Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия




Скачать 72.88 Kb.
НазваниеДислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия
Дата публикации14.05.2014
Размер72.88 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Дислексия
В современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия – полное отсутствие чтения, дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением.
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв.

1. Происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание

2. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
В процессе можно условно выделить две стороны:

- техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением)

- смысловую, которая является основной целью чтения.
Навык чтения проходит в процессе формирования ряд этапов( по ЕгоровуТ.Г.):

  1. овладение зукобуквенными обозначениями;

  2. послоговое чтение;

  3. становление синтетических приемов чтения;

  4. синтетическое чтение;


Авторы: Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Р. Беккер, О. А. Токарева, Р.И. Лалаева

Причины: до настоящего времени причины точно не установлены. Чаще всего проявляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.
Некоторые авторы говорят о наследственной предрасположенности, другие отмечают пренатальные, натальные и постнатальные вредности и патологические факторы, третьи связывают дислексию с воздействием биологических и социальных факторов.
Нарушения чтения могут вызываться причинами органического характера, т.е. повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (при афазиях, дизартрии, алалии), а также причинами функционального характера.
Функциональные причины (задерживают формирование психических функций, обеспечивающих процесс чтения):

-внутренние (соматические заболевания);

-внешние(неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, педзапущенность)
Классификация:

По проявлению выделяют две формы:

-литеральную(неспособность или трудность в усвоении букв);

-вербальную(трудности чтения слов) Это условное деление т.к. обе формы можно встретить у одно и того же ребенка.
По Токаревой О.А. дислексии классифицируют в зависимости от первично нарушенного анализатора слухового, зрительного или двигательного. В связи с этим выделяют:

- акустическую (самая распространенная, связана с недифференцированностью слухового восприятия и недостаточным развитием слухового анализа) Здесь буква не воспринимается как сигнал фонемы, смешиваются сходные по артикуляции и звучанию звуки(свистящие –шипящие, звонкие-глухие и т.д.)

-оптическую (неустойчивость зрительного восприятия и представлений) Плохо формируются связи зрительный образ буквы – звук, одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается смешение букв сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении (вербальная дислексия).

- моторную(затруднения в движении глаз при чтении). Правда такие нарушения наблюдаются практически у всех детей с дислексией, это является не причиной, а следствием трудностей чтения. (Поэтому выделение моторной дислексии как самостоятельного вида многие считают не целесообразным)
По Хватцеву М.Е. дислексии классифицируют в зависимости от нарушенных механизмов.

-Фонематическая (нарушение фонематического слуха)

-Оптическая ( нарушение зрительного восприятия)

-Оптико-пространственная

-Семантическая

-Мнестическая.
Автор считал, что у детей могут наблюдаться только две первые формы, другие проявляются при афазиях, в результате распада соответствующих функций. Он не учитывал все операции процесса чтения.
С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет:

-Фонематическую дислексию. Недоразвитие функции фонематической системы языка, где каждая единица характеризуется совокупностью смыслоразличительных признаков: твердость- мягкость, звонкость – глухость, место и способ образования, участие небной занавески. Если фонемы отличаются по одному признаку, говорят о близких звуках, если таких признаков несколько – звуки далекие, не сходные между собой. У ребенка могут быть недоразвиты ф-ции фонематического восприятия, анализа, синтеза, в зависимости от этого фонематическую дислексию делят на две формы:

Первая – нарушение чтения связано с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциация фонем) – трудности усвоения букв, замены звуков сходных по акустическим и артикуляционным признакам (б-п,д-т,с-ш,ж-ш….)

Вторая форма – недоразвитие фонематического анализа – побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски согласных при стечении, вставка гласных между согласными при стечении, перестановка звуков, пропуск и перестановка слогов)

- Семантическая дислексия (механическое чтение) нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Такие нарушения могут отмечаться при послоговом чтении и при синтетическом (чтении целыми словами).

Нарушение понимания прочитанного обусловлено тремя факторами:

-трудностями звукослогового синтеза (не узнают слова, разделенные на части, не способны объединить слоги в единое целое)

-недифференцированностью представлений о синтетических связях внутри предложения (слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

-бедностью словаря.
Особенно часто семантическая дислексия встречается у УО и детей с ЗПР.
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислекии наблюдаются:

-изменение падежных окончаний и числа существительных (из-под листьях, у товарищах, около кошка)

-неправильное согласование в роде, числе и падеже сущ. и прил. (рассказ интересное, веселую детей)

- изменение числа местоимения (вместо все – весь)и родовых окончаний местоимений(такая город, наш ракета)

-изменение окончаний глаголов 3лица прошедшего времени (это был страна, ветер промчалась)

-формы времени и вида глаголов (влетел-влетал, видит-видел)

Аграмматическая дислексия чаще встречается у детей с системным недоразвитием речи на синтетической ступени формирования навыка чтения.
Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения букв и недифференцированных заменах. Обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести последовательность из 3-5 звуков или слов, даже если воспроизводят, то нарушают порядок их следования, пропускают, сокращают их количество. Нарушение связи между звуком и буквенным образом наиболее ярко проявляется на этапе овладения звукобуквенными обозначениями.
Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешении сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительным элементом (Ш-Щ, З-В, Л-Д), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве(Т-Г, Р-Ь,Н-П).
Данная форма дислексии связана с недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-пространственного восприятия, нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.
При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.
Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В ее основе лежат нарушения дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешение тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, и точек расположенных зеркально. У таких детей отмечается скачкообразность движений пальцев, неловкость, лишние движения.
Характеристика ошибок:
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.).
2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а).
3. Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
4. Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.
5. Аграмматизм при чтении. Он проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
Симптоматика и течение дислексии зависит от ее вида, степени выраженности, этапа овладения чтением.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия iconСписок для чтения 5 класс
Списки для обязательного чтения по литературе по программе Меркина для 5 – 11 классов

Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия iconОтчет об исполнении предписания об устранении нарушений мбоусош №19
Министерства образования и науки Республики Дагестан об устранении нарушений законодательства в сфере образования от

Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия iconАналитическое задание
Изучив первоисточники (литературу для самостоятельного чтения), найти ответы на следующие вопросы

Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия iconВ этой лекции мы рассмотрим следующие основные вопросы: что изучает...
Бекетов А. И. Курс лекций по фармакологии (учебное пособие для отечественных и иностранных студентов): в 2 ч. Часть – 2-е изд., перераб...

Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия iconТрубы стальные термины и определения гост 28548-90 (ст сэв 6584-89)
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий основных видов стальных труб

Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия iconЗащита древесины термины и определения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий, относящихся к защите древесины

Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия iconСценарий литературной игры «России первая любовь»
...

Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия iconЛитература для чтения 4 класс обучения
Фет. А. К., Толстой. А. А., Ахматова. Ю. П. Кузнецов Произведения для самостоятельного чтения учащихся

Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия iconИзмерение релевантных издержек и поступлений для принятия решения
Для обозначения оп­ределенных конкретных издержек и доходов, которые должны быть получены для проведения специального ис­следования,...

Дислексия в современной литературе используют следующие термины для обозначения нарушений чтения: Алексия iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции