, совершаемая по примеру сунны Пророка, (салят маснуна). Такие молитвы подразделяются на две категории:

а) любая добровольная молитва, которую Пророк, , совершал неуклонно (сунна му'аккада или сунна ратиба);

б) молитва, совершение которой является желательным (сунна мустахабба).

Место молитвы в Исламе

Молитва является одним из основных столпов (рукн) Ислама, на что указывают слова Пророка : «Ислам основывается на пяти (столпах): признании единственности Аллаха7, совершении молитвы1, выплате закята2, соблюдении поста в месяц Рамадан3 и совершении хаджжа4» (Муслим).

بني الإسلام على خمسة، على أن يُوحَّد الله، وإقام الصلاة، وإيتاء الزكاة، وصيام رمضان، والحج

Молитва является основой и опорой Ислама, на что указывают слова Пророка : «Главное - это Ислам, основой которого является молитва...» (Ахмад; ат-Тирмизи; ан-Наса'и; Ибн Маджа).

رأس الأمر الإسلام، وعموده الصلاة، سنامه الجهاد

Кроме того, молитва является признаком веры. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, между верой (человека) и его неверием (многобожием) - отказ от молитвы» (Муслим).

إن يبن الرجل وببن الشرك والكفر ترك الصلاة

Аллах узаконил молитву для того, чтобы она стала средством духовного возвышения (ми'радж) верующего к его Господу, благодаря чему он мог бы поминать Его, обращаться к Нему с мольбами и вести с Ним тайные беседы, на что указывают слова Всевышнего: «Поистине, Я - Аллах, нет бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и твори молитву, чтобы помнить обо Мне!»5.

           

Кроме того, предназначение молитвы состоит в том, чтобы служить внутренним препятствием (видждан), которое удерживало бы верующего от совершения грехов (ма'асы). Указанием на это служат слова Всевышнего: «Читай то, что было ниспослано тебе из Писания как откровение, и совершай молитву; поистине, молитва удерживает от мерзкого и предосудительного, ведь поминание Аллаха - самое главное, а Аллах знает о том, что вы творите»6.

            

           

Молитва служит средством искупления (каффарат) грехов и проступков. На это указывают слова Аллаха: «Совершай молитву в начале и конце дня, и с приближением ночи. Поистине, добрые дела устраняют дела дурные»7.

                

Пророк же , сказал: «Пять (ежедневных) молитв и (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) служат искуплением прегрешений, совершённых между (этими молитвами)» (Муслим).

الصلوات الخمس والجمعة إلى الجمعة، كفارات لما بينهن

Здесь речь идёт о том, что если человек станет своевременно совершать коллективные (джама'ат) и иные молитвы, это послужит искуплением его прегрешений.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как (однажды) Посланник Аллаха
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга вторая iconКнига вторая Книга о счастье и несчастьях 2 «Николай Амосов. Книга...
«Николай Амосов. Книга о счастье и несчастьях. Книга вторая»: Молодая гвардия; Москва; 1990

Книга вторая iconКнига вторая убийственный бомж
Когда я включил компьютер и собрался писать продолжение удивительных и невероятных приключений владимира Верта, на экране вдруг загорелись...

Книга вторая iconКнига вторая
Слава Аллаху, Господу миров, мир и благословение последнему из пророков Мухаммеду, его семье и сподвижникам. Да пребудет с вами мир...

Книга вторая iconЮрий Цурганов Белоэмигранты и Вторая мировая война. Попытка реванша. 1939-1945
...

Книга вторая iconОт автора 6 вступление 6 первая часть 11 вторая часть 160
М. О. Кнебель ощущается и в литературном труде, который стал уже фактом ее биографии. Из-под пера М. О. Кнебель вышла не одна серьезная...

Книга вторая iconИнтервью с адвокатом Ларисой Октябристовной Павловой Часть вторая «Гарри Поттер»
Международный проект «половое воспитание российских школьников» и национальная безопасность

Книга вторая iconКонтрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «Социологическая...
Субъективная школа в социологии. Психологическое направление

Книга вторая iconВторая. Контрнаступление Глава XIII
Эта подготовка началась в самый тяжелый период Сталинградской обороны, в августе — сентябре, когда мы с Н. С. Хрущевым возглавляли...

Книга вторая iconТематический план № п/п Тема Дата
Книга — твой друг. Книга в твоей жизни. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная...

Книга вторая iconV. Требования к содержанию и оформлению материалов участников Конференции
Работа обучающихся должна состоять из следующих частей: введение, первая часть (реферативная), вторая часть (исследовательская),...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции