Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер




Скачать 93.5 Kb.
Название Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер
Дата публикации 05.10.2014
Размер 93.5 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы

Е.Н. Мастеница

Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А.У. Зеленко


Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации

поступков. Материалы Всерос. научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-Петербург

/ Под ред. С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2002 – С. 164-169.


Александр Устинович Зеленко (1871 – 1953) – архитектор и выдающийся педагог, один из организаторов первых внешкольных учреждений в России, автор идеи и проекта Детского Дворца (Дворца-Музея ребенка). Внес большой вклад в разработку теории и практики политехнического образования, одним из первых поставил проблему создания специальной архитектуры для детей. В 1894 году он окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге, после чего преподавал рисование в одной из московских гимназий. С 1903 по 1904 год Зеленко провел в США, где познакомился с постановкой воспитания и обучения детей и деятельностью специальных поселений интеллигенции среди бедных слоев – «сетлементов», созданных с целью проведения просветительной работы. В 1905 году основал вместе с педагогами С.Т. Шацким и Л.К. Шлегер летнюю детскую трудовую колонию в Щелково (Московской области.). В этом же году они открыли первый в России клуб для детей.

Многогранная деятельность Зеленко осуществлялась в русле широко распространенных в начале ХХ века идей свободного воспитания, свободы личности, самообразования и т. д. По инициативе А.У.Зеленко и С.Т. Шацкого было создано общество «Сетлемент»– нечто вроде поселка для детей и подростков из малообеспеченных семей, с входящими в его состав мастерскими (слесарной, столярной и швейной). Следует также отметить, что по архитектурным проектам Зеленко было построено много школ в российской провинции, в частности, в Саратовской губернии. Кроме того, он вел активную педагогическую работу, в 1905-1909 преподавал на Пречистенских рабочих курсах и в воскресных школах. После закрытия «Сетлемента» Зеленко был даже арестован «за попытку проведения социализма среди маленьких детей». После этого опять уехал в Америку, где находился с 1909 по 1910 год. Вернувшись в Россию, принял активное участие в работе общества «Детский труд и отдых», сотрудничал в журналах «Свободное воспитание» и «Для народного учителя». С 1911 по 1917 читал лекции в университете Шанявского. После Октябрьской революции вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу в Институте методов внешкольной работы и различных педагогических учреждениях.

В середине 1920-х годов А.У. Зеленко снова побывал за границей. Мотивом его поездки был глубокий интерес и желание изучить формы внешкольного обучения и воспитания в США, в Европе (Англии, Германии) и Японии. Анализ зарубежного опыта и личные впечатления легли в основу книг А.У. Зеленко.1 Во всех его работах можно выявить как новаторские музейно-педагогические идеи, так и настойчивое желание воплотить их в жизнь. Конструктивные пред­ложения автора об устройстве новых, специализированных музеев для детей, к сожалению, не были реализованы им на практике и получили новый толчок развития несколько десятилетий спустя. В течение долгого времени не переиздавались интереснейшие и, увы, доступные только немногим труды Зеленко.2 Лишь недавно был по достоинству оценен исследователями его вклад в развитие отечественной музейной педагогики.3 Именно поэтому рассмотрение детского музея как лейтмотива педагогической деятельности А.У. Зеленко представляется нам как никогда актуальным.

Очевидно, что книга «Детские музеи в Северной Америке» была написана под сильным впечатлением поездки за гра­ницу («за чертополох») и наполнена парящей фантазией о возможностях применения зарубежного опыта в России. В последующих трудах доминирует явное «приземление», то есть осознание автором ограниченности ресурсов в силу тяжёлого положения страны, в которой он живет и работает. Однако некоторые новшества в музейном деле, увиденные за океаном, удалось претворить в жизнь. Например, когда так понравившиеся А.У. Зеленко в Америке «жизненные группы» были впервые показаны, в СССР, на них началась мода. «Такие панорамы начинают работаться в школах и даже в детских са­дах. Увлечение ими иногда принимает даже опасные размеры, и они могут быть полезны лишь в том случае, если их замысел строго приноровлен к бу­дущей внутренней и внешней работе самой школы». 4 Показательна позиция Зеленко: увлекаясь тем или иным новшеством, тем не менее, он не теряет ни чувства меры, ни чувства реальности. Автор не только анализирует практическую сферу деятельности зарубежных музеев, но и демонстрирует глубокое осмысление современных ему учений и концепций. Часто ссылаясь на работы М. Монтессори, Де-Кроли, Уольса, а также других психологов и педагогов, он пытается увязать иностранный опыт с достижениями русской и советской педагогики. Мотивировки поступков Зеленко на педагогическом поприще кроются, на наш взгляд, в его особом, пристальном внимании к внутреннему миру человека, творческому по­тенциалу личности, в убеждении об изначальной способности к саморазвитию, а также в тонком понимании особенностей детской психологии.

Внимательное чтение книг Зеленко позволяет приоткрыть некоторые грани личности автора. Например, в работах конца 1920-х годов им цитируется расстрелянный за участие в контрре­волюционном заговоре поэт Н. Гумилев, что свидетельствует не столько о его литературных пристрастиях Александра Устиновича, сколько о человеческой смелости, поскольку в те годы к занятию педагогикой допускались лишь «идеологически выдержанные люди». Именно в это время Зеленко приходилось рабо­тать и с голодными петроградскими подростками, и с только что пойманными карманниками дошкольного возраста. Не хватало не только учебников и учебных пособий, но и дров, чтобы протопить школу. Тогда Зеленко приобрёл массу наблюдений, на основании которых он вынес убеждение о том, что «главная игрушка - воображение ребёнка». 5

Тяжёлые условия не только не сломили педагога, но и научили использовать любые возможности для обуче­ния и воспитания: «Мы собирали с детьми вырезки из аляповатых узоров га­зетных реклам, обёртки узоров на чае, мыле, кофе, духах, дешёвые обои, ку­сочки дешёвого ситца, грубые лубочные картинки, сопоставляли их с срав­нительно удовлетворительными открытками, литографиями, приложениями к журналам и с хорошими воспроизведениями картин или художественными фотографическими снимками портретов и видов природы. Дети охотно при­носили из дома образцы того бедного красотой узора, который встречается им в быту, и сравнительно в короткое время их оценка прелести красоты по­вышалась и давала много радостных моментов и им самим, и руководителям».6 Непосредственный контакт с детьми, постоянное общение с ними, а также понимание необходимости решения сложных педагогических задач, особенно в период экономической разрухи, послужили толчком к размышлениям Зеленко о роли учреждений образования и культуры, в том числе и музеев, в их решении. «Годится ли ... для детей старый тип музея, выросший из случайно нако­пленных богатств человеческой культуры, устроенный большей частью в до­ме, не приспособленном к удовлетворению несдержанных детских реакций, и размещающий свои коллекции в порядке, скорее удобном для систематиче­ского ума взрослого, а не для детских пытливых интересов».7 Риторический вопрос, заданный А.У Зеленко, предполагал отрицательный ответ, поскольку сам ученый был убежден в необходимости организации специального детского музея. Поэтому он предложил свою модель детского музея. Творчески переработав усвоенный зарубежный опыт, он до­полнил его рядом нововведений, обусловленных спецификой образования в Стране Советов и личными педагогическими наблюдениями: «...окружающая жизнь прямо бурлит своими подсказами того, чем мог бы быть детский музей».8 Таким образом, мотивацией появления замысла Зеленко послужили как объективные исторические условия его педагогической деятельности, так и глубокая внутренняя убежденность в актуальности и жизнеспособности его главной идеи.

Детский музей, по его мнению, должен служить интересам «маленького народа так же широко, как это делают современные музеи для взрослых». Идея создания детского музея, подчеркивал А.У. Зеленко, чрезвычайно важна, «потому, что при помощи такого музея, мы сокровища материальной культуры приводим к детям именно в том возрасте, когда они начинают жадно интересоваться окружающим».9 В представлении Зеленко, детский музей – это экспериментальное и новое явление, следовательно, он должен быть максимально мобилен, приспособлен для перестановок и опытов, готов к переменам. В связи с этим его коллекции должны состоять из предметов, позволяющих детям брать их в руки, рассматривать, изучать устройство, то есть осуществлять тактильный контакт с ними. Следовательно, детский музей, учитывающий интересы детей, с одной стороны, позволяет проявляться "детским реакциям в более активной и плодовитой для их развития форме»10, а с другой - открывает взрослым широкие возможности для изучения природы детского развития.

А. У Зеленко разработал стройную структуру детского музея, которая ярко свидетельствует о новаторском характере музейного проекта. По его мнению, в музее должны быть «смешная комната», «комната детских игр, игрушек и кукол», «комна­та детских коллекций и любимых вещей», «комната приключений и диковинок», «комната света и тьмы», «комната вкусных вещей», «комната звуков, шумов и музыки», «комната любопытных запахов», «комната "ощупай и угадай"», «открытий и изобретений», «замечательных людей» и др.

Он был убежден в том, что надо с первых же шагов по му­зею привлечь маленьких посетителей на свою сторону, ибо «упражнения ма­ло дают, если их сроднить со скукой».11 Основная задача всех этих комнат, состояла в том, чтобы показать ребенку, что «музей - это дом чудес из детского же мира... а не что-то такое, куда его тащат на скучную прогулку».12 А.У Зеленко подчёркивал необхо­димость равномерного развития пяти органов чувств: «В то время как старая школа пользовалась больше всего слуховыми реакциями, а новая всё больше опиралась на зрительные, остальные три органа чувств почти не используются и недостаточно развиваются».13 Зеленко считал необходимым и возможным приобщать детей к музею с самых ран­них лет. Однако характер музейной работы с дошкольниками не был им окончательно разработан. Размышляя по этому поводу, он писал: «Остаётся одно затруднение: если позволить малышам играть с выставлен­ными предметами, то музей невольно превратится в детский сад, а если не позволить, то в музее будет устроен довольно громкий концерт детского пла­ча и придется сильно разочаровывать детей».14

Введенный в структуру музея "Отдел общественных интересов и современной жизни", не существо­вавший ни в одном детском музее за рубежом, был вынужденной данью полити­зации воспитания в системе советского народного просвещения. Но при этом многое разрабатывалось впервые. В том числе были предложены: специальная детская музейная библиотека; ресторан или столовая при музее; аудитория для проведения общественных мероприятий; кинозал.

Таким образом, детский музей создавал все условия и предоставлял возможности ребенку провести собственное «исследование» и творить самому сначала в знакомом ему реальном мире, а затем в мире искусства как высшей ступени проявления человеческого духа. «Своеобразная задача детского музея лежит в том, чтобы вызвать сначала более активную реакцию у детей, затем более утонченную и сложную по чувствительным качествам и, наконец, помочь самостоятельной творческой работе интеллектуального характера».15

А.У. Зеленко мечтал о превращении детского музея в Детский дворец - Музей-Дворец ребенка, который стал бы целым центром, подобным американским культурным поселкам ("сетлементам"), со своим театром, парками, творческими мастерскими. Несмотря на то, что идея строительства детского дворца-музея была поддержана несколькими московскими музеями и некоторыми сотрудниками Наркомпроса, проект, опередивший время, не получил практического воплощения.

В 1930-50-е годы в условиях тоталитарного режима дальнейшее развитие детского направления в педагогической науке и экспериментов в практической педагогике, в том числе и в музеях, было невозможно. Идеи А.У. Зеленко оказались не востребованными, и он был вынужден отойти от музейно-педагогической деятельности. В 1947 году он защитил диссертацию по архитектуре и начал работать в Научно-исследовательском институте художественного воспитания АПН РСФСР.

Сегодня, обращаясь к поискам отечественных ученых и педагогов первой четверти ХХ века, мы понимаем, что многие "современные" теории и методики корнями уходят именно в то время. Именно поэтому изучение педагогических идей А.У. Зеленко, выявление мотиваций его научно-практической деятельности приобретает особенно важное значение.


Сетлементы (устар., правильно: сеттльмент, англ. settlement: поселение)

 Клуб также получил название «Сетлемент» и находился в Москве, в доме, специально спроектированном для него А.У. Зеленко (в Вадковском переулке). По вечерам в нем собирались дети с окраин для занятий в кружках и бесед с педагогами.

 Общество «Сетлемент» просуществовало с 1905 по 1908гг. О целях его создания и причинах закрытия подробнее см.: Пархоменко Т.А. Культура России и просвещение народа во второй половине XIX - начале XXвв. М., 2001. С.200.

1 См. основные работы А.У Зеленко: Детские музеи в Северной Америке. М., 1925; Сельские клубы молодёжи в Северной Америке. М., 1926; Американцы в своих клубах и общественных центрах. М., 1927; Школьный музей. М., 1927; Детские парки. М.-Л., 1938.

2Зеленко А. У. Детские музеи в Северной Америке // Музееведение в России в первой трети ХХв. Сб. науч. тр. / Музейное дело. Вып.24. М., 1997. С.188-221.

3 Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001. С. 188-191.

4 Зеленко А.У. Школьный музей. М., 1927. С. 21.

5 Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке. М., 1926. С. 123.

6Там же. С. 173-174.

7 Там же. С. 103.

8Там же. С. 115.

9Цит. по: Рашитова Р.С. Детский музей (к истории вопроса) // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика практика. Сб. науч. трудов. /НИИ культуры. М.,1989. С. 71.

10 Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке. М., 1926. С. 108.

11 Там же. С. 108.

12 Там же. С. 119

13 Там же. С. 134

14 Там же. С.132

15Там же. С.185

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер icon Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций
Социально- экономическая эффективность результатов исследования молодых ученых в области образования. Материалы всерос науч практ...
Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер icon Опубликовано: Пространство и время в восприятии человека: историко-психологический...
Пространственно-временная организация музея и особенности ее восприятия посетителем
Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер icon «Программа деятельности школьного краеведческого музея»
Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея. Школьный краеведческий музей обладает...
Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер icon Статья опубликована в издании: Методология и методы исторической...
И. В. Троицкая (Санкт-Петербург), 2009. (Статья опубликована в издании: Методология и методы исторической психологии: Материалы XXVI...
Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер icon Е. Н. Мастеница Мегамузей в мегаполисе
«глобальный музей в глобальном мире». Делается вывод о появлении своеобразных «музейных империй», осваивающих не только территории...
Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер icon Опубликовано: Исторические, философские, политические и юридические...
Опубликовано: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики....
Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер icon Руководство научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой...
Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения
Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер icon Список публикаций О. Л. Новиковой 1995 К. Ф. Калайдович и описание...
К. Ф. Калайдович и описание Супрасльского сборника // Петербургские чтения – 95. Материалы научной конференции 22-26 мая 1995 г....
Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер icon Доклад На тему: «Как установить контакт с классом»
Иначе говоря, общение уже выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно...
Е. Н. Мастеница Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А. У. Зеленко Опубликовано: Исторические персоналии: мотивировка и мотивации поступков. Материалы Всерос научной конф. 16-17 дек. 2002г. С-петер icon Козьмы Минина Источник и его роль в историческом познании Материалы...
Источник и его роль в историческом познании: Материалы международной научной конференции 1718 мая 2012 года
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции